10 апреля 2018 Разъяснения законодательства в марте 2018 года
Письмо Минфина России от 15.03.2018 № 03-03-06/1/15834 Вопрос: Об учете затрат по уничтожению (утилизации) пищевых продуктов с истекшим сроком годности в целях налога на прибыль; о восстановлении НДС при выбытии имущества по причине, не связанной с реализацией. Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов на утилизацию пищевой продукции и сообщает следующее. На основании положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях исчисления налога на прибыль организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. В силу пункта 5 статьи 5 Закона N 2300-1 продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается. В соответствии с положениями Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (статьи 24, 25 Закона N 29-ФЗ). Таким образом, существующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота пищевой продукции обязывает поставщиков утилизировать изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения. Учитывая изложенное, затраты по уничтожению (утилизации) товаров с истекшим сроком годности, осуществленные в соответствии с законодательством, включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При этом данные расходы должны соответствовать критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ. По вопросу восстановления налога на добавленную стоимость при выбытии имущества по причине, не связанной с реализацией, рекомендуем руководствоваться пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" и письмом ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/8627@.
Письмо Минфина России от 07.03.2018 № 03-03-06/1/14637 Вопрос: О налоге на прибыль в случае создания резерва предстоящих расходов на ремонт ОС и резерва на особо сложные и дорогие виды капитального ремонта ОС. Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 01.02.2018 и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Одновременно сообщаем, что пунктом 3 статьи 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 НК РФ. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 324 НК РФ налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения. Согласно указанному порядку налогоплательщик, исходя из структуры основных средств, вправе формировать отчисления в часть резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, а также отчисления в часть резерва на особо сложные и дорогие виды капитального ремонта основных средств. По окончании налогового периода налогоплательщик сравнивает в обязательном порядке фактически осуществленные расходы на ремонт основных средств и расходы на особо сложные и дорогие виды капитального ремонта основных средств с величиной соответствующей части резерва. Также отмечаем, что учет расходов в виде отчислений в часть резерва предстоящих расходов на особо сложные и дорогие виды капитального ремонта основных средств налогоплательщиком ведется раздельно. При этом в отличие от части резерва на предстоящие расходы на ремонт основных средств не израсходованная в конце текущего налогового периода часть резерва на предстоящие расходы на незавершенные особо сложные и дорогие виды капитального ремонта основных средств не восстанавливается.
Письмо Минфина России от 15.03.2018 № 03-07-08/15854 Вопрос: Об НДС при приобретении у иностранной организации по лицензионному договору прав на использование программ для ЭВМ через сеть Интернет. Ответ: В связи с письмом по вопросу применения подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации при приобретении российской организацией у иностранной организации по лицензионному договору прав на использование путем удаленного доступа программ для электронных вычислительных машин через сеть Интернет Департамент налоговой и таможенной политики сообщает. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, если покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и приобретает услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации таких услуг является территория Российской Федерации. На основании абзаца второго пункта 1 статьи 174.2 Кодекса к оказанию услуг в электронной форме относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности. В соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Таким образом, услуги по предоставлению иностранной компанией российской компании на основании лицензионного договора прав на использование путем удаленного доступа программ для электронных вычислительных машин через сеть Интернет освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо ФНС России от 20.03.2018 N СД-4-3/5112@ Вопрос: Об НДС при покупке лома драгоценных металлов у физлиц. Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО от 09.01.2018 по вопросу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при покупке лома драгоценных металлов у физических лиц и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 143 Кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и индивидуальные предприниматели. Физические лица, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, плательщиками данного налога не признаются. Таким образом, обязанности по исчислению и уплате НДС при покупке товаров у физических лиц не возникает.
