О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
НовостиПубликации
10 июля 2015, пятница

Обзор закона об амнистии капиталов физических лиц

8 июня 2015 г. вступил в силу Федеральный Закон № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Или, как его широко анонсировали в СМИ, Закон об «амнистии капиталов» физических лиц.

Согласно положениям рассматриваемого Закона, физическое лицо в срок с 1 июля по 31 декабря 2015 года вправе добровольно подать декларацию о нижеследующем:

  • об имуществе (земельных участках и других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах и т.д.), собственником или фактическим владельцем которого декларант является;
  • о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант является контролирующим лицом;
  • о счетах (вкладах) в банках, открытых непосредственно декларантом, расположенных за пределами РФ;
  • о счетах (вкладах) в банках, в отношении которых декларант признается бенефициарным владельцем.

К декларации, составленной в двух экземплярах, надлежит приложить следующие документы:

  • нотариально заверенную копию каждого из договоров номинального владения имуществом;
  • иные документы и (или) сведения, прилагаемые к декларации по желанию декларанта, подтверждающие информацию, содержащуюся в декларации;
  • опись документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации.

Кроме того, декларант вправе в произвольной форме раскрыть информацию об источниках приобретения имущества, денежных средств, а также представить иные документы, подтверждающие права декларанта в отношении указанного имущества. Хотим обратить ваше внимание, что все указанные документы должны быть представлены на русском языке или иметь нотариально удостоверенный перевод на русский язык.

Законом предусмотрен целый ряд гарантий в связи с подачей рассматриваемой декларации. В первую очередь, речь идет об освобождении декларанта от уголовной, административной и иной ответственности в отношении преступлений и правонарушений, совершенных до 1 января 2015 г.

Так, согласно рассматриваемому Закону, лицо освобождается от уголовной ответственности в отношении преступлений, совершенных им до 1 января 2015 г., при условии подачи упомянутой декларации. В данном случае, законодатель предусматривает ограниченный круг составов, в отношении которых возможно освобождение от ответственности, а именно:

  • ст. 193 УК РФ — нарушение валютного законодательства в части зачисления денежных средств на счета резидентов РФ от нерезидентов по внешнеторговым договорам (несвоевременное уведомление банков и непредставление всей необходимой информации по возможному зачислению);
  • ч. 1 и ч.2 ст. 194 УК РФ — уклонение от уплаты таможенных платежей при перемещении через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств любым способом, совершенное в крупном или особо крупном размере, а также за совершение указанного деяния группой лиц по предварительному сговору;
  • ст. 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов с физического лица (искажение сведений об источниках получения доходов, уменьшение полученных доходов, завышение размеров вычетов или необоснованное их применение, увеличение суммы расходов и др.), совершенное в крупном или особо крупном размере;
  • ст. 199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов с организации (искажение сведений об источниках получения доходов, уменьшение полученных доходов, завышение размеров вычетов или необоснованное их применение, увеличение суммы расходов и др.), совершенное в крупном или особо крупном размере;
  • ст. 199.1 УК РФ — неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов, совершенное в крупном или особо крупном размере;
  • ст. 199.2 УК РФ — сокрытие денежных средств или имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание налогов.

Законом также предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности за деяния, предусмотренные следующими статья Кодекса РФ об административных правонарушениях:

  • ст. 15.1 КоАП — нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение платежными агентами, равно как банковскими платежными агентами и субагентами, требований об использовании специальных банковских счетов;
  • ст. 15.3 — 15.6 КоАП — нарушение сроков в отношении постановки на налоговый учет, представления сведений об открытии и закрытии счетов в банках, представления налоговой декларации, а также непредставление или ненадлежащее представление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • ст. 15.11 КоАП — грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности посредством занижения сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов за счет искажения данных бухгалтерского учета, а также искажения любой статьи формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов;
  • ст. 15.25 КоАП — нарушение валютного законодательства РФ посредством осуществления незаконных валютных операций, а также валютных операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства:
  • валютных операций между резидентами РФ;
  • валютных операций, расчеты по которым произведены на иностранный счет, минуя счета в банке РФ (предусмотренный штраф составляет ¾ или 100% суммы);
  • в том числе, непредставление или ненадлежащее представление в налоговый орган уведомления об открытии и закрытии счетов резидентов РФ в банках, расположенных за пределами РФ.

