О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
Мониторинг законодательстваМониторинг международного законодательстваКонсультации

Разъяснения законодательства в апреле 2016 года

 Тема

Ответ

Ссылка на документ

НДС

Минфин разрешил вычеты по счетам-фактурам, в которых использован символ рубля

Первичные учетные документы должны составляться по формам, утвержденным руководителем организации, и содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 с. 9 Закон о БУ.

По общероссийскому классификатору валют, утвержденному постановлением Госстандарта от 25 декабря 2000 года № 405-ст, наименованию валюты "российский рубль" соответствует цифровой код 643. Графического изображения валюты указанным постановлением не предусмотрено.

Согласно постановлению 1137 в строке 7 счета-фактуры указывается наименование валюты, которая является единой для всех перечисленных в счете-фактуре товаров (работ, услуг), имущественных прав и ее цифровой код в соответствии с классификатором.

Таким образом, при реализации товаров (работ, услуг), обязательство об оплате которых предусмотрено в российских рублях, в строке 7 счета-фактуры указываются наименование и код валюты РФ в соответствии с классификатором.

Принятие к вычету НДС по счетам-фактурам, в которых в строке 7 вместо наименования валюты указан графический символ рубля, не противоречит норме НК.

Напомним, что недавно по этим же вопросам высказывало свое мнение УФНС России по г. Москве, намекнув на возможность использования символа рубля в первичке и недопустимость этого в счетах-фактурах.

Письмо Минфина России от 13.04.2016 N 03-07-11/21095 

НДФЛ

О налоге в отношении процентов по вкладам в иностранных банках

ФНС сообщила, что доход в виде процентов, полученных по вкладам в иностранных банках, подлежит обложению НДФЛ в полном объеме независимо от размера процентной ставки по вкладу. При этом физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить сумму налога с указанных доходов и представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Форма  отчета о движении средств физического лица - резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ, а также Правила  представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365.

Письмо ФНС России от 22.04.2016 N БС-3-11/1827@ 

Разъяснен порядок заполнения раздела 2 формы 6-НДФЛ

ФНС сообщила, что в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ указываются даты фактического получения физлицами дохода и удержания налога, сроки перечисления налога и обобщенные по всем физлицам суммы фактически полученного дохода и удержанного налога. При этом строки 100 - 140 раздела 2 расчета по форме 6-НДФЛ заполняются без разбивки по налоговым ставкам, примененным к фактически полученным физическими лицами доходам.

Если данные, подлежащие отражению в разделе 2, могут быть размещены на меньшем количестве страниц, чем сформировано в связи с заполнением нескольких разделов 1 расчета по форме 6-НДФЛ, во всех знакоместах раздела 2 страниц, в которых раздел 2 не подлежит заполнению, проставляются прочерки.

Расчет по форме 6-НДФЛ заполняется на отчетную дату - 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря соответствующего налогового периода. В разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчетный период по строкам 100 - 140 отражаются только те операции, которые произведены за последние три месяца этого отчетного периода. Если работникам заработная плата за март 2016 года выплачена 11.04.2016, а налог на доходы физических лиц перечислен 12.04.2016, то операция отражается в разделе 1 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года, при этом налоговый агент вправе не отражать операцию в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года. Данная операция будет отражена при непосредственной выплате заработной платы работникам в расчете по форме 6-НДФЛ за полугодие 2016 года следующим образом: по строке 100 указывается 31.03.2016; по строке 110 - 11.04.2016; по строке 120 - 12.04.2016; по строкам 130 и 140 - соответствующие суммовые показатели.

Письмо ФНС России от 27.04.2016 N БС-4-11/7663 

ФНС разъяснила, какие коды используются в 2-НДФЛ для доходов и вычетов по операциям с ценными бумагами

ФНС России сообщает, что финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов. К кодам вычетов, уменьшающим налоговую базу относятся коды вычетов с 201 по 210. К доходам, полученным по операциям с ценными бумагами, относятся коды доходов с 1530 по 1540.

Письмо ФНС России от 11.04.2016 N БС-4-11/6236 

Об особенностях уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации

Минфин сообщил, что п. 3 ст. 214 НК РФ предусмотрено, что исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, осуществляются лицом, признаваемым налоговым агентом, отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов. Отмечается, положение п. 12 статьи 226.1 НК РФ, предусматривающее, что при выплате налогоплательщику налоговым агентом денежных средств (дохода в натуральной форме) более одного раза в течение налогового периода исчисление суммы налога производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога, к доходам в виде дивидендов не применяется.

Письмо Минфина России от 12.04.2016 N 03-04-06/20834 

С процентов, полученных ИП на УСН по вкладу сверх необлагаемой суммы, удерживается НДФЛ

В письме Минфин напомнил, что в целях УСН при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 НК.

П. 6 ст. 250 НК установлено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

В соответствии с пп. 3 п. 1.1 ст. 346.15 НК не учитываются доходы ИП, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 ст. 224 НК. Согласно п. 2 ст. 224 НК в отношении процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК, установлена налоговая ставка в размере 35%.

При этом обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ с доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, возлагаются на банк, признаваемый налоговым агентом.

По мнению Минфина, изложенный порядок следует применять к процентным доходам по вкладам в банках независимо от того, зарегистрированы физлица, получающие такие доходы, в качестве ИП, или нет.

Письмо Минфина России от 01.04.2016 N 03-11-11/19326 

УСН

Об уменьшении налогов на страховые взносы ИП, применяющего УСН и ПСН и не имеющего наемных работников

Минфин сообщил, что ИП, не производящие выплаты физлицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей), исчисленную за налоговый (отчетный) период по УСН с объектом "доходы", на уплаченные за себя страховые взносы в ПФ и ФФОМС в фиксированном размере. Для данных налогоплательщиков не предусмотрено ограничение по уменьшению сумм налога (авансовых платежей по налогу) на сумму уплаченных ими страховых взносов. Главой 26.5  "ПСН" НК РФ не предусмотрена возможность уменьшения суммы налога на сумму взносов. В связи с этим ИП, не имеющий наемных работников и совмещающий УСН и ПСН, вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на всю сумму уплаченных за себя страховых взносов.

Письмо Минфина России от 07.04.2016 N 03-11-11/19849 

Администрирование

Бухгалтерские и налоговые документы нужно хранить 4 года

Минфин России рассмотрел вопрос о сроке хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Минфин напомнил, что налогоплательщик обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Отмечается, что такой срок хранения документов (информации) корреспондирует периоду, за который может быть проведена выездная налоговая проверка (ст. 89  НК РФ). Документы, образующиеся в деятельности организации, в том числе первичные учетные документы, могут храниться не только на бумажных носителях, но и в виде электронных документов. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах госвласти, органах местного самоуправления и организациях утверждены приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526.

Письмо Минфина России от 23.03.2016 N 03-02-08/16273 

О сроке представления уведомления о КИК и документов для применения освобождения от налогообложения прибыли КИК

ФНС сообщила, что в случае если на 31.12.2016 года налогоплательщик признается контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, то такой налогоплательщик обязан представить Уведомление в срок до 20 марта 2017 года (срок подачи первого уведомления о контролируемой иностранной компании (КИК)). Также до 20 марта 2017 года необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие соблюдение условий для освобождения от налогообложения прибыли КИК:
1) налоговая отчетность контролируемой иностранной компании за соответствующий период;

2) расчет эффективной ставки налогообложения доходов (прибыли) контролируемой иностранной компании и средневзвешенной ставки по налогу на прибыль организаций, определяемых в соответствии со статьей 25.13-1 НК РФ;

3) сертификат налогового резидентства контролируемой иностранной компании за соответствующий период.

Письмо ФНС России от 04.04.2016 N ЕД-3-13/1427@ 

Минфин отменил письма ФНС о налоговом резидентстве РФ при наличии постоянного жилища

 

В письме Минфин указал на свои полномочия давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которыми налоговые органы обязаны руководствоваться. При этом ФНС, находящаяся в ведении Минфина, может лишь бесплатно информировать налогоплательщиков по ряду налоговых вопросов.

Минфин указал, что, выпуская письма от 29.01.2016 N ОА-4-17/1265@, от 16.01.2015 N ОА-3-17/87@ (и другие письма, в которых изложена аналогичная позиция), ФНС не согласовала свое мнение с Минфином.

Напомним, в этих письмах ФНС высказывалась  о действии статуса налогового резидента физлица. Сам по себе факт нахождения физлица в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ, считает ФНС. Физлицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов.

Минфин объявил названные письма ФНС не подлежащими применению.

Письмо Минфина России от 21.04.2016 N 03-08-РЗ/23009 

Прочее

ФНС разъяснила, какой КБК нужно указывать при уплате госпошлины при госрегистрации юрлиц и ИП

ФНС сообщила, документы при госрегистрации могут быть представлены в регистрирующий орган непосредственно, либо через МФЦ. При этом функции по госрегистрации юрлиц, физлиц в качестве ИП возложены на территориальные налоговые органы. На МФЦ возложены только функции по приему и передаче в налоговые органы документов для осуществления госрегистрации. При этом поступившая в бюджет госпошлина учитывается по месту нахождения налогового органа.

Перечисление доходов от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия осуществляется по двум КБК: при обращении в налоговые органы - КБК 182 1 08 07010 01 1000 110, при обращении в МФЦ - КБК 182 1 08 07010 01 8000 110.

Оценка законности конкретного решения регистрирующего органа может быть дана ФНС в результате рассмотрения жалобы заинтересованного лица на соответствующее решение регистрирующего органа, поданной в порядке, установленном главой VIII.1  Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ.

Письмо ФНС России от 19.04.2016 N ЗН-3-1/1729@ 

ФНС рассказала, как заполнить Налоговый расчет о доходах, выплаченных иностранным организациям

ФНС проинформировала о порядке формирования Налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее - Налоговый расчет), форма и порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

ФНС сообщила, что в случае, если в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода налоговый агент не производит выплат иностранной организации, подлежащих отражению в Разделе 3, то в Налоговый расчет за соответствующий отчетный (налоговый) период включаются только Раздел 1 и Раздел 2. Включение в Налоговый расчет Раздела 3 в данном случае не требуется.

При представлении уточненного Налогового расчета в Разделе 3 отражается информация только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотрожения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению или завышению суммы налога на прибыль организаций.

В Разделе 1 уточненного Налогового расчета отражаются все суммы налога на прибыль организаций (с учетом их уточнения), подлежащие уплате налоговым агентом в бюджет по всем выплатам иностранным организациям (налогоплательщикам), произведенным налоговым агентом за последний квартал (месяц) отчетного (налогового) периода, в отношении которого заполняется уточненный Налоговый расчет.

В Разделе 2 при представлении уточненного Налогового расчета также отражаются все суммы налога на прибыль организаций с начала налогового периода со всех выплаченных иностранным организациям (налогоплательщикам) сумм доходов с учетом уточненных данных.

Письмо ФНС России от 13.04.2016 N СД-4-3/6435@ 

О нарушении кредитными организациями порядка указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денсредств в уплату налоговых платежей в бюджет

Налогоплательщики - ИП, нотариусы, адвокаты, главы крестьянского (фермерского) хозяйства и иные физические лица, начиная с 28.03.2016 при заполнении распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджет обязательно должны указывать значение ИНН в реквизите "ИНН плательщика" или УИН, состоящий из 20 - 25 знаков в реквизите "Код". При этом, в случае указания в распоряжении о переводе денежных средств плательщиком значения ИНН в реквизите "ИНН плательщика" в реквизите "Код" указывается значение ноль ("0").

Однако кредитные организации при приеме на исполнение распоряжений о переводе денежных средств от налогоплательщиков всех категорий, в том числе и юридических лиц, требуют обязательное заполнение реквизита "ИНН плательщика" и указание УИН, не менее 20 знаков, в реквизите "Код".

Данная ситуация приводит к несвоевременному поступлению денежных средств в бюджетную систему РФ, и следовательно, к несвоевременному отражению поступлений, необоснованному начислению пени и образованию задолженности у налогоплательщиков перед бюджетами.

Также сообщается, что, начиная с 28.03.2016 кредитные организации в чек-ордерах, подтверждающих уплату налогов (сборов), указывают только УИН. Отсутствие в чек - ордере ИНН плательщика приводит к невозможности идентифицировать плательщика при оказании услуг по регистрации налогоплательщиков, а также при выдаче патента для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан. В связи, с чем налоговые органы и миграционная служба вынуждены направлять налогоплательщиков в кредитные организации за подтверждением факта оплаты конкретным лицом.

Письмо ФНС РФ от 08.04.2016 N ЗН-4-1/6133 

УПД не является транспортным, товаросопроводительным документом для подтверждения экспорта

В письме  ФНС напомнила, что начиная с 2013 года можно объединять  в УПД информацию ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с информацией счетов-фактур. Налогоплательщик вправе заявить к вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении им товаров (работ, услуг), на основании УПД при выполнении условий, предусмотренных статьями 171 и 172 НК.

Вместе с тем, ФНС указала на невозможность использования УПД в качестве товаросопроводительного документа для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров на территорию третьих стран, а также на территорию государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщик представляет в налоговый орган, в том числе копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ или перемещение с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого.

УПД предназначен для подтверждения факта передачи и получения товара (груза). Данный факт хозяйственной жизни прямо указан в строках [10] и [15] рекомендованной ФНС формы.

При этом УПД не применяется для оформления фактов хозяйственной жизни, для которых законодательством РФ или международными нормами предусмотрены специальные правила. В частности, постановлением правительства РФ от 15.04.2011 № 272 установлены правила перевозки грузов автомобильным транспортом, в том числе порядок оформления перевозок. Правила международных перевозок грузов регламентируются конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 г.). Существуют особенности оформления факта приема к перевозке груза морским, воздушным, железнодорожным и трубопроводным транспортом.

Учитывая изложенное, УПД, составленный продавцом для подтверждения факта изменения финансового состояния продавца и покупателя в результате передачи-приемки товара (груза), не может являться транспортным, товаросопроводительным или иным документом, подтверждающим факт вывоза товаров (груза) за пределы РФ.

Письмо ФНС России от 04.04.2016 N ЕД-4-15/5702 

Новое в законодательстве о бухучете

Представлен обзор изменений, внесенных в законодательство о бухучете.

Так, уточнены размеры штрафов за грубое нарушение требований к бухучету. Минимальный составляет 5 000 руб., максимальный - 10 000 руб. За повторное грубое нарушение требований налагается штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Введены дополнительные виды грубых нарушений требований к бухучету.

С 3 месяцев до 2 лет увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухучете.

Информационное сообщение Минфина России от 07.04.2016 N ИС-учет-1   

 

Письмо Минфина России от 13.04.2016 N 03-07-11/21095

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов для целей налога на прибыль и принятии к вычету НДС, если в первичных учетных документах и счетах-фактурах вместо наименования валюты указан графический символ российского рубля.

Ответ:

В связи с письмом по вопросам признания расходов в целях применения налога на прибыль организаций на основании первичных документов, в которых вместо наименования валюты указан графический символ рубля, а также принятия к вычету налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, в которых в строке 7 указан данный символ, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

На основании пункта 1 статьи 252 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях данной главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом следует отметить, что Кодексом не устанавливается конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы. В свою очередь, подтверждением данных налогового учета на основании статьи 313 Кодекса являются первичные учетные документы.

Статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) определено, что первичным учетным документом оформляется каждый факт хозяйственной жизни. На основании положений частей 1 и 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ первичные учетные документы должны составляться по формам, утвержденным руководителем организации, и содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ.

При этом следует учесть, что Общероссийским классификатором валют, утвержденным постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. N 405-ст (далее - Классификатор), наименованию валюты "российский рубль" соответствует цифровой код 643. Графического изображения валюты указанным постановлением не предусмотрено.

Одновременно обращаем внимание, что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Что касается принятия к вычету налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, в которых в строке 7 вместо наименования валюты указан графический символ рубля, то в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат суммы этого налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации на основании счетов-фактур.

На основании подпункта "м" пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, в строке 7 счета-фактуры указываются наименование валюты, которая является единой для всех перечисленных в счете-фактуре товаров (работ, услуг), имущественных прав, и ее цифровой код в соответствии с Классификатором.

Таким образом, при реализации товаров (работ, услуг), обязательство об оплате которых предусмотрено в российских рублях, в строке 7 счета-фактуры указываются наименование и код валюты Российской Федерации в соответствии с Классификатором.

В то же время в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.

В связи с этим принятие к вычету налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, в которых в строке 7 вместо наименования валюты указан графический символ рубля, не противоречит указанной норме Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо ФНС России от 22.04.2016 N БС-3-11/1827@

Вопрос:

Об НДФЛ в отношении процентов по вкладам в иностранных банках.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц и сообщает следующее.

Порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при получении дохода в виде процентов, получаемых по вкладам физических лиц в банках, установлен статьей 214.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которой налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 процентов годовых, если иное не предусмотрено главой 23 Кодекса.

При этом Федеральным законом от 23.11.2015 N 320-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2016, внесены изменения в статью 214.2 Кодекса, в соответствии с которыми определение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам физических лиц в банках, в соответствии с указанной статьей возможно для доходов в виде процентов, получаемых по вкладам физических лиц в банках, находящихся только на территории Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 208 Кодекса проценты, полученные физическим лицом от иностранной организации, за исключением процентов, полученных в связи с деятельностью обособленного подразделения этой организации в Российской Федерации, отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Следовательно, доход в виде процентов, полученных по вкладам в иностранных банках, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме независимо от размера процентной ставки по вкладу.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 228 Кодекса физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить сумму налога с указанных доходов и представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Форма отчета о движении средств физического лица - резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации, а также Правила представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1365 "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации".

Письмо ФНС России от 27.04.2016 N БС-4-11/7663

Вопрос:

О заполнении разд. 2 расчета по форме 6-НДФЛ при выплате зарплаты.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос ООО о порядке заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом ( форма 6-НДФЛ ), и сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 4.1 Порядка заполнения и представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ, утвержденного приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@ (далее - Порядок), в разделе 2расчета по форме 6-НДФЛ указываются даты фактического получения физическими лицами дохода и удержания налога, сроки перечисления налога и обобщенные по всем физическим лицам суммы фактически полученного дохода и удержанного налога.

При этом строки 100- 140 раздела 2 расчета по форме 6-НДФЛ заполняются без разбивки по налоговым ставкам, примененным к фактически полученным физическими лицами доходам.

2. Если данные, подлежащие отражению в разделе 2 , могут быть размещены на меньшем количестве страниц, чем сформировано в связи с заполнением нескольких разделов 1  расчета по форме 6-НДФЛ, во всех знакоместах   страниц, в которых раздел 2  не подлежит заполнению, проставляются прочерки.

3. Расчет по форме 6-НДФЛ  заполняется на отчетную дату - 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря соответствующего налогового периода.

В разделе 2  расчета по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчетный период по строкам 100- 140 отражаются только те операции, которые произведены за последние три месяца этого отчетного периода.

Если работникам заработная плата за март 2016 года выплачена 11.04.2016, а налог на доходы физических лиц перечислен 12.04.2016, то операция отражается в разделе 1 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года, при этом налоговый агент вправе не отражать операцию в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года. Данная операция будет отражена при непосредственной выплате заработной платы работникам в расчете по форме 6-НДФЛ за полугодие 2016 года следующим образом:

  • по строке 100указывается 31.03.2016;
  • по строке 110- 11.04.2016;
  • по строке 120- 12.04.2016;
  • по строкам 130 и 140- соответствующие суммовые показатели.

Письмо ФНС России от 11.04.2016 N БС-4-11/6236

Вопрос:

О документальном подтверждении доходов по операциям с ценными бумагами для целей НДФЛ.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос о порядке определения доходов физических лиц по операциям с ценными бумагами и в части своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета в том числе сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период.

Согласно Приказу ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов" (далее - Приказ ФНС России N ММВ-7-11/387@) к доходам, полученным по операциям с ценными бумагами, относятся коды доходов с 1530 по 1540.

Таким образом, документом, подтверждающим доходы физического лица по операциям с ценными бумагами, могут быть сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.

Однако сведения о доходах физических лиц, представляемые налоговым агентом в налоговые органы, отнесены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к налоговой тайне, которая в силу положений статьи 102 Кодекса не подлежит разглашению налоговыми органами и их должностными лицами.

Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 230 Кодекса налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога.

ФНС России также сообщает, что в соответствии со статьей 214.1 Кодекса финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 статьи 214.1 Кодекса.

Согласно Приказу ФНС России N ММВ-7-11/3 87@ к кодам вычетов, уменьшающим налоговую базу в соответствии со статьей 214.1 Кодекса, относятся коды вычетов с 201 по 210.

Письмо Минфина России от 12.04.2016 N 03-04-06/20834

Вопрос:

Об НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых более одного раза в течение налогового периода.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц при неоднократной в течение налогового периода выплате дивидендов и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации установлены статьей 214 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов, полученных в виде дивидендов по акциям российских организаций, осуществляются в соответствии с данной статьей с учетом положений статьи 226.1 Кодекса.

То есть положения статьи 226.1 Кодекса применяются в случаях, не урегулированных статьей 214 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 214 Кодекса предусмотрено, что исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, осуществляются лицом, признаваемым налоговым агентом, отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов.

Таким образом, положение пункта 12 статьи 226.1 Кодекса, предусматривающее, что при выплате налогоплательщику налоговым агентом денежных средств (дохода в натуральной форме) более одного раза в течение налогового периода исчисление суммы налога производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога, к доходам в виде дивидендов не применяется.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо Минфина России от 01.04.2016 N 03-11-11/19326

Вопрос:

О налоге при УСН и НДФЛ при получении ИП процентных доходов по вкладам в банках.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

Согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).

Пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.

Пунктом 6 статьи 250 Кодекса установлено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса не учитываются доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Кодекса, в порядке, установленном главой 23 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 224 Кодекса в отношении процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 Кодекса, установлена налоговая ставка в размере 35 процентов.

При этом обязанности по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц с доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, возлагаются на банк, признаваемый в соответствии со статьей 226 Кодекса налоговым агентом в отношении указанных доходов физических лиц.

По нашему мнению, изложенный порядок следует применять к процентным доходам по вкладам в банках независимо от того, зарегистрированы физические лица, получающие такие доходы, в качестве индивидуального предпринимателя или нет.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо Минфина России от 07.04.2016 N 03-11-11/19849

Вопрос:

Об уменьшении налогов на страховые взносы ИП, применяющего УСН и ПСН и не имеющего наемных работников.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уменьшения налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, индивидуальным предпринимателем, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на суммы страховых взносов и сообщает.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Для данных налогоплательщиков не предусмотрено ограничение по уменьшению сумм налога (авансовых платежей по налогу) на сумму уплаченных ими страховых взносов.

Главой 26.5 "Патентная система налогообложения" Кодекса не предусмотрена возможность уменьшения суммы налога на сумму страховых взносов.

В связи с этим индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников и совмещающий упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на всю сумму уплаченных за себя страховых взносов.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо Минфина России от 23.03.2016 N 03-02-08/16273

Вопрос:

О сроке хранения данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Ответ:

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и в части срока хранения документов, установленного подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщается следующее.

Указанным подпунктом установлена обязанность налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Такой срок хранения документов (информации) корреспондирует периоду, за который может быть проведена выездная налоговая проверка (статья 89 Кодекса).

Документы, образующиеся в деятельности организации, в том числе первичные учетные документы, могут храниться не только на бумажных носителях, но и в виде электронных документов.

Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях утверждены приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526.

Минфин России не уполномочен давать разъяснения по вопросам применения приказа Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения".

Письмо ФНС России от 04.04.2016 N ЕД-3-13/1427@

Вопрос:

О сроке представления уведомления о КИК и документов для применения освобождения от налогообложения прибыли КИК.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса, о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.14 Кодекса уведомление о контролируемых иностранных компаниях (далее - Уведомление) представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 223 Кодекса для доходов в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании датой фактического получения дохода признается последнее число налогового периода по налогу, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с личным законом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).

В соответствии с подпунктом 12 пункта 4 статьи 271 Кодекса датой получения дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, а в случае отсутствия в соответствии с личным законом такой компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности - 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания календарного года, за который определяется ее прибыль.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" положения главы 3.4 Кодекса применяются налогоплательщиками, признаваемыми контролирующими лицами контролируемой иностранной компании, при определении налоговой базы в отношении прибыли иностранных компаний, определяемой начиная с периодов, начинающихся в 2015 году.

Таким образом, в случае если на 31 декабря 2016 года налогоплательщик признается контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, то такой налогоплательщик обязан представить Уведомление в срок до 20 марта 2017 года (срок подачи первого уведомления о контролируемой иностранной компании).

В соответствии с пунктом 9 статьи 25.13-1 Кодекса для применения освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании по основаниям, установленным подпунктами 1, 3 - 8 пункта 1 статьи 25.13-1 Кодекса, налогоплательщик, являющийся контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения.

Документами, подтверждающими соблюдение основания для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании, могут являться:

1) налоговая отчетность контролируемой иностранной компании за соответствующий период;

2) расчет эффективной ставки налогообложения доходов (прибыли) контролируемой иностранной компании и средневзвешенной ставки по налогу на прибыль организаций, определяемых в соответствии со статьей 25.13-1 Кодекса;

3) сертификат налогового резидентства контролируемой иностранной компании за соответствующий период.

Указанные в пункте 9 статьи 25.13-1 Кодекса документы представляются в срок, предусмотренный для предоставления Уведомления в соответствии с пунктом 2 статьи 25.14 Кодекса (т.е. на ежегодной основе), и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения.

Письмо Минфина России от 21.04.2016 N 03-08-РЗ/23009

Вопрос:

О применении разъяснений ФНС России в отношении соглашений об избежании двойного налогообложения.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которыми налоговые органы обязаны руководствоваться.

Также Министерство финансов Российской Федерации является компетентным органом по применению межправительственных соглашений (договоров, конвенций) об избежании двойного налогообложения.

В свою очередь, Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, согласно пункту 5.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.

В целях формирования единой правоприменительной практики и снижения числа налоговых споров, возникающих в связи с различной трактовкой отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Министерство финансов Российской Федерации сообщает, что письма ФНС России от 29.01.2016 N ОА-4-17/1265@, от 16.01.2015 N ОА-3-17/87@ (и другие письма, в которых изложена аналогичная позиция) не подлежат применению в связи с несоответствием законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также несогласованностью с позицией Министерства финансов Российской Федерации.

Письмо ФНС России от 19.04.2016 N ЗН-3-1/1729@

Вопрос:

О применении КБК в отношении доходов в виде госпошлины, уплаченной за госрегистрацию юрлиц и ИП; о решениях, выносимых регистрирующим органом по результатам рассмотрения представленных документов.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы при государственной регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган непосредственно, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).

При этом функции по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей возложены на территориальные налоговые органы.

На МФЦ возложены только функции по приему и передаче в налоговые органы документов для осуществления государственной регистрации.

В этой связи учет поступившей в бюджет государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию, производится по месту совершения юридически значимых действий, за которые уплачена государственная пошлина, а именно по месту нахождения налогового органа.

Приказом Минфина России от 1 июля 2013 года N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" установлено, что перечисление доходов от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия осуществляется по двум КБК:

  • при обращении в налоговые органы - КБК 182 1 08 07010 01 1000 110 "Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия";
  • при обращении в многофункциональные центры - КБК 182 1 08 07010 01 8000 110 "Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия (при обращении через многофункциональные центры)".

Одновременно сообщаем, что из содержания статей 11 и 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ) следует, что по результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации, регистрирующий орган может принять решение либо о государственной регистрации, либо об отказе в государственной регистрации.

При этом решение об отказе в государственной регистрации юридического лица может быть принято регистрирующим органом только в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ.

Оценка законности конкретного решения регистрирующего органа может быть дана Федеральной налоговой службой в результате рассмотрения жалобы заинтересованного лица на соответствующее решение регистрирующего органа, поданной в порядке, установленном главой VIII.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ.

Письмо ФНС России от 13.04.2016 N СД-4-3/6435@ "О заполнении налогового расчета"

В связи с поступающими вопросами Федеральная налоговая служба информирует о порядке формирования Налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее - Налоговый расчет), форма и порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ "Об утверждении формы налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, порядка ее заполнения, а также формата представления налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в электронной форме".

1. Налоговый расчет состоит из:

- Титульного листа;

- Раздела 1 "Сумма налога на прибыль организаций, подлежащая уплате в бюджет по выплатам, произведенным за последний квартал (месяц) отчетного (налогового) периода, по данным налогового агента";

- Раздела 2 "Сумма налога с выплаченных сумм доходов";

- Раздел 3 "Расчет (информация) о выплаченных иностранным организациям доходах и удержанных налогах".

В свою очередь Раздел 3 состоит из подраздела 3.1 "Сведения об иностранной организации - получателе дохода", подраздела 3.2 "Сведения о доходах и расчет суммы налога", подраздела 3.3 "Сведения о лице, имеющем фактическое право на доход".

В соответствии с пунктом 1.1 Порядка заполнения Налогового расчета, он составляется нарастающим итогом.

В Титульном листе по реквизиту "Отчетный (налоговый) период" указывается код отчетного (налогового) периода согласно статье 285 Налогового кодекса Российской Федерации.

Однако при этом Раздел 3 заполняется и включается в состав Налогового расчета в отношении доходов от источников в Российской Федерации, выплаченных иностранным организациям в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода и налогов, уплаченных в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода (пункт 6.1 Порядка заполнения).

Следовательно, в случае, если в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода налоговый агент не производит выплат иностранной организации, подлежащих отражению в Разделе 3, то в Налоговый расчет за соответствующий отчетный (налоговый) период включаются только Раздел 1 и Раздел 2. Включение в Налоговый расчет Раздела 3 в данном случае не требуется.

2. В отношении представления уточненного Налогового расчета в пункте 1.3 Порядка заполнения указывается, что он должен содержать Титульный лист, Раздел 1, Раздел 2, при этом Раздел 3 заполняется в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению или завышению суммы налога на прибыль организаций.

Следовательно, при представлении уточненного Налогового расчета в Разделе 3 отражается информация только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению или завышению суммы налога на прибыль организаций.

В Разделе 1 уточненного Налогового расчета отражаются все суммы налога на прибыль организаций (с учетом их уточнения), подлежащие уплате налоговым агентом в бюджет по всем выплатам иностранным организациям (налогоплательщикам), произведенным налоговым агентом за последний квартал (месяц) отчетного (налогового) периода, в отношении которого заполняется уточненный Налоговый расчет.

В Разделе 2 при представлении уточненного Налогового расчета также отражаются все суммы налога на прибыль организаций с начала налогового периода со всех выплаченных иностранным организациям (налогоплательщикам) сумм доходов с учетом уточненных данных.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Письмо ФНС РФ от 08.04.2016 N ЗН-4-1/6133 «О нарушениях кредитными организациями положений приказа Минфина России»

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями территориальных налоговых органов о нарушении кредитными организациями действующего порядка указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.09.2015 N 148н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н "Об утверждении Правил указания" (далее - приказ N 148н) с 28.03.2016 изменился порядок указания информации, идентифицирующей плательщика и платеж в распоряжениях на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации платежей, администрируемых налоговыми органами.

Изменения коснулись следующей категории налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, глав крестьянского (фермерского) хозяйства и иных физических лиц.

Согласно изменениям, вышеуказанная категория налогоплательщиков, начиная с 28.03.2016 при заполнении распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации обязательно должна указывать значение идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН) в реквизите "ИНН плательщика" или уникальный идентификатор начисления, состоящий из 20 - 25 знаков в реквизите "Код".

При этом, в случае указания в распоряжении о переводе денежных средств плательщиком значения ИНН в реквизите "ИНН плательщика" в реквизите "Код" указывается значение ноль ("0").

Однако в нарушение приказа N 148н кредитные организации при приеме на исполнение распоряжений о переводе денежных средств от налогоплательщиков всех категорий, в том числе и юридических лиц, требуют обязательное заполнение реквизита "ИНН плательщика" и указание уникального идентификатора начисления, не менее 20 знаков, в реквизите "Код".

В связи с этим в территориальные налоговые органы, начиная с 29.03.2016, поступают обращения (жалобы) от налогоплательщиков - юридических лиц, предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, по вопросу необоснованного отказа кредитными организациями в приеме на исполнение распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов.

Необходимо отметить, что сложившаяся в настоящее время ситуация нарушает права налогоплательщиков добровольно и в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налогов.

Кроме того, данная ситуация приводит к несвоевременному поступлению денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, и следовательно, к несвоевременному отражению поступлений, необоснованному начислению пени и образованию задолженности у налогоплательщиков перед бюджетами.

Одновременно сообщаем, что, начиная с 28.03.2016 кредитные организации в чек-ордерах, подтверждающих уплату налогов (сборов), указывают только уникальный идентификатор начисления (копии документов - прилагаются).

Отсутствие в чек-ордере ИНН плательщика приводит к невозможности идентифицировать плательщика при оказании услуг по регистрации налогоплательщиков, а также при выдаче патента для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан. В связи с чем налоговые органы и миграционная служба вынуждены направлять налогоплательщиков в кредитные организации за подтверждением факта оплаты конкретным лицом.

Учитывая вышеизложенное, ФНС России просит поручить провести с кредитными организациями соответствующую разъяснительную работу по недопущению в дальнейшем нарушений положений приказа Минфина России N 148н.

Письмо ФНС России от 04.04.2016 N ЕД-4-15/5702

Вопрос:

О применении вычета по НДС на основании УПД; об использовании УПД при подтверждении права на применение ставки НДС 0% при экспорте товаров.

Ответ:

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ООО о применении вычета по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) на основании универсального передаточного документа (далее - УПД) и о применении УПД как товаросопроводительного документа при подтверждении права на применение ставки НДС в размере 0 процентов при экспорте товаров, сообщает следующее.

1. По вопросу применения вычета по НДС на основании УПД.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно письму ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ начиная с 2013 года любой хозяйствующий субъект, не нарушая законодательство, может объединить информацию ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами с информацией счетов-фактур, выписываемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам. Такое объединение при соблюдении требований Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и главы 21 Кодекса не может лишить хозяйствующего субъекта ни возможности учитывать оформленный факт хозяйственной жизни в целях бухгалтерского учета, ни возможности использовать право на налоговый вычет по НДС и возможности использовать право подтверждения затрат в целях исчисления налога на прибыль организаций (и других налогов).

Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе заявить к вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении им товаров (работ, услуг), на основании УПД в соответствии с установленным порядком при выполнении условий, предусмотренных статьями 171 и 172 Кодекса.

2. По вопросу использования УПД в качестве товаросопроводительного документа для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров на территорию третьих стран, а также на территорию государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).

В соответствии со статьей 165 Кодекса и пунктом 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее - Протокол о порядке взимания косвенных налогов) для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС налогоплательщик представляет в налоговый орган в том числе копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих соответственно вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации или перемещение товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС.

УПД предназначен для подтверждения факта передачи и получения товара (груза). Данный факт хозяйственной жизни прямо указан в строках [10] и [15] рекомендованной ФНС России формы.

При этом УПД не применяется для оформления фактов хозяйственной жизни, для которых законодательством Российской Федерации или международными нормами предусмотрены специальные правила. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 установлены правила перевозки грузов автомобильным транспортом, в том числе порядок оформления перевозок. Правила международных перевозок грузов регламентируются конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 г.). Существуют особенности оформления факта приема к перевозке груза морским, воздушным, железнодорожным и трубопроводным транспортом.

Учитывая изложенное, УПД, составленный продавцом для подтверждения факта изменения финансового состояния продавца и покупателя в результате передачи-приемки товара (груза), не может являться транспортным, товаросопроводительным или иным документом, подтверждающим факт вывоза товаров (груза) за пределы Российской Федерации или факт их перемещения с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена ЕАЭС.

Вместе с тем необходимо учитывать следующее. В соответствии с пунктом 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов налогоплательщик-экспортер для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС при экспорте товаров, кроме транспортного (товаросопроводительного) документа, должен представить в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, заполненное налогоплательщиком-импортером (далее - Заявление), с отметкой налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары.

При проведении мероприятий налогового контроля в целях проставления вышеназванной отметки в Заявлении налоговый орган налогоплательщика-импортера применяет представленные в соответствии с пунктом 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС налогоплательщика-экспортера при отгрузке товаров, и транспортные (товаросопроводительные) документы.

Из пункта 3 Правил заполнения Заявления (Приложение N 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов) следует, что указанная в Заявлении информация о товаре (например, единица измерения товара, стоимость товара и др.) заполняется на основании счета-фактуры или транспортного (товаросопроводительного) документа.

При этом положениями вышеназванного пункта установлено, что указанные показатели Заявления заполняются на основании сведений из иного документа, выставленного (выписанного) продавцом, в случаях, когда выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС налогоплательщика-экспортера.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 3 статьи 169 Кодекса налогоплательщики Российской Федерации обязаны составлять счет-фактуру при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогоплательщики-импортеры, осуществившие приобретение товаров у налогоплательщика-экспортера, зарегистрированного в Российской Федерации, при заполнении Заявления используют счет-фактуру, полученную от российского налогоплательщика.

Положения главы 21 Кодекса и постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" не содержат ограничений на введение в формы счетов-фактур дополнительных реквизитов.

Таким образом, заполнение формы УПД в соответствии с требованиями к счету-фактуре, установленными статьей 169 Кодекса, и с дополнительными реквизитами, удовлетворяющими требованиям Закона N 402-ФЗ, позволяет использовать документ как счет-фактуру, а также как первичный учетный документ о передаче товара ("статус 1").

Учитывая изложенное, УПД со статусом "1" может являться основанием для подтверждения данных, содержащихся в Заявлении.

Информационное сообщение Минфина России от 07.04.2016 N ИС-учет-1 «Об изменении порядка привлечения к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности»

Минфин России подготовил сообщение о вступающих в силу с 10 апреля 2016 года изменениях порядка привлечения к административной ответственности за нарушение требований к бухучету.

Федеральным законом от 30 марта 2016 г. N 77-ФЗ введена новая редакция статьи 15.11 и уточнена статья 4.5 КоАП РФ.

В сообщении приведена следующая, в частности, информация:

  • новые минимальный и максимальный размеры штрафа за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету составляют соответственно 5000 и 10000 рублей (ранее - 2000 и 3000 рублей);
  • введено специальное наказание за повторное совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.11 КоАП, в виде штрафа от 10000 до 20000 рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет;
  • дополнен перечень грубых нарушений порядка ведения бухгалтерского учета;
  • срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения (ранее - 3 месяца).
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2017 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту