О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
НовостиПубликации

Изменения в налоговом соглашении между Кипром и Россией: мифы и реальность.

7 октября 2010г. в Никосии был подписан протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежание двойного налогообложения. Это событие в ряде СМИ освещалось как некая сенсация, в результате которой Кипр якобы перестал быть привлекательным для российского бизнеса и вообще скоро всех начнет «сдавать» российским проверяющим органам. Попробуем разобраться, что же в действительности произошло, и какие последствия можно ожидать.

На самом деле текст вышеупомянутого протокола был согласован между РФ и Кипром еще 16 апреля 2009 года. Т.е. протокол вовсе не является неожиданной новостью. Просто подписан он был 7 октября 2010 года.

На какие же из изменений, действительно, стоит обратить внимание в первую очередь?

1. Термин «постоянное представительство».

Уточнен термин «постоянное представительство». Теперь, если кипрская компания получает доход от деятельности какого-либо физического лица на территории РФ, налогообложение должно производиться на территории РФ. Это положение применяется в двух следующих случаях:

  • если это физическое лицо, которое находится на территории РФ более 183 дней за период в 12 месяцев, и более 50% дохода от предпринимательской деятельности получено через это физ.лицо;
  • сами услуги оказываются кипрской компанией на территории РФ в течение более чем 183 дней за период в 12 месяцев через физическое лицо или группу лиц, присутствующих на территории РФ.

На практике применение этого нового положения будет означать, что если, например, поверенный кипрской компании, действующий на основании генеральной доверенности, присутствует на территории РФ более 183 дней, то доход, который получила кипрская компания через деятельность этого поверенного, должен облагаться на территории РФ. Данный риск существовал и раньше в силу общих норм статьи 306 «Постоянное представительство» Налогового кодекса РФ. Только теперь это четко прописано в международном соглашении, что усилило эту норму. Таким образом, если поверенный заключит в РФ сделку от имени кипрской компании, возникает риск того, что доход от этой сделки будет облагаться в РФ.

При этом понятно, что российским проверяющим органам сложно выявить факты деятельности таких поверенных, поскольку последние не состоят на налоговом учете и фактически выпадают из налогового контроля. Наиболее простой способ получения информации о деятельности поверенных – это проверки российских контрагентов, с которыми заключались сделки через поверенных.

2. Доходы от продажи акций и долей обществ, в активах которых доля недвижимости составляет более 50%.

При таких сделках налогообложение будет осуществляться по месту нахождения недвижимости. Аналогичная норма уже давно была предусмотрена в НК РФ – пп.5 п.1 ст.309. Просто в отношениях с Кипром приоритет имело международное налоговое соглашение, и такие сделки облагались по месту нахождения продавца.

Т.е. например, если кипрская компания продает акции (доли) в российском обществе, то доход от продажи согласно новой редакции налогового соглашения будет облагаться в России. Такая форма сделок очень популярна при продаже недвижимости, когда объект продается «упакованным» в ООО или ЗАО.

Однако на данный момент это не так актуально, поскольку рассматриваемая норма международного соглашения вступает в силу фактически только с 2015 года.

На текущий момент также непонятно как будет действовать механизм уплаты налога, если обе стороны сделки – иностранные компании. В этом случае механизм удержания налога налоговым агентом, предусмотренный в ст.310 НК РФ, не работает. Возможно, на момент вступления в силу этой нормы механизм будет разработан.

3. Обмен информацией.

Усилена и более подробно прописана процедура обмена информацией. Компетентные органы двух стран будут оказывать друг другу всяческое содействие в сборе налоговой информации. К компетентным органам в России относится Минфин или его уполномоченный представитель. Т.е. налоговая инспекция прямо не отнесена к компетентным органам. Можно предположить, что будет (или уже) разработан механизм взаимодействия Минфина и ФНС по отсылке конкретных запросов на Кипр.

Можно спрогнозировать итог таких запросов. Как правило, все запросы от российских проверяющих органов сводятся к поиску информации о том, кто является реальным собственником иностранной компании. При получении запроса от Минфина Кипрский Минфин обратится в Кипрский же регистр с запросом, кто является акционером и директором исследуемой компании. Но эта информация открыта изначально и в общем-то ни для кого новостью не является. Часто собственники Кипрских компаний не владеют напрямую акциями компании, а передают их траст. По нашим оценкам маловероятно, что Кипрский Минфин будет слать запросы регистрационным агентам с требованием раскрыть, кто является учредителем траста. Трастовое соглашение – это договор между частными лицами и его содержание конфиденциально.

4. Помощь в сборе налогов.

Данная статья соглашения является абсолютной новеллой. По сравнению с остальными нововведениями она действительно может осложнить жизнь российским предпринимателям. Вкратце ее суть состоит в том, что кипрские власти будут взыскивать российские налоги с кипрских компаний, а также принимать обеспечительные меры.

Однако, во-первых, данная норма вступит в силу тогда, когда Кипр разработает соответствующее законодательство для обеспечения механизма взыскания российских налогов (обратите внимание, об аналогичных мерах в отношении России даже не идет речь). Срок же принятия Кипром соответствующих нормативных актов пока даже приблизительно не определен.

Во-вторых, в самом соглашении уже заложены бюрократические процедуры, ограничивающие «аппетиты» российских налоговых органов. А именно Кипр не обязан оказывать содействие в следующих основных случаях:

  • если российские налоговые органы (Минфин) в каждом конкретном случае не приняли все разумные меры по взысканию или обеспечению взыскания, которые имелись в их распоряжении в соответствии с законодательством или административной практикой;
  • когда административные издержки, ложащиеся на Кипр, явно несоразмерны с преимуществами, которые в результате может получить РФ.

Как видно, в первом случае Кипр еще должен будет убедиться, что российские налоговые органы приняли все меры по взысканию. Можно ожидать, что за этим пунктом последуют определенные процедуры, усложняющие исполнение запросов.

Вывод.

Изменения в налоговом соглашении между Кипром и Россией незначительно отразятся на текущей практике использования Кипрских компаний. По крайней мере, в обозримом будущем (3-5 лет) – точно.

Вадим Крючков
Партнер, руководитель департамента финансового консалтинга
Практикующий налоговый консультант, аудитор

Регистрация компаний на Кипре

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2017 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту