9 ноября 2014 Разъяснения законодательства в октябре 2014 года
Письмо ФНС России от 29.09.2014 N ГД-4-3/19855 Вопрос: Об учете для целей налога на прибыль процентов по долговым обязательствам, полученным для приобретения (сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции) объектов ОС. Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций сумм процентов по долговым обязательствам, полученным для приобретения (сооружения/достройки, дооборудования, реконструкции и т.п.) объектов основных средств, сообщает следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом. Также согласно пункту 2 статьи 257 Кодекса в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения и по иным аналогичным основаниям первоначальная стоимость основных средств изменяется. Соответственно, указанные затраты учитываются в составе первоначальной стоимости (измененной первоначальной стоимости) основного средства и учитываются для целей налогообложения прибыли организации через амортизацию. Однако главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса предусмотрены особенности учета при налогообложении расходов по отдельным операциям, в том числе расходов в виде процентов по кредитам, займам и иным долговым обязательствам. Расходы в виде процентов по кредитам, займам и иным долговым обязательствам учитываются в составе внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 Кодекса, пунктом 6 статьи 271 Кодекса и пунктом 8 статьи 272 Кодекса. Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 265 Кодекса к внереализационным расходам относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 Кодекса. Принимая во внимание изложенное, проценты по долговым обязательствам не учитываются для целей налогообложения прибыли в первоначальной стоимости (измененной стоимости) амортизируемого имущества.
Письмо Минфина России от 29.09.2014 N 03-03-06/1/48504 Вопрос: Об учете расходов по аренде жилого помещения под офис в целях налога на прибыль. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов на аренду жилого помещения, используемого в производственных целях, и сообщает следующее. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки). На основании пункта 1 статьи 252 Кодекса расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, любой обоснованный расход налогоплательщика должен быть подтвержден документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это правило распространяется в том числе на договоры, согласно которым налогоплательщик осуществляет расходы в целях налогообложения прибыли организаций. Согласно пункту 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. Кроме того, статья 17 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Таким образом, гражданское и жилищное законодательство не допускает не только использование жилого помещения юридическим лицом в предпринимательских целях, но и саму сдачу в аренду жилого помещения для иных целей, кроме как для проживания. Учитывая изложенное, расходы юридического лица по договору аренды жилого помещения, используемого в качестве офиса, не уменьшают его налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 09.10.2014 N 03-07-11/50894 Вопрос: О регистрации в книге продаж документов при письменном согласии сторон сделки на несоставление счетов-фактур.
Ответ: В связи с вашим письмом в отношении документов, подлежащих регистрации продавцом в книге продаж, в случае невыставления им покупателям счетов-фактур на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. В соответствии с указанным подпунктом 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 238-ФЗ налогоплательщик вправе при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по письменному согласию сторон сделки на несоставление налогоплательщиком счетов-фактур не выставлять счета-фактуры лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. Согласно пункту 1 статьи 3 указанного Федерального закона данная норма вступает в силу с 1 октября 2014 года. Пунктом 1 разд. II Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, установлено, что продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализаций товаров, выполнении работ, оказании услуг населению). В случаях несоставления счетов-фактур на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 169 Кодекса в книге продаж возможно отражать реквизиты счета-фактуры, составленного продавцом в одном экземпляре, либо первичных учетных документов, подтверждающих совершение фактов хозяйственной жизни. Настоящее письмо не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 23.10.2014 N 03-07-11/53626 Вопрос: О налогообложении НДС передачи потенциальным покупателям рекламных материалов в виде каталогов, брошюр, а также блокнотов и ручек с логотипом компании стоимостью более 100 руб. за единицу продукции. Ответ: В связи с вашим письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении распространяемых организацией рекламных материалов Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом реализацией товаров (работ, услуг) в целях налога на добавленную стоимость признается также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе. В соответствии с подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей. Пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 разъяснено, что в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, не может рассматриваться распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве. Таким образом, передача каталогов и брошюр, бесплатно раздаваемых потенциальным покупателям, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является независимо от величины расходов на приобретение (создание) этих каталогов и брошюр. При этом следует иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. В этой связи оснований для принятия налогоплательщиком к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцами (изготовителями) указанных рекламных материалов, оснований не имеется. Что касается блокнотов, ручек с логотипом компании, стоимость которых за единицу продукции превышает 100 рублей, то, учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание норму подпункта 25 пункта 3 статьи 149 Кодекса, их передача потенциальным покупателям облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 10.10.14 № 03-11-11/51236 Вопрос: Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по сдаче в аренду собственного нежилого недвижимого имущества и применяет патентную систему налогообложения. В отношении других доходов он применяет упрощенную систему налогообложения. Патент получен сроком на 1 год. Предполагаемые доходы предпринимателя за 2014 год от деятельности, переведенной на патентную систему налогообложения (на выданный срок), составят 60 млн. рублей, на УСН - 4 млн. рублей. Совокупный доход не превысит 64 млн. рублей. Не утрачивает ли предприниматель право на применение патентной системы? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15 июня 2012 года N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России. В соответствии с Положением и Регламентом, если законодательством не установлено иное, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Одновременно следует учитывать, что Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) не содержит запрета на совмещение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения. В этой связи индивидуальный предприниматель - налогоплательщик упрощенной системы налогообложения вправе в течение календарного года перейти на патентную систему налогообложения по отдельным видам предпринимательской деятельности, в отношении которых данная система налогообложения введена законом субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 346_23 Кодекса налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, представляют по итогам налогового периода (календарного года) налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства. Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, не представляется (статья 346_52 Кодекса). Таким образом, если индивидуальный предприниматель-налогоплательщик упрощенной системы налогообложения в течение календарного года переходит на патентную систему налогообложения, то есть совмещает два указанных специальных налоговых режима, он обязан представить налоговую декларацию по упрощенной системе налогообложения, в которой доходы определяются без учета доходов от предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения. При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 346_13 и абзацем 5 пункта 6 статьи 346_45 Кодекса в случае, если налогоплательщик применяет одновременно патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного указанными пунктами, учитываются доходы по обоим указанном специальным налоговым режимам. Кроме того, ограничение по доходам для применения патентной системы налогообложения предусмотрено подпунктом 1 пункта 6 статьи 346_45 Кодекса. Так, согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 346_45 Кодекса налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн.руб. Учитывая изложенное, если индивидуальный предприниматель применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, то для целей соблюдения ограничения величины предельного размера доходов, установленного в размере 60 млн.руб., учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам, причем в рамках патентной системы налогообложения учитываются доходы по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Приказом Минэкономразвития России от 7 ноября 2013 года N 652 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год" в целях применения упрощенной системы налогообложения на 2014 год установлен коэффициент-дефлятор в размере 1,067. На этот коэффициент корректируется величина максимального дохода налогоплательщика упрощенной системы налогообложения за отчетный (налоговый) период, при превышении которой налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения (абзац 4 пункта 4 статьи 346_13 Кодекса). Таким образом, в 2014 году, с учетом установленного коэффициента-дефлятора в размере 1,067 максимально возможный к получению доход налогоплательщика за отчетный (налоговый) период в целях применения упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения составляет 64,02 млн.руб. (60 млн.руб. х 1,067). Также сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 17.10.2014 N 03-11-11/52532 Вопрос: Я, индивидуальный предприниматель, налогообложение - ЕНВД. Прошу вас дать разъяснение, согласно 52-ФЗ от 02.04.2014 должны ли ИП, применяющие налогообложение ЕНВД и УСН платить налог на имущество? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и на основании полученной информации сообщает следующее. Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой соответствующим налогом. Изменения, внесенные Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в главы 26_2 и 26_3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касаются уплаты налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налога на имущество организаций. С 1 января 2015 года для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, освобождение от налога на имущество организаций не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Для организаций, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, соответствующие изменения вступили в силу с 1 июля 2014 года. Таким образом, на индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, изменения, внесенные указанным федеральным законом в Кодекс, не распространяются.
Письмо ФНС России от 22.10.2014 N ОА-3-17/3584@ Вопрос: Об определении статуса налогового резидента РФ для иностранного физлица в целях уплаты НДФЛ. Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке подтверждения статуса иностранного гражданина в качестве налогового резидента Российской Федерации и сообщает следующее. С учетом положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации в совокупности не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом требований о непрерывности течения указанных 183 дней положения Кодекса не содержат. Подсчет упомянутых выше 183 дней производится налоговыми агентами - российскими организациями, в том числе работодателями, на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, определяемую в соответствии с положениями статьи 223 Кодекса. Поэтому для исчисления сумм налога при каждой выплате доходов налоговый агент должен принимать во внимание количество дней пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на дату фактического получения дохода за 12-месячный период, предшествующий этой дате. На основании положений пункта 2 статьи 223 Кодекса датой фактического получения дохода в виде заработной платы признается последний день календарного месяца, за который она выплачивается. Таким образом, при определении размера налоговой ставки в отношении заработной платы, например, за октябрь 2014 года принимается совокупное количество дней пребывания физического лица в Российской Федерации за период с 01.11.2013 по 31.10.2014. Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации, являются, в частности, сведения из табеля учета рабочего времени, копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, данные миграционных карт, документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для применения налоговым агентом ставки налога в размере 13 процентов в отношении доходов от работы по найму получение налогоплательщиком специального удостоверения (подтверждения) от российского налогового органа не требуется. При определении налогового статуса в случае, если уплата налога производится налогоплательщиком самостоятельно (путем представления налоговой декларации), подсчет упомянутых выше 183 дней производится за период с 1 января по 31 декабря календарного года, в котором были получены соответствующие доходы.
Письмо ФНС России от 16.10.2014 N БС-4-11/21482@ Вопрос: О налогообложении НДФЛ доходов от трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, признаваемых беженцами или получивших временное убежище в РФ. Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, получившими временное убежище или признаваемыми беженцами, и сообщает следующее. Федеральным законом от 04.10.2014 N 285-ФЗ "О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в пункт 3 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которыми ставка налога на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О беженцах", устанавливается в размере 13 процентов. Действия положений пункта 3 статьи 224 Кодекса (в редакции Федерального закона от 04.10.2014 N 285-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года. До внесения изменений в Кодекс указанные доходы подлежали обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке - по ставке 30 процентов до момента приобретения иностранным гражданином или лицом без гражданства, получившим временное убежище или признаваемым беженцем на территории Российской Федерации, статуса налогового резидента Российской Федерации и после приобретения им статуса налогового резидента Российской Федерации - по ставке 13 процентов. В этой связи с учетом вступления в силу новой редакции пункта 3 статьи 224 Кодекса доходы от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признаваемыми беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О беженцах", облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
Письмо Минфина России от 03.10.2014 N 03-11-11/49926 Вопрос: Об уменьшении суммы налога на величину страховых взносов, если ИП совмещает УСН с уплатой ЕНВД при отсутствии наемных работников и применяет ПСН в отношении деятельности, в которой задействованы наемные работники. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам применения специальных налоговых режимов и на основании информации, изложенной в обращении, сообщает следующее. Согласно пункту 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога. При этом уменьшение суммы налога (авансовых платежей по налогу), исчисленной за налоговый (отчетный) период, производится на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде. На основании пункта 2.1 статьи 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшать сумму единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных страховых взносов в фиксированном размере без применения ограничения в размере 50 процентов от суммы данного налога. В целях применения пункта 2.1 статьи 346.32 Кодекса сумма уплаченных страховых взносов