9 января 2015 Разъяснения законодательства в декабре 2014 года
Письмо Минфина России от 24.11.2014 N 03-03-06/2/59534 Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль амортизационных отчислений по служебной квартире, в том числе используемой для проживания работников, направленных в командировку. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу отнесения на расходы амортизационных отчислений по служебной квартире и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно пункту 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. На основании пункта 1 статьи 257 Кодекса под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. Учитывая изложенное, полагаем, что служебная квартира не является основным средством и не относится к амортизируемому имуществу, используемому для извлечения дохода, а следовательно, амортизационные отчисления по ней для целей налогообложения прибыли не учитываются. Вместе с тем следует отметить, что, по мнению Департамента, служебная квартира, используемая для проживания работников, направленных в командировку, может быть отнесена к обслуживающим производствам и хозяйствам. Таким образом, расходы на содержание такой квартиры могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль организаций с учетом положений статьи 275.1 Кодекса.
Письмо ФНС России от 18.12.2014 N ГД-4-3/26274 «О налоге на добавленную стоимость» Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу, касающемуся порядка применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС), в отношении сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении услуг, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), и сообщает следующее. В соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, освобождены от налогообложения НДС. Согласно пункту 5 статьи 149 Налогового кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса, в том числе в подпункте 22, обязан применять освобождение от налогообложения НДС в отношении таких операций. На основании пункта 5 статьи 168 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 420-ФЗ) при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса установлено, что в случае выставления налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю счетов-фактур с выделением сумм НДС, суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, определяются как суммы налога, указанные в этих счетах-фактурах, переданных покупателю данных товаров (работ, услуг). На основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 года № 17-П и Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 января 2007 года № 10627/06 указанным пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса установлены правила, предусматривающие в отношении лиц, получающих с покупателей или заказчиков суммы НДС в нарушение положений главы 21 Налогового кодекса, следующие налоговые последствия: лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг), операции с которыми не подлежат налогообложению, исчисляют и уплачивают НДС в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога. В свою очередь, налогоплательщик-покупатель оплачивает счета-фактуры и, руководствуясь положениями статей 169, 171 и 172 Налогового кодекса, отражает эти суммы в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов. Учитывая изложенное, суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, освобожденных от налогообложения в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, налогоплательщик-покупатель вправе принять к вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Налогового кодекса.
Письмо Минфина России от 25.12.2014 N 03-07-15/67246 «По вопросу срока представления налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2014 года» Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ФНС России о согласовании позиции по вопросу срока представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2014 года с учетом вступления в силу Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) и сообщает. Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Закона налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса. На основании пункта 1 статьи 174 Кодекса в редакции Закона уплата налога на добавленную стоимость по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса. Пунктом 1 статьи 4 Закона установлено, что Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых данной статьей установлен иной срок вступления их в силу. Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2014 года и, поэтому, вступает в силу с 1 января 2015 года. Учитывая изложенное, начиная с 1 января 2015 года представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и уплата налога за IV квартал 2014 года производится налогоплательщиками не позднее 25-го января 2015 года.
Письмо ФНС России от 05.12.2014 N ГД-4-3/25127"О направлении письма Минфина России" (вместе с Письмом Минфина России от 17.11.2014 N 03-11-09/57921) Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 17.11.2014 N 03-11-09/57921 по вопросу об отсутствии у индивидуального предпринимателя - арендодателя, применяющего патентную систему налогообложения по виду деятельности, предусмотренному подпунктом 19 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанности по представлению заявления на получение нового патента при смене арендатора по объекту, указанному в патенте. Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков. Приложение Письмо Минфина от 17.11.2014 г. N 03-11-09/57921 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о согласовании проекта письма ФНС России об отсутствии у индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения по предпринимательской деятельности, предусмотренной подпунктом 19 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), обязанности по представлению заявления в налоговый орган на получение нового патента при смене арендатора по объекту, указанному в патенте, сообщает. Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса патентная система налогообложения применяется в отношении предпринимательской деятельности в виде сдачи в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности. При этом пунктом 1 статьи 346.45 Кодекса установлено, что патент действует на территории того субъекта Российской Федерации, который в нем указан. В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Статьей 607 ГК РФ установлено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме (пункт 1 статьи 609 ГК РФ). Таким образом, количество объектов, передаваемых в аренду (внаем), определяется на основании как долгосрочных, так и краткосрочных договоров аренды (найма), заключаемых индивидуальным предпринимателем - арендодателем с конкретными арендаторами. В случае если индивидуальный предприниматель получил патент на осуществление предпринимательской деятельности по передаче в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, то такой патент будет действовать только в отношении передаваемых им в аренду объектов, указанных в патенте. Соответственно, при смене арендатора по одному из объектов, указанных в патенте, у предпринимателя-арендодателя, применяющего патентную систему налогообложения по виду деятельности, предусмотренному подпунктом 19 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса, обязанности по представлению заявления на получение нового патента в отношении такого объекта не возникает.
Письмо ФНС России от 09.12.2014 N ГД-4-3/25457@ "О направлении письма Минфина России" (вместе с Письмом Минфина России от 28.11.2014 N 03-11-09/60956) Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 28.11.2014 N 03-11-09/60956 по вопросу налоговых обязательств индивидуальных предпринимателей при утрате права на применение патентной системы налогообложения в случае несвоевременной уплаты налога. Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков. Приложение Письмо Минфина от 28.11.2014 г. N 03-11-09/60956 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налоговых обязательств индивидуальных предпринимателей при утрате права на применение патентной системы налогообложения в случае несвоевременной уплаты налога и сообщает. В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальный предприниматель считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения (далее - ПСН) и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если не был уплачен налог в сроки, установленные пунктом 2 статьи 346.51 Кодекса. Согласно пункту 3 статьи 346.46 Кодекса снятие с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, утратившего право на применение патентной системы налогообложения и перешедшего на общий режим налогообложения по причине неуплаты (неполной уплаты) налога, осуществляется в течение пяти дней со дня истечения срока уплаты налога. Датой снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя является дата перехода индивидуального предпринимателя на общий режим налогообложения. Пунктом 7 статьи 346.45 Кодекса установлено, что суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения за период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в пункте 6 названной статьи Кодекса, исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате за налоговый период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения в соответствии с пунктом 6 данной статьи Кодекса, уменьшается на сумму налога, уплаченного в связи с применением патентной системы налогообложения. В связи с изложенным, после утраты индивидуальным предпринимателем права на применение патентной системы налогообложения налог, который не был уплачен (полностью или частично) в рамках указанной системы налогообложения, взысканию не подлежит. В этом случае в карточке расчета с бюджетом указанного налогоплательщика начисленные, но не уплаченные (не полностью уплаченные) суммы налога, взимаемого в связи с применением ПСН, подлежат сторнированию. В случае уплаты индивидуальным предпринимателем суммы указанного налога после установленного срока уплаты, образовавшаяся переплата по налогу может быть возвращена налогоплательщику по его заявлению или зачтена в счет уплаты других налогов в порядке, установленном статьей 78 Кодекса.
Письмо Минфина России от 04.12.2014 N 03-11-11/62130 Вопрос: 1. Индивидуальный предприниматель (далее - ИП), применяющий систему налогообложения в виде ЕНВД, имеет точки по двум разным адресам в одном муниципальном образовании, декларации ЕНВД сдает в один налоговый орган, осуществляет предпринимательскую деятельность: по одному адресу - ремонт и изготовление металлоизделий населению и розничная торговля металлоизделиями (осуществляет деятельность сам, наемный работник отсутствует по данному адресу); по второму адресу - ремонт и изготовление металлоизделий населению и розничная торговля металлоизделиями и сувенирами (осуществляет деятельность наемный работник по данному адресу). Вправе ли ИП уменьшить сумму ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов за себя по деятельности, осуществляемой самостоятельно, на 100% и на сумму уплаченных страховых взносов за работника по деятельности, осуществляемой наемным работником на 50%? Если вправе, то в каком объеме надо учитывать страховые взносы за себя при уменьшении суммы ЕНВД по деятельности, осуществляемой самостоятельно (рассчитывать пропорционально между точками или в полном объеме)? 2. Согласно пп.1 п.2 ст.346_32 Налогового кодекса: "Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам". ИП зарегистрировался как работодатель с 01.09.2014 (работник был принят 01.09.2014), за сентябрь были начислены страховые взносы на сумму заработной платы, но уплачены только в октябре (до 15.10.2014 согласно законодательству), уменьшение суммы ЕНВД за III квартал не было произведено вследствие отсутствия уплаты страховых взносов. Прошу дать разъяснения по учету сумм уплаченных страховых взносов в пределах исчисленных сумм при расчете суммы ЕНВД за IV квартал 2014 года (период октябрь-декабрь): сумму ЕНВД можно уменьшить на сумму страховых взносов, уплаченных в период с 01.10.2014 по 31.12.2014 в пределах начисленной суммы страховых взносов за этот же период (в пределах начисленных страховых взносов на сумму заработной платы за октябрь, ноябрь и декабрь), т.е. при уменьшении суммы ЕНВД за IV квартал 2014 года также можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов в октябре за сентябрь? сумму ЕНВД можно уменьшить на сумму страховых взносов, уплаченных в период с 01.10.2014 по 31.12.2014 в пределах начисленных страховых взносов на сумму заработной платы за октябрь, ноябрь и декабрь, т.е. при уменьшении суммы ЕНВД за IV квартал 2014 года можно учитывать сумму уплаченных страховых взносов только за октябрь-ноябрь и декабрь, на сумму уплаченных страховых взносов в октябре за сентябрь уменьшать сумму ЕНВД не имею право? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и на основании полученной информации сообщает следующее. Подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что сумма единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, исчисленная за налоговый период, уменьшается, в частности, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам. Согласно абзацу 3 пункта 2.1 статьи 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере. Уменьшить сумму исчисленного единого налога на сумму уплаченных фиксированных платежей вправе только те налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, которые не используют труд наемных работников в деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 346.32 Кодекса указанные в пункте 2 статьи 346.32 Кодекса страховые платежи (взносы) и пособия уменьшают сумму единого налога, исчисленную за налоговый период, в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена на сумму расходов более чем на 50%. Пунктом 1 статьи 346.32 Кодекса определено, что уплата единого налога на вмененный доход производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в соответствии с пунктом 2 статьи 346_28 Кодекса. Статьей 346.30 Кодекса установлено, что налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал. Учитывая изложенное, сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период (квартал), может быть уменьшена налогоплательщиком данного налога, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на суммы страховых взносов, а также расходов и платежей, указанных в пункте 2 статьи 346_32 Кодекса, которые исчислены и уплачены до окончания налогового периода (квартала) по единому налогу на вмененный доход, то есть сумма указанных платежей уменьшает сумму единого налога на вмененный доход за тот налоговый период (квартал), в котором данные платежи были произведены. Таким образом, сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за IV квартал, может быть уменьшена налогоплательщиком данного налога, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на суммы страховых взносов, а также расходов и платежей, указанных в пункте 2 статьи 346.32 Кодекса, которые исчислены и уплачены за октябрь, ноябрь, декабрь, то есть до окончания IV квартала. Налогоплательщик, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе также уменьшить сумму единого налога на вмененный доход за IV квартал на сумму страховых взносов, начисленных за сентябрь (III квартал), но уплаченных им в октябре (IV квартале), но не более чем на 50 процентов. Уведомляем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо ФНС России от 05.12.2014 N ГД-4-3/25258"О направлении письма Минфина России от 17.11.2014 N 03-11-09/57912" (вместе с Письмом Минфина России от 17.11.2014 N 03-11-09/57912) Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17.11.2014 N 03-11-09/57912 по вопросу, связанному с уменьшением на страховые взносы налогов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем, совмещающим упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков. Приложение Письмо Минфина от 17.11.2014 г. N 03-11-09/57912 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о согласовании проекта письма ФНС России об учете при исчислении налогов страховых взносов индивидуальными предпринимателями, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам и совмещающими упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, сообщает. Согласно пункту 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога. При этом уменьшение суммы налога (авансовых платежей по налогу), исчисленной за налоговый (отчетный) период, производится на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде. Согласно пункту 4 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщики, перешедшие в соответствии с главой 26.3 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. Указанные налогоплательщики ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. Раздельный учет при использовании двух режимов налогообложения должен производиться и по суммам уплачиваемых страховых взносов. В случае невозможности разделения расходов на уплату страховых взносов между видами предпринимательской деятельности распределение сумм страховых взносов производится пропорционально размеру доходов, полученных от соответствующих видов деятельности, в общем объеме доходов от осуществления всех видов предпринимательской деятельности. На основании пункта 2.1 статьи 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшать сумму единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных страховых взносов в фиксированном размере без применения ограничения в размере 50 процентов от суммы данного налога. В том случае, если налогоплательщик, совмещающий применение упрощенной системы налогообложения с уплатой единого налога на вмененный доход, не производит выплат и иных вознаграждений физическим лицам, он вправе с соблюдением вышеизложенного порядка уменьшить по своему усмотрению сумму единого налога на вмененный доход или сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на всю сумму уплаченных за себя страховых взносов в фиксированном размере без ограничения.
