10 декабря 2018 Разъяснения законодательства в ноябре 2018 года
Письмо Минфина России от 16.11.2018 N 03-03-07/82796 Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов, понесенных в пользу работника. Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает, что Министерство финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не уполномочено рассматривать по существу обращения граждан по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организации, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 5 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749, оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни производится в порядке, установленном статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. При этом для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (пункт 1 статьи 252 НК РФ). Таким образом, расходы налогоплательщика, понесенные им в пользу работника в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда при соответствии указанных расходов положениям статьи 252 НК РФ.
Письмо Минфина России от 09.11.2018 N 03-03-06/2/80503 Вопрос: О признании задолженности безнадежной и ее учете в целях налога на прибыль. Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 18.10.2018 и сообщает следующее. Налогоплательщик, имеющий дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежной при наступлении одного из перечисленных в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) событий. В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Таким образом, по истечении срока исковой давности задолженность может быть признана безнадежным долгом, который учитывается в составе внереализационных расходов отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (пункт 7 статьи 272 НК РФ). Порядок исчисления срока исковой давности регулируется подразделом 5 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ. Исчисление срока исковой давности для целей признания задолженности безнадежной производится налогоплательщиком в соответствии с положениями ГК РФ, полномочиями по разъяснению которых Минфин России не наделен.
Письмо Минфина России от 06.11.2018 N 03-03-06/1/79496 Вопрос: О налоге на прибыль при обратной реализации товара покупателем. Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и сообщает, что согласно статье 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Министерства финансов Российской Федерации не относятся. Одновременно сообщаем, что на основании статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. В случае если после исполнения договора поставки на основании дополнительного соглашения покупателем осуществлен возврат нереализованного товара продавцу, то для целей налогообложения прибыли организаций данная операция признается реализацией (приобретением) товара. При этом возникает объект обложения налогом на прибыль организаций, определяемый в соответствии с положениями главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав установлены статьей 268 НК РФ. Так, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на стоимость приобретения данных товаров, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности, на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого Имущества. При этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений статьи 320 НК РФ. Таким образом, при обратной реализации покупателем товара налогоплательщику доходы от реализации товара и расходы, связанные с его возвратом, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке. Также отмечаем, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Письмо Минфина России от 13.11.2018 N 03-07-13/1/81506 Вопрос: О документальном подтверждении применения ставки НДС 0% и освобождения от акцизов при экспорте товаров в государства - члены ЕАЭС. Ответ: В связи с письмом по вопросу документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и освобождения от акцизов при экспорте товаров из Российской Федерации в государства - члены Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее. Пунктом 1.3 статьи 165 и пунктом 12 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государств - членов ЕАЭС, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС, а также освобождения от акцизов в налоговые органы представляются документы, предусмотренные Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), с учетом особенностей, предусмотренных данными пунктами. В соответствии с пунктом 3 раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору, при экспорте товаров с территории одного государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) на территорию другого государства - члена ЕАЭС налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола. На основании подпункта 2 пункта 4 раздела II Протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождения от уплаты акциза при экспорте товаров на территорию государств - членов ЕАЭС в налоговые органы должна представляться в том числе выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера. При этом документы, указанные в данном подпункте, не представляются в налоговый орган, если их представление не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС в отношении товаров, экспортированных с территории государства - члена ЕАЭС за пределы ЕАЭС. В целях подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождения от акцизов представление в налоговые органы документов, подтверждающих оплату реализованных товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта в третьи страны, Кодексом не предусмотрено. Учитывая изложенное, при реализации товаров в государства - члены ЕАЭС представлять в налоговые органы выписку банка в пакете документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и освобождение от уплаты акциза, не требуется. Одновременно сообщается: настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 06.11.2018 N 03-07-11/79611 Вопрос: Поставщик товара планирует выставить корректировочные счета-фактуры в адрес ООО в случае изменения ставки НДС с 10% на 18%. Правомерно ли выставление контрагентом корректировочных счетов-фактур за III и IV квартал 2017 г. в связи с изменением ставки НДС с 10% на 18%? Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются. Одновременно сообщается, что согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при изменении стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения объема отгруженных товаров, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 Кодекса. На основании данного пункта 10 статьи 172 Кодекса корректировочные счета-фактуры выставляются продавцами услуг при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения объема оказанных услуг. Учитывая изложенное, если ставка налога на добавленную стоимость, указанная в выставленных при отгрузке товаров счетах-фактурах, меньше ставки налога, которая должна была быть применена при такой отгрузке, и документы, перечисленные в пункте 10 статьи 172 Кодекса, не оформляются, то корректировочные счета-фактуры продавцом не выставляются, а в счета-фактуры, выставленные при отгрузке товаров, вносятся исправления в порядке, установленном пунктом 7 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137. Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 07.11.2018 N 03-04-05/80095 Вопрос: О получении стандартного вычета по НДФЛ отцом ребенка в случае развода. Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления стандартного налогового вычета на детей по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1 400 рублей - на первого ребенка, 1 400 рублей - на второго ребенка, 3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка и 12 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Право на получение стандартного налогового вычета возникает у налогоплательщика при условии, что налогоплательщик является родителем и ребенок находится на его обеспечении. При этом налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Согласно статье 47 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Сам по себе факт развода не лишает родителя ребенка права на получение стандартного налогового вычета. Если отец ребенка непосредственно участвует в его финансовом обеспечении и при этом совместно проживает с ребенком, то документами для подтверждения его права на получение стандартного налогового вычета, в частности, могут быть копия свидетельства о рождении ребенка, справка с места жительства соответствующей жилищно-эксплуатационной организации (Единого информационно-расчетного центра), либо справка товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, либо справка городской поселковой и сельской администрации. Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 08.11.2018 N 03-04-06/80297 Вопрос: Об НДФЛ с сумм возмещения работнику дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве по вине работодателя. Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 15.08.2018 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов работника организации в виде сумм возмещения вреда его здоровью, причиненного происшедшим по вине работодателя несчастным случаем на производстве, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. Пунктом 3 статьи 217 Кодекса предусмотрено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) предусмотрено, что работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Согласно статье 184 Трудового кодекса при повреждении здоровья вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику возмещаются, в частности, связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. При этом виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами. Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при выполнении им обязанностей по трудовому договору, установлен Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ). При этом пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ предусмотрено, что указанный Федеральный закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с данным Федеральным законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно статье 1085 Гражданского кодекса при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья. Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с данной статьей, могут быть увеличены законом или договором. С учетом изложенного суммы возмещения организацией - причинителем вреда дополнительно понесенных расходов работника, вызванных повреждением здоровья вследствие несчастного случая при исполнении трудовых обязанностей, происшедшего по вине работодателя, с учетом пункта 3 статьи 217 Кодекса, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. При этом в соответствии с положениями статьи 1085 Гражданского кодекса, а также с учетом положений Кодекса освобождение от налогообложения указанных дополнительных выплат осуществляется только при наличии документального подтверждения таких дополнительных расходов работника, вызванных повреждением здоровья. Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо ФНС России от 13.11.2018 N БС-3-11/8304@ Вопрос: Об НДФЛ и страховых взносах при выплате компенсации работнику за использование как личного транспорта, так и управляемого по доверенности; о документальном оформлении использования личного транспорта в служебных целях. Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 16.10.2018, по вопросу обложения страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц компенсации, выплачиваемой работнику за использование в служебных целях транспортного средства, управляемого им на основании доверенности, сообщает следующее. 