О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
Мониторинг законодательстваМониторинг международного законодательстваКонсультации
15 апреля 2019

Третий этап амнистии капиталов

Комментарии к законопроектам в связи с третьим этапом амнистии капиталов (проекты: 687101-7, 687102-7, 687103-7, 687104-7) (На момент написания статьи Федеральный закон №110-ФЗ от 29.05.2019г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» еще не был принят. В текст статьи внесены соответствующие изменения.)

В связи с особой актуальностью вопроса ниже приводим наши комментарии к законопроектам до вступления в силу соответствующих законов.

Анализ данных законопроектов рассчитан на уже опытных пользователей. Комментарии по первому и второму этапам амнистии капиталов приведены соответственно: https://www.l-b.ru/presscenter/news/3055 и https://www.l-b.ru/analitica/consultation/amnistiya_stage_2.

  • Сохранен тот же объем гарантий, как и при втором этапе амнистии капиталов. Однако для получения гарантий необходимо теперь выполнение двух новых условий (см. ниже по тексту).
  • Срок подачи Специальной декларации установлен с 01.06.2019 г. по 29.02.2020 г.
  • Амнистия предоставляет гарантии в отношении деяний, совершенных до 01.01.2019 г.
    • Введено более жесткое условие по сравнению с предыдущими этапами амнистии. Декларант должен (необходимо одновременное выполнение двух условий):
      • зачислить все имеющиеся денежные средства на российские счета со счетов, которые декларант указал в Специальной декларации,
        • формально при закрытии счета иностранный банк может удерживать комиссии, что может вызвать проблему, т.к. на момент возврата денежных средств на российский счет не получится обнулить счет в иностранном банке;
        • на момент подачи Специальной декларации необходимо предоставить выписку со счета в иностранном банке с нулевым остатком.
      • (УКАЗАННОЕ ДАЛЕЕ УСЛОВИЕ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ КИК БЫЛО ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧЕНО В ИТОГОВОЙ ВЕРСИИ ПРИНЯТОГО ЗАКОНА. ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ СОХРАНЕН НАМИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ.) ликвидировать все имеющиеся КИК
        • необходимо отметить, что достаточно часто декларанты даже не обладают информацией о статусе компаний, которые были брошены ранее;
        • в связи с этим получение гарантий в рамках третьего этапа амнистии может натолкнуться на серьезную проблему: декларанты просто не могут быть уверенными, что все их иностранные компании были должным образом ликвидированы (в этом смысле процедура «strikeoff» не является решением, т.к. компания может быть восстановлена);
        • можно предположить, что иностранные компании, ликвидированные до 01.01.2015 г. формально не являются КИК (однако рекомендуется в любом случае получить апостилированный сертификат о ликвидации данных компаний);
        • при этом процедуры подтверждения ликвидации всех КИК при подаче Специальной декларации не предусмотрено. Можно предположить, что как минимум налоговый орган должен/может проверить, предоставлено ли декларантом Уведомление о прекращении участия по всем КИК, о которых декларант уведомлял налоговый органы ранее.
  • Как и в рамках второго этапа амнистии предусмотрено (п.2.1. ст.45 НК), что взыскание налога не производится если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2019 года.
    • По нашему мнению, обязанность по уплате НДФЛ по итогам 2018 года не может возникнуть до окончания налогового периода (то есть не может возникнуть до 1 января 2019 года). Обязанность по уплате налога должна быть исполнена с 01.01.2019 г. по 15.07.2019 г.
    • Таким образом, по нашему мнению, сама сумма НДФЛ за 2018 год должна быть уплачена и не подпадает под амнистию.
    • Это также корреспондирует с тем, что деяние по неуплате налога за 2018 г. возникает с 16.07.2019 г., а значит условие предоставления гарантий по деяниям, совершенным до 01.01.2019 г. не распространяется на налогообложение в частности НДФЛ по итогам 2018 года.
  • Как и при втором этапе амнистия не будет распространяться на уплату НДФЛ с прибыли КИК.
  • Как и при втором этапе амнистии предусмотрено освобождение от ответственности по статьям КоАП 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 (в том числе штрафы 75-100% за нарушения порядка зачисления денежных средств на счета в иностранных банках физического лица — валютного резидента РФ). Освобождение предусмотрено по дату подачи Специальной декларации (как и при втором этапе).
  • Как и при втором этапе предусмотрено освобождение от уголовной ответственности по деяниям, совершенным до 01.01.2019 г. (предусмотренных статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ).
  • В Специальной декларации теперь могут быть указаны следующие сведения (два новых условия амнистии):
    • сведения о государственной регистрации международных компаний (далее — «МК») в порядке редомициляции в специальные административные районы (САЗ: остров Русский, Остров Октябрьский) (подробнее о порядке редомициляции см. https://www.l-b.ru/analitica/consultation/amnistiya_2019);
      • декларант должен признаваться контролирующим лицом данных компаний на дату регистрации МК;
      • с учетом того, что процедура регистрации МК требует определенных действий для подготовки иностранной компании к редомициляции, для использования гарантий третьего этапа декларанту необходимо начинать подготовку к редомициляции заранее (с оффшорами из «черного» списка это еще сложнее и требует еще большего времени) (подробнее о подготовке иностранной компании к редомициляции см. https://www.l-b.ru/services/registration_in_europe/redomicilyaciya);
      • получение гарантий для «прошлой жизни» МК может и не требоваться, если срок давности привлечения к ответственности уже и так истек. Однако для ряда иностранных компаний это может быть решением для минимизации риска признания иностранной компании налоговым резидентом РФ по месту ее управления (ст.246.2 НК РФ);
    • сведения о зачислении денежных средств на счета в банках в РФ;
      • речь идет только о денежных средствах: перевод ценных бумаг в управление российскому банку/брокеру не будет считаться выполнением условия для амнистии;
      • в том случае, если на иностранном счете физического лица — валютного резидента РФ числятся ценные бумаги, то для выполнения условия амнистии данные бумаги придется продавать, что в свою очередь приведет к следующим последствиям:
        • возможно потребуется платить НДФЛ (с учетом курсовой разницы);
          • в данном случае необходимо заранее запросить у иностранного банка выписки для подтверждения расходов на приобретение продаваемых ценных бумаг (выписки должны включать период приобретения продаваемых ценных бумаг);
        • необходимо оценить риски штрафа 75-100% за нарушение валютного законодательства в части зачисления денежных средств на иностранный счет физического лица — валютного резидента РФ;
      • в этой части речь идет о счетах физического лица, открытых до 01.01.2019 г.
  • По нашему мнению, планирование подачи Специальной декларации должно учитывать следующие факторы:
    • при указании в Специальной декларации одновременно двух типов сведений: редомициляция и возврат денежных средств:
      • в том случае, если на иностранном счете физического лица — валютного резидента РФ имеются ценные бумаги, то необходимо операции по продаже ценных бумаг и переводу денежных средств в РФ максимально приблизить к дате регистрации МК, поскольку чем больше период между «выходом в кэш» и подачей Специальной декларации, тем выше риски выявления этой операции контролирующими органами до того, как декларант успеет подать Специальную декларацию.
  • По сравнению с первым и вторым этапами амнистии к Специальной декларации теперь нужно приложить дополнительно следующие документы и/или сведения:
    • (УКАЗАННОЕ ДАЛЕЕ УСЛОВИЕ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ КИК БЫЛО ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧЕНО В ИТОГОВОЙ ВЕРСИИ ПРИНЯТОГО ЗАКОНА. ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ СОХРАНЕН НАМИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ.) В части сведений по МК — Заверение в произвольной письменной форме об отсутствии у декларанта на дату подачи Специальной декларации контролируемых иностранных компаний (далее — «КИК»).
      • Это фактически означает, что для целей амнистии кроме самой редомициляции декларант должен обеспечить ликвидацию иных КИК, которые он не будет переводить в САЗ. В связи с этим необходимо учитывать следующие факторы:
        • ликвидация КИК может быть сама по себе длительным процессом;
        • ликвидация КИК может повлечь за собой распределение активов КИК, которое будет приводить к налогообложению у контролирующего лица, а в третьем этапе декларирования не предусмотрено механизма безналоговой ликвидации.
      • Рекомендуется одновременно либо до подачи Специальной декларации подать Уведомление о прекращении участия в иностранной компании.
    • В части сведений о зачислении денежных средств на счета в банках в РФ:
      • Отчет о движении денежных средств за период с 01.01.2019 г. по дату в пределах 15 календарных дней до даты представления Специальной декларации или по дату закрытия счета.
        • Таким образом, для получения гарантий закрывать счет не обязательно на дату подачи Специальной декларации.
        • Поскольку многие декларанты при первом и втором этапах амнистии подавали Специальные декларации в Центральный аппарат ФНС, можно ожидать для третьего этапа такую же модель поведения. И в этом случае можно ожидать внесение изменения в регламент работы Центрального аппарата по приему Отчетов о движении денежных средств — ранее Центральный аппарат не принимал Отчеты о движении денежных средств.
      • Выписки со счета в российском банке, подтверждающие зачисление денежных средств, заверенные банком.
        • В этой части третий этап отличается от предыдущих — в момент подачи Специальной декларации налоговым органам становится известной конкретная сумма активов налогоплательщика. В пункте 3 и 4 Листа «Ж» Специальной декларации (новая форма) предусмотрено указание даты и суммы перечисления денежных средств. При этом пока не ясно, как нужно будет заполнять этот лист при переводах денежных средств в разных валютах и в разные даты.
  • Новацией третьего этапа амнистии является добавление в ст.217 НК РФ нового пункта 74 об освобождении от налогообложения доходов налогоплательщика от КИК при распределении прибыли КИК в 2019 году. Льгота предоставляется налогоплательщикам, не признававшимся налоговыми резидентами РФ по итогам 2018 года.
    • Формулировка данного пункта такова, что под распределением прибыли следует понимать именно сумму дивидендов. При этом дивиденды определяются по данным финансовой отчетности. Таким образом, вероятно для получения данной льготы необходимо подготовить финансовую отчетность, в которой сумма накопленной прибыли была бы не менее фактически полученных дивидендов.
    • Если налогоплательщик не признавался налоговым резидентом по итогам 2018 года, это автоматически означает, что он не подавал Уведомление о КИК за 2018 год (отчетный год — 2017, здесь и далее для простоты не рассматриваем ситуации некалендарного финансового года).
    • Однако налогоплательщик мог отчитываться по 2015 и 2016 отчетным годам, являясь налоговым резидентом РФ по итогам 2016 и 2017 годов соответственно. При этом прибыль могла не распределяться. И в этом случае формально под освобождение от налогообложения подпадает распределение в 2019 году ранее накопленной прибыли. На текущий момент не ясно, каким образом будет рассматриваться ситуация, если с ранее начисленной (не распределенной) прибыли по итогам 2015 и/или 2016 годов контролирующее лицо уплатило НДФЛ (например, при превышении лимитов прибыли КИК 50 и 30 млн. руб. соответственно).
      • Необходимо учитывать, что дивиденды необходимо распределять на счета физического лица — валютного резидента РФ в банках на территории РФ для исключения рисков штрафа 75-100%.
    • Данная льгота не требует предоставления Специальной декларации и соответственно соблюдения условий о ликвидации всех КИК и зачисления всех средств на счета в РФ.

Информация по теме

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2019 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту
Использование Сайта, в том числе использование формы обратной связи, означает согласие с Политикой конфиденциальности.