в фиксированном размере уменьшает сумму единого налога на вмененный доход только за тот налоговый период (квартал), в котором данный фиксированный платеж был уплачен. Одновременно следует отметить, что согласно пункту 4 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщики, перешедшие в соответствии с главой 26.3 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. Указанные налогоплательщики ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. Исходя из пункта 1 статьи 346.43 Кодекса патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом пунктом 12 указанной статьи Кодекса установлено, что иные налоги индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, уплачивают в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также исполняют обязанности налоговых агентов, предусмотренные настоящим Кодексом. Таким образом, раздельный учет при использовании нескольких специальных налоговых режимов должен производиться и по суммам уплачиваемых страховых взносов. В случае невозможности разделения расходов на уплату страховых взносов между видами предпринимательской деятельности распределение сумм страховых взносов производится пропорционально размеру доходов, полученных от соответствующих видов деятельности, в общем объеме доходов от осуществления всех видов предпринимательской деятельности. Уменьшение суммы налога, уплачиваемого в рамках патентной системы налогообложения, на сумму страховых взносов главой 26.5 Кодекса не предусмотрено. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 6 статьи 346.53 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения и осуществляющие иные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых ими применяются иные режимы налогообложения, обязаны вести учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с порядком, установленным в рамках соответствующего режима налогообложения. Учитывая изложенное, в случае, если индивидуальный предприниматель, совмещающий применение упрощенной системы налогообложения с уплатой единого налога на вмененный доход, не производит выплат и иных вознаграждений физическим лицам при осуществлении видов деятельности, переведенных на данные специальные налоговые режимы, при этом также применяет патентную систему налогообложения в отношении деятельности, в которой задействованы наемные работники, такой предприниматель вправе с соблюдением вышеизложенного порядка уменьшить по своему усмотрению сумму единого налога на вмененный доход или сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на всю сумму уплаченных за себя страховых взносов в фиксированном размере без ограничения. Кроме того, сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минтруда России от 29.09.2014 N 17-4/ООГ-817 Вопрос: О привлечении к ответственности за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законодательством срок расчетов, в том числе нулевых. Ответ: Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение о представлении нулевых расчетов один раз в год и сообщает следующее. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются, в частности, организации. Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Пунктом 3 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - расчеты). Сроки представления отчетности в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) установлены непосредственно Федеральным законом N 212-ФЗ. Так пунктами 1 и 2 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что организации ежеквартально представляют: в территориальный орган ПФР по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по форме РСВ-1 ПФР; в территориальный орган ФСС России не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по форме-4 ФСС. Начиная с представления отчетности за I квартал 2014 года, действует новая форма РСВ-1 ПФР, утвержденная Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п. Обращаем внимание, что на титульных листах формы РСВ-1 ПФР и формы-4 ФСС также имеется информация о сроках представления упомянутых форм. Следует отметить, что представляя расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в орган контроля за уплатой страховых взносов об отсутствии выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии уплаченных сумм страховых взносов. Федеральным законом N 212-ФЗ не предусмотрено освобождения от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности. Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Федеральным законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей. С учетом изложенного непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законодательством Российской Федерации о страховых взносах срок расчетов, в том числе нулевых, т.е. в случаях если сумма страховых взносов, подлежащая уплате за соответствующие отчетные (расчетные) периоды, равна нулю, влечет взыскание штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ, минимальный размер которого составляет 1000 рублей.
Письмо Минтруда России от 18.09.2014 N 17-4/В-442 Вопрос: О применении пониженных тарифов страховых взносов организацией, применяющей УСН и осуществляющей деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ответ: Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды организацией на упрощенной системе налогообложения (далее - УСН), осуществляющей деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и сообщает следующее. Из запроса следует, что организация осуществляет работы по капитальному и текущему ремонту зданий, предоставляет услуги по уборке подъездов, содержанию придомовой территории, контейнерных площадок и т.д., которые относятся к соответствующим разделам ОКВЭД в зависимости от вида работ (классы 45 "Строительство", 74 "Предоставление прочих видов услуг", 90 "Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность"). Исходя из положений пункта 8 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, на период до 2018 года включительно установлен пониженный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере 20 процентов (в Пенсионный фонд Российской Федерации - 20%, в Фонд социального страхования Российской Федерации - 0%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0%). Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) упомянутых плательщиков определен пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ. Согласно подпунктам "ц" и "ш" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в указанном перечне поименованы деятельность в сфере строительства (класс 45 ОКВЭД) и деятельность по удалению сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (класс 90 ОКВЭД), включающие в себя соответствующие виды работ. Следует отметить, что вышеназванные плательщики применяют пониженный тариф страховых взносов при выполнении ими одновременно условий, установленных пунктом 8 части 1 и частью 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ. Такими условиями являются: 1) соблюдение критерия о применении организацией УСН; 2) доля доходов организации от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Согласно части 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, для целей применения упомянутых положений статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ основным видом экономической деятельности плательщика признается только один вид деятельности, указанный в данной статье, с долей доходов от его осуществления не менее 70%. Возможность суммирования доходов от осуществления нескольких льготных видов деятельности положениями указанной статьи Федерального закона N 212-ФЗ не предусмотрена. Таким образом, если основным видом экономической деятельности организации, применяющей УСН, является такой вид деятельности, как деятельность в сфере строительства (класс 45 ОКВЭД) или деятельность по удалению сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (класс 90 ОКВЭД), то страховые взносы уплачиваются такой организацией по пониженному тарифу при соблюдении вышеуказанного условия о доле доходов по одному из указанных видов деятельности.
Письмо Минтруда России от 24.09.2014 N 17-3/В-451 Вопрос: О зачете с 01.01.2015 излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет платежей по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и наоборот. Ответ: Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение о возможности произвести с 1 января 2015 года зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет платежей по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и наоборот и сообщает следующее. В соответствии с редакцией части 21 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), которая вступит в силу с 1 января 2015 года (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ), зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа. Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации. Исходя из положений статей 3 и 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) платежи по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний администрируются также Фондом социального страхования Российской Федерации. При этом исходя из положений статьи 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному в том числе положениями вышеупомянутой статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ. Одновременно в части 2 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ указано, что положения статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ применяются к правоотношениям, связанным с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части, не противоречащей Федеральному закону N 125-ФЗ. Таким образом, учитывая, что и страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний администрируются Фондом социального страхования Российской Федерации, с 1 января 2015 года по заявлению плательщика страховых взносов Фондом социального страхования Российской Федерации может производиться зачет излишне уплаченных плательщиком сумм страховых взносов по одному из данных видов страхования в счет платежей плательщика страховых взносов по другому упомянутому виду страхования.
Информация Министерства труда и социальной защиты России от 29 октября 2014 г. "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда" 1. Такой параметр как освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении идентифицируется всегда, получается, что спецоценку необходимо проводить на всех местах? Освещенность же идентифицируется? Ответ: Исследования (испытания) и измерения по фактору “Световая среда”следует проводить в случае, если указанный фактор идентифицирован на рабочем месте как вредный, а именно: освещенность рабочей поверхности недостаточна, имеются жалобы работников на недостаточность или избыточность освещенности рабочей поверхности, на рабочем месте имеются слепящие или отражающие поверхности и др. В случае, если фактор “Световая среда”не идентифицирован как вредный, исследования (испытания) не проводятся. 2. Действительны ли результаты спецоценки без проведения испытаний эффективности СИЗ? Ответ: Нормы частей 6 - 8 статьи 14 Федерального закона № 426-ФЗ в части возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты являются диспозитивными, в связи с чем возможность снижения класса (подкласса) условий труда является правом работодателя, а не его обязанностью. Отсутствие в настоящее время утвержденной Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты не препятствует применению Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. 3. Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда (по истечению срока действия декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, при выявлении профессионального заболевания на рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых? Ответ: Не обязана, так как профессиональное заболевание выявлено на незадекларированном рабочем месте. При этом, согласно частям 5 и 7 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”по истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве с занятыми на нем работниками (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет. 4. Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки? Ответ: В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). 5. В воздухе рабочей зоны присутствуют вещества, которых нет в Перечнях веществ Приложений 2 - 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, (например, окись кальция в теплоэнергетических предприятиях). Как проводить оценку по химическому фактору при отсутствии веществ в Приложениях 2 - 7 к Методике? Ответ: Приложения 2 - 7 к Методике проведения специальной оценки условий труда сформированы на основе существующих гигиенических нормативов (прямые ссылки) и содержат в себе наиболее часто встречающиеся в производственных процессах химические вещества в связи с чем, по существу, являются справочными. Если при проведении специальной оценки условий труда выявлены химические вещества, не вошедшие в указанные Приложения, оценка условий труда по ним должна проводиться, исходя из гигиенических нормативов, а оформление результатов осуществляться в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда. 6. В Приложении № 18 отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда на рабочем месте при воздействии неионизирующих электромагнитных излучений оптического диапазона (лазерное, ультрафиолетовое) отсутствуют ссылки на документы, из которых можно взять значение ПДУ. В этом случае проведенная оценка может быть легко оспорена в судебном порядке. На какие документы ссылаться в протоколах измерений и оценке факторов? Ответ: В качестве нормативных актов, содержащих ПДУ для лазерного и ультрафиолетового излучений, следует использовать “Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров”(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 31 июля 1991 г. № 5804-91) и “Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях”(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 23 февраля 1988 г. № 4557-88). 7. В соответствии с Классификатором (Приложение № 2 к Приказу Минтруда России от 24.01.14 г. № 33н) виброакустические факторы идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов. Исключаются ли тем самым рабочие места водителей транспортных средств, а соответственно строительных и сельскохозяйственных машин, так как, опираясь на многолетний практический опыт работы, фактические уровни шума и вибрации на рабочих местах водителей и машинистов зачастую превышают нормативные значения? Ответ: Оценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местах водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проводится аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, являющееся источником шума и вибрации. Кроме того, при наличии виброакустических факторов идентификация и оценка условий труда проводится также в отношении рабочих мест, на которых заняты работники, использующие ручные инструменты, являющиеся источником соответствующих факторов. 8. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда. Иные работники организации это кто? Какие к ним требования? Ответ: К иным работникам организации могут быть отнесены, например, сотрудники организации, не являющиеся экспертами, но имеющие квалификацию, позволяющую им провести необходимые испытания (измерения). 9. В переходный период экспертом назначают работника аттестующей организации, имеющего стаж работы 3 года. При этом во многих организациях отсутствуют врачи с указанным периодом стажа. Возможно ли назначать экспертом врача без стажа работы в области аттестации рабочих мест? Ответ: Согласно статье 27 Федерального закона № 426-ФЗ организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года. При этом в переходный период обязанности экспертов вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу данного Федерального закона. 10. Можно ли при проведении спецоценки использовать средства измерения, которые находятся в аренде? Ответ: Требования к испытательной лаборатории (центру) в части проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса изложены в части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”, в связи с чем указанная лаборатория должна быть аккредитована на проведение указанных измерений и обладать соответствующей приборной базой для их проведения. При этом, согласно части 2 статьи 19 данного Федерального закона, организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения энергетической экспозиции лазерного излучения, мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений, радиоактивного загрязнения производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников; биологических факторов самостоятельно или привлечь по гражданско-правовому договору для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Кроме того, вопрос об использовании арендуемых средств измерений необходимо решать с учетом законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, нормативных документов, устанавливающих требования к испытательным лабораториям (центрам), а также руководства по качеству испытательной лаборатории (центра). Необходимо обратить внимание на то, что при проведении исследований (измерений) применяются только те методики (методы) измерений, которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, проводящей специальную оценку условий труда. 11. В связи с новыми требованиями к аккредитованным лабораториям в состав лаборатории должен входить врач по общей гигиене труда или врач по санитарно-гигиеническим исследованием. Должен ли врач иметь трудовой стаж по АРМ или в исследовательских лабораториях как у остальных экспертов? Ответ: Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона № 426-ФЗ лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям: 1) наличие высшего образования; 2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа; 3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда (например, аттестации рабочих мест по условиям труда) не менее трех лет. Данные требования едины для всех экспертов, в том числе и для врачей-гигиенистов. 12. В нашей организации в 2013 году проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой работникам, занятым во вредных условиях труда, назначены компенсации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870. Можем ли мы сейчас установить гарантии и компенсации работникам в соответствии с действующей редакцией Трудового кодекса? Ответ: Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”(далее - Федеральный закон № 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса). При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”(далее - Федеральный закон № 426-ФЗ). До вступления в силу федеральных законов № 426-ФЗ и № 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 726). При этом переходными положениями статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда. В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Предоставление компенсаций работникам, принятым на работу в 2014 году, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим с 01.01.2014. 13. Можно ли заполнять протокол оценки эффективности СИЗ (раздел 4 Отчета по СОУТ) без указания оценки эффективности СИЗ п. 7 в) до утверждения Методики эффективности СИЗ? Ответ: До принятия и вступления в силу Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты заполнять протокол оценки эффективности СИЗ в отчете не следует. 14. Согласно методике при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется по результатам измерения уровней звукового давления в октавных полосах. К какому классу отнести условия труда, если превышение ПДУ звукового давления наблюдается в октавных полосах по одной из среднегеометрических частот? Ответ: Отнесение условий труда к классу (подклассу) при воздействии на работника постоянного шума или постоянного инфразвука отнесение условий труда осуществляется в соответствии с пунктом 37 и приложением № 11 Методики. Превышение уровня звукового давления в октавных полосах по одной из среднегеометрических частот в условиях постоянного шума и (или) инфразвука дает основание для установления на рабочем месте вредных условий труда. 15. Сноска 3 в классификаторе “Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов”. Как поступать с рабочими местами, на которых отсутствует технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, но сам виброакустический фактор есть? Не идентифицировать? Пример: технологическое оборудование имеется на соседнем рабочем месте. Ответ: В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. С учетом данного определения, рабочим местом может являться часть пространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовые функции. Если в том месте, где работник должен находиться в связи с его работой, имеется технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, экспертом может быть принято решение об идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов. 16. В каком объеме должна содержаться информация о СНИЛС работников. Достаточно ли только № или указывать и Ф.И.О. работников. Кто вносит в стр. 021 изменения в связи с увольнением или принятием работника? Как оформить данные изменения? Можно ли эксперту при оформлении Карты оставлять стр. 021 не заполненной, для последующего заполнения этих данных работодателем? Ответ: В карту специальной оценки условий труда в строку 021 заносится только номер СНИЛС при его наличии (предоставлении работодателем/работником). Если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, то внесенный в Карту специальной оценки условий труда СНИЛС может быть изменен только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. При этом в Карту вносится СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации (измерений (исследований) производственных факторов). 17. Пункт 14 приложения № 1 к Приказу при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Аттестованные методики по измерению физических факторов и факторов трудового процесса в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений отсутствуют. Ответ: В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений”аттестацию методик (методов) измерений проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели; порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения единства измерений. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2008 № 438, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения единства измерений осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. В настоящее время порядок аттестации методик измерений и их применения указанным органов власти не принят. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия подлежат государственной регистрации в Минюсте России. При этом, соответствующими разъяснениями Минюста России (утверждены приказом от 4.05.2007 № 88) детализировано, что нормативные акты, имеющие межведомственный характер - содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт. С учетом изложенного полагаем, что до принятия соответствующего порядка аттестации методик организации, осуществляющие специальную оценку условий труда, вправе применять методики (методы) измерений, утвержденные в установленном порядке полномочными органами исполнительной власти, в том числе ведомствами бывшего СССР.
Письмо ФНС России от 22.10.2014 N ЕД-4-2/21910 Вопрос: О применении и снятии с учета в налоговых органах модели ККТ "ОКА-102К версия 01", исключенной из Госреестра ККТ. Ответ: Федеральная налоговая служба в связи с принятием приказа ФНС России от 08.10.2014 N ЕД-7-2/525@, которым, в частности, исключены по заявлению поставщика контрольно-кассовой техники из первого раздела Государственного реестра контрольно-кассовой техники (далее - Госреестр ККТ) сведения о модели контрольно-кассовой техники: контрольно-кассовая машина "ОКА-102К версия 01", сообщает следующее. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Госреестр ККТ. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации. Согласно пункту 19 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, и в соответствии с абзацем "а" пункта 85 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2012 N 94н, в случае истечения нормативного срока амортизации модели контрольно-кассовой техники, исключенной из Госреестра ККТ, ее снятие с регистрации может осуществляться налоговым органом самостоятельно. При этом налоговый орган уведомляет пользователя о снятии с регистрации указанной контрольно-кассовой техники не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации. Нормативный срок амортизации, согласно разъяснениям Минфина России в письме от 07.06.2006 N 03-01-15/4-124, для контрольно-кассовой техники составляет от 5 лет до 7 лет включительно. Таким образом, исключенная из Госреестра ККТ модель контрольно-кассовой техники "ОКА-102К версия 01" с истекшим сроком амортизации подлежит снятию с регистрации в налоговых органах; в случае если нормативный срок амортизации не истек - применение указанной модели контрольно-кассовой техники осуществляется до истечения такого срока. Доведите настоящее письмо до территориальных налоговых органов и до сведения налогоплательщиков, а также обеспечьте его исполнение в практической работе.
Письмо ФНС России от 22.10.2014 N ЕД-4-2/21933 "О регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники" Федеральная налоговая служба в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) сообщает следующее. Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Таким образом, в случае изменения организационно-правовой формы юридического лица в связи с приведением ее в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 99-ФЗ), перерегистрация контрольно-кассовой техники в налоговом органе не требуется. В иных случаях контрольно-кассовая техника должна быть перерегистрирована в налоговых органах в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н. Доведите настоящее письмо до территориальных налоговых органов, а также до сведения налогоплательщиков.
Письмо ФНС России от 31.10.2014 N СА-4-7/22585 Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 25.08.2014 №03-29/06095@ о правомерности переноса срока представления налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2014 с 28.04.2014 на 29.04.2014, в связи с Распоряжением Главы Республики Адыгея от 15.04.2014 №71-рг, которым 28.04.2014 был объявлен нерабочим праздничным днем (Радоница – день поминовения усопших), сообщает следующее. В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Перечень нерабочих праздничных дней установлен в статье 112 Трудового кодексаРоссийской Федерации. При этом статья 5 Трудового кодексапредусматривает, что регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений производится, в том числе региональными законами, содержащими нормы трудового права. Статья 6 Трудового кодексаРоссийской Федерации, разграничивающая полномочия федеральной власти и властей субъектовРоссийской Федерации РФ, не относит установление нерабочих праздничных дней к исключительному ведению первой. Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе по просьбам религиозных организаций объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Право субъектов Российской Федерации устанавливать в своем регионе дополнительные нерабочие праздничные дни подтверждено Верховным Судом Российской Федерации (Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 20-ПВ11). Арбитражная практика также исходит из того, что региональный праздничный день продлевает установленный налоговым законодательством срок для представления отчетности (Постановление ФАС Поволжского округа от 09.06.2006 N А65-24021/2005-СА2-11, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.07.2006 N А58-8975/05-Ф02-3786/06-С1). |