1. Налог на доходы физических лиц В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Поскольку глава 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в служебных целях и не предусматривает порядок их установления, для целей применения пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса следует руководствоваться положениями Трудового кодекса. Согласно статье 188 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Учитывая положения статьи 188 Трудового кодекса, возмещению работодателем подлежат расходы работника, связанные с использованием в интересах работодателя исключительно личного имущества. Возмещение работодателем расходов работника, связанных с использованием не принадлежащего ему на праве собственности имущества, законодательством не предусмотрено. Поскольку транспортное средство, управляемое физическим лицом по доверенности, не является его личным имуществом, положения пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса в таком случае не применяются и суммы возмещения расходов, связанных с использованием такого имущества в интересах работодателя, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. (Данная позиция согласована Минфином России письмом от 02.10.2012 N 03-04-08/9-327). 2. Страховые взносы В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Положениями пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса предусмотрено, что база для исчисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса. Исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Исходя из положений статьи 188 Трудового кодекса предусмотрена выплата компенсации за использование работником личного транспорта в служебных целях. При этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работником личного имущества для целей трудовой деятельности. То есть организация должна располагать копиями документов, как подтверждающих право собственности работника на используемое имущество, так и подтверждающих расходы, понесенные им при использовании данного имущества в служебных целях. Статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Следует отметить, что передача имущества по доверенности не влечет перехода права собственности к лицу, которому выдана доверенность, и данное имущество не может считаться личным имуществом доверенного лица. Таким образом, поскольку возмещение работодателем расходов работника, связанных с использованием не принадлежащего ему на праве собственности имущества, Трудовым кодексом не предусмотрено, то суммы компенсации, выплачиваемые работнику за использование транспортного средства, управляемого им на основании доверенности, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. 3. В случае компенсации организацией расходов работников, связанных с использованием личного имущества (транспорта), такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц с учетом особенностей, изложенных выше, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели), в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником. Использование личного транспорта в служебных целях может быть оформлено как в рамках трудовых отношений, так и в рамках гражданско-правовых договоров с указанием условий эксплуатации транспортного средства и сумм возмещаемых расходов и вознаграждений физическому лицу за использование в служебных целях транспортного средства. Так, в частности, к документам, подтверждающим произведенные плательщиком расходы, можно отнести: акты выполненных работ (с расшифровкой видов выполненных работ), путевые (маршрутные) листы, авансовые отчеты с приложением чеков автозаправочной станции и другие.
Письмо Минфина России от 12.11.2018 N 03-11-11/81183 Вопрос: Об учете в целях УСН расходов, связанных с заменой водительского удостоверения, при осуществлении перевозок легковым такси. Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение от 12.10.2018 по вопросу применения упрощенной системы налогообложения, сообщает. Пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Данный перечень расходов является закрытым. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в частности, обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия. Согласно подпункту 43.1 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса за выдачу национального водительского удостоверения, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, уплачивается государственная пошлина. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 Кодекса расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса. Пунктом 1 статьи 252 Кодекса предусмотрено, что расходами признаются любые затраты налогоплательщика при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Статьей 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрено получение специального водительского удостоверения для осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Таким образом, поскольку замена водительского удостоверения не связана с осуществлением предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, оснований для учета в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, расходов на оплату услуг медицинской организации по проведению врачебной комиссии в связи с заменой водительского удостоверения и суммы государственной пошлины за замену водительского удостоверения не имеется. Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 13.11.2018 N 03-11-11/81491 Вопрос: Об учете предмета лизинга, учитываемого на балансе у лизингополучателя, при определении остаточной стоимости ОС в целях применения УСН. Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 01.10.2018 по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее. Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенную систему налогообложения не вправе применять организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн рублей. В целях указанного подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Кодекса. Пункт 10 статьи 258 Кодекса определяет, что имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга). При заключении договора лизинга, предусматривающего учет предмета лизинга на балансе лизингополучателя, амортизацию по имуществу, составляющему предмет лизинга, начисляет лизингополучатель. При этом для лизингодателя предмет лизинга в этом случае не является амортизируемым имуществом. Таким образом, в случае, если условиями договора лизинга предусмотрено, что амортизацию начисляет лизингополучатель, стоимость лизингового имущества, находящегося на балансе организации-лизингополучателя, учитывается при определении остаточной стоимости основных средств в целях применения упрощенной системы налогообложения. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 09.11.2018 N 03-11-11/80654 Вопрос: О применении ЕНВД организацией, осуществляющей услуги по перевозке грузов, при реализации автомобиля. Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу, связанному с порядком применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), и сообщает следующее. В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса. Так, на основании подпункта 5 пункта 2 указанной статьи Кодекса организация вправе применять ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов. При этом пунктом 7 статьи 346.26 Кодекса определено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке. В связи с тем что организацией - налогоплательщиком ЕНВД реализация основного средства - автотранспортного средства (в том числе разовая торговая операция) осуществляется вне рамок предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом, и является иной деятельностью (разовой операцией), такая деятельность (разовая операция) не подпадает под действие главы 26.3 Кодекса. В данном случае организация обязана исчислить и уплатить налоги в соответствии с общим режимом налогообложения либо в рамках упрощенной системы налогообложения. Одновременно следует отметить, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо ФНС России от 21.11.2018 N БС-4-21/22551@ "О рекомендациях по вопросам представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций, начиная с налогового периода 2019 года" (вместе с Письмом Минфина России от 19.11.2018 N 03-05-04-01/83286 "О согласовании разъяснений (рекомендаций) ФНС России") В целях обеспечения исполнения положений Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", а также приказа ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ "Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения" (зарегистрирован Минюстом России 12.04.2017, регистрационный N 46348) с изменениями, внесенными приказом ФНС России от 04.10.2018 N ММВ-7-21/575@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@" (зарегистрирован Минюстом России 30.10.2018, регистрационный N 52565), направляем прилагаемые разъяснения (рекомендации) по вопросам представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций, начиная с налогового периода 2019 года. Указанные разъяснения (рекомендации) согласованы с Минфином России (письмо от 19.11.2018 N 03-05-04-01/83286). Письма ФНС России от 16.01.2018 N БС-4-21/530@ "О порядке заполнения разделов 2.1 форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций" и от 14.03.2018 N БС-4-21/4786 "О рекомендациях по отдельным вопросам заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций" применяются в части, не противоречащей вышеперечисленным нормативным правовым актам. УФНС России по субъектам Российской Федерации поручается оперативно довести настоящую информацию до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налогообложения имущества организаций (включая прием налоговой отчетности и ее проверку) и работу с налогоплательщиками, а также до налогоплательщиков в установленном порядке (в т.ч. по ТКС). Письмо Минфина России от 19.11.2018 N 03-05-04-01/83286 "О согласовании разъяснений (рекомендаций) ФНС России" Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел проект разъяснений (рекомендаций) ФНС России по вопросам представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций, начиная с налоговой отчетности 2019 года, и считает возможным согласовать указанный проект разъяснений (рекомендаций) ФНС России. Приложение к письму ФНС России от "__" ________ 2018 г. N __
РАЗЪЯСНЕНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ) ПО ВОПРОСАМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ, НАЧИНАЯ С НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА 2019 ГОДА 1. Общие положения В соответствии с пунктом 1 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации") в 2019 году налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено данным пунктом, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу (далее - налоговая отчетность). Согласно пункту 3.2.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций и пункту 3.2.6 Порядка заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, утвержденных приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ (далее - Порядок заполнения налоговой отчетности), на титульном листе налоговой отчетности указывается код представления налоговой отчетности (далее - код) в налоговый орган по месту нахождения (учета) в соответствии с приложением N 3 к Порядку заполнения налоговой отчетности, в частности:
При этом код 281 применяется при представлении налоговой отчетности в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимого имущества в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, т.е. при представлении налоговой отчетности в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика в качестве собственника (владельца) объекта недвижимого имущества либо в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимого имущества, в котором налогоплательщик состоит на учете по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Код 214 применяется при представлении налоговой отчетности в налоговый орган по месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком, в случае отсутствия основания для представления налоговой отчетности в иные налоговые органы (например, налогоплательщик - российская организация, не являющаяся крупнейшим налогоплательщиком, не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения объекта недвижимого имущества в качестве собственника (владельца) указанного объекта либо по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом). 2. Представление единой налоговой отчетности Налогоплательщики, состоящие на учете в нескольких налоговых органах на территории одного субъекта Российской Федерации, могут представлять единую налоговую отчетность (единые налоговые декларации по налогу и единые расчеты по налогу) в отношении всех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, в один из налоговых органов, в котором они состоят на учете на территории указанного субъекта Российской Федерации, по своему выбору. Применение данного порядка представления налоговой отчетности осуществляется на основании представленного налогоплательщиком в налоговый орган по субъекту Российской Федерации уведомления о порядке представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу (далее - Уведомление), в котором указываются: сведения, позволяющие определить налогоплательщика; налоговый орган, куда будет представляться единая налоговая отчетность; налоговый (отчетные) период, в течение которого применяется вышеуказанный порядок представления налоговой отчетности. Рекомендуемая форма Уведомления прилагается. Уведомление представляется налогоплательщиком в календарном году, являющемся налоговым периодом, однократно, до начала представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций за первый отчетный период этого года. Настоящие рекомендации не применяются в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлены нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на имущество организаций. Приложение к письму ФНС России от "__" ________ 2018 г. N __
┌─┐ ┌─┐ └─┘││││││││││││││└─┘ ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐ ││││││││││││││ ИНН │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ││1880││1019││ <1> └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘ ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐ ┌─┬─┬─┐ КПП │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Стр. │0│0│1│ <2> └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘ └─┴─┴─┘
Форма по КНД 1150090
Уведомление о порядке представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу на имущество организаций
┌─┬─┬─┬─┐ Представляется в налоговый орган (код) <3> │ │ │ │ │ └─┴─┴─┴─┘ ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘ ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘ ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘ ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘ (полное наименование организации)
┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐ Номер контактного телефона │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
Код налогового органа на территории субъекта Российской Федерации, ┌─┬─┬─┬─┐ в который будет представляться единая налоговая декларация │ │ │ │ │ (единый налоговый расчет) └─┴─┴─┴─┘ ┌─┬─┬─┬─┐ за налоговый (отчетные) период │ │ │ │ │ года └─┴─┴─┴─┘
┌─┬─┬─┐ Настоящее уведомление составлено на │ │ │ │ страницах с приложением └─┴─┴─┘ ┌─┬─┬─┐ подтверждающих документов (копий) на │ │ │ │ листах └─┴─┴─┘ ─────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────── Достоверность и полноту сведений, │ Заполняется работником налогового указанных в настоящем уведомлении, │ органа подтверждаю: │ │ Сведения о представлении уведомления ┌─┐ 1 - налогоплательщик │ └─┘ 2 - представитель налогоплательщика │ ┌─┬─┐ ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐│Настоящее уведомление │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ││представлено (код) └─┴─┘ └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘│ ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐│ ┌─┬─┬─┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ││на │ │ │ │ страницах с приложением └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘│ └─┴─┴─┘ ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐│копии документа │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ││ └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘│ ┌─┬─┬─┐ (фамилия, имя, отчество <4> руководителя │на │ │ │ │ листах организации либо представителя полностью)│ └─┴─┴─┘ │ ┌─┬─┐ ┌─┬─┐ ┌─┬─┬─┬─┐│Дата ┌─┬─┐ ┌─┬─┐ ┌─┬─┬─┬─┐ Подпись ______ Дата │ │ │.│ │ │.│ │ │ │ ││представления │ │ │.│ │ │.│ │ │ │ │ └─┴─┘ └─┴─┘ └─┴─┴─┴─┘│уведомления └─┴─┘ └─┴─┘ └─┴─┴─┴─┘ │ Наименование и реквизиты документа, │Зарегист- ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐ подтверждающего полномочия │рировано │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ представителя налогоплательщика │за N └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘ ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ││ └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘│ ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐│_________________________ ___________ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ││ Фамилия, И.О. <4> Подпись └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘│ │
-------------------------------- <1> Для российской организации указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) в соответствии со свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, для иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, указывается ИНН в соответствии со свидетельством о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе. <2> Для российской организации указывается код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП) в соответствии со свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе, для иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, указывается КПП в соответствии со свидетельством о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе. <3> Уведомление представляется в налоговый орган по субъекту Российской Федерации. <4> Отчество указывается при наличии. ┌─┐ ┌─┐ └─┘ └─┘
Письмо Минфина России от 28.09.2018 N 03-02-08/69720 Вопрос: О выполнении письменных разъяснений налоговых органов как обстоятельстве, исключающем вину в совершении налогового правонарушения. Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 09.08.2018 и сообщает следующее. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга. Информационные (разъяснительные) документы налоговых органов вправе подписывать их руководители (заместители руководителей).
Письмо Минфина России от 14.11.2018 N 03-15-06/82053 Вопрос: Работник не занят на работах, перечисленных в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, но при этом его рабочее место по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в 2018 г., признано вредным с классом (подклассом) 3.1. Возникает ли необходимость начисления страховых взносов на ОПС по дополнительным тарифам в отношении данной категории работников? Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ООО от 19.09.2018 по вопросу о применении дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленных статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), и сообщает следующее. Из запроса следует, что работник организации не занят на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ). При этом рабочее место работника по результатам специальной оценки условий труда признано вредным (подкласс условий труда - 3.1). Согласно пунктам 1 и 2 статьи 428 Налогового кодекса дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ. Исходя из положений пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование могут быть снижены для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае если работники организации числятся занятыми на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, и при этом в отношении их рабочих мест по результатам специальной оценки условий труда установлен итоговый класс условий труда "вредный" (подкласс 3.1), то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данных работников, начисляются по дополнительному тарифу в соответствии с пунктом 3 статьи 428 Налогового кодекса в размере 2,0%. Если работник не занят на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, то независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам специальной оценки условий труда, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются.
Письмо Минтруда России от 02.11.2018 г. № 14-1/В-872«О повышенной оплате труда работников, привлекаемых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни» Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросу о порядке применений статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N 26-П (далее - Постановление N 26-П) и по компетенции сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом. В соответствии со статьей 153 Кодекса работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
При этом конкретные размеры, оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. В Постановлении N 26-П отмечено, что определение конкретного размера заработной платы должно не только основываться на количестве и качестве труда, но и учитывать необходимость реального повышения размера оплаты труда при отклонении условий работы от нормальных. При этом отмечено, что в соответствии со статьями 113 и 149 Кодекса работа в выходные и нерабочие праздничные дни определяется как разновидность работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. Согласно статье 129 Кодекса заработная плата (оплата труда работника) состоит из:
В соответствии с Кодексом системы оплаты труда включают в себя размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования. В связи с этим работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, должна оплачиваться в повышенном размере по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день. Таким образом, как отмечено в Постановлении N 26-П, при привлечении работников, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда. Выявленный в Постановлении N 26-П конституционно-правовой смысл части 1 статьи 153 Кодекса является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике. С учетом изложенного, полагаем целесообразным в системах оплаты труда работников организации предусмотреть порядок повышенной оплаты труда работников, привлекаемых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, не менее чем в двойном размере с учетом компенсационных и стимулирующих выплат. Кодексом, включая статью 153, регулируются трудовые отношения в организациях всех форм собственности. Следовательно, действие Постановления N 26-П о признании не противоречащей Конституции Российской Федерации части первой статьи 153 Кодекса также распространяется работников организаций всех форм собственности, а также на государственных гражданских служащих. Одновременно по вопросу возможности применения коллективных договоров и локальных нормативных актов, которыми не предусмотрен порядок повышенной оплаты труда работников, привлекаемых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, не менее чем в двойном размере с учетом компенсационных и стимулирующих выплат сообщаем. Исходя из положений статьи 5 Кодекса трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения наряду с трудовым законодательством (состоящим из Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Согласно статье 8 Кодекса нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. В соответствии со статьей 9 Кодекса коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. Учитывая изложенное, порядок повышенной оплаты труда работников, привлекаемых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, не менее чем в двойном размере с учетом компенсационных и стимулирующих выплат применяется независимо от того, предусмотрен или нет этот порядок коллективным договором или локальным нормативным актом.
Письмо Минтруда России от 20.11.2018 N 14-2/ООГ-9211 Вопрос: О предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до 12 лет, в том числе за первый год работы. Ответ: Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства рассмотрел обращение по вопросу порядка предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска, поступившее на официальный сайт Минтруда России в электронном виде, и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом. Федеральным законом от 11.10.2018 N 360-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнен новой статьей 262.2, предусматривающей, что работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. Особый порядок предоставления отпуска данной категории работников указанным Федеральным законом и действующим Кодексом не предусмотрен. Условия и порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, работающим по трудовому договору в соответствии с Кодексом, регулируются главой 19 Кодекса. На основании статьи 122 Кодекса оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно, т.е. в каждом рабочем году. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев (часть вторая статьи 122 Кодекса). Другими словами, при достижении согласия между работником и работодателем отпуск может быть предоставлен до истечения шести месяцев.
Письмо Минтруда России от 29.10.2018 N 14-2/ООГ-8616 Вопрос: Работнику установлен ненормированный рабочий день. Означает ли это, что его можно привлечь к работе в выходные и нерабочие праздничные дни? Как оформляется и в каком порядке оплачивается такая работа? Ответ: Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу о порядке привлечения работника к работе в режиме ненормированного рабочего времени в выходной и нерабочий праздничный день и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом. На основании статьи 97 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) работодатель имеет право привлекать к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника, в двух случаях: для сверхурочной работы (статья 99 Кодекса) и на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 Кодекса). Порядок привлечения работника к работе в режиме ненормированного рабочего времени регулируется статьей 101 Кодекса. Как следует из указанной статьи, ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Кодекс не содержит определений "эпизодическое" и "систематическое привлечение к работе". Работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены). Согласие работника на привлечение к такой работе не требуется. Ненормированный рабочий день не изменяет установленной нормы рабочего времени, а допускаемая переработка сверх установленного рабочего времени не должна приводить к превращению ненормированного рабочего дня в удлиненный. Работодатель вправе привлекать соответствующих лиц к работе во внеурочное время лишь в исключительных случаях и не может заранее обязывать их постоянно работать по особому распорядку сверх рабочего дня (смены). По общему правилу круг обязанностей и объем работы лиц с ненормированным рабочим днем должны предусматриваться в соответствующем порядке таким образом, чтобы эти лица, в основном, работали в нормальное рабочее время. Введение ненормированного рабочего дня для работников не означает, что на них не распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Эти работники на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и праздничные дни. За работу в режиме ненормированного рабочего дня статьей 119 Кодекса установлена компенсация в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней. Работодатель ведет учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня. Порядок привлечения работников к работе в выходной и нерабочий праздничный день регламентирован статьей 113 Кодекса. В случае если должность работника включена в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, привлечение работника к работе в выходной и нерабочий праздничный день должно производиться по правилам статьи 113 Кодекса. Порядок оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни предусмотрен статьей 153 Кодекса.
Информация ФНС России «О размещении на сайте ФНС России новых сведений, ранее относившихся к налоговой тайне» На сайте ФНС России размещены новые наборы открытых данных о суммах недоимки и задолженности по налогам и сборам организаций, а также о наличии налоговых правонарушений, которые образовались до 31 декабря 2017 года, и не были уплачены до 1 октября 2018 года. Это третий этап размещения информации, ранее относившейся к налоговой тайне. На сайте ФНС России уже размещены сведения о среднесписочной численности работников юридических лиц, специальных налоговых режимах, применяемых компаниями, об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря 2017 года, а также сведения о суммах налогов и сборов, уплаченных организациями, и сведения о суммах доходов и расходов организаций по данным бухгалтерской отчетности за 2017 год. Этой информацией воспользовались уже 166 тысяч пользователей. Размещение данных сведений стало возможным благодаря поправкам, внесенным Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 134-ФЗ в статью 102 Налогового кодекса РФ. Использование указанной информации поможет налогоплательщикам выбирать надежных партнеров для успешной деятельности. |