На момент написания статьи Федеральный закон от 19.02.2018 № 34-ФЗ еще не был принят.
Далее приводятся комментарии по второму этапу декларирования активов, полученных при ликвидации иностранной компании. Более ранние статьи по первому этапу декларирования сохранены нами без изменений для возможности сравнения. При этом в комментариях по второму этапу декларирования мы не дублируем уже ранее опубликованные тексты, а приводим только отличия. Таким образом, данные комментарии рассчитаны уже на «опытного пользователя».
30.01.2018 г. подготовлен законопроект № 377596-7 (на момент написания статьи Федеральный закон от 19.02.2018 № 34-ФЗ еще не был принят) о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». Представляем вашему вниманию наши комментарии к данному законопроекту.
- Срок ликвидации иностранной компании продлен до 1 марта 2019 года.
-
Освобождено от налогообложения получение денежных средств при ликвидации иностранной компании.
- Необходимо учитывать, что выплата денежных средств на зарубежный личный счет физического лица (бенефициара) — валютного резидента РФ прямо не указана в числе разрешенных валютных операций (ст.12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле).
- В связи с этим для избежания рисков штрафа 75-100% от суммы валютной операции рекомендуется проводить такую выплату на счет физического лица (бенефициара) в банке в РФ.
- При невозможности такой выплаты на счет в банке в РФ необходимо подавать специальную декларацию по амнистии после того, как пройдет фактическая выплата денежных средств. В этом случае бенефициар будет освобождаться от ответственности на основании уже другого нормативного акта.
- Уведомления об участии в иностранных организациях и Уведомления о КИК можно подать с нарушением сроков и без штрафов при условии, что данные уведомления подаются вместе со Специальной декларацией в рамках второго этапа декларирования.
-
Амнистия не распространяется на налогообложение прибыли КИК. При этом формулировка закона следующая: «...положения настоящего подпункта не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний».
- На текущий момент не ясно, каким образом будет трактоваться «и(или) имущества». Предполагается, что контролирующее лицо платит налог с нераспределенной прибыли КИК. И в этом случае понятна логика законодателя — не распространять амнистию на вновь заработавшие с 2015 года правила налогообложения (иначе зачем было их вводить с 2015 года). Однако не ясно, каким образом можно не распространять амнистию на имущество КИК, если налогообложение отдельно имущества КИК и так не предусматривается. Можно ли трактовать это так, что амнистия не распространяется, например, на налог на имущество с недвижимости КИК, находящейся на территории РФ? Полагаем, что да.
-
Введена принципиально новая возможность учесть расходы при реализации (погашении) налогоплательщиком ценных бумаг, ранее полученных им от номинального владельца. Условия следующие:
-
Номинальный владелец должен быть указан в Специальной декларации.
- На первом этапе декларирования мы рекомендовали указывать номинальных держателей, если производился трансфер акций самих КИК (не котирующихся ценных бумаг, а именно акций самой компании) от номинального держателя на бенефициара. Иначе могло быть налогообложение такого «дарения» по рыночной стоимости таких акций.
- Таким образом, появляется дополнительная возможность для таких налогоплательщиков при продаже этих акций учесть еще и расходы (оценка данных расходов рассмотрена ниже).
-
Стоимость ценных бумаг должна быть документально подтверждена по данным учета передающей стороны на дату их передачи, но не выше рыночной стоимости.
- Мы предполагаем, что в практике номинального сервиса иностранных компаний никто никогда не делал учетных регистров самих номинальных держателей, если таковые являются физическими лицами. Возможно это сделать для номинального держателя — юридического лица, и более того это нормально, если такой номинальный держатель, например, работает по договору доверительного управления. В любом случае предполагаем, что здесь возможно составление неких отдельных учетных регистров, которые бы фиксировали учетную стоимость ценных бумаг и применяемые стандарты учета.
- Для подтверждения стоимости ценных бумаг (и что не превышена их рыночная стоимость) потребуется выписка банка (брокера) на дату передачи ценных бумаг налогоплательщику.
-
Номинальный владелец должен быть указан в Специальной декларации.
-
Аналогичная возможность учесть расходы предусмотрена и для случаев реализации или ином выбытии прочего имущества (имущественных прав), полученных от номинального держателя. Например, некотирующиеся ценные бумаги, доли, права требования по займу и т.п.
-
При этом есть небольшое отличие от предыдущего пункта. Определение суммы расходов будет осуществляться по меньшей из величин:
- учетная стоимость по данным передающей стороны на дату передачи, или
- рыночная стоимость на дату передачи.
- Таким образом, для этой группы имущества (имущественных прав) придется заказывать независимую оценку, чтобы подтвердить, что учетная стоимость не превышает рыночную. В данном случае понятно, что учетная стоимость будет максимально приближена к рыночной, поскольку учетные регистры номинального держателя — понятие весьма условное.
-
При этом есть небольшое отличие от предыдущего пункта. Определение суммы расходов будет осуществляться по меньшей из величин:
- Условие о непризнании иностранной компании налоговым резидентом РФ (ст.246.2 Налогового кодекса РФ) также пролонгировано: необходимо успеть ликвидировать компанию до 1 марта 2019 года.
-
Действие положений пункта 60 статьи 217 и пункта 10 статьи 309.1 Налогового кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
- Это дополнительно устраняет возможные нестыковки, если бы, например, иностранная компания была бы ликвидирована в периоде с 01.01.2018г. до даты вступления в силу рассматриваемого закона (законопроекта).
-
Кроме того, это открывает возможность для возврата излишне уплаченного НДФЛ с суммы денежных средств, полученных при ликвидации иностранной компании.
- Налогоплательщики не всегда могли структурировать распределение имущества (имущественных прав) при ликвидации, чтобы полностью избежать выплаты денежных средств.
- Однако если налогоплательщики получали денежные средства формально в виде дивидендов или, например, займов (с последующим прощением долга и уплатой НДФЛ), то такие выплаты не подпадают под действие льготы.
Информация по теме
- Подача добровольной декларации в связи с законом об амнистии капиталов, консультации
- Получение налогового вычета при ликвидации иностранной компании
- Комментарии к закону от 19.02.2018 № 33-ФЗ о налоговой амнистии — второй этап декларирования
- Обзор закона об амнистии капиталов физических лиц.
- Закон о деофшоризации: требования, предъявляемые к контролируемым иностранным компаниям, последствия несоблюдения закона, действия резидентов РФ в связи с принятием данного документа.
- Трактовки норм законодательства о КИК и налоговой амнистии на примере декларирования иностранного инвестиционного счета. Прогнозы по применению норм.