1 сентября 2015 Разъяснения законодательства в августе 2015 года
Письмо Минфина России от 11.08.2015 N 03-03-06/2/46207 Вопрос: Об оценке покупных товаров по средней себестоимости для целей налога на прибыль. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров: по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара. Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. В связи с этим налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать метод оценки покупных товаров при их реализации при условии, что такой порядок предусмотрен учетной политикой. Поскольку для целей налогового учета не установлен порядок оценки покупных товаров по средней себестоимости, по мнению Департамента, налогоплательщик вправе использовать порядок такой оценки исходя из правил бухгалтерского учета. При этом в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Письмо Минфина России от 04.08.2015 N 03-03-06/1/44922 Вопрос: Об учете доплаты до среднего заработка работника при оплате отпуска по беременности и родам для целей налога на прибыль. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета доплаты до среднего заработка сотрудника при оплате отпуска по беременности и родам и сообщает следующее. Подпунктом 48.1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы работодателя по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ. Вместе с тем в соответствии с пунктом 25 статьи 255 Кодекса в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли могут быть учтены иные, прямо не поименованные в статье 255 Кодекса расходы, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором. Таким образом, по мнению Департамента, налогоплательщик в соответствии с пунктом 25 статьи 255 Кодекса может учесть в целях налогообложения прибыли выплаты, осуществленные работникам на основании трудового договора, если такие выплаты удовлетворяют требованиям Кодекса к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 19.08.2015 N 03-03-06/4/47832 Вопрос: О представлении некоммерческими организациями декларации по налогу на прибыль при отсутствии налоговой базы. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о представлении некоммерческими организациями декларации по налогу на прибыль организаций при отсутствии налоговой базы и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей. При этом положениями пункта 2 статьи 289 НК РФ определено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода, которым согласно статье 285 НК РФ признается календарный год. По мнению Департамента, положения пункта 2 статьи 289 НК РФ применяются в том случае, если некоммерческая организация за налоговый период не имела доходов (расходов), учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. В противном случае представление некоммерческими организациями декларации по налогу на прибыль организаций производится в общеустановленном порядке. Одновременно сообщаем, что направляемое письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо ФНС России от 06.08.2015 N СД-4-15/13789 Вопрос: О порядке представления таможенных деклараций в целях обоснования применения ставки 0% по НДС. Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ООО по вопросу порядка представления таможенных деклараций в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) с учетом внесенных изменений в статью 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 165 Кодекса при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС в налоговые органы представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (далее - российский таможенный орган места убытия). В соответствии с пунктом 15 статьи 165 Кодекса (вступает в силу с 1 октября 2015 года и применяется за налоговые периоды начиная с 1 октября 2015 года) для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган:
Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестры, указанные в пункте 15 статьи 165 Кодекса, с учетом следующих особенностей. В случае представления налогоплательщиком реестров, указанных, в частности, в абзацах втором и пятом пункта 15 статьи 165 Кодекса, которые содержат сведения, не включенные в указанный в пункте 18 статьи 165 Кодекса перечень сведений, передаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в указанные реестры. В случае выявления несоответствия сведений, полученных налоговым органом в соответствии с пунктом 17 статьи 165 Кодекса, сведениям, содержащимся в реестрах, предусмотренных абзацами вторым и пятым пункта 15 статьи 165 Кодекса, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика подтверждающие документы. В соответствии с абзацем пятнадцатым пункта 15 статьи 165 Кодекса копии документов представляются налогоплательщиком в течение 20 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Представленные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 165 Кодекса. Учитывая изложенное, в случае истребования копии таможенной декларации она представляется в налоговый орган с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия.
Письмо ФНС России от 18.08.2015 N ГД-4-3/14544 Вопрос: Об указании ИНН и КПП продавца в книге покупок и декларации по НДС при регистрации контрольных купонов электронных железнодорожных билетов. Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу отражения данных в графе 10 книги покупок и по строке 130 "ИНН/КПП продавца" раздела 8 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - декларация по НДС) при регистрации железнодорожных билетов в книге покупок и сообщает следующее. Согласно пункту 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость. Поскольку указание в контрольном купоне электронного проездного документа (билета) ИНН и КПП перевозчика не предусмотрено, то данные в графе 10 книги покупок и, соответственно, по строке 130 "ИНН/КПП продавца" раздела 8 декларации по НДС не отражаются. Одновременно сообщаем, что в целях идентификации продавца услуг по перевозке пассажиров налоговый орган вправе на основании пункта 8.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации истребовать первичные и иные документы, относящиеся к таким операциям.
Письмо Минфина России от 14.08.2015 N 03-07-08/46977 Вопрос: О ставке НДС в отношении услуг по таможенному оформлению товаров, оказываемых таможенным брокером по договору, не являющемуся договором транспортной экспедиции. Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по таможенному оформлению товаров, оказываемых таможенным брокером в рамках договора, не являющегося договором транспортной экспедиции, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации. Применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по таможенному оформлению товаров, оказываемых в рамках договора, не являющегося договором транспортной экспедиции, нормами указанного подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Кодекса не предусмотрено. Таким образом, услуги по таможенному оформлению товаров, оказываемые таможенным брокером в рамках договора, не являющегося договором транспортной экспедиции, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов. Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 13.08.2015 N 03-07-11/46755 Вопрос: О применении НДС при реализации объектов незавершенного строительства жилых домов. Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при реализации объектов незавершенного строительства жилых домов Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. Согласно подпункту 22 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них. При этом согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) этим налогом, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). При этом на основании пункта 1 статьи 16 Жилищного кодекса к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната, определения понятий которых содержатся в пункте 2 данной статьи Жилищного кодекса. Таким образом, правовых оснований для применения освобождения от налогообложения, предусмотренного указанным подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в отношении объекта незавершенного строительства жилого дома не имеется. Согласно нормам статьи 171 Кодекса при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей к уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом пунктом 1 статьи 172 Кодекса предусмотрено, что вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), производятся на основании счетов-фактур после принятия на учет данных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов. Учитывая изложенное, при реализации объектов незавершенного строительства жилых домов, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, суммы этого налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), ранее использованных для строительства жилого дома, подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса. В связи с этим налогоплательщику следует представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость и, при необходимости, по налогу на прибыль организаций. Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-11-11/42976 Вопрос: О применении ПСН в отношении деятельности по передаче одним из супругов (ИП) в аренду недвижимого имущества (помещения), находящегося в их совместной собственности. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев обращение по вопросу применения патентной системы налогообложения, сообщает следующее. В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения может применяться в отношении предпринимательской деятельности по сдаче в аренду (внаем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности. Согласно пункту 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи СК РФ к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся в том числе доходы каждого из супругов от предпринимательской деятельности, движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Таким образом, имущество, приобретенное во время брака одним из супругов, в том числе за счет доходов от осуществляемой им предпринимательской деятельности, признается совместной собственностью супругов. При этом согласно пункту 2 статьи 253 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом. Пункт 4 указанной статьи ГК РФ предусматривает, что данные правила применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности ГК РФ или другими законами не установлено иное. Так, согласно статье 35 СК РФ владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Таким образом, передача имущества в аренду является одним из способов распоряжения имуществом. Соответственно, для передачи одним из супругов (индивидуальным предпринимателем) в аренду помещения, принадлежащего супругам на праве совместной собственности, необходимо нотариально удостоверенное согласие второго супруга. Учитывая изложенное, в отношении предпринимательской деятельности по передаче в аренду недвижимого имущества, принадлежащего супругам на праве совместной собственности, может применяться патентная система налогообложения при условии осуществления такой деятельности на основании нотариально удостоверенного согласия одного из супругов, на которого зарегистрировано такое недвижимое имущество. Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 07.08.2015 N 03-11-11/45836 Вопрос: О применении ПСН индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги по дистанционному обучению населения через сеть Интернет на курсах предпринимательства и развития бизнеса. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения и на основании информации, изложенной в обращении, сообщает. В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения применяется в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству. При этом следует отметить, что перечень услуг, относящихся к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству, предусмотрен в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93, утвержденном постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 года N 163, и включен в группу по коду 110000 "Услуги в системе образования". В указанную группу включены также услуги по коду 115300 "Обучение на других курсах и в кружках". Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по дистанционному обучению населения на курсах предпринимательства и развития бизнеса (через сеть Интернет), при соблюдении положений гл. 26.5 Кодекса вправе применять патентную систему налогообложения в отношении данного вида деятельности. Кроме того, сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо ФНС России от 18.08.2015 N СА-4-7/14504@ «О привлечении к ответственности плательщиков торгового сбора» Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу привлечения к ответственности плательщиков торгового сбора, сообщает следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 416 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган. Согласно пункту 2 статьи 416 Кодекса плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором. Пунктом 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и оборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. Следовательно, если плательщиком торгового сбора несвоевременно представлено соответствующее уведомление, то плательщик торгового сбора подлежит привлечению к ответственности по статье 15.6 КоАП РФ. Ответственность по пункту 2 статьи 15.3 КоАП РФ к плательщикам торгового сбора применена быть не может, поскольку состав налогового правонарушения включает подачу заявления о постановке на учет в налоговом органе. Состав налогового правонарушения по пункту 1 статьи 126 Кодекса включает непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 Кодекса, а также пунктом 1.1 статьи 126 Кодекса. Состав налогового правонарушения по пункту 2 статьи 116 Кодекса включает ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Кодексом. Таким образом, при применении указанных составов следует исходить из наличия или отсутствия доказательств ведения деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем. При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 108 Кодекса никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. В соответствии с пунктом 4 вышеуказанной статьи Кодекса привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Кроме того, в связи с тем, что торговый сбор введен на территории г. Москвы Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 с 1 июля 2015 года, обязанность по своевременному представлению соответствующего уведомления у плательщиков сбора возникает после указанной даты. В отношении представления сведений об объекте обложения торговым сбором до 1 июля 2015 года и после указанной даты сообщается следующее. Согласно статье 412 Кодекса использование объекта движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала. Таким образом, обязанность по уплате сбора обусловлена использованием имущества для осуществления торговли. Возникновение и прекращение объекта обложения сбором связано с фактом использования имущества. На основании пункта 2 вышеуказанной статьи Кодекса дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, рассматривается как дата возникновения объекта обложения сбором. Дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательское деятельности, в отношении которого установлен сбор, рассматривается как дата прекращения объекта обложения сбором. Следовательно, если после введения торгового сбора будет установлен факт ведения деятельности на объекте обложения торговым сбором и соответствующая информация об этом будет направлена в налоговый орган, то привлечение к ответственности правомерно после истечения срока, установленного пунктом 2 статьи 416 Кодекса.
Письмо ФНС России от 20.08.2015 N ГД-4-3/14721@ "Об ошибочном предоставлении уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора" Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями от налоговых органов и налогоплательщиков по вопросу ошибочного предоставления в налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в случае, когда налогоплательщик не является плательщиком торгового сбора, сообщает следующее. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" торговый сбор в соответствии с главой 33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 01.07.2015. В соответствии с пунктом 1 статьи 411 Кодекса плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Как следует из пункта 2 статьи 416 Кодекса, плательщик торгового сбора представляет уведомление о постановке на учет не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения торговым сбором. Согласно пункту 4 статьи 416 Кодекса в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган. Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении. При этом глава 33 "Торговый сбор" Кодекса не содержит специальных положений, предусматривающих отдельный порядок представления организацией или индивидуальным предпринимателем в налоговый орган сведений об ошибочном представлении уведомлений о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, в случае, когда они не признаются плательщиками торгового сбора. В этой связи в случае ошибочного представления указанного выше уведомления, на основании которого осуществлена постановка на учет в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора, налогоплательщики вправе представить в соответствующий налоговый орган заполненное в произвольной форме заявление с указанием наименования организации (фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя), идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), причин представления такого заявления и копии соответствующего ошибочно поданного уведомления. В этом случае налоговым органом осуществляется снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя, поставленных на учет в налоговом органе в качестве плательщиков торгового сбора, в связи с ошибочной постановкой на учет. Код причины снятия с учета в налоговом органе соответственно "25" и "07". Дата снятия с учета в налоговом органе равна дате постановки на учет в качестве плательщиков торгового сбора. Суммы торгового сбора подлежат сторнированию в информационном ресурсе налогового органа, а также в случае необходимости в карточках РСБ. ФНС России поручает Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести данное письмо до подведомственных налоговых органов и налогоплательщиков.
Информация ФНС России от 07.08.2015 «О расчете налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости» В соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом города Москвы от 19.11.2014 N 51 "О налоге на имущество физических лиц" с 01.01.2015 на территории г. Москвы введен новый порядок исчисления налоговыми органами налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Сведения о кадастровой стоимости, и другую информацию, в том числе о кадастровом номере объекта недвижимости, можно узнать по запросу в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), а также на их официальном сайте, используя сервис "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online" раздела "Электронные услуги и сервисы". Информация по оспариванию размера кадастровой стоимости объектов недвижимости также размещена на указанном сайте Росреестра (Главная/Физическим лицам/Полезная информация/Как узнать и пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости). Объекты налогообложения и применяемые к ним ставки налога - жилые дома, жилые помещения, единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства - применяются ставки, в следующих размерах:
- гаражи и машино-места - 0,1% кадастровой стоимости объекта налогообложения; - объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, - 0,3% кадастровой стоимости объекта налогообложения; - объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - 2,0% кадастровой стоимости объекта налогообложения; - прочие объекты - 0,5% кадастровой стоимости объекта налогообложения. Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения (пункт 3 статьи 401 Кодекса). Вычеты, применяемые при определении налоговой базы Налоговая база определяется в отношении каждого жилого объекта недвижимости за вычетом стоимости определенного количества квадратных метров в зависимости от его вида.