Письмо Минфина России от 01.03.2018 N 03-07-07/12971 Вопрос: ООО является застройщиком по договорам долевого участия при строительстве отдельно стоящего здания двухуровневого подземного гаража на 205 машино-мест. Участниками долевого строительства являются физлица, а также физлицо с участием более 100 парковочных мест. Во всех договорах участия в долевом строительстве выделен НДС. Строительство осуществлялось в 2014 - 2016 гг. с привлечением подрядной организации. В июне 2016 г. здание введено в эксплуатацию и происходит передача машино-мест участникам долевого строительства. Со взносов участников долевого строительства, поступавших в период строительства гаража, начислен и уплачен в бюджет НДС с авансовых платежей. Также предъявлен НДС к возмещению из бюджета, так как расходы на строительство превысили продажную стоимость парковочных мест. Согласно пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги застройщика, оказываемые на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения). Является ли в целях НДС льготируемой согласно пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ операция передачи машино-мест в отдельно стоящем здании по договорам долевого участия в долевом строительстве физлицам? Является ли в целях НДС льготируемой согласно пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ операция передачи машино-мест в отдельно стоящем здании по договору участия в долевом строительстве физлицу в количестве более 100 мест для коммерческой деятельности или перепродажи физлицу, если физлицо на момент передачи парковочных мест (подписания акта приема-передачи) зарегистрировано в качестве ИП? Ответ: В связи с письмом по вопросу применения освобождения от налога на добавленную стоимость услуг застройщика по строительству машино-мест, подлежащих передаче физическим лицам на основании договоров участия в долевом строительстве, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает. В соответствии с подпунктом 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождены услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения). При этом к объектам производственного назначения в целях данного подпункта относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг). Согласно указанному Федеральному закону объектами долевого строительства являются в том числе машино-места, если такие объекты, не являясь объектами производственного назначения, приобретаются физическими лицами для личного (индивидуального или семейного) использования. Учитывая изложенное, услуги застройщика по строительству машино-мест, подлежащих передаче физическим лицам на основании договоров участия в долевом строительстве, заключенных в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, освобождаются от обложения НДС.
Письмо Минфина России от 26.03.2018 N 03-04-06/18932 Вопрос: Об определении даты получения работником дохода в виде премий в целях уплаты НДФЛ. Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 18.01.2018 по вопросу определения даты получения физическим лицом дохода в виде премий для целей уплаты налога на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса при получении доходов в денежной форме дата фактического получения налогоплательщиком дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 223 Кодекса датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Датой фактического получения дохода в виде премий, являющихся составной частью оплаты труда и выплачиваемых в соответствии с трудовым договором и принятой в организации системой оплаты труда на основании положений Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 223 Кодекса признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен указанный доход в соответствии с трудовым договором (контрактом). Согласно пункту 6 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Таким образом, если премия выплачивается в организации ежемесячно 25-го числа по итогам работы за прошлый месяц, то суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц с указанных доходов налоговый агент, в соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса, обязан перечислить в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо ФНС России от 27.03.2018 N ГД-4-11/5667@ Вопрос: О формировании и выдаче физлицу корректирующих справок по форме 2-НДФЛ за прошедшие налоговые периоды в случае изменения его персональных данных. Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 21.02.2018 по вопросу заполнения справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ (далее - Справка по форме 2-НДФЛ) и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 230 Кодекса. Форма и порядок заполнения данных сведений утверждены приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме" (зарегистрирован в Минюсте России 25.11.2015, регистрационный номер 39848) (далее - Порядок). Пунктом IV Порядка установлено, что в разделе 2 "Данные о физическом лице - получателе дохода" в полях "Фамилия", "Имя", "Отчество" указываются фамилия, имя и отчество налогоплательщика без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, в поле "Серия и номер" указываются реквизиты документа, удостоверяющего личность налогоплательщика. При заполнении поля "Адрес места жительства в Российской Федерации" указывается полный адрес места жительства налогоплательщика на основании документа, удостоверяющего его личность, либо иного документа, подтверждающего адрес места жительства. Таким образом, раздел 2 Справки по форме 2-НДФЛ "Данные о физическом лице - получателе дохода" (далее - Справка по форме 2-НДФЛ) должен быть заполнен налоговым агентом на основании данных документа, удостоверяющего личность налогоплательщика. В случае представления налоговым агентом Справок по форме 2-НДФЛ в соответствии с Порядком и в соответствии с документом, удостоверяющим личность налогоплательщика, либо иного документа, подтверждающего данные о физическом лице (при отсутствии иных нарушений форматно-логического контроля), такие сведения считаются прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему в полном объеме. В рассматриваемом случае при изменении персональных данных на момент формирования корректирующих Справок по форме 2-НДФЛ за прошедшие налоговые периоды, корректирующие Справки по форме 2-НДФЛ за прошедший налоговый период следует представить с учетом внесенных изменений в персональные данные физического лица. В соответствии с пунктом 3 статьи 230 Кодекса налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Учитывая изложенное, организация - налоговый агент на основании заявления работника может выдать ему справку о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога за прошедший налоговый период с учетом внесенных изменений в персональные данные этого работника.
Письмо ФНС России от 14.03.2018 г. N БС-4-21/4786@ "О рекомендациях по отдельным вопросам заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций" ФНС России в связи с обращениями налогоплательщиков и налоговых органов направляет прилагаемые рекомендации по отдельным вопросам заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций, утвержденных приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ "Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения" (зарегистрирован в Минюсте России 12.04.2017, регистрационный N 46348). Доведите настоящее письмо до сотрудников нижестоящих налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций, включая проведение камеральных налоговых проверок, а также до налогоплательщиков в общеустановленном порядке (преимущественно по ТКС). Приложение к письму ФНС России от "__" ________ 2018 г. N __
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ (ДАЛЕЕ - НАЛОГ), УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ ФНС РОССИИ ОТ 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ И ФОРМАТОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ И НАЛОГОВОГО РАСЧЕТА ПО АВАНСОВОМУ ПЛАТЕЖУ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ И ПОРЯДКОВ ИХ ЗАПОЛНЕНИЯ" (ЗАРЕГИСТРИРОВАН В МИНЮСТЕ РОССИИ 12.04.2017, РЕГИСТРАЦИОННЫЙ N 46348) 1. Порядок согласования представления одной налоговой декларации (одного налогового расчета по авансовому платежу) в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации Согласно пункту 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (утвержден приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@, далее - Порядок), в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, может заполняться одна налоговая декларация (далее - Декларация) в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. Вышеуказанный порядок не распространяется на случаи заполнения налоговой отчетности по налогу организациями, являющимися налогоплательщиками в отношении объектов, поименованных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В отношении указанных объектов налоговая отчетность по налогу представляется в налоговые органы по местонахождению указанных объектов. При вышеуказанном согласовании следует уведомить налогоплательщика о необходимости последующего ежегодного согласования представления форм налоговой отчетности по налогу в аналогичном порядке, что связано, в частности, с возможностью изменения межбюджетного распределения налога в последующие финансовые годы. Процедура согласования должна включать в себя доведение согласовывающим УФНС России по субъекту Российской Федерации до сведения выбранного налогоплательщиком налогового органа, в который будет представляться одна Декларация (один налоговый расчет за каждый отчетный период), информации о согласовании, с одновременным уведомлением налогоплательщика и указанного налогового органа о невозможности изменения в течение налогового периода выбранного налогового органа. При этом согласование с налоговым органом по субъекту Российской Федерации представления одной Декларации в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, в общем порядке должно быть получено до начала налогового периода, за который представляется такая Декларация. ФНС России рекомендует налоговым органам проводить соответствующее согласование после начала налогового периода в отношении поступивших до начала налогового периода запросов налогоплательщиков о согласовании в случаях, когда окончание установленного пунктом 93 Административного регламента ФНС России (утвержден приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н) срока информирования налогоплательщика приходится на налоговый период. 2. Вопросы заполнения строк с кодами 010 - 030 раздела 2.1 Декларации Согласно подпункту 3 пункта 6.2 Порядка строка с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 Декларации заполняется в случае отсутствия информации по строке с кодом 010 (кадастровый номер) или строке с кодом 020 (условный номер) раздела 2.1 Декларации. При этом по строке с кодом 020 раздела 2.1 Декларации может указываться условный номер объекта недвижимости, присвоенный при внесении о нем сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости, далее - ЕГРН), в т.ч. в соответствии с Инструкцией о порядке присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер (утверждена приказом Минюста России от 08.12.2004 N 192), или в соответствии с Порядком присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер (приложение N 2 к приказу Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765). В случае отсутствия информации по строке с кодом 010 или строке с кодом 020 раздела 2.1 Декларации и при отсутствии условного номера объекта недвижимости, по строке с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 Декларации указывается инвентарный номер. При этом в качестве инвентарного номера объекта недвижимости может заполняться инвентарный номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2010 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", либо инвентарный номер объекта недвижимости, присвоенный органами (организациями) технической инвентаризации при проведении технического учета, технической инвентаризации (например, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 17.08.2006 N 244 "Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества", приказом Госстроя России от 26.08.2003 N 322 "Об утверждении Правил проведения государственного технического учета и технической инвентаризации комплекса сооружений городской сети кабельного телевидения", приказом Госстроя России от 29.12.2000 N 308 "Об утверждении порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО "Газпром" и его дочерним организациям", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства"). В аналогичном порядке следует заполнять строку с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 налогового расчета по авансовому платежу по налогу. 