Я принимаю условия Политики конфиденциальности и даю своё согласие на обработку моей персональной информации на условиях, определенных Политикой конфиденциальности.

Полезное

1 апреля 2021

Ужесточение требований ОЭСР в рамках борьбы с налоговыми и финансовыми преступлениями. Привлечение профессиональных посредников к ответственности

В конце февраля ОЭСР опубликовало Отчет, посвященный борьбе с лицами, участвующими в налоговых преступлениях («Ending the Shell Game: Cracking down on the Professionals who enable Tax and White Collar Crimes»). Подразумевается, что такими лицами могут юристы, бухгалтеры, финансовые учреждения, доверительные управляющие и иные специалисты, предоставляющие помощь в разработке юридических и финансовых структур, связанных с уклонением от уплаты налогов и финансовыми преступлениями.

Отчет направлен на поддержку стран и их правоохранительных органов в борьбе с действиями юристов, налоговых консультантов, нотариусов, финансовых учреждений и других посредников, стремящихся облегчить совершение правонарушений своими клиентами.

В этом документе такие лица именуются как «professional enablers» — профессиональные посредники, облегчающие налогоплательщикам возможность обманывать государственные органы, особенно налоговые, и уклоняться от налоговых обязательств, например, предлагая непрозрачные структуры и схемы для сокрытия личности лиц, стоящих за незаконными структурами и схемами.

В Отчете описываются действия, которые могут быть предпринятыми государствами для решения проблемы с профессиональными посредниками по пяти ключевым направлениям:

  • Понимание роли профессиональных посредников
  • Методы выявления профессиональных посредников
  • Нормативно-правовая база, препятствующая работе профессиональных посредников
  • Стратегии сдерживания профессиональных посредников
  • Внутренние и международные многосторонние усилия по привлечению профессиональных посредников

Профессиональный посредник — это, как правило, физическое или юридическое лицо, обладающее профессиональным опытом для выполнения специальных услуг по оказанию помощи клиенту в совершении налогового правонарушения или другого финансового преступления. В группу таких лиц могут входить: налоговые специалисты, юристы и юрисконсульты, бухгалтеры, финансовые консультанты, банки и финансовые учреждения, агенты по регистрации компаний, зарегистрированные агенты, нотариусы, коммерческие попечители, лица, предоставляющие трастовые и корпоративные услуги и другие участники схем уклонения от уплаты налогов.

Общие характеристики представлены ниже:

  • Профессиональная квалификация или обучение
  • Экспертность в налоговых, юридических или финансовых процессах
  • Опыт создания налоговых структур или структур с трансграничными элементами
  • Опыт создания непрозрачных структур, позволяющих избежать расследования и проверок клиентов со стороны налоговых и иных служб

Разница между законным посредничеством (консультированием) и содействием преступлениям заключается в характере услуги и в том, приводит ли его услуга к незаконной деятельности клиента.

Примеры незаконно оказываемых услуг:

  • Сокрытие дохода и/или источника прибыли с целью уклонения от уплаты налогов
  • Сокрытие бенефициарного владения активами, часто с помощью сложных юридических структур, включающих несколько юрисдикции, с целью избежать тщательного расследования
  • Консультирование по вопросам уклонения от налоговых обязательств с использованием фальсифицированных транзакций и документов
  • Создание компаний, трастов и других бизнес-структур, создающих видимость легитимности и предоставляющих возможность скрыть личность бенефициарного владельца
  • Содействие в открытии подставных компаний путем их регистрации на имя других юридических лиц
  • Помощь в открытии банковских счетов на имена, скрывающие право собственности, как в национальных, так и в иностранных банках
  • Надежное хранение компрометирующих данных
  • Управление или содействие в инвестировании неучтенных денежных средств, полученных преступным путем за рубежом
  • Справочные услуги другим поставщикам услуг, например из оффшорной юрисдикции с целью создания трансграничной структуры
  • Сопровождение в признании неплатежеспособности, банкротства и ликвидации с использованием различного вида злоупотреблений с целью уклонения от проверок, уплаты налогов и других долгов
  • Содействие налоговому мошенничеству с использованием соглашений об отказе от налогообложения через налоговую оптимизацию, известную как «dividend stripping» или «cum-cum», которое заключается в передаче акций иностранной организации во избежание выплаты налог на дивиденды с последующей перепродажей их первоначальному владельцу
  • Содействие финансовым преступлениям с помощью криптоактивов

