О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
Мониторинг законодательстваМониторинг международного законодательстваКонсультации
3 марта 2020

DAC6 – раскрытие информации по трансграничным сделкам с элементами агрессивного налогового планирования

В рамках BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) под эгидой транспарентности предусмотрено 15 рекомендаций, направленных на обнаружение схем ухода от налогов, размытия налоговой базы, вывода доходов из стран с высоким налогообложением в страны с низкой или нулевой ставкой и многое другое.

В данной статье рассмотрим двенадцатую рекомендацию BEPS — Директиву (EU) 2018/822 от 25.05.2018, известную как Директива о налоговых посредниках (DAC6).

По нашему мнению, данная директива вызовет еще большее усложнение работы с иностранными регистрационными агентами, бухгалтерами и аудиторами (например, в процессе подготовки отчетности). Степень усложнения во взаимодействии с такими профессиональными посредниками будет тем выше, чем более высокие санкции будут предусмотрены к таким посредникам (подробнее о санкциях ниже в статье).

DAC6 содержит требования об обязательном раскрытии информации о трансграничных сделках с использованием схем агрессивного налогового планирования налоговым органам ЕС с целью дальнейшего автоматического обмена такой информацией между ними.

Ее действие обращено к посредникам ЕС, привлекаемых к разработке, сопровождению или исполнению трансграничных сделок, за исключением случаев, когда на них распространяются гарантии профессиональной тайны (legal professional privilege), или если они не являются резидентами стран ЕС. В вышеуказанных случаях обязанность по предоставлению информации о сделках с «потенциально агрессивным механизмом налогового планирования» ложится на самих налогоплательщиков.

В силу ретроспективности DAC6 обязанность по предоставлении такой информации налоговым органам ЕС начинается действовать за период с 25 июня 2018 года по 1 июля 2020 года (первый отчетный период). После вступления в силу DAC6 1 июля 2020 года такая информация должна предоставляться в течение 30 дней после того, как уже были предприняты шаги по осуществлению трансграничных сделок, подпадающих хотя бы под один из признаков (hallmarks), изложенных в Приложении IV DAC6.

Согласно статье 2 DAC6 в сферу действия Директивы входят все виды налогов, взимаемых государствами-членами или от его имени, его территориальными или административными подразделениями, включая местные органы власти, за исключением налога на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизные сборы, а также обязательные взносы социального обеспечения, подлежащие уплате в государстве-члене.

В контексте DAC6 под «посредником» понимается любое физическое или юридическое лицо, зарегистрированное или постоянно проживающее в ЕС, которое разрабатывает, реализует на рынке, организует, делает доступным к исполнению, управляет исполнением трансграничной сделки с признаком, предусмотренным DAC6, или любое лицо, которое предоставляет помощь в отчетности, знает или имеет достаточно оснований полагать о наличии в сделке признаков, противоречащих DAC6. Более того, посредник должен соответствовать хотя бы одному из следующих условий:

  • Имеет налоговое резидентство в ЕС
  • Оказывал услуги в отношении трансграничной сделки через свое постоянное представительство в ЕС
  • Зарегистрирован или регулируется законодательством ЕС
  • Зарегистрирован в профессиональной ассоциации, которая объединяет юридических или налоговых консультантов

Примечательно, что нет единого понимания «профессиональной ассоциации», членство в которой будет накладывать обязательство на ее участников подчиняться правилам Директивы. Европейские правоведы и практики сходятся лишь в одном: необходимо наличие штаб-квартиры ассоциации в ЕС.

По нашему мнению, российские профессиональные посредники — члены ассоциаций, не ведущие свою консалтинговую, налоговую или правовую деятельность в ЕС, не будут подпадать под сферу действия DAC6. Несмотря на это, практика применения экстерриториальности структурами ЕС имеется, например, Директива о защите персональных данных (General Data Protection Regulation (GDPR)).

Таким образом, данный вопрос подлежит дальнейшему мониторингу с целью избежать проблем с законодательством ЕС.  

Таким лицом может быть бухгалтер, налоговый консультант, юрист или банкир. В исключительных случаях, когда посредник освобождается от обязанности сообщать о сделки с признаками агрессивного налогообложения, он обязуется сообщить об этом другим посредникам, либо налогоплательщику непосредственно.

Информация, которая должна содержаться в заявлении налоговым органам ЕС:

  1. Идентификация посредников и соответствующих налогоплательщиков — имя, дата и место рождения (в случае физического лица), место жительства для целей налогообложения и налоговый идентификационный номер.
  2. Признаки — подробные сведения о признаках, из-за которых сделка признается отчетной.
  3. Краткое изложение сообщаемой трансграничной сделки, включая стоимость задействованных активов.
  4. Сроки — дата, когда был или будет сделан первый этап в реализации сообщаемой трансграничной сделки.
  5. Соответствующие государства-члены — идентификация государства-члена соответствующего налогоплательщика(-ов) и любого другого государства-члена(-ов), которые могут быть связаны с отчетной сделкой.
  6. Другие затронутые лица — идентификация любого другого лица (лиц) в государстве (ах)-члене(ах), которое может быть затронуто сообщаемой сделкой с указанием того, к какому государству-члену относится такое лицо.
  7. Ссылочный номер сделки — если более чем один посредник или налогоплательщик обязан подать информацию, один ссылочный номер должен действовать для всех, чтобы их можно было связать с одной сделкой.
  8. Ссылки на нормы национального налогового права, представляющие основу сделки.

В связи с этим, все страны-члены обязуются имплементировать в свои национальные законодательства положения Директивы до конца текущего года. Первый автоматический обмен информацией в рамках DAC 6 между странами-членами ЕС запланирован на 31 октября 2020 года.

Великобритания

http://www.legislation.gov.uk/uksi/2020/25/made

За нарушения требований предусмотрен штраф в размере 5 000 фунтов, а также дополнительный штраф 600 фунтов в день за непрекращение нарушения с возможностью оспорить сумму штрафа в суде.

Комментарий руководителя лондонского офиса Валентины Нассиповой

Ирландия

https://data.oireachtas.ie/ie/oireachtas/act/2019/45/eng/enacted/a4519.pdf

Если посредник или соответствующий налогоплательщик не сообщает о сделке в рамках DAC6 в течение 30-дневного отчетного периода: штраф до 500 евро в день за сделку.

Если посредник или соответствующий налогоплательщик не выполняет свои обязательства в соответствии с переходными положениями, касающимися сделок, осуществленных до 1 июля 2020 года, или в случаях, когда посредник не выполняет свои обязательства в отношении рыночной сделки или в результате правил LPP (legal professional privilege) — штраф до 4 000 евро за сделку.

Если нарушение требований продолжается после наложения штрафа — 100 евро в день за сделку.

Если налогоплательщик не указывает ссылочный номер, присвоенный отчетной трансграничной сделке, в свою годовую налоговую декларацию: штраф до 5 000 евро.

В законопроекте уточняется, что если ИНН посредника или налогоплательщика неизвестно лицу, обязанному уведомить о необходимости сообщить о сделке по DAC6 других посредников и налогоплательщиков, разрешается указать только адрес таких посредников или налогоплательщиков.

Латвия

На данный момент не было принято никакого закона в соответствии с DAC6.

Литва

https://www.e-tar.lt/portal/ru/legalAct/ef7cb510b1c211e98451fa7b5933515d

За несоблюдение требований будут применяться штрафы в размере от 1 820 до 5 590 евро. Штрафы могут быть увеличены до 3 770 евро — 6 000 евро за повторные нарушения.

В отличие от Директивы, по трактовке законопроекта Литвы посредники не могут полагаться на отчеты, сделанные другим посредниками, т.е. они не освобождаются от своих собственных обязательств по отчетности. Следовательно, если имеется более одного посредника, обязанность по отчетности возлагается на всех посредников, участвующих в трансграничной сделке.

Эстония

https://www.riigiteataja.ee/en/eli/ee/511022015001/consolide/current

https://www.riigiteataja.ee/en/eli/ee/Riigikogu/act/503122019002/consolide

Разовое предупреждение или штраф в размере до 3 300 евро (в первом случае он не может превышать 1 300 евро, а во втором — 2 000 евро).

Кроме того, следующие штрафы, установленные Эстонским законом о налогообложении, должны применяться за невыполнение обязательства:

  • Штраф до 1 200 евро для физических лиц
  • Штраф до 3 200 евро для юридических лиц

В проекте пояснительных примечаний разъясняется, что обязанность сообщать о договоренностях в соответствующий налоговый орган лежит главным образом на лицах, предоставляющих налоговые консультации, бухгалтерский учет, консультации по финансовым инвестициям и юристов.

Кипр

Законопроект в соответствии с DAC6 еще не был опубликован.

Тем не менее, за несоблюдение обязательств со стороны посредников или налогоплательщиков предусмотрены штрафы, размер которых будет зависеть от характера нарушения (до 20 000 евро за нарушение).

Посредник может быть освобожден от своих обязательств по представлению отчетности, если он предъявит доказательства того, что другой посредник уже сообщил о сделке с налоговой выгодой.

Чехия

За невыполнение обязательств по отчетности штраф на сумму до 500 000 чешских крон (около 20 000 евро).

Посредники, которые подпадают под гарантию профессиональной тайны и не выполняют свои обязательства по информированию других посредников и налогоплательщиков о требовании сообщить (информационная обязанность), могут быть оштрафованы на сумму до 500 000 чешских крон (около 20 000 евро).

Предполагается, что за нарушение обязательства хранить соответствующие документы в течение 10 лет также предусмотрен штраф.

Когда банк открывает лицу банковский счет, но не знает, что банковский счет будет использоваться в рамках отчетного трансграничного соглашения, банк не будет считаться посредником.

Посредником признается только то лицо, которое объективно осознает свою вовлеченность в сделку, подлежащую отчету. Объективные знания определяются на основании критериев, изложенных в DAC6. Посредник освобождается от обязанности, если предоставит доказательства того, что другой посредник уже сообщил такую информацию в другом государстве-члене. Все предоставляемые документы по отчетности должны храниться в течение 10 лет посредниками.

Планируется разработка стандартной формы для отчетности в электронном виде.

Нидерланды

Административный штраф, не превышающий 830 000 евро, будет наложен в случае преднамеренного или грубого несоблюдения этих обязательств, сроков, надлежащей формы. Вышеуказанный штраф должен быть соразмерным: он зависит от фактов и обстоятельств дела, будут учитываться смягчающие и отягчающие обстоятельства. Серьезные случаи несоблюдения могут привести к уголовному преследованию.

Не нужно сообщать о сделках, по которым не было принято решение об их исполнении, а также не были произведены шаги по реализации. Соглашение считается готовым к исполнению, если будут определен хотя бы один конкретный налогоплательщик по сделке, или было достигнуто соглашение о его реализации.

«Посредник» — это фирма (юридическое лицо), а не индивидуальный налоговый консультант, действующий от имени фирмы / юридического лица, квалифицируется как посредник если:

  1. Фирма / юридическое лицо заключила договор на обслуживание с соответствующим налогоплательщиком
  2. Индивидуальный налоговый консультант является сотрудником фирмы / юридического лица

Также не является посредником нанятый соответствующим налогоплательщиком отдельный налоговый консультант, работающий in-house. Обязанность по представлению отчетности лежит на налогоплательщике.

Швейцария

Нет информации о санкциях.

Лихтенштейн

Нет информации о санкциях.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2020 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации. Использование Сайта, в том числе использование формы обратной связи, означает согласие с Политикой конфиденциальности.