3. Вопросы заполнения строки с кодом 040 раздела 2.1 Декларации Согласно пункту 6.2 Порядка, по строке с кодом 040 "Код ОКОФ" раздела 2.1 Декларации указывается код объекта недвижимого имущества в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов. При этом предусмотренный формат заполнения строки 040 раздела 2.1 декларации имеет 12 разрядов и соответствует структуре кода, принятой в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее - Классификатор ОК 013-2014) - XXX.XX.XX.XX.XXX. При этом согласно пункту 2.4 Порядка заполнение полей Декларации значениями текстовых, числовых, кодовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа. Если для указания какого-либо показателя не требуется заполнения всех знакомест соответствующего поля, в незаполненных знакоместах в правой части поля проставляется прочерк. Учитывая изложенное, в случае заполнения раздела 2.1 Декларации в отношении основных средств, кодирование которых было осуществлено девятизначными кодами по Классификатору ОК 013-94 (утвержден постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием приказа Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст), рекомендуется заполнять строки с кодами 040 с учетом указанных положений пункта 2.4 Порядка, без учета разделителей в виде точек. В аналогичном порядке следует производить заполнение строк с кодом 040 раздела 2.1 формы налогового расчета по авансовому платежу по налогу. 4. Вопросы заполнения строки с кодом 050 раздела 2.1 Декларации в случае учета нескольких объектов недвижимого имущества в качестве одного инвентарного объекта. Согласно п. 6.2 Порядка при заполнении раздела 2.1 Декларации указываются: - по строке с кодом 010 - кадастровый номер объекта недвижимого имущества (при наличии); - по строке с кодом 020 - условный номер объекта недвижимого имущества (при наличии) в соответствии со сведениями ЕГРН; - по строке с кодом 030, заполняемой в случае отсутствия информации по строке с кодом 010 или строке с кодом 020, - инвентарный номер объекта недвижимого имущества; - по строке с кодом 050 - остаточная стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 31 декабря налогового периода. В случае наличия кадастровых номеров у каждого из нескольких объектов основных средств, учитываемых на балансе организации в одной инвентарной карточке с общей первоначальной стоимостью, организации следует заполнять несколько блоков строк 010 - 050, указав в каждом кадастровый номер объекта недвижимости. При этом, учитывая обязанность налогоплательщика указать отдельную информацию по каждому объекту, имеющему отдельный кадастровый номер, в каждом из заполненных с отдельными кадастровыми номерами блоков строк 010 - 050 следует указать и соответствующую остаточную стоимость в соответствующей строке 050 каждого блока строк. В случае сложившегося в бухгалтерском учете организации порядка отражения данных в одной инвентарной карточке (с исчислением одной остаточной стоимости), полагаем целесообразным указание в строке с кодом 050 каждого блока строк остаточной стоимости соответствующего объекта недвижимости, исчисленной расчетным путем исходя из доли площади объекта в суммарной площади всех объектов, учтенных в инвентарной карточке, умноженной на общую остаточную стоимость всех учтенных в инвентарной карточке объектов по данным бухгалтерского учета. 5. О порядке отражения в разделе 2 Декларации кодов налоговых льгот по налогу, порядок применения которых установлен статьей 381.1 Кодекса. С 1 января 2018 года налоговые льготы, указанные в пунктах 21, 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) и пункте 25 статьи 381 Кодекса, применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Согласно подпункту 5 пункта 5.3 Порядка по строке с кодом 160 указывается составной показатель: в первой части показателя указывается код налоговой льготы в соответствии с приложением N 6 к Порядку. Вторая часть показателя по строке с кодом 160 Раздела 2 заполняется только в случае, если в первой части показателя указан код налоговой льготы 2012000 (налоговые льготы по налогу, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации, за исключением налоговых льгот в виде понижения ставки для отдельной категории налогоплательщиков и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет). Во второй части показателя последовательно указываются номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по четыре знакоместа, при этом заполнение данной части показателя осуществляется слева направо и если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями). Таким образом, в случае, если в субъекте Российской Федерации в 2018 году продлено действие льготы по пункту 25 статьи 381 Кодекса, то при заявлении права на данную льготу организация в строке с кодом 160 раздела 2 Декларации должна указать составной показатель, первая часть которого - 2012000, а вторая - реквизиты конкретного закона в формате, указанном в подпункте 5 пункта 5.3 Порядка. В аналогичном порядке заполняется показатель строки с кодом 160 раздела 2 Декларации в случае применения в субъекте Российской Федерации начиная с налогового периода 2018 года льгот по пунктам 21 и (или) 24 статьи 381 Кодекса в порядке, предусмотренном статьей 381.1 Кодекса. 