Примерные индикаторы, которые можно использовать при выявлении причастности профессионального помощника:

  • Компания не найдена в заявленном помещении
  • Адреса организаций или директоров, которые не отслеживаются
  • Несколько подставных компаний с одним адресом
  • Несколько компаний с общими директорами
  • Адрес компании с почтовым ящиком, связанным с нелегальной деятельностью
  • Профессионалы с высоким оборотом деятельности, связанной с ликвидацией небольших компаний
  • Специалисты, продвигающие налоговые схемы на основе премиальных или условных гонораров, или договорная защита, которая гарантирует покрытие любых финансовых обязательств, возникающих в результате осуществления стратегии налогообложения
  • Одно лицо назначается директором в нескольких компаниях, что существенно препятствует оказанию качественных управленческих услуг
  • Налоговые посредники с плохой историей соблюдения налоговых требований и подачи документов
  • Лица, связанные с известными профессиональными помощниками
  • Лица, связанные с известными структурами уклонения от уплаты налогов
  • Лица, связанные с иными лицами со знанием оффшорных структур, скрывающих бенефициарное право собственности

Предлагаемые санкции в отношении профессиональных помощников:

Профессиональные помощники представляют собой особый тип вторичных правонарушителей, действия которых могут быть уголовно наказуемым преступлением, поскольку определяется как пособничество, подстрекательство, содействие или подстрекательство к совершению налогового правонарушения. Помимо введения уголовных санкций, могут быть предусмотрены штрафы, судебные запреты, лишение права адвокатского статуса через профессиональные надзорные и регулирующие органы.

Предварительные выводы по возможным последствиям

  1. Профессиональные посредники в области регистрации и администрирования компаний в ближайший год начнут перестраивать деятельность следующим образом:
    1. Директор будет реально вовлечен в процесс деятельности компании, насколько это возможно исходя из конкретной деятельности. Что в свою очередь существенно увеличит стоимость услуг по администрированию компаний.
    2. Само по себе использование оффшорных компаний (или, например, использование юрисдикции Кипра) уже давно не связано, по нашему мнению, с оптимизацией налогообложения. Мы думаем, данный отчет еще больше усложнит взаимодействие между клиентом и регистрационным агентом/директором/аудитором. Уже сейчас многие клиенты сталкиваются с отсутствием диалога.
  2. Не ясно пока, каким образом на данный Отчет будут реагировать банки в секторе Private Banking. Как правило, в рамках VIP-обслуживания банки (например, в Швейцарии) продолжают открывать и поддерживать счета клиентов, открытые формально на классические оффшоры (BVI и т.п.). В данных юрисдикциях сервис выстроен таким образом что по определению невозможно создать уникальный адрес. Можно ожидать, что в этом секторе услуг ничего не изменится существенно в среднесрочной перспективе, поскольку банки будут ожидать введения соответствующих локальных изменений в законодательстве конкретной страны или прямой директивы от своего регулятора по ужесточению комплайнс-процедур.
  3. В отчете закладывается совершенно новый подход к налоговому контролю: последовательность выстраивается не от налогоплательщика к налоговому правонарушению. Делается попытка пойти сначала от профессионального посредника к его клиентам. В этом смысле можно ожидать, что в зоне наибольшего риска окажутся профессиональные посредники со следующими особенностями деятельности:
    1. Профессиональный посредник зарегистрирован и имеет счет в банке на территории ЕС, что позволяет достаточно просто вычислить всех плательщиков данного посредника, и
    2. Профессиональный посредник имеет преимущественно клиентов (получает платежи от клиентов), являющихся налогоплательщиками в той же стране ЕС, в которой зарегистрирован сам профессиональный посредник (прежде всего под этот критерий подпадают Кипр, Латвия, Литва, Эстония).
<< К списку записей

Задайте вопрос специалисту прямо сейчас:

Я принимаю условия Политики конфиденциальности и даю своё согласие на обработку моей персональной информации на условиях, определенных Политикой конфиденциальности.

Нам доверяют:

Наш адрес:

arrow