О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
НовостиПубликации

Прецедент создан: с налоговыми органами можно пойти на мировую

В отечественной практике впервые заключено мировое соглашение между налоговым органом и налогоплательщиком, в котором учтены интересы и государства, и бизнеса. Впрочем, спор между ИФНС и оператором накопительной программы «Малина» интересен не только этим замечательным фактом, но и своими последствиями для правоприменительной практики в налоговой сфере. 

Финансовым директорам компаний из потребительского сектора полезно изучить налоговый опыт оператора одной из крупнейших программ лояльности на российском рынке. Это, несомненно, пригодится при анализе и оптимизации маркетинговых решений в части «бонусной кооперации». 

Хронология событий

По итогам выездной налоговой проверки за 2006 – 2008 годы ООО «Лоялти Партнерс Восток», оператор программы лояльности «Малина», обязано было доплатить в бюджет более 77,55 млн рублей налога на прибыль, 2,8 млн рублей НДС, а также соответствующие суммы пеней и штрафов. Общая сумма претензий – 114 млн рублей. Компания решила оспорить результаты налоговой проверки.

В судебном споре рассматривались операции организации с широко известными российскому потребителю компаниями: ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), ОАО «Единая Европа-СБ» («Иль Де Ботэ»), ЗАО «Аптеки 36,6», ЗАО «Петрол Комплекс Эквипмент Кампани» (дочерняя компания «ТНК-ВР»), ООО «Рамэнка» («Рамстор»), ООО «Росинтер Ресторантс» («Планета суши», T.J.I. Friday’s и пр.) и рядом других.

Схема работы программы «Малина» заключалась в следующем. Ее участники программы при совершении покупок предъявляли пластиковые карты «Малина». В зависимости от размера покупки на счет покупателя начислялись баллы, которые тот мог обменять на поощрительные товары. Согласно договорам в момент совершения покупки партнеры перечисляли ООО «Лоялти Партнерс Восток» денежные средства, называемые «скидкой», на приобретение подарков в будущем. Налоговый спор возник как раз из-за различий в квалификации сторонами полученных денежных средств (скидок).

По мнению налоговиков, ООО «Лоялти Партнерс Восток» не включило в налоговую базу по налогу на прибыль более 1 млрд рублей. Рассматриваемые суммы на основании пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ учитывались организацией в составе полученных авансов до момента получения подарка участником программы либо до аннулирования баллов с его счета. Таким образом, рассматриваемая сумма дохода была бы включена в налоговую базу в последующих периодах. Однако такой подход ИФНС не устроил.

Изучив договорные отношения между организацией и партнерами, налоговики переквалифицировали полученные денежные средства из авансов в выручку от реализации. Согласно формулировкам договоров, заключенных с партнерами, ООО «Лоялти Партнерс Восток» оказывало компаниям услуги по привлечению новых клиентов, их удержанию и стимулированию к неоднократным покупкам. На этом основании инспекторы посчитали, что полученные организацией средства являются выручкой за оказанные услуги, а затраты, понесенные на приобретение поощрительных товаров, - прочими расходами, связанными с реализацией (пп. 49. п. 1 ст. 264 НК РФ).

По причине неоднозначности трактовки полученных организацией сумм судебный спор между сторонами затянулся на несколько лет. Итогом судебного разбирательства стало мировое соглашение между ООО «Лоялти Партнерс Восток» и Инспекцией ФНС №22, согласно которому компания признает правовую позицию налоговиков и обязуется уплатить в бюджет 114 млн рублей. При этом инспекция согласилась с тем, что у участников программы, то есть держателей карт, отсутствует обязанность по уплате НДФЛ при получении дохода в натуральной форме, а оператор программы не должен платить НДС при передаче поощрительных товаров. Кстати, перед тем как подписать прецедентное соглашение, налоговики советовались с Минфином.

Минимизация налоговых рисков
На текущий момент программы по привлечению клиентов и стимулированию потребительского спроса получили широкое распространение в сфере розничной торговли и в сфере оказания услуг, соответственно возможны аналогичные налоговые претензии к организаторам бонусных программ, ведь они, как правило, разработаны по единой схеме.

Рассмотрим на примере ООО «Лоялти Партнерс Восток» вариант минимизации налоговых рисков. Один из вариантов – заключение с партнерами отдельного агентского договора на приобретение подарков. По итогам месяца координатор программы представляет отчет агента по приобретенным товарам, и понесенные расходы компенсируются партнером. Данная последовательность действий позволит избежать организатору накопления авансов. За оказанные услуги принципал выплачивает агентское вознаграждение. В случае реализации агентской схемы потребуются дополнительные настройки программы по обработке карт потребителей, которая будет учитывать хронологию начисления баллов и их рублевый эквивалент по каждому участнику программы. При получении поощрительного подарка баллы будут списываться по принципу: «первый пришел, первый ушел». Соответственно организатор программы сможет рассчитать сумму, подлежащую компенсации тем или иным партнером.

Следует отметить, что предложенный вариант не является единственно верным. Снижение налоговых рисков требует детального анализа в каждой конкретной ситуации.

Последствия для налогоплательщиков при заключении мирового соглашения

Возвращаясь к вопросу о мировом соглашении с налоговыми органами, следует подчеркнуть, что возможность заключения подобного соглашения прямо предусмотрена Арбитражным процессуальным кодексом РФ, а именно, статьями 139 и 190. Однако данные нормы закона практически не применялись в рамках налоговых споров, поскольку у налоговиков существовал негласный запрет на заключение мировых соглашений. Они опасались обвинений в коррупционной составляющей, поэтому налоговые споры в судах тянулись годами.

Теперь возможен официальный ускоренный вариант разрешения налоговых проблем, путем закрепления в соглашении условий, «правил игры». Соответственно стороны в будущем обязаны будут их соблюдать. Соглашение с налоговиками своего рода договор, в котором компетентные органы официально закрепляют свою позицию по налогообложению тех или иных хозяйственных операций организации. Подписав соглашение, они исключают для себя возможность пересмотра правовой позиции по налогообложению хозяйственных операций, описанных в нем. Данное обстоятельство существенно снижает налоговые риски бизнеса.

Итак, прецедент создан, и в независимости от сферы деятельности компании могут пользоваться таким вариантом разрешения налоговых проблем.

Екатерина Ступарь, ведущий аудитор консалтинговой компании Legal Bridge
Источник: http://fd.ru/reader.htm?id=37993

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2017 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту