О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
Мониторинг законодательстваМониторинг международного законодательстваКонсультации
7 февраля 2020

Особенности регулирования токенизации в Лихтенштейне. Закон о блокчейне

С этого года вступил в силу широко обсуждаемый Закон Лихтенштейна о токенах и организациях, предоставляющих услуги на основе доверенных технологий (Token and TT Service Provider Act — TVTG), также известный как Закон о блокчейне.

Данный закон является серьезным шагом в легализации блокчейна, в нем заинтересованы не только участники рынка, но и само государство. Будучи членом ЕЭЗ, Лихтенштейн создал Закон, который полностью соответствует кодифицированным директивам и правилам ЕС/ЕЭЗ.

Следует отметить, что Лихтенштейн посредством своей открытости к блокчейну предоставит любому зарегистрированному поставщику услуг TT1 возможность осуществлять транзакции с цифровыми активами или токенами на рынках европейских стран.

Помимо учета европейских директив, имеющих отношение к блокчейну, Лихтенштейн пошел дальше и законодательно закрепил минимальные стандарты выдачи токенов, но самое главное, посвятил поставщикам услуг Trusted Technology (TT) большую часть TVTG. Чтобы новый закон удачно вписался в существующую нормативную базу, законодателям пришлось внести ряд поправок в Закон о должной осмотрительности (SPG), в Закон о надзоре за финансовым рынком (FMAG), в Закон о лицах и компаниях (PGR) и в Закон о предпринимательской деятельности (GewG).

Стоит отметить, что TVTG дает достаточно абстрактные определения, однако, не стоит бояться некой неопределенности в терминологии. Прежде всего потому, что при разработке законодательства в области технологий, риск устаревания законодательства крайне велик. Именно поэтому Закон Лихтенштейна посредством нейтральной терминологии и обтекаемых формулировок дает широкий простор для новых разработок и открытий.

Ценность TVTG в том, что он признает существование блокчейна, дает ему возможность развития, при этом предоставляет минимальную защиту пользователям и берет под контроль деятельность поставщиков услуг ТТ.

Модель «токен-контейнер»

В соответствии с TVTG токен — это часть информации в системе TT (может представлять собой претензии или права участников к другому лицу, права собственности, другие абсолютные, или относительные права) которые передаются одному или нескольким идентификаторам TT.

Технологически нейтральное определение токенов полностью соответсвует концепции «токен = контейнер» или Token Container Model (TCM). Так, в токен можно «положить» любой актив: акции, недвижимость, права, обязательства, валюта, металл, а можно ничего не класть и оставить «пустым» в виде цифрового кода. Такой подход ставит правовую определенность токена в зависимость от его «содержимого» и тем самым способствует в определении места токенов в правовом смысле.

Поставщики услуг ТТ

Говоря о теме блокчейна, в первую очередь на ум приходят криптовалюты, такие как Биткойн или Эфириум, которые представляют собой цифровое содержание токена-контейнера. Однако, мало кто задумывается, что в этот контейнер мы можем положить любой предмет физического мира, будь то картина или дом. Осознавая подобное заблуждение, законодатель предусмотрел и законодательно закрепил новые роли в сфере блокчейна, например, роль физического валидатора.

Так, основной задачей физического валидатора заключается в цифровизации объектов физического мира посредством помещения таких объектов в токены с соблюдением всех требований закона. Закон полезен тем, что он накладывает ответственность на поставщиков услуг ТТ в случае несоблюдения требований по идентификации объекта (серийный номер, сертификаты и т.д.) при цифровизации. Помимо физического валидатора, TVTG называет и других поставщиков (раздел 3.2; с. 66-77), а именно:

