Закажите интересующую вас услугу
Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.
18 сентября 2025
Выездная налоговая проверка (ВНП) — одно из самых серьезных контрольных мероприятий ФНС. Для бизнеса она часто оборачивается доначислениями налогов, штрафами и пенями на миллионы рублей. Однако такие проверки назначаются не для всех подряд: решение принимается только при наличии достаточных оснований. Малые компании и индивидуальные предприниматели попадают под контроль крайне редко.
По данным ФНС, ВНП проводится лишь у 1 налогоплательщика из 1 000. Для тех, кто применяет специальные налоговые режимы, вероятность еще ниже — 1 к 10 000. Но это не повод расслабляться: абсолютно все декларации проходят камеральные проверки, и именно на их основании налоговики выявляют потенциальные риски.
Чтобы снизить вероятность оказаться в числе «подозреваемых», важно понимать причины и порядок проведения ВНП. В частности, бизнесу полезно знать, какое основание для выездной налоговой проверки может быть признано достаточным для начала контрольных мероприятий.
Планы проведения ВНП не публикуются. Узнать о начале проверки налогоплательщик сможет только после того, как решение будет вынесено руководителем инспекции. Но обычно этому предшествует предпроверочный анализ, во время которого ФНС изучает:
Если вас вызвали «побеседовать» в ИФНС и предложили добровольно уточнить налоговые обязательства — это серьезный сигнал. Игнорировать его не стоит: отказ может подтолкнуть инспекцию к назначению ВНП. Гораздо разумнее подтвердить свою позицию с помощью соответствующих документов или подать уточненные декларации с уплатой недоимки. Именно так можно минимизировать основания для проведения выездной налоговой проверки в дальнейшем.
Чтобы компании и предприниматели могли самостоятельно оценить свои риски, ФНС еще в 2007 году разработала Концепцию планирования ВНП (приказ № ММ-3-06/333). В документе перечислены основные индикаторы неблагонадежности налогоплательщика, а именно:
Наличие нескольких таких признаков повышает вероятность выездной проверки. Но даже их отсутствие не дает стопроцентной гарантии — решение остается за налоговой службой.
Вышеописанные критерии помогают бизнесу лучше понимать: выездная налоговая проверка в каких случаях назначается чаще всего и как инспекция формирует список потенциальных проверяемых.
Согласно ст. 89 НК РФ, стандартный срок ВНП — 2 месяца. Его могут продлить до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6.
Отсчет начинается со дня, следующего за датой вынесения решения о проверке, даже если фактически инспекторы пришли позже. Например, если решение подписано 20 сентября, а инспекторы начали работать только 22 сентября, проверка все равно должна завершиться к 20 ноября.
Продление возможно только по закрытому перечню причин. В приложении № 6 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628 приведены основания, когда инспекция вправе увеличить срок:
Кроме того, проверку могут приостанавливать. Это делается, например, для получения информации у контрагентов, проведения экспертизы или перевода документов. Общий срок приостановки ограничен шестью месяцами (с возможным продлением еще на три, если запросы отправлены в иностранные органы).
В период приостановки ВНП налоговая инспекция не вправе запрашивать у проверяемого дополнительные документы и осуществлять проверочные действия на его территории.
Таким образом, отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки не случаен, а сроки ее проведения строго регламентированы Налоговым кодексом и внутренними приказами ФНС.
Формально начало ВНП отсчитывается с момента предъявления решения. В нем указываются:
Проверка может проходить в офисе компании, у ИП или в инспекции, если налогоплательщик не предоставляет помещение. Но даже в этом случае налоговики сохраняют право на осмотр помещений, проведение инвентаризации имущества, выемки документов и допроса свидетелей, а также на назначение экспертизы и запрос сведений у контрагентов.
Такой формат демонстрирует, что организация выездных налоговых проверок строится на балансе полномочий ФНС и обязанностей налогоплательщика.
Окончательные выводы отражаются в акте. Он составляется в течение двух месяцев после окончания проверки — даже если нарушений не выявлено.
В акт включают:
Готовый документ вручается налогоплательщику в течение 5 дней лично или направляется по почте/через ТКС. Отказ от получения не спасет: через 6 рабочих дней заказное письмо считается доставленным.
Когда акт получен, у компании или ИП есть 1 месяц на подачу возражений. На этом этапе можно попытаться смягчить позицию инспекции. Затем руководитель ИФНС принимает решение, которое вступает в силу еще через месяц. До этого момента его можно обжаловать в апелляционном порядке, а затем — в арбитражном суде.
Таким образом, все сведения о выездных налоговых проверках фиксируются и вручаются налогоплательщику в официальном порядке, что обеспечивает прозрачность процедуры.
Выездная проверка — это не приговор для бизнеса, а испытание, которое можно пройти с минимальными потерями, если действовать правильно и последовательно.
<< К списку записейСпасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.