Для снижения налоговой нагрузки на граждан предусмотрен особый порядок расчета на переходный 4-летний период: - если сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости, превысит сумму налога, рассчитанную за последний налоговый период исходя из инвентаризационной стоимости, налог будет рассчитываться по специальной формуле, предусматривающей плавное увеличение налога в течение 4-х лет на коэффициент 0,2 (пример N 1); - если сумма налога, исчисленная по кадастровой стоимости, будет меньше суммы налога, исчисленной из инвентаризационной стоимости, налог будет рассчитан налогоплательщику в полном объеме исходя из кадастровой стоимости (пример N 2).
Расчет налога при изменении в течение года права собственности на объекты Расчет налога производится с применением коэффициента, определяемого как отношение полных месяцев, в течение которых объект налогообложения находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15 числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15 числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента. На сайте ФНС России в разделе "Налог на имущество физических лиц 2016" можно ознакомиться с информацией об особенностях нового порядка налогообложения имущества физических лиц, а также рассчитать самостоятельно предполагаемую к уплате в 2016 году сумму налога на имущество физических лиц за 2015 год, используя сервис "Предварительный расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости".
Письмо ФНС России от 11.08.2015 N ГД-4-14/14094@ «О размере платы за предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений» Федеральная налоговая служба в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 809 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации", опубликованного на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 10 августа 2015 г. и вступающего в силу с 18 августа 2015 г., сообщает следующее. Вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 462 "О размере платы за предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в соответствии с которыми предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) сведений о конкретном юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе (в том числе предоставление сведений юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю о самом себе) на бумажном носителе осуществляется за плату - 200 рублей (при предоставлении сведений не позднее пяти дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса) или 400 рублей (при предоставлении сведений не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса в регистрирующий орган). В то же время исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений в форме электронных документов осуществляется бесплатно. В этой связи на сайте ФНС России www.nalog.ru реализован сервис "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа", позволяющий бесплатно получить содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведения о конкретном юридическом лице и индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или справка об отсутствии запрашиваемой информации формируется в формате PDF, содержащем усиленную квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, в том числе при распечатывании указанных выписки или справки. При этом необходимо отметить, что исходя из положений пунктов 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или справка об отсутствии запрашиваемой информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке (справке) на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, органам, предоставляющим государственную услугу, осуществляется Федеральной налоговой службой по межведомственному запросу с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (часть 1 статьи 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"). Одновременно сообщается, что по запросам, полученным налоговым органом (направленным в налоговый орган почтовым отправлением) до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 809 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" (до 18 августа 2015 г.), сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП предоставляются юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю о нем самом на бумажном носителе бесплатно. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации:
Письмо Минфина России от 12.08.2015 N 07-05-08/46382 Вопрос: О получении резидентом сертификата о форс-мажорных обстоятельствах для подтверждения возникновения обстоятельств непреодолимой силы, которые повлекли невозможность своевременного исполнения обязанности по репатриации денежных средств, в целях прекращения производства по делу об административном правонарушении. Ответ: В Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрено обращение и сообщается следующее. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Введение иностранным государством ограничений прав и свобод предпринимательской деятельности, осуществления валютных операций с нерезидентами, а также иных ограничительных и запретительных мер может быть признано Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (далее - ТПП России) форс-мажорными обстоятельствами на основании пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", пункта 19 статьи 12 Устава ТПП России, свидетельствование которых производится в порядке, установленном Положением о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств форс-мажора (утв. постановлением Правления ТПП России от 30.09.1994 N 28-4). В этой связи полагаем, что резидент вправе обратиться в ТПП России или территориальную ТПП за сертификатом о форс-мажорных обстоятельствах для подтверждения возникновения обстоятельств непреодолимой силы, которые повлекли невозможность своевременного исполнения обязанности, предусмотренной статьей 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". В случае если при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что вина резидента в невыполнении обязанности по репатриации денежных средств отсутствует, то на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса производство по делу подлежит прекращению.
Письмо Минфина России от 06.08.2015 N 03-01-10/45390 Вопрос: О проставлении печати при оформлении первичных учетных документов, а также на налоговых декларациях (расчетах) и копиях документов, представляемых в налоговый орган, в случае отсутствия печати у ООО. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности рассмотрел обращение ООО и сообщает. В соответствии с изменениями, внесенными абзацем вторым статьи 6 Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" в пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", с 07.04.2015 для организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью (далее - общество), отменена обязанность иметь печать (за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена федеральным законом). Общество вправе иметь печать (за исключением случаев, когда Федеральным законом предусмотрена обязанность общества использовать печать). При этом сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества. Учитывая изложенное, полагаем, что в случае отсутствия у общества печати налоговые органы не могут требовать ее проставления на налоговых декларациях (расчетах) и копиях документов, представляемых в налоговый орган в соответствии со статьями 93 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Одновременно по вопросу о порядке оформления первичных учетных документов сообщается следующее. Требования к оформлению первичных учетных документов определены Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Исходя из положений указанного Федерального закона печать не является обязательным реквизитом первичного учетного документа. При этом обращаем внимание, что данный реквизит может быть предусмотрен формой первичного учетного документа, утвержденной руководителем экономического субъекта.
Письмо ФНС России от 14.08.2015 N АС-17-2/112@ Вопрос: О приобретении российскими гражданами статуса нерезидента в целях валютного регулирования и контроля. Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев вопрос обращения, сообщает следующее. Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты - это физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. С учетом позиции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, являющейся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функции органа валютного контроля, ФНС России сообщает, что статус нерезидента для российских граждан начинает действовать: а) для лиц, постоянно проживающих в иностранном государстве, - после одного года, исчисляемого с момента, как они получили право на постоянное проживание в иностранном государстве, подтвержденное документом уполномоченного государственного органа соответствующего иностранного государства, в том числе видом на жительство, при условии, что период фактического пребывания таких граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации не прерывался; б) для лиц, временно пребывающих в иностранном государстве на основании рабочей визы или учебной визы, - после одного года непрерывного пребывания, исчисляемого с момента выезда из Российской Федерации, и только в период нахождения за пределами территории Российской Федерации. Статус нерезидента, прерванный возвращением на территорию Российской Федерации, может быть приобретен гражданином Российской Федерации вновь при соблюдении условий, предусмотренных по Закона N 173-ФЗ. дпунктом "а" пункта 6 статьи 1Для подтверждения статуса физического лица в качестве нерезидента могут быть представлены следующие документы: - копия заграничного паспорта с отметками пограничного пропускного контроля о выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию; - копия вида на жительство или иного документа, выданных уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства и подтверждающих постоянное проживание на территории иностранного государства; - справка о постановке на консульский учет, выдаваемая в порядке, установленном Правилами ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 17.08.2011 N 15114. Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютного законодательства, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц.
Информация ФМС от 12.08.2015 г. "С сегодняшнего дня граждане Киргизии смогут работать в России без патента" 12 августа 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанный 8 мая в Москве президентами России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Какие преференции от этого получат киргизские граждане? Во-первых, теперь они смогут работать в России без оформления единого трудового патента. Во-вторых, продолжительность временного пребывания (проживания) трудящихся-мигрантов из Киргизии и членов их семей на территории Российской Федерации определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем. В случае расторжения упомянутых документов после истечения 90 суток с даты въезда в нашу страну киргизские граждане имеют право без выезда в течение 15 дней заключить новый договор. В-третьих, с 20 июля т.г. прибывшие для работы в Россию трудящиеся-мигранты, а также члены их семей освобождаются от обязанности постановки на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда. Кроме того при въезде в Россию по документам, допускающим проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, граждане Киргизской Республики освобождаются от заполнения миграционной карты при условии, что срок их пребывания не превысит 30 суток с даты въезда. Также киргизские трудящиеся-мигранты освобождаются от проведения установленной законодательством России процедуры признания документов об образовании, выданных в их стране. Теперь киргизские граждане свободные соискатели вакансий на евразийском рынке труда. 29 мая 2014 г. в Астане Президентом России Владимиром Путиным, Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и Президентом Белоруссии Александром Лукашенко подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (Союз, ЕАЭС). 1 января 2015 г. вышеупомянутый договор вступил в силу. Изначально государствами-членами ЕАЭС стали Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан. 2 января 2015 г. к Союзу присоединилась Республика Армения. |