  • Генератор токенов: человек или организация, генерирующие токены.
  • Эмитент токенов: физическое или юридическое лицо, предлагающее токены публике от своего имени или имени другого лица или организации.
  • Депозитарий ключей TT: физическое или юридическое лицо, действующее в качестве хранителя, владеющее ключами от имени принципала.
  • Депозитарий токенов TT: физическое или юридическое лицо, владеющее токенами от имени другого лица или за счет другого физического или юридического лица.
  • Защитник ТТ: физическое или юридическое лицо, владеющее токенами от своего имени в системе ТТ в интересах третьих лиц.
  • Поставщик услуг обмена TT: физическое или юридическое лицо, обменивающее фиат (законное платежное средство) на токены или наоборот.
  • Проверяющий орган TT: лицо, проверяющее правоспособность и требования к использванию токена.
  • Поставщик ценовых услуг TT: физическое или юридическое лицо, предоставляющее пользователям системы TT агрегированную информацию о ценах на основе предложений о покупке и продаже или совершенных транзакций.
  • Поставщик услуг идентификации TT: лицо, которое идентифицирует лицо, уполномоченное распоряжаться токеном в системе TT, вводит или регистрирует такое лицо в каталоге.

Как уже было отмечено, государство берет под свое крыло контроль над сферой блокчейна. Поэтому желающие могут подавать свои заявки в режиме онлайн в Управление финансового рынка Лихтенштейна (FMA), где проводится проверка, направленная на борьбу с отмыванием денег, организованной преступностью и финансированием терроризма. После успешно зарегистрированные организации будут опубликованы на веб-сайте FMA.

TVTG также содержит более обширный список требований при регистрации поставщиков услуг TT (статьи 13–17), таких как отсутствие мошеннического банкротства, минимальный капитал (зависит от разных поставщиков услуг TT), специальные механизмы внутреннего контроля, и самое главное, наличие штаб-квартиры или места жительства (например, генерального директора) в Лихтенштейне.

Анализ TVTG приводит к выводу, что большая часть требований относится к поставщикам услуг, а именно обязывает их получать лицензию на свою деятельность, подавать отчеты, а также регистрироваться в специально созданных государственных реестрах. Ответственность за нарушение требований закона также присутствует и достаточно подробно описана.

Анализ правового регулирования блокчейна в Лихтенштейне

Как уже было сказано, Лихтенштейн включил в свою правовую систему большое количество директив ЕС, в том числе и по вопросам блокчейна. На сегодняшний день принятие вышеописанного закона было бы невозможно без законодательства ЕС, которое и сыграло свою знаковую роль в стремительном развитии блокчейна в Лихтенштейне. Так, чтобы осознать ценность нового закона, необходимо проанализировать уже существующий на тот момент базис правового регулирования в сфере блокчейна.

Неудивительно, что TVTG внес поправки по крайней мере в четыре действующих закона, токенизация происходит на всех уровнях и областях права. В этих законодательных актах уже говорится о DLT2, токенах и их правовом режиме.

Например, в § 81a Закона о лицах и компаниях (PGR) 1926 года и в дополнительных положениях, разъясняет следующее:

  • PGR признает существование (но не регулирует) дематериализованных акций.
  • Несмотря на то, что формат реестра для хранения бездокументарных прав не определен законом, под «Trusted Technologies» прямо подразумевается DLT.
  • Передача бездокументарных прав действительна только в том случае, если это делается через DLT.
  • Закон также исключает возможный конфликт между обязательством «реального мира» или передачей бездокументарных прав вне блокчейна и передачей токена, представляющего такие права на основе блокчейна.
  • Любое лицо, приобретающее бездокументарные права в блокчейне, должно быть защищено, даже если продавец не владел подразумеваемыми правами «реального мира».
  • Должник, осуществляющий платежи кредитору, внесенному в реестр DLT, освобождается от своих обязательств и в реальном мире.

Таким образом, законопроект Лихтенштейна признается одним из самых передовых в Европе: в нем поднимаются важные вопросы и правовые проблемы, которые еще подлежат рассмотрению в будущем.

Виды токенов, регулируемые законодательством Лихтенштейна

  • Служебные токены представляют собой доступ к продукту или услуге компании, или, точнее, к продуктам или услугам, предоставляемым сетью. Они предназначены как (будущие) покупки, а не как инвестиции. Служебный токен — это собственная валюта блокчейна или приложения, основанного на блокчейне (DAPP), он реализован для создания уникальной экономики токенов для блокчейна или DAPP.
  • Платежные токены, или транзакционные криптовалюты, представляют собой цифровые валюты на основе блокчейнов, созданные в качестве альтернативы традиционным валютам для финансовых транзакций.
  • Токены ценных бумаг очень схожи с традиционными, которые включают акции, облигации и опционы, однако с технологическим обновлением, эффективно дающим им потенциал для преобразования финансовой индустрии. Они имеют элемент, приносящий доход, и потенциальные права для держателя токена ценных бумаг, такие как дивиденды, проценты и право голоса. Такие токены уже сейчас активно используются мировыми компаниями, например, французский гигант финансовых услуг Societe Generale Group еще в прошлом году выпустил облигации на сумму около $112 млн в виде токенов-акций на блокчейне Эфириума.

Требования к лицензированию токенов в Лихтенштейне

Нормативные требования к ICO3 и STO4 в Лихтенштейне различаются в зависимости от вида выпущенного токена. Так, Управление по финансовым рынкам Лихтенштейна (FMA) в настоящее время проводит различие между токенами ценных бумаг (securitytokens), служебными токенами (utility tokens) и токенами платежа (payment tokens).

Стоит отметить, что юрисдикции во всем мире применяют различные подходы для классификации токенов. Однако, Лихтенштейн придерживается классификации правовых статусов токенов, признанной в ЕС. Так, токены ценных бумаг квалифицируются как инструмент финансовых инвестиций в рамках MiFID II (Markets in Financial Instruments Directive II). Служебные токены не признаются финансовыми инвестициями и в общем не урегулированы. Платежные токены служат средством оплаты. Для выпуска токенов ценных бумаг и служебных обычно не требуется никаких лицензий.

Рассмотрим некоторые особенности выпуска токенов:

  • Если компания планирует выпустить токены, она должна уточнить, является ли выпуск нерегулируемым ICO (служебными токенами), или это STO (токены ценных бумаг), и применяются ли законы о финансовом рынке.
  • Если компания выпускает токен ценных бумаг с целью долгового финансирования или привлечения капитала, ей не нужны никакие специальные лицензии. Однако в этом случае могут применяться национальные и европейские правила проспекта эмиссии.
  • Если компания выпускает служебный токен, а ICO в настоящее время не урегулировано, это означает, что эмитентам также не нужны никакие специальные лицензии. Тем не менее, нормативные акты могут измениться в связи с уже вступившим Законом о блокчейне, который налагает правила на ICO, что приводит к лучшей защите инвесторов.
  • Компаниям, выдающим платежные токены (обычно такие токены содержат реальную валюту) нужна электронная лицензия или банковская лицензия.
  • Токены могут иметь различные формы, и эмитент всегда должен уточнить точные юридические требования к своему токену. В некоторых случаях эмитентам по-прежнему могут понадобиться специальные лицензии из-за характера токенов.

Оплата токенов — совершенно иной процесс. Компании могут выдавать их только при наличии лицензии на электронные деньги или банковской лицензии. Лицензия на электронные деньги, как указано в директиве ЕАОС 2009/110/EC, позволяет предприятиям выпускать и переводить электронные деньги. Следовательно, находящийся в Лихтенштейне бизнес с лицензией на электронные деньги может предлагать услуги в других странах ЕЭП без дополнительных требований к утверждению (данная директива распространяется также и на Лихтенштейн несмотря на то, что страна не в ЕС, а в ЕЭП).

Не мало важно и решение FMA о создании команды FinTech в июне 2018 года, которая предоставляет консультации и рекомендации.

Таким образом, компаниям, желающим начать выпуск токенов в Лихтенштейне, необходимо изучить как национальное, так и европейское законодательство. Эта работа будет стоить того, поскольку бизнес, базирующийся в Лихтенштейне и имеющий соответствующую лицензию, будет иметь доступ ко всему рынку ЕЭП.

Отдельно o Token Securities

STO имеет две ключевых особенности: его функциональность и возможность согласования. Денежные активы помогут упростить процессы обмена и торговли, поскольку они взаимозаменяемы с другими отдельными товарами и активами, имеющими одинаковую стоимость, и имеют одинаковый вид. «Ценная бумага» — это не что иное, как финансовый инструмент, подкрепленный материальным реальным классом активов, например, доходом компании или операционной прибылью. Следовательно, он представляет информацию о праве собственности на продукт, в который инвестирован.

Токены ценных бумаг очень похожи на традиционные ценные бумаги, однако с одним ключевым отличием — токенизацей таких активов. Это очень интересно, потому что технологические обновления, которые стали возможными благодаря технологии блокчейна, могут значительно улучшить динамику оборота традиционных ценных бумаг, выведя довольно устаревшую инфраструктуру, на которой эта отрасль работает, на новый уровень. Потенциальные преимущества токенизации ценных бумаг включают в себя:

  • Программируемость ценных бумаг (автоматизированные выплаты дивидендов, интегрированные протоколы голосования, нормативные соответствия, такие как отчетность, процедуры KYC и AML).
  • Увеличение возможности передачи права собственности.
  • Совместимость несвязанных ценных бумаг.
  • 24/7/365 торговля ценными бумагами.
  • Значительное сокращение расходов в связи с сокращением большинства посредников.
  • Дробление ценных бумаг и активов, которые они представляют.
  • Значительное увеличение адресного (глобального) пула инвесторов.
  • Неизменная прозрачность.

По мере того как мы переходим от служебных токенов к токенам ценных бумаг, мы одновременно переходим от ICO к STO, что является аббревиатурой от предложения токенов ценных бумаг. Без обмена токенами ценных бумаг запуск STO невозможен.

Выпуск и эмиссия крипто-ценных бумаг: предложения токенов ценных бумаг (STO)

Учитывая склонность рынка к высококачественным, совместимым криптовалютам, есть веские основания полагать, что модель STO будет иметь большое значение для экосистемы блокчейна. С учетом того, что активы, представленные STO, уже существуют в реальном мире, они действуют как мост между унаследованными финансами и миром блокчейнов.

Ниже приведены семь причин в пользу применения STO:

  1. Программируемое владение и комплаенс (соответствие). STO являются программируемыми по своей природе, иными словами, протоколы соответствия могут быть встроены в реальный актив и с течением времени изменяться.
  2. Сокращение коррупции, мошенничества и отмывания денежных средств. Вероятность коррупции и манипуляций резко снизится и, возможно, будет исключена из инвестиционного процесса, так как число посредников значительно уменьшится.
  3. Усовершенствование криптоэкосистемы. Усиление регулирования и доверия положит конец большей части произвола, охватывающего криптовалюты среди обычных инвесторов. Это может улучшить экосистему с новыми игроками рынка и капитала.
  4. Возвращение доверия. Вслед за количеством нерегулируемых первичных предложений монет (ICO), STO, которые следуют федеральному протоколу, одобрены SEC, должны завоевать доверие. Это означает, что инвесторы могут тратить меньше времени на изучение досье участников проекта, дабы убедиться в законности проекта и посвятить больше времени на оценку достоинств бизнес-модели.
  5. Децентрализованные активы остаются децентрализованными. Как отмечает SEC, правила, влияющие на предложения токенов ценных бумаг, не имеют значения для активов, которые «достаточно децентрализованы», таких как Биткойн и Эфириум. Децентрализованные валюты останутся, но теперь вред, связанный с криптовалютой и цифровыми активами, исчезнет.
  6. Фактическое владение базовыми активами. Хотя эти так называемые «служебные токены» были предназначены для того, чтобы предоставить инвесторам в будущем доступ к продукту/услуге, токен ценной бумаги иллюстрирует фактическое владение базовым активом. Если вы инвестируете в сфере недвижимости, ваши активы отражают фактические доли в этом материальном имуществе, а не долговые расписки на будущую дату.
  7. Увеличение инноваций. Регулируемая экосистема для токенизации откроет двери для большего признания и новых инноваций в сфере блокчейна. Более инновационная среда означает больше инвестиционных возможностей и создание богатства. Эта тенденция уже хорошо прослеживается, поскольку стартапы и учреждения продолжают использовать преимущества децентрализованных бухгалтерских книг.

Марковская Валерия

Помощник юриста по международному праву.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2020 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации. Использование Сайта, в том числе использование формы обратной связи, означает согласие с Политикой конфиденциальности.