С 2025 года изменится порядок уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК. Подробнее>>
С 2021 контролирующие лица вправе перейти на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли КИК. Суть данного режима заключается в следующем:
- Контролирующее лицо ежегодно платит НДФЛ 5 100 000 руб.
- Не платит НДФЛ с прибыли всех своих КИК (не имеет значение их количество)
- Не представляет финансовую отчетность и аудиторское заключение (в случаях, когда оно требуется)
- Но уведомление о КИК представляет ежегодно
При этом есть существенные недостатки данного режима:
- Если контролирующим лицом будут получены дивиденды от КИК, то они будут облагаться НДФЛ в общем порядке. Т.е. фактически возникает двойное налогообложение: первый раз контролирующее лицо заплатит НДФЛ с фиксированной прибыли КИК в размере (5 100 000), а второй раз уже с распределенной прибыли в виде дивидендов.
- Налог, уплаченный в иностранном государстве с прибыли КИК, не засчитывается в счет уплаты НДФЛ с прибыли КИК в фиксированном размере. Т.е. также возникает двойное налогообложение.
- Отказаться от применения данного режима возможно только по окончании 5 лет.
Например, контролирующее лицо владеет двумя КИК. Стоимость составления финансовой отчетности и проведения ее аудита составляет от 250 до 400 тысяч рублей в год. Прибыль по двум КИК составила 35 000 000 руб. Контролирующее лицо переходит на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК и платит ежегодно 5 100 000 руб. Таким образом, контролирующее лицо вроде бы экономит, так как если контролирующее лицо не применяло бы вышеуказанный режим, то оно бы заплатило НДФЛ с прибыли двух КИК — 5 250 000 руб. А с учетом расходов на составление финансовой отчетности и проведение ее аудита, конечные затраты составили бы примерно 5 550 000 руб.
Но если контролирующее лицо, применяя режим уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК, получит дивиденды от двух КИК, оно, помимо 5 100 000 руб., заплатит НДФЛ 15% с 35 000 000 руб. (прибыль двух КИК) в размере 5 250 000 руб. Налоговая нагрузка поучается гораздо выше по сравнению с общим режимом налогообложения прибыли КИК (даже с учетом расходов на составление финансовой отчетности и проведение ее аудита).
Таким образом, данный режим экономически оправдан только с точки зрения экономии на услугах по составлению финансовой отчётности и аудиту, и только в том случае, если контролирующее лицо владеет большим количеством КИК.