Письмо ФНС России от 12.12.2014 N БС-4-11/25774@"О налоге на имущество организаций" В соответствии с вступающими в силу с 1 января 2015 года положениями Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена пунктом 25, в соответствии с которым организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
Федеральная налоговая служба сообщает, что до внесения официальных изменений в приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 "Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения" при заполнении налоговых деклараций по налогу на имущество организаций начиная с налогового и отчетных периодов 2015 года налогоплательщиками, заявляющими право на льготу по пункту 25 статьи 381 Кодекса, по строке с кодом 160 соответствующего раздела 2 налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу), заполняемого в отношении указанного имущества, должен быть указан присвоенный данной налоговой льготе код 2010257. Кроме того, в соответствии с вступающими в действие положениями Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" статья 381 Кодекса дополнена пунктом 26, предусматривающим предоставление льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. До внесения официальных изменений в приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 "Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения" при заполнении налоговых деклараций по налогу на имущество организаций начиная с налогового и отчетных периодов 2015 года налогоплательщикам, заявляющим право на льготу по пункту 26 статьи 381 Кодекса, по строке с кодом 160 соответствующего раздела 2 налоговой декларации по налогу (налогового расчета по авансовому платежу), заполняемого в отношении указанного имущества, должен быть указан присвоенный данной налоговой льготе код 2010258. Данную информацию необходимо довести до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
Письмо ФНС России от 16.12.2014 N БС-4-11/26048@ Вопрос: О переводе доли в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, установленной в гектарах или балло-гектарах, в простую правильную дробь для целей земельного налога. Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу исчисления земельного налога по земельным участкам, находящимся в общей долевой собственности, доли в праве на которые установлены в гектарах или балло-гектарах, и сообщает следующее. На основании пункта 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) установлено, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решение об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами (пункт 3 статьи 14 Федерального закона N 101-ФЗ). В действующем законодательстве отсутствуют правила, а также орган, уполномоченный на осуществление перевода земельной доли, выраженной в гектарах или баллах, в простую правильную дробь. При представлении сведений органами Росреестра о размерах земельных долей в праве общей собственности на земельный участок, выраженных в гектарах или баллах, у налогового органа отсутствуют правовые основания по расчету указанной доли в праве общей собственности и, соответственно, по исчислению земельного налога правообладателям указанных земельных участков. ФНС России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которым предусматривается наделение полномочиями представительных органов муниципальных образований по месту нахождения земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, у которых размеры долей в праве выражены в гектарах или баллах, производить перерасчет земельной доли в простую правильную дробь в соответствии с Методикой перевода земельной доли, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения). Данный законопроект будет направлен в ближайшее время на рассмотрение в Минфин России и Минсельхоз России.
Письмо Минфина России от 01.12.2014 N 03-04-06/61276 Вопрос: Фонд для реализации благотворительной программы, в рамках уставной не приносящей доход деятельности, заключил договор гражданско-правового характера с физическим лицом по оказанию услуг в виде устного выступления (лекции) на мероприятии, проводимом Фондом. Услуги оказываются в городе, который не является местом жительства физического лица - исполнителя. В связи с этим Фонд в соответствии с условиями договора возмездного оказания услуг возложил на себя обязательство по предоставлению физическому лицу (оплаты за него):
Нужно ли рассматривать предоставление физическому лицу - Исполнителю железнодорожного билета и проживания в гостинице в качестве дохода в натуральной форме физического лица - исполнителя, с которого необходимо удержать налог на доходы физического лица, если это осуществлялось в рамках исполнения Фондом обязанностей заказчика по договору возмездного оказания услуг? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм оплаты проезда и проживания физических лиц, являющихся исполнителями по гражданско-правовым договорам, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. Статьей 41 Кодекса установлено, что доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при исчислении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. Таким образом, оплата организацией за физических лиц, являющихся исполнителями по гражданско-правовым договорам, стоимости проезда и проживания в месте оказания услуг признается доходом налогоплательщиков, подученным в натуральной форме, и суммы такой оплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Письмо ФНС России от 11.12.2014 N БС-4-11/25718@"О налогообложении доходов физических лиц" (вместе с Письмом Минфина России от 02.12.2014 N 03-04-07/61655) Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 02.12.2014 N 03-04-07/61655 по вопросу определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при заключении договора дарения доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью между физическими лицами. Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов. Приложение Письмо Минфина России от 02.12.2014 г. N 03-04-07/61655 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при заключении договора дарения доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью между физическими лицами и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. Согласно пункту 2 статьи 93 Гражданского кодекса Российской Федерации продажа либо отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (далее - общество) третьим лицам допускается с соблюдением требований, предусмотренных законом об обществах с ограниченной ответственностью, если это не запрещено уставом общества. Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. Согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса. При дарении одаряемый получает экономическую выгоду в виде полученного в дар имущества или имущественного права либо в виде освобождения его от имущественной обязанности. Доход в виде экономической выгоды от полученного дара подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 Кодекса. Если доходы от дарения не освобождаются от налогообложения в соответствии с указанным пунктом, величина полученной одаряемым физическим лицом экономической выгоды (дохода) определяется рыночной стоимостью полученного дара. За рыночную стоимость подаренной доли может быть принята действительная стоимость доли участника общества, соответствующая части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру полученной доли. Чистые активы общества представляют собой разницу между балансовой стоимостью активов, принимаемых к расчету, и обязательствами (массивами) общества, принимаемыми к расчету. При этом стоимость чистых активов в отдельные периоды деятельности организации может уменьшаться и даже принимать отрицательные значения, однако это не означает отсутствие рыночной стоимости бизнеса и, соответственно, стоимости отчуждаемой доли в уставном капитале организации. Балансовая стоимость активов и обязательств организации вследствие инфляции, используемых методов бухгалтерского учета, наличия у организации "скрытых" и "мнимых" активов и обязательств и других факторов может существенно отличаться от рыночной стоимости. Таким образом, при отсутствии оснований считать, что действительная стоимость доли в уставном капитале общества не соответствует рыночной стоимости, доход в виде полученной в дар такой доли может рассчитываться исходя из стоимости чистых активов, определяемых по данным бухгалтерского учета общества. Вместе с тем, рыночная оценка стоимости полученной в дар доли в уставном капитале общества может быть установлена физическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность (оценщиком), в рамках Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В случае предоставления налогоплательщиком отчета об оценке объекта оценки, подготовленного оценщиком в порядке, предусмотренном данным законом, стоимость доли в уставном капитале общества, установленная оценщиком, должна учитываться при определении налоговой базы.
Письмо Минтруда от 12.12.2014 г. № 17-3/В-609 Вопрос: Об обложении страховыми взносами денежных средств, выданных под отчет работнику на приобретение товаров на хозяйственные нужды, по которым своевременно не представлен авансовый отчет. Ответ: Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение <...> по вопросу начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на суммы средств, выданных под отчет работнику на приобретение товаров, и сообщает свое мнение. Из запроса <...> следует, что работник организации получил под отчет денежные средства на хозяйственные нужды. Отчитаться и сдать неиспользованный остаток денежных средств он должен был не позднее 30 сентября 2014 года. Фактически сдал авансовый отчет и вернул остаток неиспользованных денежных средств 10 ноября 2014 года. Частью 1 статьи 7 и статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов (работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в том числе в рамках трудовых отношений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ. В соответствии с пунктом 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату. Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Исходя из положений статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) выданные под отчет денежные средства, по которым работником своевременно не представлен авансовый отчет, признаются задолженностью работника перед организацией и данные суммы могут быть удержаны из заработной платы работника. Работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания. В случае если работодатель удержал из заработной платы работника вышеуказанные денежные средства на основании статьи 137 Трудового кодекса, то, по мнению Департамента, объекта обложения по страховым взносам не возникает. В том случае, когда работодатель принимает решение не удерживать упомянутые суммы, данные суммы рассматриваются как выплаты в пользу работников в рамках трудовых отношений и будут облагаться страховыми взносами в общеустановленном порядке. Исходя из запроса организация, на основании статьи 137 Трудового кодекса, вправе была удержать сумму денежных средств, выданных работнику организации под отчет, не позднее 30 октября 2014 года. Поскольку организация эти удержания не произвела, данная сумма денежных средств облагается страховыми взносами. Если 10 ноября 2014 года работник представил авансовый отчет с подтверждающими документами (с копиями товарных чеков на приобретение товаров, работ (услуг), счетами, накладными), то в случае, когда организация уже произвела начисление страховых взносов на упомянутую сумму выплат, она вправе произвести перерасчет базы для начисления страховых взносов и сумм начисленных и уплаченных страховых взносов.
Письмо ПФР России от 20.11.2014 г. N НП-30-26/14991 «О применении статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ» Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с обращениями отделений ПФР по вопросу привлечения плательщиков страховых взносов к ответственности, предусмотренной статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), в случае отражения плательщиком самостоятельно выявленных и доначисленных страховых взносов за предыдущие отчетные (расчетный) периоды в строке 120 раздела 1 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), утвержденного постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п (далее - Расчет), сообщает следующее. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом условия, при которых плательщик освобождается от ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, определены частью 4 статьи 17 указанного Федерального закона. Письмом ПФР от 25.06.2014 N НП-30-26/7951 территориальным органам дано указание рекомендовать плательщикам страховых взносов, в случае выявления ими ошибок, факта неотражения или неполноты отражения сведений, недостоверных сведений в ранее представленных отчетах, отражать данные в строке 120 и разделе 4 Расчета (форма РСВ-1 ПФР). Федеральным законом N 212-ФЗ не предусмотрены условия привлечения или освобождения плательщика страховых взносов от ответственности в вышеуказанном случае. В связи с этим основания для применения штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, к плательщикам, представившим расчеты, в которых суммы доначисленных страховых взносов за предыдущие периоды отражены в строке 120 раздела 1 Расчета (форма РСВ-1 ПФР) с одновременным заполнением раздела 4 Расчета (форма РСВ-1 ПФР), отсутствуют.
Письмо ФНС России от 02.12.2014 N ГД-4-3/24869@"О налогообложении доходов иностранных организаций в виде штрафов за несоблюдение договорных условий" Федеральная налоговая служба, в части рассмотрения вопросов о налогообложении доходов иностранных организаций, резидентов Республики Казахстан, в виде штрафов за несоблюдение договорных условий, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации через постоянное представительство, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 05.11.2014 N 03-08-13/55731), сообщает следующее. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации (если такие доходы не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации) и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. Статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах. Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан действует Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция). Штрафы за несоблюдение условий договора поставки, заключенного с покупателями - резидентами Республики Казахстан, не поименованы в статьях Конвенции, определяющих порядок налогообложения того или иного дохода. Согласно статье 21 Конвенции виды доходов резидента договаривающегося государства независимо от источника их возникновения, не упомянутые в предыдущих статьях Конвенции, подлежат налогообложению только в этом государстве. Таким образом, доходы резидентов Республики Казахстан в виде штрафов за несоблюдение условий договора поставки подлежат налогообложению в Республике Казахстан. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
Письмо ФНС России от 02.12.2014 N ГД-4-3/24870@ «О налогообложении доходов иностранных организаций в виде штрафов за несоблюдение договорных условий» Федеральная налоговая служба, в части рассмотрения вопросов о налогообложении доходов иностранных организаций, резидентов Республики Беларусь, в виде штрафов за несоблюдение договорных условий, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации через постоянное представительство, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 05.11.2014 N 03-08-13/55731), сообщает следующее. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации (если такие доходы не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации) и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. Статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах. Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение). Штрафы за несоблюдение условий договора поставки, заключенного с покупателями - резидентами Республики Беларусь, не поименованы в специальных статьях Соглашения, определяющих порядок налогообложения того или иного дохода. Согласно статье 18 Соглашения виды доходов, возникающие из источников в договаривающемся Государстве, о которых не говорится в предыдущих статьях Соглашения, могут облагаться налогом в этом Государстве. Таким образом, доходы резидентов Республики Беларусь в виде штрафов за несоблюдение условий договора поставки облагаются налогом на прибыль организаций в Российской Федерации в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков. |