6. О порядке отражения в разделе 2 Декларации кодов налоговых льгот по налогу, установленных в виде понижения налоговых ставок в отношении отдельных видов имущества. Согласно подпункту 9 пункта 5.3 Порядка строка с кодом 200 раздела 2 Декларации заполняется только в случае установления законом субъекта Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков по данному имуществу налоговой льготы в виде понижения налоговой ставки, указывается составной показатель: в первой части показателя указывается код налоговой льготы 2012400, а во второй части показателя последовательно указываются номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по четыре знакоместа, при этом заполнение данной части показателя осуществляется слева направо и если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями). В случае, если для данной категории налогоплательщиков по данному имуществу законом субъекта Российской Федерации не установлена налоговая льгота по налогу в виде понижения ставки, по строке с кодом 200 раздела 2 Декларации ставится прочерк. При этом, согласно подпункту 10 пункта 5.3 Порядка по строке с кодом 210 раздела 2 Декларации отражается налоговая ставка, установленная законом субъекта Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков по соответствующему имуществу (видам имущества). Так, например, пунктом 2 статьи 2 Закона Смоленской области от 27.11.2003 N 83-з "О налоге на имущество организаций" на 2018 год установлена налоговая ставка в отношении линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой их частью, в размере 1,9%. Следовательно, организация при заполнении Декларации за 2018 год, заполняемой в отношении указанных объектов, должна указать в строке с кодом 210 налоговую ставку 1,9%, поставив в строке с кодом 200 прочерк.
Письмо Минфина России от 26.03.2018 N 03-05-05-01/18888 Вопрос: Согласно п. 2 ст. 381.1 НК РФ законом субъекта РФ в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" (далее - Решение) дата изготовления отдельных видов техники определяется на основании технической документации изготовителя техники (технический паспорт, инструкция по эксплуатации) и таблички изготовителя, которая закрепляется на заметном, легкодоступном месте техники и не подлежит замене в процессе эксплуатации. В Решении указано, что если в информации изготовителя указан только год изготовления, то датой изготовления техники считать 1 июля года изготовления; если указаны месяц и год изготовления, датой изготовления считать 15-е число месяца, указанного в информации изготовителя. В то же время в Паспорте транспортного средства (ПТС) и Паспорте самоходной машины (ПСМ), выдаваемых на транспортные средства, имеются даты: дата выдачи ПТС и год изготовления транспортного средства. Указанные сведения в ПТС и ПСМ о датах изготовления не противоречат друг другу. В целях применения льготы по налогу на имущество организаций, установленной в п. 2 ст. 381.1 НК РФ, может ли дата выпуска (изготовления) транспортного средства определяться на основании ПТС: либо по дате выдачи ПТС, либо по году изготовления (датой изготовления считать 1 июля года изготовления)? Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 15.03.2018 по вопросу применения пункта 2 статьи 381.1 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает. Пунктом 2 статьи 381.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законом субъекта Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта Российской Федерации к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения. Под термином "выпуск промышленной продукции" в нормативных правовых актах Российской Федерации понимается "изготовление продукции производителем" (приказ ВНИИстандарта от 09.07.1993 N 18, приказ Минпромторга России от 28.02.2014 N 316, Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 137 и от 16.07.2012 N 54 и др.). Так, согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" дата изготовления отдельных видов техники определяется на основании технической документации изготовителя техники (технический паспорт, инструкция по эксплуатации) и таблички изготовителя. При этом указано, что если в технической документации изготовителя и табличке изготовителя содержится противоречивая информация о дате изготовления либо отсутствует информация изготовителя техники о дате изготовления, то считать эту технику техникой, с момента выпуска которой прошло более 3 лет. Если в информации изготовителя указан только год изготовления, то датой изготовления техники считать 1 июля года изготовления; если указаны месяц и год изготовления, датой изготовления считать 15-е число месяца, указанного в информации изготовителя. Согласно приказу Минпромторга России от 28.02.2014 N 316 "Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации" используются данные о годе выпуска транспортного средства российских каталогов, а также могут быть использованы данные каталогов иностранных издательств. С учетом изложенного полагаем, что дата выпуска (изготовления) продукции (товара) производителями выпускаемой продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы. Таким образом, считаем, что при исчислении налога на имущество организаций в отношении транспортного средства, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, необходимо учитывать месяц и год изготовления, указанные в технической документации изготовителя, а при отсутствии технической документации - дату изготовления транспортного средства, указанную в Паспорте транспортного средства (ПТС). При этом при отсутствии в ПТС месяца изготовления транспортного средства датой выпуска техники считается 1 июля года изготовления транспортного средства.
Письмо ФНС России от 28.03.2018 N БС-4-21/5834@ "О вопросе, касающемся применения пп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ" (вместе с Письмом Минпромторга России от 23.03.2018 N ОВ-17590/12 "По вопросу квалификации объектов основных средств промышленного производства") В целях администрирования налога на имущество организаций (далее - налог) при рассмотрении вопроса об основаниях применения подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации или пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, направляем для изучения копию письма Минпромторга России от 23.03.2018 N ОВ-17590-12. Доведите информацию до подчиненных должностных лиц налоговых органов, осуществляющих администрирование налогообложения имущества организаций. Приложение Письмом Минпромторга России от 23.03.2018 N ОВ-17590/12 "По вопросу квалификации объектов основных средств промышленного производства" В связи с обращением по вопросу квалификации объектов основных средств промышленного производства в качестве недвижимого или движимого имущества Минпромторг России сообщает следующее. В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В соответствии с положениями земельного законодательства Российской Федерации недвижимость участвует в гражданском обороте только в комплексе с земельным участком (правами на земельный участок), на котором она расположена. Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, определен подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации и получил свое развитие в статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, к объекту недвижимого имущества, кроме самого земельного участка, могут быть отнесены здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, которые возведены на земельном участке и выступают в гражданском обороте единым объектом с земельным участком (правами на земельный участок). Технологическое оборудование промышленных предприятий, несмотря на то, что оно может быть смонтировано на фундаменте, по мнению Минпромторга России, не может быть квалифицировано в качестве недвижимого имущества, поскольку не соответствует вышеперечисленным критериям и выступает в гражданском обороте самостоятельно именно в качестве оборудования, для которого возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов оборудования без потери его технических свойств и технологических функций. Кроме того, по мнению Минпромторга России, при квалификации оборудования необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятого и введенного в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст (далее - ОКОФ). ОКОФ предусматривает следующие группировки основных фондов: "Здания (кроме жилых)", "Сооружения", "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты". Так, к группировке 210.00.00.00.000 "Здания (кроме жилых)" относятся нежилые здания целиком или их части, не предназначенные для использования в качестве жилья и представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения, хранения материальных ценностей и так далее. В состав нежилых зданий и их частей включается также арматура, устройства и оборудование, которые являются их неотъемлемыми частями. В состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты. Встроенные в здания котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности, также относятся к зданиям. В ОКОФ к группировке 220.00.00.00.000 "Сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. Фундаменты под ними входят в состав данных сооружений. Такие объекты как оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда, не относятся к сооружениям и классифицируются в соответствующих группировках машин и оборудования. По мнению Минпромторга России факт установки такого оборудования на специальный или общий фундамент не меняет данной квалификации. В группировке раздела 330.00.00.00.000 "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты" ОКОФ классифицируются машины, оборудование и устройства, не относящиеся к транспортным средствам и к информационному, компьютерному и телекоммуникационному оборудованию. Объектом классификации прочих машин и оборудования является каждая отдельная машина, аппарат, агрегат, установка и другие, включая входящие в их состав принадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование, индивидуальное ограждение, фундамент. Согласно статье 3 ГОСТ ЕН 1070-2003 "Межгосударственный стандарт. Безопасность оборудования. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 5 декабря 2003 г. N 346-ст, оборудование - это совокупность связанных между собой частей или устройств, из которых по крайней мере одно движется, а также элементы привода, управления и энергетические узлы, которые предназначены для определенного применения, в частности для обработки, производства, перемещения или упаковки материала. К термину "оборудование" относят также машину и совокупность машин, которые так устроены и управляемы, что они функционируют как единое целое для достижения одной и той же цели. В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823, оборудование - это применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему. По мнению Минпромторга России поименованные в разделе 330.00.00.00.000 "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты" ОКОФ машины и оборудование (расположенные как внутри, так и вне зданий) не являются составными элементами зданий, поскольку предназначены не для обслуживания зданий, а для изготовления готовой продукции, либо обслуживания производственного процесса. Данные объекты, как оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда, установленное на фундамент, не относятся к сооружениям и классифицируются в соответствующих группировках машин и оборудования. Таким образом, по мнению Минпромторга России, оборудование промышленных предприятий, указанное в разделе 330.00.00.00.000 "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты" ОКОФ, не может быть отнесено к недвижимому имуществу. Исходя из вышеизложенного, Минпромторг России, как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию промышленной политики, считает необоснованным отнесение оборудования, машин и иных основных средств промышленного производства к недвижимому имуществу.
Письмо Минфина России от 15.03.2018 N 03-11-06/2/16016 Вопрос: О порядке повторного перехода на УСН, если ранее право на ее применение было утрачено. Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 13.12.2017 о порядке применения упрощенной системы налогообложения и исходя из содержащегося в письме вопроса сообщает следующее. В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 150 млн рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. Согласно пункту 7 статьи 346.13 Кодекса налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. В связи с этим при утрате права на применение упрощенной системы налогообложения с 1 апреля 2017 года организация может перейти на указанный режим налогообложения с 1 января 2019 года при условии соблюдения требований главы 26.2 Кодекса. Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо ФНС России от 23.03.2018 N СД-4-3/5443@ "О направлении письма Минфина России от 13.03.2018 N 03-11-09/15275" (вместе с Письмом Минфина России от 13.03.2018 N 03-11-09/15275) Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13.03.2018 N 03-11-09/15275 по вопросам о порядке применения положений пункта 1.1 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность индивидуальными предпринимателями, применяющими патентную систему налогообложения, уменьшить сумму налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники. Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков. Приложение Письмо Минфина России от 13.03.2018 N 03-11-09/15275
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросам применения патентной системы налогообложения (далее - ПСН) сообщает следующее. 1. В соответствии пунктом 1.1 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие ПСН, вправе уменьшить сумму налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, включенной в реестр контрольно-кассовой техники, для использования при осуществлении расчетов в ходе предпринимательской деятельности (далее - ККТ), в отношении которой применяется ПСН, в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр ККТ при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 346.51 Кодекса. В расходы по приобретению ККТ включаются затраты на покупку ККТ, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнение сопутствующих работ и оказание услуг (услуг по настройке ККТ и прочих), в том числе затраты на приведение ККТ в соответствие с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (абзац третий пункта 1.1 статьи 346.51 Кодекса). Учитывая изложенное, налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на сумму расходов на оплату услуг оператора фискальных данных, приобретение которых необходимо для приведения в соответствие ККТ требованиям, предъявляемым указанным Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ. 2. Если налогоплательщик получил в соответствующих периодах, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 1.1 статьи 346.51 Кодекса, несколько патентов и при исчислении налога по одному из них расходы по приобретению ККТ с учетом ограничения, установленного абзацем первым данного пункта, превысили сумму этого налога, то он вправе уменьшить сумму налога, исчисленную по другому (другим) патенту, на сумму указанного превышения. Таким образом, в случае если расходы налогоплательщика по приобретению ККТ с учетом ограничения, установленного абзацем первым данного пункта, превысили сумму исчисленного по патенту налога, то он вправе на сумму указанного превышения уменьшить сумму налога, исчисленную по другому (другим) патенту, полученному (полученными) только в соответствующих периодах, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 1.1 статьи 346.51 Кодекса. 3. Налогоплательщик направляет уведомление об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с ПСН налогообложения, на сумму расходов по приобретению ККТ в письменной или электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган, в котором он состоит на учете в качестве налогоплательщика и в который уплачена (должна быть уплачена) сумма налога, подлежащая уменьшению. В соответствии с абзацем восьмым пункта 1.1 статьи 346.51 Кодекса, ФНС России утверждает форму указанного уведомления. 4. В случае если налоговый орган на основании имеющейся у него информации установит, что сведения, указанные в уведомлении об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, являются недостоверными или не соответствуют требованиям пункта 1.1 статьи 346.51 Кодекса, налоговый орган уведомляет об отказе в уменьшении суммы налога на расходы по приобретению ККТ, в отношении которой установлены указанные недостоверность или несоответствие, в срок не позднее 20 дней со дня получения данного уведомления. В таком случае налогоплательщик должен уплатить налог в установленный срок без соответствующего уменьшения. Налогоплательщик вправе повторно представить уведомление об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с ПСН налогообложения, с исправленными сведениями. 5. Уведомление об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, может подаваться налогоплательщиком в отношении исчисленных сумм налогов с учетом ограничений, установленных абзацами четвертым, пятым и шестым пункта 1.1 статьи 346.51 Кодекса. При этом налогоплательщик вправе подать в налоговый орган указанное уведомление одновременно с заявлением на получение нового патента.
Письмо ФНС России от 15.03.2018 № ГД-3-11/1619@ Вопрос: Об обложении страховыми взносами выплат, производимых организацией в пользу физлиц за счет средств гранта. Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 19.02.2018, по вопросу порядка обложения страховыми взносами выплат, производимых в пользу физических лиц за счет средств гранта с 01.01.2017, сообщает следующее. Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" гранты представляют собой денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Учитывая, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, то у организации, производящей данные выплаты, возникает обязанность по начислению и уплате страховых взносов с указанных выплат. Таким образом, если организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили с ней гражданско-правовые договоры, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, то суммы таких выплат (за исключением сумм, поименованных в статье 422 Налогового кодекса) подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования, в том числе за счет средств гранта. В случае если выплаты за счет средств гранта производятся грантодателем непосредственно в пользу грантополучателя - физического лица вне рамок трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, такие выплаты объектом обложения страховыми взносами не признаются. Аналогичные разъяснения даны Минфином России в письме от 02.03.2018 N 03-15-07/13341.
Письмо Минфина России от 13.03.2018 № 03-15-06/15287 Вопрос: О страховых взносах и НДФЛ при ежемесячной выплате работникам компенсации расходов на питание на основании коллективного договора. Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ООО от 26.12.2017 по вопросу обложения страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц сумм ежемесячной компенсации организацией расходов работников на питание и сообщает следующее. Из запроса следует, что организация согласно коллективному договору ежемесячно выплачивает своим работникам компенсацию их расходов на питание в размере утвержденной суммы за каждый рабочий день. 1. По вопросу обложения страховыми взносами указанной компенсации Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Согласно пункту 1 статьи 421 Кодекса база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса. На основании третьего абзаца подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с оплатой питания или соответствующего денежного возмещения. Таким образом, поскольку организация выплачивает работникам компенсацию их расходов на питание на основе локального нормативного акта, а не в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, то такая компенсация подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Одновременно сообщаем, что упомянутые в обращении определения Верховного Суда Российской Федерации приняты в отношении исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшим до 1 января 2017 года. 2. По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц указанной компенсации При определении налоговой базы в соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса. Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса. Положений, предусматривающих освобождение от налогообложения сумм компенсаций организацией своим работникам расходов на питание, статья 217 Кодекса не содержит, и указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Письмо Минфина России от 12.03.2018 № 03-01-15/15019 Вопрос: О применении ККТ индивидуальными предпринимателями, применяющими ПСН и уплачивающими ЕНВД. Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, поступившее письмом от 12.02.2018, и по вопросу применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) сообщает следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ)) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ. Федеральным законом N 290-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 337-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") предусмотрено, в частности, право для индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, в том числе осуществляющих розничную торговлю и не имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, не применять ККТ до 01.07.2019. В соответствии с новым порядком применения ККТ данные о наличных денежных расчетах направляются в адрес налоговых органов в режиме реального времени (online), что позволит создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением ККТ, а также сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств. Принятые изменения создадут условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Новый порядок применения ККТ позволит вовлечь потребителей товаров и услуг в гражданский контроль за счет проверки легальности кассового чека через бесплатное мобильное приложение, с помощью которого в случае возникновения вопросов можно направить жалобу в ФНС России. В настоящее время в продаже представлена ККТ стоимостью менее 18 тысяч рублей, включая фискальный накопитель, которая доступна для заказа у производителей ККТ с фиксированным сроком доставки. При этом отмечаем, что Федеральным законом от 27.11.2017 N 349-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, в частности, введение для индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, налоговых вычетов на сумму расходов по приобретению ККТ в размере не более 18 тысяч рублей на каждый экземпляр ККТ при условии ее регистрации в налоговых органах с 01.02.2017 до 01.07.2019 (для отдельных категорий указанных налогоплательщиков - до 01.07.2018). В указанные расходы по приобретению ККТ включаются в том числе затраты на покупку фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнение сопутствующих работ и оказание услуг (услуг по настройке ККТ и прочих), затраты на модернизацию ККТ для соответствия требованиям Федерального закона N 54-ФЗ. Возможность получения такого налогового вычета позволит снизить финансовую нагрузку на индивидуальных предпринимателей, возросшую в связи с необходимостью приобретения указанной ККТ и обязательностью ее применения при осуществлении расчета с покупателем (клиентом). Обращаем внимание, что из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники. Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию. Вместе с тем отмечаем, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется налогоплательщиками в добровольном порядке. Индивидуальные предприниматели могут также применять общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения. При применении общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, индивидуальные предприниматели вправе уменьшать полученные доходы на сумму произведенных расходов. Дополнительно обращаем внимание, что на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники" размещены справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности, о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы. |