22 сентября 2014 Изменения в налоговом администрировании с января 2015 года1. Обязанность налогоплательщика направить в налоговый орган квитанцию о получении документа от Инспекции.На основании п. 5.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в течение шести рабочих дней со дня отправки налоговым органом документа по телекоммуникационным каналам связи, отправить квитанцию о получении данного документа в электронном виде. Данная квитанция об отправке формируется у провайдера, через которого осуществляется сдача отчетности в электронном виде. Данная норма вступает в силу с 1 января 2015 г. для налогоплательщиков, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме. 2. Новое основание для приостановления операций по счетам налогоплательщика.На основании п. 3 ст. 76 НК РФ налоговый орган вправе заблокировать счет налогоплательщика, а также приостановить переводы его электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для ее подачи. С 1 января 2015 г. налоговый орган также сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы электронных денежных средств в случае, если не будет исполнена обязанность по передаче налоговому органу электронной квитанции о приеме какого-либо из следующих документов:
Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика предусмотрен пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ. Так, налоговый орган обязан разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:
Необходимо отметить, что действие положений ст. 76 НК РФ с 1 января 2015 г. будет распространяться также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками (налоговыми агентами) (пп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ). Это могут быть, например, применяющие УСН организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС. 3. Установлен срок для принятия решения о приостановлении операций по счету в случае непредставления декларации.Согласно действующему налоговому законодательству инспекция может приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств, если он не представит декларацию в течение 10 рабочих дней по окончании срока, предусмотренного для ее подачи (п. 3, п. 11 ст. 76 НК РФ). С 1 января 2015 г. вступит в силу новая редакция п. 3 ст. 76 НК РФ. Согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам в банке может быть вы-несено в течение трех лет. Данный срок исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления декларации. 4. Ужесточен порядок проведения камеральной проверки декларации по НДС.С 1 января 2015 г. будет расширен перечень случаев, когда налоговый орган сможет при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика документы. Согласно п. 8.1 ст. 88 НК РФ в новой редакции налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС, в следующих случаях:
Истребовать указанные документы налоговый орган вправе только в случае, если выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению. 5. При проведении камеральной проверки декларации по НДС налоговый орган вправе проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов.На основании п. 1 ст. 92 НК РФ с 01.01.2015 г. налоговый орган вправе проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, в отношение которого проводится камеральная налоговая проверка по НДС. Согласно данной норме налоговый орган сможет осуществлять осмотр в рамках выездной и камеральной проверки декларации по НДС в следующих случаях:
Осмотр вправе проводиться на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. 6. Установлены обязанности органов ЗАГС и органов опеки и попечительства по предоставлению информации в Федеральную налоговую службу.На основании п.1, ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны с 01.01.2015 г. сообщать в ФНС о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства. Органы опеки и попечительства должны сообщать в ФНС о фактах установления и прекращения опеки и попечительства. Таким образом, будут формироваться данные об аффилированности объектов налогового контроля, что позволит качественнее и оперативно контролировать нормы о трансфертном ценообразовании. 7. Плательщики НДС будут не обязаны вести журнал учета счетов-фактур.На основании п. 3 ст. 169 НК РФ с 01.01.2015 г. плательщики НДС не должны будут вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Данное изменение направлено на сокращение документооборота. Сведения из журнала фактически дублируется в книге покупок и книге продаж. Как следствие данных изменений с 01.01.2015 г. будут внесены изменения в п. 6 ст. 145 НК РФ. Из списка документов, подтверждающих право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС (продление срока освобождения), будет исключена копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. 8. Посредники, экспедиторы и застройщики продолжат вести журнал учета счетов-фактур.На основании п. 3.1 ст. 169 НК РФ с 01.01.2015 г. журнал учета счетов-фактур должны будут вести не только организации-посредники, но и лица, выставляющие (получающие) счета-фактуры при осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции или при выполнении функций застройщика. Данная обязанность будет распространяться и на налогоплательщиков, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС (выручка не превышает 2 млн. руб. в квартал — ст. 145 НК РФ), а также на лиц, которые не являются налогоплательщиками НДС. Счета-фактуры, выставленные на сумму вознаграждения при исполнении соответствующих договоров, в том числе агентского договора, договора комиссии, договора транспортной экспедиции, в журнале регистрировать не потребуется. 9. С 2015 года предлагается ввести новую форму декларации по НДС.Проект Приказа ФНС России «Об утверждении формы налоговой декларации по НДС» находится на сайте ФНС России. Новая форма декларации содержит данные из книги покупок / продаж, в том числе: ИНН / КПП контрагента, дата и номер счета-фактуры, сумма, данные по оплате и дата оприходования товара (работ, услуг). По состоянию на сентябрь 2014 года окончательно Приказ не утвержден. Общие выводы по планируемым изменениям налогового законодательства с 2015 года.1. Камеральные проверки деклараций по НДС, в том числе без возмещения, как один из этапов борьбы с «фирмами-однодневками».В случае утверждения налоговой декларации в новой форме налоговый орган может в рамках камеральной налоговой проверки оперативно провести анализ контрагентов, направить запрос в налоговый орган по месту регистрации контрагента, получив данные о «цепочке» отражения и уплате суммы НДС. Учитывая дополненные с 1 января 2015 года права налоговых органов по проведению камеральных проверок по НДС (проверка организации в случае наличие оснований полагать о занижении к уплате сумм НДС), новые формы способны поднять камеральные проверки на новый уровень, при котором будут выявляться схемы по завышению вычетов по НДС путем приобретения товаров (работ, услуг) через цепочку подконтрольных контрагентов. Камеральная налоговая проверка проводится в период не более 3-х месяцев с даты представления декларации. Данный срок не подлежит приостановлению. Для получения данных из декларации налогоплательщика-контрагента Инспекции необходимо запросить декларацию у Инспекции, в которой состоит на учете налогоплательщик-контрагент. Для подтверждения данных из декларации необходимо произвести запрос в банк о предоставлении выписки по операциям на расчетном счете контрагента. Данный запрос подлежит исполнению банком в течение 5 рабочих дней. Таким образом, количество исследованных «звеньев» цепочки схемы по завышению вычетов по НДС, ограничены временем проведения камеральной проверки, которая не может продолжаться более 5 месяцев: 3 месяца камеральная проверка, 1 месяц дополнительных мероприятий, 1 месяц — условное время для принятия решений налоговым органом. Данного времени вполне достаточно для сбора доказательной базы по цепочке, состоящей из 10 контрагентов. На практике, такое глубокое проведение камеральных проверок маловероятно, ввиду физической невозможности конкретной налоговой инспекции охватить за 1 квартал всех налогоплательщиков, стоящих на учете в Инспекции. Скорее всего, при формировании списков организаций для проведения камеральной проверки по основаниям занижения суммы налога к уплате, налоговый орган будет руководствоваться размером общей выручки организации, доли НДС к вычету. Данные действия дадут возможность провести аналог выездной налоговой проверки организации в рамках одного проверяемого периода — квартала. 2. Усиление борьбы с организациями, использующими «серые» схемы импорта.Также данные изменения способны бороться с организациями-импортёрами, завышающими стоимость товаров посредством приобретения товаров у подконтрольных фирм на территории России. В данном случае эта мера носит весьма условный характер, поскольку данные о ГТД не являются обязательным реквизитом счета-фактуры, и номер ГТД может быть не отражён в счете-фактуре фактического получателя товаров по импортной сделке. При этом необходимо отметить, что при данном способе можно будет проанализировать движение денежных средств и товаров, указав на нереальность сделки. При этом налоговый орган сможет по аналогичным товарам проводить анализ цен у различных импортёров. Данные сведения доступны в Программно-информационном комплексе «ПИК «Таможня». Основные цели изменений налогового законодательства.Изменения, направленные на предоставления налогоплательщиками и организациями максимального объёма информации, прежде всего, относятся к новому качеству администрирования со стороны налоговых органов, связанных с вводом в эксплуатацию программного комплекса АИС «Налог» 3. Разработкой данной системы занимается Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы». В рамках АИС «Налог» 3 ФНС России поставила задачу создания новой автоматизированной системы, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных — федеральном хранилище. Наиболее важными отличиями АИС «Налог» 3 от существующих Аис «Налог» 2 и ЭОД является:
Любые изменения данных доступны всем налоговым органам незамедлительно, т.е. в ходе своей работы различные налоговые органы на местах будут формировать информационный ресурс всей доступной информацией: от допроса определенного физического лица и осмотра конкретного помещения, до раскрытой схемы по оптимизации налогообложения.
Пользователь информационного ресурса по определенным признакам будет отбирать и находить необходимую информацию.
Цель — создание Единой задачи по автоматизации процессов анализа данных о налогоплательщиках для проведения предпроверочного анализа, для проведения камеральных налоговых проверок, а также планирования и проведения выездных налоговых проверок. В 4 квартале 2014 года планируется запустить полнофункциональную версию АИС «Налог-3» в 9 Межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам. Таким образом, совместно с действующими информационными ресурсами (обмен данными с Таможенной службой, ФМС, ГИБДД, ФСИН, ЦБ, Росфинмониторинг, Регистрационной палатой и Министерством Юстиции, ЗАГС) АИС «Налог» 3 будет направлен на оперативное получение необходимой информации в электронном виде без дополнительных запросов, что существенно улучшит качество и быстроту сбора доказательной базы. |