Закон прямо предусматривает порядок «амнистии» денежных средств, расположенных на счетах банков, находящихся за пределами РФ. Согласно положениям Закона, при указании в декларации сведений об открытых декларантом счетах, расположенных за пределами РФ, надлежит вместе с тем представить в налоговый орган Уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ. Представленное Уведомление не считается представленным с нарушением срока, а потому ответственность за непредставление сведений не наступает, а валютные операции признаются совершенными без нарушения валютного законодательства РФ.

Лицо, представившее декларацию, также освобождается от ответственности за налоговые правонарушения при условии, если эти правонарушения непосредственно связаны с имуществом, в отношении которого подается декларация.

Важно отметить, что факт представления декларации и сведений, прилагаемых к ней, а также сами сведения, содержащиеся в ней, не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном или налоговом правонарушении в отношении декларанта, также как и не могут быть использованы в качестве доказательств по указанным делам. Сведения, содержащиеся в указанных документах, признаются налоговой тайной — иные государственные или негосударственные органы, кроме как налоговых органов РФ, не вправе получать доступ к таким сведениям.

Указанные гарантии предоставляются физическому лицу, в отношении которого на момент представления декларации не было возбуждено уголовное дело, не начато производство по делу об административном или налоговом правонарушении в отношении преступлений и правонарушений, указанных выше.

Таким образом, исходя из буквального толкования указанных положений, не рекомендуется подавать декларацию в отношении имущества, собственником или бенефициарным владельцем которого является иностранная компания, непосредственно связанная с российской компанией, в отношении которой производится налоговая проверка на момент предполагаемой даты подачи декларации.

Согласно ст.6 Закона о налоговой амнистии необходима репатриация движимого имущества на территорию РФ или в страны, обеспечивающие обмен информацией для целей налогообложения с РФ. Только в этом случае на движимое имущество будут распространяться гарантии, предусмотренные ст.4 Закона о налоговой амнистии, а именно гарантии освобождения от уголовной, административной ответственности и ответственности за налоговые правонарушения.

С учетом этого, если декларант заявляет в специальной декларации факт владения иностранной компании, например в Панаме, не имеющей с РФ договора об обмене налоговой информацией, то гарантии Закона о налоговой амнистии не будут распространяться на декларанта.

Налогообложение дохода в рамках налоговой амнистии

В Законе говорится только об освобождении от применения налоговых и иных санкций, но не от уплаты самого налога с дохода.

При этом согласно п.2.1 ст.45 2.1 НК РФ взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации.

В указанном пункте не приводится какой-либо связи со ст.6 Закона о налоговой амнистии (репатриация имущества).

Таким образом, можно сделать вывод, что взыскание налога не производится, даже если имущество, заявленное в специальной декларации, находится на территории страны, не имеющей с РФ договора об обмене информации для целей налогообложения. Соответственно для того, чтобы воспользоваться освобождением от взыскания, нужно подавать специальную декларацию, предусмотренную Законом о налоговой амнистии.

Также хотим обратить Ваше внимание, что в ст. 88 и 89 НК РФ были внесены изменения связанные с вступлением в силу Закона о налоговой амнистии, которыми установлен запрет на проведение как камеральных, так и выездных проверок на основании данных представленных в специальной декларации. И кроме того, в самой форме декларации нет какой-либо графы, где могла бы указываться сумма дохода.

Совокупность данных норм позволяет сделать вывод об отсутствии обязанности у декларанта уплачивать налог в отношении имущества, которое было задекларировано в специальной декларации.

Информация по теме:

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2017 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту