О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
Мониторинг законодательстваМониторинг международного законодательстваКонсультации

Разъяснения законодательства в мае 2017 года

Тема

Ответ

Ссылка на документ

Налог на прибыль

Об учете поступлений в виде пожертвований в целях уплаты налога на прибыль

Согласно п. 2 ст. 251 НК при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

Письмо Минфина России от 11.05.2017 № 03-03-07/28434

Минфин пояснил нюансы перечисления налога на прибыль с "дивидендов" по контролируемой задолженности

На основании пп. 3 п. 1 ст. 309 НК доходы иностранной организации, полученные по долговым обязательствам российских организаций, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в РФ, относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. Налоговый агент обязан удержать и перечислить соответствующую сумму налога на прибыль с суммы превышения начисленных процентов над предельными процентами, признаваемой дивидендами. При этом если суммы процентов по долговому обязательству были выплачены ранее расчета положительной разницы между начисленными процентами и предельными процентами, то, учитывая, что такое превышение определяется налогоплательщиком на отчетную дату, обязанность налогового агента по перечислению соответствующих сумм налога возникает на отчетную дату.

Письмо Минфина России от 24.05.2017 № 03-03-РЗ/31710

Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде страховых взносов, начисленных в период применения УСН ("доходы") и уплаченных после перехода на ОСН

При переходе организации с УСН с объектом налогообложения в виде доходов на ОСНО расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ОСС  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от НС и ПЗ, производимые в соответствии с законодательством РФ, начисленные в период применения УСН и оплаченные после перехода на общий режим налогообложения, организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль организаций.

Письмо Минфина России от 03.05.2017 N 03-11-06/2/26921

НДС

Об НДС при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме

При оказании иностранными организациями электронных услуг, местом реализации которых признается территория РФ (за исключением оказания услуг через российское ОП иностранной организации), иностранным организациям, состоящим на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК, последние не выполняют функции налогового агента по НДС. На российские организации и ИП, приобретающих электронные услуги у иностранной организации, указанное исключение не распространяется.

Письмо ФНС России от 03.05.2017 № СД-3-3/3117@

Минфин против предоставления инспекциями налогоплательщикам информации о выставленных контрагентом счетах-фактурах и суммах уплаченного НДС

В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговыми органами сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, за исключением сведений, указанных в этом пункте. Сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения не составляют налоговую тайну (пп. 3 п. 1 ст.102 НК).

Поскольку полученные налоговым органом сведения о выставленных налогоплательщиком счетах-фактурах и сумме уплаченного им НДС составляют налоговую тайну, и распространение таких сведений без согласия налогоплательщика может причинить ущерб его коммерческим и иным интересам, предложение о предоставлении хозяйствующему субъекту возможности проведения проверки выставляемых контрагентами счетов-фактур и исполнения ими обязанности по уплате НДС в целях установления принадлежности контрагентов к "фирмам-однодневкам" на основании сведений налогового органа не поддерживается.

Письмо Минфина России от 16.05.17 № 03-07-14/29343

НДФЛ

Об НДФЛ с дохода в иностранной валюте, зачисляемого на счет в иностранном банке

В соответствии с п. 1 ст. 223 НК при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц. Указанный порядок определения даты получения дохода применяется независимо от того, перечисляются ли денежные средства на счета налогоплательщика в российских или иностранных банках.

Письмо Минфина России от 05.05.2017 N 03-04-05/28050

Страховые взносы

ФНС разъяснила на какие КБК платить штраф за непредставление расчета по страховым взносам

В связи с поступающими вопросами о распределении между государственными внебюджетными фондами сумм поступлений от штрафных санкций, предусмотренных ст. 119 НК РФ, Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

В соответствии со ст. 119 НК непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок расчета по страховым взносам в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета по страховым взносам, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Вместе с тем, учитывая множественность КБК по страховым взносам, зачисляемым в один и тот же государственный внебюджетный фонд, ФНС считает необходимым производить суммирование указанных сумм страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования и использовать для зачисления сумм штрафных санкций указанные в Письме КБК.

Письмо ФНС России от 05.05.2017 N ПА-4-11/8641

 

ФНС не вправе блокировать расчетный счет в случае непредставления в установленный срок расчетов по страховым взносам

Согласно п. 11 ст. 76 НК правила, установленные указанной статьей, применяются в отношении приостановления операций по счетам в банках плательщиков страховых взносов.

Однако пп 1 п. 3 ст. 76 НК, на основании которого решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации, не распространяется на случаи непредставления в установленный срок расчетов по страховым взносам. Кодексом не отождествляются налоговые декларации с расчетами по страховым взносам.

Письмо Минфина России от 24.04.2017 N 03-02-07/2/24123

Об НДФЛ и страховых взносах с компенсационных выплат, производимых работникам при увольнении

 

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (выходные пособия, компенсации, среднемесячный заработок на период трудоустройства и т.д.), независимо от основания, по которому производится увольнение, в т.ч. выплачиваемые на основании соглашения сторон о расторжении трудового договора, освобождаются от обложения страховыми взносами в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников-северян).

Письмо Минфина России от 05.05.2017 № 03-15-06/27725

На сумму прощенного работнику долга по займу организация не должна начислять страховые взносы

По мнению ФНС выплаты по договору займа не относятся к объектам обложения страховыми взносами. То же касается и суммы невозвращенного долга.

При этом ведомство обращает внимание: если выдача займов с последующим прощением долга носит системный характер, то инспекторы заподозрят организацию в получении необоснованной налоговой выгоды.

Письмо ФНС России от 26.04.2017 N БС-4-11/8019

Администрирование

Разъяснен порядок постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Письмо Минфина России от 05.05.2017 N 03-02-07/1/27605

 

Прочее

Разъяснен порядок уплаты торгового сбора при торговле через помещение

Объектами осуществления торговли в целях главы 33 НК в отношении указанной торговой деятельности согласно п. 4 ст. 413 НК признаются: здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.

В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 413 НК торговлей признается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Письмо Минфина России от 05.05.2017 N 03-11-06/4/27569

 

Представитель налогоплательщика - ИП - должен иметь или нотариальную, или приравненную к нотариальной доверенности

В соответствии с п. 1 и 3 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК. При этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Письмо Минфина России от 25.04.2017 N 03-02-08/24718

О представлении уведомления о сделках по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны сделки являются российскими организациями

Согласно ст. 105.16 НК налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Условия признания сделок контролируемыми определены ст. 105.14 НК.

Пп. 6 п. 4 ст. 105.14 НК предусмотрено, что сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками, вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным п. 1 - 3 указанной статьи, не признаются контролируемыми.

Письмо Минфина России от 02.05.2017 N 03-12-11/1/26759

Минфин рассказал о свидетельствовании подлинности подписи заявителя на заявлении (уведомлении, сообщении), представляемом при госрегистрации юрлиц

Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено оценивать или подтверждать правомерность (неправомерность) действий (бездействия) нотариусов.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено указанным пунктом.

Приказ Минфин России от 12.05.2017 № 03-12-13/29026

О признании сделок по предоставлению кредита контролируемыми сделками

Пп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК установлено, что сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным п. 1 - 3 ст. 105.14 НК, не признаются контролируемыми.

При этом сделки по предоставлению кредита в пп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК не поименованы.

Письмо Минфина России от 05.05.2017 № 03-12-11/1/28273

 

Об уменьшении прибыли КИК на величину выплаченных дивидендов

 

В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 25.15 НК РФ прибыль контролируемой иностранной компании уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 309.1 НК.

Письмо Минфина России от 28.04.2017 N 03-12-12/2/26265

 

О зачете сумм расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 01.01.2017 при исчислении страховых взносов после 01.01.2017

 

П. 2 ст. 431 НК РФ определено, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минфин считает возможным осуществлять зачет сумм расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 1 января 2017 г. в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством после 1 января 2017 г. на основании полученного от территориального органа ФСС РФ подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий период до 1 января 2017 г.

Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством как до, так и после 1 января 2017 г. регламентировался Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).

Письмо Минфина России от 28.04.2017 N 03-15-09/26588

В каких случаях предприниматель может быть освобожден от административной ответственности за неприменение ККТ

 

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

При отсутствии у налогоплательщика возможности применения контрольно-кассовой техники в соответствии с нормами Федерального закона от 03.07.2017 N 290-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждение факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом).

Письмо Минфина России от 30.05.2017 г. N 03-01-15/33121

 

Письмо Минфина России от 11.05.2017 N 03-03-07/28434

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль пожертвований.

Ответ:     

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций пожертвований и сообщает следующее.

В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

К таким целевым поступлениям, в частности, относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.

Письмо Минфина России от 24.05.2017 N 03-03-РЗ/31710

Вопрос:

О налоге на прибыль при выплате иностранной организации процентов по контролируемой задолженности российской организации.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходы иностранной организации, полученные по долговым обязательствам российских организаций, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Учитывая положения пункта 1 статьи 310 НК РФ и абзаца 2 пункта 2 статьи 287 НК РФ, при ежемесячной выплате процентов по долговому обязательству российская организация обязана исчислить и удержать соответствующие суммы налога на прибыль не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации.

В случае если в силу пункта 2 статьи 269 НК РФ задолженность перед иностранной организацией отвечает признакам контролируемой задолженности, а также соответствует требованиям пункта 3 статьи 269 НК РФ, то в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль включается предельный размер процентов, рассчитанный в соответствии с пунктом 4 статьи 269 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 269 НК РФ предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов по контролируемой задолженности, исчисляется налогоплательщиком на последнее число каждого отчетного (налогового) периода.

При этом на основании пункта 6 статьи 269 НК РФ положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с пунктом 4 статьи 269 НК РФ, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранному лицу, указанному в подпункте 1 пункта 2 статьи 269 НК РФ.

Организация, выплачивающая указанные дивиденды, в соответствии с пунктом 2 статьи 310 НК РФ, является налоговым агентом и удерживает с исчисленной суммы дивидендов налог на прибыль в соответствии с пунктом 6 статьи 275 НК РФ.

Учитывая указанное, налоговый агент обязан удержать и перечислить соответствующую сумму налога на прибыль с суммы превышения начисленных процентов над предельными процентами, признаваемой дивидендами. При этом если суммы процентов по долговому обязательству были выплачены ранее расчета положительной разницы между начисленными процентами и предельными процентами, то, учитывая, что такое превышение определяется налогоплательщиком на отчетную дату, обязанность налогового агента по перечислению соответствующих сумм налога возникает на отчетную дату.

Дополнительно сообщается, что на основании пункта 5.9.11 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" по вопросам заполнения налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, утвержденного Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ "Об утверждении формы налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, порядка ее заполнения, а также формата представления налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в электронной форме", рекомендуем обратиться в ФНС России.

Письмо Минфина России от 03.05.2017 N 03-11-06/2/26921

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде страховых взносов, начисленных в период применения УСН ("доходы") и уплаченных после перехода на ОСН.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о применении упрощенной системы налогообложения и исходя из содержащихся в письме вопросов сообщает.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса.

Указанные расходы признаются расходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Состав названных расходов определяется в соответствии со статьей 346.16 Кодекса с учетом положений пункта 2 статьи 346.17 Кодекса.

При этом применение подпункта 2 пункта 2 статьи 346.25 Кодекса не ставится в зависимость от объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения.

Таким образом, при переходе организации с упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов на общий режим налогообложения расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, начисленные в период применения упрощенной системы налогообложения и оплаченные после перехода на общий режим налогообложения, организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль организаций.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо ФНС России от 03.05.2017 № СД-3-3/3117@

Вопрос:

Об НДС при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме.

Ответ:

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение (далее - Заявитель) о порядке налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) услуг, оказываемых в электронной форме, сообщает следующее.

Как следует из интернет-обращения, Заявитель просит дать разъяснения к письму ФНС России от 30.03.2017 N СД-3-3/2110@, а именно разъяснить порядок применения пункта 9 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при оказании электронных услуг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 Кодекса иностранные организации, оказывающие физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии с данной статьей на налогового агента.

При этом обязанность по уплате налога при оказании электронных услуг возложена на налогового агента в соответствии с пунктом 9 вышеуказанной статьи Кодекса. Согласно данному пункту при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), в том числе на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в соответствии пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса), исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса.

Таким образом, при оказании иностранными организациями электронных услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), иностранным организациям, состоящим на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса, последние не выполняют функции налогового агента по исчислению и уплате налога. На российские организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих электронные услуги у иностранной организации, указанное исключение не распространяется.

Письмо Минфина России от 16.05.17 № 03-07-14/29343

Вопрос:

Прошу дать поручение законодательным органам рассмотреть возможность дать каждому хозяйствующему субъекту возможность встречной проверки выставляемых партнерами счетов-фактур для проверки выполняет ли контрагент обязательства по уплате НДС, показывает ли фискальным органам возникающий в ходе хозяйственной деятельности НДС. Цель - проверить не является ли партнер фирмой-однодневкой. Это даст возможность хозяйствующим субъектам проявлять "должную осмотрительность" которой добиваются налоговые органы, но чего невозможно сделать не проведя сверку документов по базе ФНС. Прошу рассмотреть этот вопрос и внести его в повестку дня законодательных органов.

Ответ:

В связи с указанным письмом Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение с предложением о предоставлении хозяйствующему субъекту возможности проведения проверки выставляемых контрагентами счетов-фактур и исполнения ими обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в целях установления принадлежности контрагентов к "фирмам-однодневкам" на основании сведений налогового органа и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговую тайну составляют любые полученные налоговыми органами сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, за исключением сведений, указанных в этом пункте. Сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения не составляют налоговую тайну (подпункт 3 пункта 1 статьи 102 Кодекса).

На основании пункта 1.1 статьи 102 Кодекса указанные в этом пункте сведения об организациях, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, подлежат размещению в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно пункту 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 317-О специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 Кодекса исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных Кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

Поскольку полученные налоговым органом сведения о выставленных налогоплательщиком счетах-фактурах и сумме уплаченного им налога на добавленную стоимость составляют налоговую тайну, и распространение таких сведений без согласия налогоплательщика может причинить ущерб его коммерческим и иным интересам, предложение о предоставлении хозяйствующему субъекту возможности проведения проверки выставляемых контрагентами счетов-фактур и исполнения ими обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в целях установления принадлежности контрагентов к "фирмам-однодневкам" на основании сведений налогового органа не поддерживается.

Письмо Минфина России от 05.05.2017 N 03-04-05/28050

Вопрос:

Об НДФЛ с дохода в иностранной валюте, зачисляемого на счет в иностранном банке.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц при получении налогоплательщиком дохода в иностранной валюте, зачисляемого на счета в иностранных банках, в счет оплаты дистанционного труда и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 223 Кодекса при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

Указанный порядок определения даты получения дохода применяется независимо от того, перечисляются ли денежные средства на счета налогоплательщика в российских или иностранных банках.

В обоих случаях доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли в порядке, установленном в пункте 5 статьи 210 Кодекса, в соответствии с которым доходы (расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации дата получения дохода определяется как день перечисления денежных средств в иностранной валюте на счет налогоплательщика в иностранном банке. На указанную дату производится пересчет дохода, выраженного в иностранной валюте, в рубли в порядке, установленном в пункте 5 статьи 210 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо ФНС России от 05.05.2017 N ПА-4-11/8641

Вопрос:

ФНС разъяснила на какие КБК платить штраф за непредставление расчета по страховым взносам.

Ответ:

В связи с поступающими вопросами о распределении между государственными внебюджетными фондами сумм поступлений от штрафных санкций, предусмотренных статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

В соответствии со статьей 119 Кодекса непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок расчета по страховым взносам в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета по страховым взносам, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 2 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о налогах и сборах подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации применительно к соответствующим страховым взносам.

Вместе с тем Бюджетным кодексом Российской Федерации не установлены нормативы отчислений по денежным взысканиям (штрафов) за нарушение законодательства о налогах и сборах применительно к страховым взносам.

В связи с этим, по нашему мнению, сумма штрафа, определяемая в процентном соотношении к не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок сумме страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета по страховым взносам, исчисляется отдельно по каждому виду обязательного социального страхования.

Вместе с тем, учитывая множественность кодов бюджетной классификации (далее - КБК) по страховым взносам, зачисляемым в один и тот же государственный внебюджетный фонд, считаем необходимым производить суммирование указанных сумм страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования и использовать для зачисления сумм штрафных санкций следующие КБК:

 

182 1 02 02010 06 3010 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)

182 1 02 02090 07 3010 160

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)

182 1 02 02101 08 3013 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)

 

Что касается штрафа в размере 1000 рублей, то данная сумма должна распределяться в бюджеты государственных внебюджетных фондов исходя из нормативов расщепления основного тарифа 30% на отдельные виды обязательного социального страхования (22% - на обязательное пенсионное страхование, 5,1% - на обязательное медицинское страхование, 2,9% - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), а именно 22 / 30 * 1000 = 733,33 руб. - в ПФР, 5,1 / 30 * 1000 = 170 руб. - в ФФОМС, 2,9 / 30 * 1000 = 96,67 руб. - в ФСС России.

Письмо Минфина России от 24.04.2017 N 03-02-07/2/24123

В соответствии с письмом Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Приостановление операций по счетам в банке по решению налогового органа применяется в случаях, предусмотренных статьей 76 и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно пункту 11 статьи 76 Кодекса правила, установленные указанной статьей, применяются в отношении приостановления операций по счетам в банках плательщиков страховых взносов.

Однако подпункт 1 пункта 3 статьи 76 Кодекса, на основании которого решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации, не распространяется на случаи непредставления в установленный срок расчетов по страховым взносам. Кодексом не отождествляются налоговые декларации с расчетами по страховым взносам.

В силу пункта 1 статьи 35 Кодекса причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Учитывая изложенное, полагаем, что правовые основания для распространения пункта 3 статьи 76 Кодекса на случаи непредставления в установленный срок расчетов по страховым взносам отсутствуют. В связи с этим не представляется возможным согласование позиции ФНС России, изложенной в рассматриваемом письме.

Одновременно сообщается, что Минфином России с участием ФНС России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования", которым, в частности, предусматривается предоставление налоговым органам полномочий по принятию решений о приостановлении операций по счетам плательщиков страховых взносов в случаях непредставления ими в налоговые органы расчетов по страховым взносам.

Указанный проект федерального закона размещен на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Письмо Минфина России от 05.05.2017 № 03-15-06/27725

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах с компенсационных выплат, производимых работникам при увольнении.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами выплат, производимых сотрудникам организации при увольнении, и сообщает следующее.

1. Налог на доходы физических лиц

Согласно пункту 3 статьи 217 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, а также за исключением суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, предусмотренные коллективным или трудовым договорами, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Суммы вышеуказанных выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер) среднего месячного заработка, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

2. Страховые взносы

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Исходя из положений абзаца шестого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для упомянутых плательщиков все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Учитывая изложенное, компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (выходные пособия, компенсации, среднемесячный заработок на период трудоустройства и т.д.), независимо от основания, по которому производится увольнение, в том числе выплачиваемые на основании соглашения сторон о расторжении трудового договора, освобождаются от обложения страховыми взносами на основании вышеуказанных положений статьи 422 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Суммы упомянутых выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо ФНС России от 26.04.2017 N БС-4-11/8019

Вопрос:

Об обложении страховыми взносами суммы прощенного долга по выданному работнику займу.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела Ваше обращение по вопросу отнесения к объекту обложения страховыми взносами суммы прощенного долга по выданному работнику займу и сообщает.

В соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) организации являются плательщиками страховых взносов.

Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса установлено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 420 Налогового кодекса не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Согласно части 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Таким образом, выплаты по договору займа не относятся к объекту обложения страховыми взносами.

В случае прекращения обязательств по возврату работником денежных средств по договору займа сумма невозвращенного долга также не подлежит обложению страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса.

В то же время ФНС России обращает внимание на следующее.

Нормы гражданского и налогового законодательства предполагают, что действия плательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в расчете по страховым взносам, налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

В иной ситуации у налоговых органов может возникнуть вопрос об обоснованности получения налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) такой выгоды.

При этом согласно пунктам 3 и 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). При изменении юридической квалификации гражданско-правовых сделок (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) следует учитывать, что сделки, не соответствующие закону или иным правовым актам (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), мнимые и притворные сделки (статья 170 ГК РФ) являются недействительными независимо от признания их таковыми судом в силу положений статьи 166 ГК РФ.

Указанное относится и к оценке налоговой выгоды, возникающей у плательщика страховых взносов в случае, когда выдача займов физическим лицам, состоящим с плательщиком страховых взносов в трудовых отношениях, с последующим прощением долга по выданным займам носит системный характер.

Письмо Минфина России от 05.05.2017 N 03-02-07/1/27605

Вопрос:

О постановке на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Ответ:

В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ, срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 N 15-АП-4108/2011, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А).

Место нахождения обособленного подразделения организации определяется соответствующим адресом.

В случае возникновения у Общества затруднений по вопросу о постановке на учет в налоговом органе решение на основе представленных им данных принимается налоговым органом в соответствии с пунктом 9 статьи 83 Кодекса.

Письмо Минфина России от 05.05.2017 N 03-11-06/4/27569

Вопрос:

Об уплате торгового сбора при торговле через помещение.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросам уплаты торгового сбора и сообщает следующее.

Статьей 413 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

В целях главы 33 Кодекса к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Объектами осуществления торговли в целях главы 33 Кодекса в отношении указанной торговой деятельности согласно пункту 4 статьи 413 Кодекса признаются: здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 413 Кодекса торговлей признается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Согласно пункту 2 и подпункту 1 пункта 4 статьи 413 Кодекса при осуществлении торговли через объекты стационарной торговой сети объектами осуществления торговли признаются: здание, сооружение, помещение, торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.

Согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Таким образом, если указанное в обращении помещение не соответствует указанным требованиям к торговому объекту, а также не может быть признано зданием, сооружением, помещением или торговой точкой, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, то осуществление в нем торговой деятельности не является объектом обложения торговым сбором.

Также отмечаем, что согласно Положению о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2011 г. N 210-ПП, на указанный Департамент возложены функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики, в том числе по подготовке проектов законов города Москвы, в соответствии с которыми на территории города Москвы вводятся в действие, изменяются и прекращают действовать региональные и местные налоги, специальные налоговые режимы, определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также устанавливаются налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В связи с этим по вопросу определения объекта налогообложения торговым сбором и иным вопросам, связанным с исчислением торгового сбора, следует обращаться в Департамент экономической политики и развития города Москвы.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо Минфина России от 25.04.2017 N 03-02-08/24718

Вопрос:

О документальном подтверждении полномочий уполномоченного представителя ИП в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Абзацем вторым пункта 3 статьи 29 Кодекса установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (статья 185 Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанное положение применяется и в отношении уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя.

Эта позиция подтверждается пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", которым разъяснено, что положения абзаца второго пункта 3 статьи 29 Кодекса распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Письмо Минфина России от 02.05.2017 N 03-12-11/1/26759

Вопрос:

О представлении уведомления о сделках по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны сделки являются российскими организациями.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу применения статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно статье 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Условия признания сделок контролируемыми определены статьей 105.14 Кодекса.

Подпунктом 6 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса предусмотрено, что сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками, вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 - 3 указанной статьи, не признаются контролируемыми.

В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения подпункта 6 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса вступили в силу с 1 января 2017 года.

Учитывая изложенное, уведомлять налоговые органы о совершении налогоплательщиками сделок, предусмотренных подпунктом 6 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса после 1 января 2017 года (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора), не требуется.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Приказ Минфин России от 12.05.2017 № 03-12-13/29026

Вопрос:

О свидетельствовании подлинности подписи заявителя на заявлении (уведомлении, сообщении), представляемом при госрегистрации юрлиц.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено оценивать или подтверждать правомерность (неправомерность) действий (бездействия) нотариусов.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено указанным пунктом.

Свидетельствуя подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении или сообщении, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, лицо, совершающее указанное действие, не только устанавливает личность заявителя на основании паспорта или иного документа, но и проверяет его полномочия. При этом удостоверительная надпись, совершаемая на заявлении, уведомлении или сообщении при свидетельствовании подлинности подписи заявителя в соответствии с требованиями к совершению нотариальных действий, содержит информацию о полномочиях представителя юридического лица.

Письмо Минфина России от 05.05.2017 № 03-12-11/1/28273

Вопрос:

О признании сделок по предоставлению кредита контролируемыми.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Подпунктом 7 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса установлено, что сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 - 3 статьи 105.14 Кодекса, не признаются контролируемыми.

При этом сделки по предоставлению кредита в подпункте 7 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса не поименованы.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 307 и глава 42) кредит является самостоятельным видом обязательства наряду с займом, положения подпункта 7 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса не распространяются на сделки по предоставлению кредита.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо Минфина России от 28.04.2017 N 03-12-12/2/26265

Вопрос:

Об уменьшении прибыли КИК на величину выплаченных дивидендов.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и сообщает следующее.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 25.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) прибыль контролируемой иностранной компании уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 309.1 Кодекса.

При этом уменьшение прибыли контролируемой иностранной компании, предусмотренное абзацем вторым пункта 1 статьи 25.15 Кодекса, возможно как за счет распределения прибыли года, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, так и за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (в том числе сформированной до 2015 года), с учетом особенностей, предусмотренных статьей 309.1 Кодекса.

Одновременно отмечаем, что величина выплаченных дивидендов, на которую подлежит уменьшению прибыль контролируемой иностранной компании, должна быть отражена в финансовой отчетности контролируемой иностранной компании. При этом подтверждение величины выплаченных дивидендов, помимо финансовой отчетности, осуществляется посредством копий платежных поручений или кассовых документов на выплату дивидендов, бухгалтерских справок, расшифровок финансовой отчетности, копий решений о выплате дивидендов, иных документов, предусмотренных обычаями делового оборота государства постоянного местонахождения контролируемой иностранной компании.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо Минфина России от 28.04.2017 N 03-15-09/26588

Вопрос:

О зачете сумм расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 01.01.2017 при исчислении страховых взносов после 01.01.2017.

Ответ:

Минфин России в связи с обращением о зачете сумм расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 1 января 2017 г. при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством после 1 января 2017 г. сообщает следующее.

Пунктом 2 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством как до, так и после 1 января 2017 г. регламентировался Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.

При этом период, за который может учитываться сумма расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования для целей уменьшения суммы страховых взносов, не установлен.

Одновременно Федеральными законами от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" не предусмотрен особый порядок зачета сумм расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 1 января 2017 г. в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством после 1 января 2017 г. или запрет на проведение такого зачета.

Кроме того, согласно пункту 9 статьи 431 Кодекса, если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период.

Таким образом, Кодексом после 1 января 2017 г. предусмотрен зачет сумм расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных в одном расчетном периоде, в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством следующего расчетного периода.

Учитывая изложенное, считаем возможным осуществлять зачет сумм расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 1 января 2017 г. в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством после 1 января 2017 г. на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий период до 1 января 2017 г.

Что касается письма Минфина России от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564, направленного в адрес Федеральной налоговой службы, то в данном письме разъяснялась невозможность зачета сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (соответствующих пеней и штрафов), которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в счет погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по уплате соответствующих пеней, штрафов, возникших за отчетные (расчетные) периоды, истекшие как до, так и после 1 января 2017 г.

Письмо Минфина России от 30.05.2017 г. N 03-01-15/33121

Вопрос:

В каких случаях предприниматель может быть освобожден от административной ответственности за неприменение ККТ.

Ответ:

Министерство финансов Российской Федерации по вопросу административной ответственности в отношении пользователей, применяющих контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом N 290-ФЗ вышеуказанная обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей наступает с 01.07.2017, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 290-ФЗ.

Статьей 14.5 главы 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) устанавливается административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККТ в установленных федеральными законами случаях.

При этом согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая указанные положения Кодекса, при обнаружении факта неприменения организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении расчетов в соответствии с требованиями Федерального закона N 290-ФЗ, но при наличии обстоятельств, указывающих на то, что лицом, совершившим административное правонарушение, были приняты все меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, полагаем, что указанное лицо в такой ситуации к ответственности привлекаться не должно.

В целях установления факта принятия исчерпывающих мер по соблюдению указанных выше требований законодательства Российской Федерации может быть исследован заключенный пользователем договор поставки фискального накопителя на предмет разумного срока до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предельного срока возможности его использования.

Вместе с тем, необходимо отметить, что при отсутствии у налогоплательщика возможности применения контрольно-кассовой техники в соответствии с нормами Федерального закона от 03.07.2017 N 290-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждение факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом).

Разъяснение налогового законодательства в апреле 2017 года


ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2018 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту
Использование Сайта, в том числе использование формы обратной связи, означает согласие с Политикой конфиденциальности.