О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
Мониторинг законодательстваМониторинг международного законодательстваКонсультации

Изменения законодательства в июле 2018 года

 

Изменения

Краткое изложение изменения

Ссылка на норму законодательства

ККТ: актуализированы форматы фискальных документов

Приведены в соответствие с законодательством о применении ККТ форматы фискальных документов, обязательные к использованию.

Изменения касаются, в частности, реквизитов фискальных документов и описания их значений.

 Приказ ФНС России от 09.04.2018 г. N ММВ-7-20/207@

Порядок использования ККТ претерпел очередные изменения

Оптимизирован порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ).

Так, разрешено не применять ККТ при реализации товаров через механические (не подключенные к электропитанию) торговые автоматы.

На территории военных объектов могут использоваться ККТ без функции передачи онлайн сведений о расчетах в налоговые органы.

При реализации товара через торговый автомат допускается не печатать кассовый чек. Также разрешено применять один кассовый аппарат на несколько торговых автоматов.

От применения ККТ освобождается деятельность организаций, реализующих полномочия субъектов РФ и муниципальных образований по предоставлению за плату права пользования парковками; деятельность государственных и муниципальных библиотек, библиотек академий, НИИ, образовательных организаций при оказании населению платных услуг, связанных с библиотечным делом; торговля молоком и питьевой водой в розлив; торговля газетами и журналами на бумажном носителе вне зависимости от места их реализации.

От выдачи кассовых чеков освобождаются пользователи ККТ при погашении авансов за оказание услуги.
ККТ может не применяться в административных центрах, если они являются единственным населенным пунктом района.

Запрещено получать статус оператора фискальных данных организациям, в числе выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев которых есть иностранные лица.

Федеральный закон от 03.07.2018 г. N 192

Освобождены от НДФЛ доходы, получаемые при реализации (погашении) облигаций внешних облигационных займов в результате изменения курса инвалюты

Доходы, получаемые в результате изменения курса инвалюты при реализации (погашении) облигаций внешних облигационных займов, номинированных в инвалюте, освобождены от НДФЛ.

При этом расходы на приобретение указанных облигаций пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения доходов от реализации (погашения) указанных облигаций.Уточнен порядок определения расходов, если по условиям выпуска облигации приобретались в рублях.

Закон вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДФЛ.

Федеральный закон от 19.07.2018 г. N 200-ФЗ

 

 

 

 

 

 

 

Публичные акционерные общества обязали организовать управление рисками и внутренний контроль

Закон направлен на повышение качества корпоративного управления в акционерных обществах и уровня защиты прав миноритарных инвесторов.

Так, закреплены положения о комитете совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту, организации внутреннего аудита и системы внутреннего контроля и управления рисками в ПАО. Ревизионная комиссия создается в случаях, предусмотренных уставом общества. При этом в ПАО должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль.

Уточнены критерии, исходя из которых размер дивидендов по привилегированным акциям считается определенным уставом общества. Уточнены права акционеров - владельцев привилегированных акций.

Запрещена передача в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества решения вопроса о распределении прибыли (в том числе выплате (объявлении) дивидендов) и убытков общества по результатам отчетного года.

На повышение уровня защиты прав миноритарных инвесторов направлено увеличение срока сообщения о проведении общего собрания акционеров. Также закреплено положение о том, что годовой отчет общества подлежит утверждению советом директоров общества (если этот вопрос отнесен к компетенции совета директоров уставом общества) не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.Кроме того, уточнены положения об определении кворума собрания акционеров по вопросу одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

 

 

 

 

 

 

 

Федеральный закон от 19.07.2018 г. N 209-ФЗ

 

 

 

 

 

 

 

Совместное завещание и наследственный договор: поправки к ГК РФ

В ГК РФ закреплены нормы о совместном завещании и наследственном договоре. В частности, они предусматривают следующее.

Совместное завещание могут составить только супруги. В нем они вправе по своему обоюдному усмотрению определить последствия смерти каждого из них, в т. ч. наступившей одновременно. Можно завещать общее имущество, а равно имущество каждого из супругов любым лицам, любым образом определить доли наследников в указанных наследственных массах, определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из супругов, если такое определение не нарушает прав третьих лиц, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения. При этом наличие совместного завещания не отменяет действия норм об обязательной доле в наследстве и о запрете наследования недостойными наследниками.

Завещание супругов утрачивает свою силу в случаях расторжения брака или признания брака недействительным как до, так и после смерти одного из супругов.
Один из супругов в любое время (в том числе после смерти второго супруга) вправе совершить последующее завещание, а также отменить совместное завещание. Если это происходит при жизни второго супруга, последний уведомляется нотариусом об этом факте.

Кроме того, совместное завещание может быть оспорено по иску любого из супругов при их жизни, а после смерти одного или обоих супругов - по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Запрещено составлять совместное завещание в закрытой форме, в чрезвычайных обстоятельствах или в порядке, приравненном к нотариальному. Оно подлежит обычному нотариальному удостоверению. Предусмотрена обязательная видеофиксация данного нотариального действия, если оба супруга против этого не возражают. Такие же правила относительно формы применяются и для наследственного договора.

Последний может быть заключен наследодателем с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию. Наследственный договор может возлагать на участвующих в нем лиц обязанность совершить какие-либо действия имущественного или неимущественного характера. Изменение или расторжение договора допускается только при жизни его сторон по их соглашению или на основании судебного решения в связи с существенным изменением обстоятельств. Наследодатель вправе в любое время совершить односторонний отказ от наследственного договора путем направления через нотариуса уведомления всем сторонам договора. При этом наследодатель обязан возместить им убытки, которые возникли у них в связи с исполнением наследственного договора к моменту получения уведомления.

 

 

 

 

 

 

 

Федеральный закон от 19.07.2018 г. N 217-ФЗ

Приглашающую сторону оштрафуют, если иностранец не соблюдает заявленную цель приезда в Россию

Физлица, пригласившие в Россию иностранца (апатрида) по частным делам и предоставившие ему жилье, обязаны принять меры по обеспечению его своевременного выезда по истечении определенного срока пребывания в нашей стране. В противном случае с них может быть взыскан штраф в размере от 2 до 4 тыс. руб.

Поправками введены штрафы за то же правонарушение для должностных лиц и организаций (45-50 тыс. руб. и 400-500 тыс. руб. соответственно).

Кроме того, аналогичным образом решено наказывать за непринятие мер по соблюдению приглашенным лицом заявленной цели въезда в Россию.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после даты его официального опубликования.

Федеральный закон от 19.07.2018 г. N 215-ФЗ

Усовершенствован порядок создания на территории России структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций

Закон направлен на совершенствование правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Уточнен перечень оснований для отказа во внесении сведений о структурных подразделениях иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Отказ возможен, если представленные организацией документы и (или) содержащиеся в них сведения противоречат Конституции РФ и российскому законодательству.
Сокращен срок направления руководителем структурного подразделения в уполномоченный орган уведомления об адресе (месте нахождения) филиала или представительства и контактных телефонах. Это позволит более оперативно ставить структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций на учет в налоговых органах.

Установлены требования к содержанию положения о филиале или представительстве иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Кроме того, предусмотрена возможность исключения структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра в связи с принятием иностранной некоммерческой неправительственной организацией решения о его закрытии (прекращении его деятельности) на территории России.

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 260-ФЗ

 

 

 

В валютном законодательстве прописали возможность зачета встречных требований и обязательств между российскими и иностранными операторами связи

Скорректирован Закон о валютном регулировании и контроле.

Решено расширить перечень случаев, когда резиденты могут не зачислять на свои банковские счета инвалюту или рубли. Теперь это возможно при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров об оказании услуг международной электросвязи (включая международный роуминг) между операторами связи - нерезидентом и резидентом.

В частности, это могут быть расчеты с участием специализированных расчетных организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов Международного союза электросвязи.

 

 

 

 

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 248-ФЗ

 

Дополнен перечень валютных операций, разрешенных к совершению между резидентами

 

В Закон о валютном регулировании внесена поправка.

Предусмотрена возможность зачисления резидентами, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе, денежных средств в иностранной валюте на счета, открытые Службе в уполномоченных банках (в валюте, в которой открыты такие счета), либо на счета, заведенные в уполномоченных банках федеральным госорганам, реализующим полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после даты его официального опубликования.

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 247-ФЗ

Резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае введения в отношении него санкций иностранным государством

Усовершенствованы правила валютного контроля.

Во-первых, резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае введения в отношении него санкций иностранным государством. ФНС России будет вести перечень таких резидентов.

Во-вторых, при предоставлении резидентами нерезидентам займов введена обязанность резидентов представлять уполномоченным банкам информацию о сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату займов.

Ряд изменений касается страхования российскими экспортерами дебиторской задолженности иностранных покупателей. В число разрешенных между резидентами валютных операций включены операции по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, а также операции по выплате вознаграждения и иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту).

Резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки, если он обеспечил получение на банковские счета (свои или выгодоприобретателя) в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, полученной по сделке, обеспечивающей исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту). При этом полученная денежная сумма должна быть не ниже установленного значения.

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 246-ФЗ

Исключена избыточная норма КоАП РФ об исключении ответственности за неисполнение обязанности по репатриации валютной выручки

КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение резидентом обязанности по репатриации валютной выручки. При этом было сделано примечание. Ответственность не наступает в случае зачисления на банковские счета резидента страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков.

Одновременно Законом о валютном регулировании предусмотрено, что в соответствующем случае резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки и, соответственно, в его действиях отсутствует состав правонарушения.

Таким образом, указанное примечание является избыточной нормой. Оно признано утратившим силу.

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 238-ФЗ

 

Госпошлину за электронную регистрацию юрлиц и ИП решено отменить

При подаче электронных документов для госрегистрации юрлиц и ИП, изменений в учредительные документы, ликвидации юрлица и прекращения деятельности ИП не надо платить госпошлину.

При личном обращении в регистрирующий орган и оформлении бумажного заявления размер и порядок уплаты госпошлины сохраняются.

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 234 - ФЗ

Имущественные налоги граждан решено объединить единым платежом

Поправки в Налоговый кодекс РФ направлены на совершенствование налогового администрирования и предусматривают, в частности:

- введение единого налогового платежа, перечисляемого физическим лицом в счет предстоящей уплаты транспортного, земельного и налога на имущество. Зачет суммы внесенного платежа в счет уплаты налогов, недоимки и задолженности по ним будет осуществляться налоговым органом самостоятельно;

- возможность уплаты налогов через МФЦ, а также установление ответственности МФЦ, организаций почтовой связи и местных администраций за нарушение сроков внесения принятых денежных средств в кредитные организации для их перечисления в бюджетную систему.

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 232

Налоговики получают доступ к аудиторской тайне

Должностным лицам налоговых органов предоставлено право истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с ней услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) налогоплательщиком (плательщиком сбора, страховых взносов, налоговым агентом). Налоговый орган может истребовать указанные документы, если они не были предоставлены ему самим налогоплательщиком (плательщиком сбора, страховых взносов, налоговым агентом) при проведении в отношении него выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Также налоговики могут истребовать у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документы (информацию) при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. При этом аудиторская организация вправе проинформировать аудируемое лицо о получении требования налогового органа и передаче касающейся его информации, если запрос иностранного компетентного органа не содержит запрета на такое информирование.

Определены основания истребования названных документов (информации). Это решение руководителя (его заместителя) ФНС России. Установлены требования к его содержанию.

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должна представить налоговому органу истребуемые документы (информацию) в течение 10 дней после получения соответствующего требования.

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 231-ФЗ

Ключевая ставка по-прежнему составляет 7,25%

Банк России решил оставить ключевую ставку на прежнем уровне - 7,25%.

Информация Банка России от 27.07.2018 г.

Росстат обновил формы статотчетности, по которым подаются сведения о деятельности предприятий

В соответствии с пп. 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и во исполнение Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказано утвердить новые формы статистической отчетности.

 

Приказ Росстата от 31.07.2018 № 472

 

Судебная практика

КС РФ: право на товарный знак переходит к компании-правопреемнику в момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юрлица

Конституционный Суд РФ постановил, что при реорганизации юрлиц в форме присоединения исключительное право на товарный знак считается перешедшим к правопреемнику с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юрлица.

Однако реализовать данное право в полном объеме можно, только если его состоявшийся переход будет зарегистрирован в установленном порядке.

Вопрос о продлении срока действия исключительного права по заявлению правопреемника рассматривается одновременно с вопросом о госрегистрации перехода права, если таковая отсутствует.

Постановление Конституционного Суда РФ от 03.07.2018 г. N 28-П

Применение УСН и ПСН малым и средним бизнесом: результаты обобщения судебной практики

Утвержден обзор судебной практики по делам, связанным с применением УСН и ПСН субъектами малого и среднего предпринимательства. В нем освещен достаточно широкий круг вопросов.

В частности, следует учитывать, что ведение деятельности через обособленное подразделение, если ему не придан статус филиала, не препятствует применению УСН. В случае, когда филиал создан формально, т. е. без намерения осуществлять через него деятельность, нельзя прекратить применение УСН до окончания календарного года.

При определении права применять УСН по общему правилу учитывается реально полученный налогоплательщиком доход, а не причитающиеся ему суммы (дебиторская задолженность).

Доходы, относящиеся к деятельности, облагаемой по ПСН, но полученные в период применения УСН, формируют налоговую базу по упрощенной системе.

Для впервые зарегистрированных предпринимателей предусмотрена нулевая ставка по УСН и ПСН. Нужно исходить из того, что она распространяется также на граждан, ранее прекративших статус ИП и окончивших предпринимательскую деятельность, но решивших ее возобновить.

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июля 2018 г.)

 

Спор с налоговым органом по вопросу исчисления годичного срока для предъявления НДС к возмещению

Верховный Суд РФ поддержал налогоплательщика в споре с налоговым органом по вопросу исчисления годичного срока для предъявления НДС к возмещению.

 

Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2018 N 308-КГ18-2949 по делу N А32-1748/2017

 

 

КОММЕНТАРИИ:

Приказ ФНС России от 09.04.2018 г. N ММВ-7-20/207@ "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@".

Зарегистрировано в Минюсте России 25 июля 2018 г. Регистрационный N51693

Изменения вносятся в целях приведения Приказа ФНС России, которым утверждены дополнительные реквизиты фискальных документов (ФД) и форматы фискальных документов (ФФД), обязательные к использованию, в соответствие с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники.

В новой редакции излагается перечень реквизитов фискальных документов.

Включена таблица, предусматривающая наименования реквизитов и соответствующие значения, которые они должны иметь при формировании ФД в соответствии с указанным номером версии ФФД.

В новой редакции изложены некоторые таблицы. В частности, таблица 20 дополнена новыми примечаниями, касающимися, в частности, реквизитов "признак способа расчета" (тег 1214); "код страны происхождения товара" (тег 1230); "акциз" (тег 1229).

Включены новые таблицы, в том числе:

- "Значения реквизита "наименование предмета расчета" (тег 1030) и перечень оснований для присвоения соответствующих значений реквизиту, а также формат данных этого реквизита ФД в печатной форме;

- "Формат реквизита "Кассовый чек коррекции (БСО коррекции)", передаваемый покупателю (клиенту) в электронной форме.

 

Федеральный закон от 03.07.2018 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 

В действующую редакцию закона о ККТ внесены масштабные изменения.

Теперь закон называется "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (из наименования, в частности, исключено упоминание расчетов с использованием электронных средств платежа в связи с отсутствием единообразной трактовки данного понятия).

Закон дополнен новыми понятиями: "бенефициарный владелец", "версия модели контрольно-кассовой техники", "выгодоприобретатель".

Скорректированы положения, касающиеся обязанности применения ККТ, а также предусмотрены особенности ее применения при осуществлении отдельных расчетов.

Так, от применения ККТ освобождены кредитные организации.

Без применения ККТ могут осуществляться расчеты, в частности:

- в виде зачета или возврата предварительной оплаты (аванса) ранее внесенной физлицами за услуги в сфере культурно-массовых мероприятий, услуги перевозки пассажиров, багажа и грузов, услуги связи, услуги в электронной форме и иные услуги, определенные Правительством РФ;

- при предоставлении права пользования парковочными местами организациями, реализующими полномочия субъектов РФ (органов местного самоуправления).

Предусмотрено право применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной он-лайн передачи данных в налоговые органы, на территориях военных объектов и объектов некоторых силовых ведомств.

При продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте теперь необходимо будет применять ККТ.

Установлены требования к обязательным реквизитам кассового чека (бланка строгой отчетности), формируемые при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, а также при выплате выигрышей, при получении страховой премии.

Поправки также коснулись порядка включения ККТ в реестр, а также требований к составу сведений, представляемых при регистрации (перерегистрации) ККТ и снятии ее с учета.

До 1 июля 2019 г. можно не применять ККТ и не выдавать бланки строгой отчетности при осуществлении безналичных расчетов с физлицами, не являющимися ИП (кроме операций с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

 

Федеральный закон от 19.07.2018 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в статьи 210 и 214.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" 

В целях создания благоприятных условий для инвестирования в облигации внешних облигационных займов вносятся изменения в порядок определения налоговой базы по НДФЛ при получении физическими лицами доходов при их реализации (погашении).

Теперь предусматривается правило, согласно которому расходы на приобретение указанных облигаций, выраженные в иностранной валюте, должны будут пересчитываться в рубли по курсу Банка России, установленному на дату фактического получения доходов от реализации (погашения) указанных облигаций.

Таким образом, обеспечивается нивелирование изменения курса рубля к иностранным валютам за время от их приобретения до реализации (погашения).

 

Федеральный закон от 19.07.2018 г. N 209-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" 

Федеральным законом, в частности, уточняются и расширяются права и компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества: закрепляется право совета директоров включать в повестку дня общего собрания акционеров вопросы и (или) кандидатов в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества по своему усмотрению, при этом число предложенных кандидатов ограничивается количественным составом соответствующего органа. Совету директоров предоставляется право формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции совета директоров. Уточняется компетенция совета директоров по определению размера оплаты услуг аудитора и рекомендаций по размеру, выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций. Кроме того, устанавливается, что при передаче вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, в компетенцию совета директоров у акционеров не возникает права требовать выкупа принадлежащих им акций. Указывается также, что заседание совета директоров может созываться по требованию должностного лица, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита. Указанному лицу, по его требованию, также может быть предоставлен протокол заседания коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).

Уточняются правила деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества. Устанавливается, что при учреждении, слиянии, разделении, выделении общества, а также при формировании и функционировании органов управления обществом наличие ревизионной комиссии (ревизора) общества является обязательным, если это предусмотрено Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" или уставом непубличного или публичного общества. При этом заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, а также сведения о кандидатах (кандидате) в ревизионную комиссию (ревизоры) общества относятся к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров.

Федеральный закон "Об акционерных обществах" также дополняется статьей, предусматривающей создание системы управления рисками и внутреннего контроля и осуществления внутреннего аудита в публичном обществе, в соответствии с положениями которой совет директоров определяет политику общества в области организации системы управления рисками и внутреннего контроля. Для оценки надежности и эффективности этой системы осуществляется внутренний аудит, функции организации которого могут выполнять назначаемые должностные лица или руководители структурного подразделения либо иные юридические лица, определяемые советом директоров публичного общества.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

 

Федеральный закон от 19.07.2018 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации" 

В совместном завещании супругов они вправе по обоюдному усмотрению определить следующие последствия смерти каждого из них, в том числе наступившей одновременно: завещать общее имущество супругов, а равно имущество каждого из них любым лицам; любым образом определить доли наследников в соответствующей наследственной массе; определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из супругов, если такое определение не нарушает прав третьих лиц; лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения; включить в совместное завещание супругов иные завещательные распоряжения, возможность совершения которых предусмотрена Гражданским кодексом РФ.

При этом условия совместного завещания супругов действуют в части, не противоречащей правилам об обязательной доле в наследстве (в том числе об обязательной доле в наследстве, право на которую появилось после составления совместного завещания супругов), а также о запрете наследования недостойными наследниками. Совместное завещание супругов утрачивает силу в случае расторжения брака или признания брака недействительным как до, так и после смерти одного из супругов.

При удостоверении совместного завещания супругов нотариус обязан осуществлять видеофиксацию процедуры его совершения, если супруги не заявили возражение против этого.

Совместное завещание супругов может быть оспорено по иску любого из супругов при их жизни. После смерти одного из супругов, а также после смерти пережившего супруга совместное завещание супругов может быть оспорено по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.

Наследодатель вправе заключить с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию, договор, условия которого определяют круг наследников и порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к пережившим наследодателя сторонам договора или к пережившим третьим лицам, которые могут призываться к наследованию (наследственный договор).

Наследственный договор может также содержать условие о душеприказчике и возлагать на участвующих в наследственном договоре лиц, которые могут призываться к наследованию, обязанность совершить какие-либо не противоречащие закону действия имущественного или неимущественного характера, в том числе исполнить завещательные отказы или завещательные возложения.

Наследственный договор должен быть подписан каждой из сторон наследственного договора и подлежит нотариальному удостоверению. При удостоверении наследственного договора нотариус обязан осуществлять видеофиксацию процедуры его заключения, если стороны не заявили возражение против этого.

Наследодатель вправе совершить в любое время односторонний отказ от наследственного договора путем уведомления всех сторон наследственного договора о таком отказе. При этом он обязан возместить другим сторонам наследственного договора убытки, которые возникли у них в связи с его исполнением к моменту получения копии уведомления об отказе наследодателя от наследственного договора. Другие стороны наследственного договора вправе совершить односторонний отказ от наследственного договора в порядке, предусмотренном законом или наследственным договором.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2019 г.

 

Федеральный закон от 19.07.2018 г. N 215-ФЗ "О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" 

Определено, что непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению:

- соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной ими цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, либо

- своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока их пребывания в Российской Федерации,

- может повлечь за собой наложение штрафа: на граждан - в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части совершенствования правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций" 

Установлено, в частности, что в положении о филиале или представительстве иностранной некоммерческой неправительственной организации должны быть определены:

- наименование, содержащее, в том числе, страну регистрации иностранной неправительственной НКО, принявшей решение об их создании, а также указание на территориальную сферу деятельности филиала или представительства;

- цели, задачи и виды деятельности филиала или представительства;

- порядок управления их деятельностью;

- источники формирования их имущества;

- порядок внесения изменений в положение о филиале или представительстве.

Расширен также перечень документов и сведений, на основании которых иностранной неправительственной НКО может быть отказано во внесении в соответствующий государственный реестр сведений о филиале или представительстве, в случае если такие документы и сведения противоречат Конституции и законодательству РФ.

 

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 248-ФЗ "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" 

В перечень добавляется проведение зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров об оказании услуг международной электросвязи, включая услуги международного роуминга, между нерезидентом и резидентом, являющимися операторами международной электросвязи, в том числе если расчеты между ними осуществляются с участием специализированных расчетных организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов Международного союза электросвязи.

 

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 247-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" 

Закон позволяет резидентам со счетов в уполномоченных банках, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе, при необходимости осуществлять перевод иностранной валюты на счета Федерального казначейства в уполномоченных банках (в валюте, в которой открыты такие счета), а также на открытые в уполномоченных банках счета федеральных органов государственной власти, осуществляющих полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

 

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" 

Настоящим Федеральным законом устанавливается возможность признания резидента исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки при обеспечении получения на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем, иностранной валюты или валюты РФ по сделке, обеспечивающей исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту) и предусмотренной установленным Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития" порядком осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что полученная денежная сумма равна установленному таким порядком значению или превышает его, в порядке и сроки, которые предусмотрены соответствующей сделкой.

Предусматривается, что резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае, если в отношении резидента иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза введены меры ограничительного характера и такой резидент включен в перечень резидентов, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, согласованный с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и размещенный на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Включение резидента в указанный перечень осуществляется на основании его письменного заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и содержащего указание на нормативный правовой акт соответственно иностранного государства, государственного объединения и (или) союза и (или) государственного (межгосударственного) учреждения иностранного государства или государственного объединения и (или) союза о введении в отношении такого резидента мер ограничительного характера.

Также в перечень валютных операций, разрешенных между резидентами, включены, в числе прочего, операции по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, операции по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту), предусмотренных установленным Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития" порядком осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков.

 

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 238-ФЗ "О признании утратившим силу примечания 4 к статье 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" 

Действующей редакцией части 4 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение резидентом обязанности при осуществлении внешнеторговой деятельности по получению в установленные внешнеторговыми договорами (контрактами) сроки от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ за переданные им товары.

Вместе с тем, в силу положений Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае зачисления на его банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О банке развития" порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков. Аналогичное положение об освобождении резидента от административной ответственности содержится и в примечании 4 к статье 15.25 КоАП РФ.

Соответственно, административная ответственность, установленная частью 4 статьи 15.25 Кодекса, не применяется к лицам, обеспечившим получение на свои банковские счета страховой выплаты, а примечание 4 к указанной статье является избыточным.

 

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 234 - ФЗ "О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Госпошлину за электронную регистрацию юрлиц и ИП решено отменить.

При подаче электронных документов для госрегистрации юрлиц и ИП, изменений в учредительные документы, ликвидации юрлица и прекращения деятельности ИП не надо платить госпошлину.

При личном обращении в регистрирующий орган и оформлении бумажного заявления размер и порядок уплаты госпошлины сохраняются.

Закон вступает в силу с 1 января 2019 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования" 

Физлица могут уплачивать налоги через МФЦ, в которых по решению региональных властей организована возможность принимать средства в счет уплаты.

Введен институт единого налогового платежа физлица для уплаты транспортного, земельного налога и (или) налога на имущество. Средства в бюджет перечисляются физлицом добровольно на соответствующий счет Федерального казначейства. Платежи засчитываются налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей по указанным налогам либо в счет уплаты задолженности по ним. Закреплены правила такого зачета. Гражданину предоставлено право на возврат единого платежа, если решение о зачете не было принято.

Обеспечена возможность уточнять платежи. Инспекции могут делать это самостоятельно.
Введена ответственность местных администраций, организаций федеральной почтовой связи, МФЦ за нарушение срока перечисления в бюджет платежей, предусмотренных НК РФ.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.

 

Федеральный закон от 29.07.2018 г. N 231-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Согласно новой статье 93.2 НК РФ налоговые органы будут вправе истребовать у аудиторской организации документы (информацию), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в следующих случаях:

- если документы (информация) были истребованы у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и не были им представлены в налоговый орган;

- при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Законом устанавливаются требования к решению должностного лица об истребовании документов.

В первом случае в решении должно содержаться, в частности, указание на документ о направлении налогоплательщику требования о предоставлении документов (информации), а также сведения о факте непредставления документов в установленный срок проверяемым налогоплательщиком.

Во втором случае, в решении должны быть указаны, в том числе, реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории).

Истребуемые документы (информация) должны быть представлены аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 г., но не ранее чем через 1 месяц со дня его официального опубликования.

 

Информация Банка России от 27.07.2018 г. "Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,25% годовых" 

Ожидается, что в конце 2018 г. инфляция составит 3,5-4%, а в 2019 г. она временно превысит 4% из-за увеличения НДС. Годовые темпы роста потребительских цен вернутся к 4% в начале 2020 г.
Приведена аналитическая информация по денежно-кредитным вопросам, экономической активности и инфляционным рискам.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 14 сентября 2018 г.

 

Приказ Росстата от 31.07.2018 № 472 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения деятельностью предприятий»

В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и во исполнение Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и ввести их в действие:

месячные с отчета за январь 2019 года:

N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" (приложение N 1);

Приложение N 2 к форме N П-1 "Сведения о производстве военной (оборонной) продукции" (приложение N 2);

N ПМ-пром "Сведения о производстве продукции малым предприятием" (приложение N 3);

N 1-ИП (мес) "Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем" (приложение N 4);

квартальную с отчета за январь - март 2019 года:

N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (приложение N 5).

2. Установить предоставление данных по указанным в пункте 1 настоящего приказа формам федерального статистического наблюдения по адресам и в сроки, установленные в формах.

3. С введением указанного в пункте 1 настоящего приказа статистического инструментария признать утратившими силу:

Приложение N 17 "Форма федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг"; Приложение N 18 "Форма федерального статистического наблюдения Приложение N 2 к форме N П-1 "Сведения о производстве военной (оборонной) продукции"; Приложение N 19 "Форма федерального статистического наблюдения N ПМ-пром "Сведения о производстве продукции малым предприятием"; Приложение N 20 "Форма федерального статистического наблюдения N 1-ИП (мес) "Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем"; Приложение N 21 "Форма федерального статистического наблюдения N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденные приказом Росстата от 21 августа 2017 г. N 541 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий".

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 03.07.2018 г. N 28-П "По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 1232 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Суда по интеллектуальным правам" 

Конституционный Суд РФ признал пункт 6 статьи 1232 ГК РФ не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение предполагает, что:

- при реорганизации юридических лиц в форме присоединения юридического лица к другому юридическому лицу исключительное право на товарный знак считается перешедшим к последнему с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, притом что реализация правомочий, составляющих содержание данного права, в полном объеме возможна только при условии государственной регистрации состоявшегося перехода права в установленном порядке;

- при решении вопроса о продлении срока действия исключительного права на товарный знак по заявлению юридического лица, к которому исключительное право на этот товарный знак перешло в результате реорганизации в форме присоединения к нему другого юридического лица, при отсутствии государственной регистрации его перехода обеспечивается рассмотрение данного вопроса одновременно с вопросом о государственной регистрации перехода исключительного права на товарный знак.

Конституционный Суд РФ отметил, в частности, следующее.

Отсутствие государственной регистрации перехода исключительного права на товарный знак к юридическому лицу - правопреемнику, притом что это право входит в общий имущественный массив, объективно затрудняет, с учетом предписания пункта 2 статьи 1232 ГК РФ, распоряжение перешедшим к нему исключительным правом на товарный знак, хотя и не препятствует размещению товарного знака на производимых этим юридическим лицом или лицами, которым данное право было предоставлено ранее его правопредшественником, товарах.

Гражданско-правовое регулирование, допуская осуществление гражданами и юридическими лицами своих прав своей волей и в своем интересе, предусматривает и различные юридические механизмы, способствующие скорейшему осуществлению действий, направленных на достижение публичности и достоверности принадлежности исключительного права на товарный знак новому правообладателю. Соответственно, требование зарегистрировать переход данного права в качестве условия совершения уполномоченным органом по обращению правообладателя относящихся к его компетенции юридически значимых действий представляется оправданным.

Из пункта 6 статьи 1232 ГК РФ в системном единстве с пунктом 4 статьи 57 и пунктом 2 статьи 58 ГК РФ следует, что при реорганизации юридических лиц в форме присоединения юридического лица к другому юридическому лицу исключительное право на товарный знак переходит к правопреемнику и подлежит защите с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, притом что реализация правомочий, составляющих содержание данного права в полном объеме, возможна только при условии государственной регистрации его состоявшегося перехода. При этом не является препятствием для государственной регистрации перехода исключительного права на товарный знак то обстоятельство, что присоединяемое в процессе реорганизации юридическое лицо ранее переход к нему данного права не зарегистрировало. Если же лицо, к которому переходит исключительное право на товарный знак, не обратилось за государственной регистрацией перехода данного права после завершения реорганизации, то риск возможных неблагоприятных последствий для взаимоотношений с третьими лицами лежит на нем как на правообладателе.

Согласно статье 1491 ГК РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака; срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права; по ходатайству правообладателя ему может быть предоставлено шесть месяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак для подачи указанного заявления.

Практика применения Роспатентом названных законоположений в их взаимосвязи с пунктом 6 статьи 1232 ГК РФ исходит из того, что действующее правовое регулирование не предусматривает одновременного рассмотрения Роспатентом вопросов о государственной регистрации перехода исключительного права на товарный знак и о продлении срока действия данного права, поскольку для обращения с заявлением о продлении срока действия исключительного права на товарный знак правообладатель должен предварительно зарегистрировать переход к нему данного права в Государственном реестре товарных знаков. Такая практика находит основание в Административном регламенте предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по продлению срока действия исключительного права на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года N 705), предусматривающем, в частности, что в заявлении о продлении срока действия исключительного права на товарный знак его правообладатель указывается в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном реестре товарных знаков (пункт 17).

В результате даже при наличии в Государственном реестре товарных знаков данных о принадлежности исключительного права на товарный знак юридическому лицу, прекратившему свое существование в результате присоединения к другому юридическому лицу, а в едином государственном реестре юридических лиц - данных, на основании которых можно определить юридическое лицо, являющееся его универсальным правопреемником, такое юридическое лицо должно сначала произвести государственную регистрацию перехода к нему исключительного права на товарный знак и только после этого обращаться в Роспатент за продлением срока действия данного права.

При таком подходе к организации деятельности по предоставлению соответствующей государственной услуги уполномоченным органом, который при этом может исходить из соображений удобства, существенно увеличивается время, необходимое юридическим лицам, к которым исключительное право на товарный знак перешло вследствие присоединения к ним других юридических лиц, для продления срока действия данного права, что в ряде случаев может быть сопряжено с риском его утраты правообладателем. Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Соответственно, пункт 6 статьи 1232 ГК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает - применительно к случаям перехода исключительного права на товарный знак при реорганизации юридических лиц в форме присоединения юридического лица к другому юридическому лицу - рассмотрение федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатентом) вопроса о государственной регистрации перехода исключительного права на товарный знак одновременно с вопросом о продлении срока действия данного права по обращению обладателя исключительного права на товарный знак, что не отменяет уплату пошлины, если она предусмотрена законом, за каждое из совершаемых уполномоченным органом юридически значимых действий.

Это не препятствует внесению в правовое регулирование изменений, направленных на установление надлежащих гарантий рассмотрения Роспатентом вопроса о государственной регистрации перехода исключительного права на товарный знак в порядке универсального правопреемства, при котором отсутствует неопределенность в вопросе о том, кто является правопреемником, одновременно с вопросом о продлении срока действия данного права, а также, при необходимости, - о совершении по обращению такого правопреемника как обладателя исключительного права на товарный знак непосредственно связанных с этим иных юридически значимых действий.

 

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июля 2018 г.) 

По результатам рассмотрения материалов судебной практики Президиум Верховного Суда РФ рекомендовал судам обращать внимание, в частности, на следующее:

- налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом предпринимательства о применении УСН, если ранее им фактически признана обоснованность ее применения (общество применяло УСН в течение первого налогового периода своей деятельности без возражений со стороны налогового органа);

- организация, созданная в результате преобразования юридического лица, применявшего УСН, и продолжившая использовать данный налоговый режим, не может быть переведена на общую систему налогообложения вопреки ее волеизъявлению;

- создание филиала без намерения осуществлять деятельность через это обособленное подразделение не может служить основанием для прекращения применения специального налогового режима до истечения календарного года;

- факт взаимозависимости налогоплательщика и его контрагентов не является основанием для консолидации их доходов и для вывода об утрате права на применение УСН;

- в целях определения права на применение УСН, по общему правилу, учитывается реально полученный доход, а не причитающиеся ему суммы (дебиторская задолженность);

- суммы субсидии, предоставленной субъекту малого и среднего предпринимательства для приобретения (создания) объектов недвижимости, не включаются в состав облагаемых доходов, если соответствующие затраты понесены в течение не более чем двух налоговых периодов после их получения;

- ставка налога 0 процентов, предусмотренная для впервые зарегистрированных ИП, распространяется в том числе на граждан, ранее прекративших статус индивидуального предпринимателя и окончивших ведение предпринимательской деятельности, но решивших (ее) возобновить.

 

Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2018 N 308-КГ18-2949 по делу N А32-1748/2017

Из материалов дела следует, что налогоплательщик на основании договоров подряда, заключенных в 2010 - 2012 годах, обязался выполнить работы по созданию систем автоматизации и связи.

При получении авансовых платежей налогоплательщик исчислил и уплатил в бюджет соответствующие суммы НДС.

В 2014 году заказчик работ направил налогоплательщику уведомления о зачете в одностороннем порядке своих требований о возврате сумм неотработанных авансов в счет встречных однородных требований. В августе 2015 года сторонами договоры подряда были расторгнуты.

В уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2015 года налогоплательщик заявил к вычету НДС с сумм неотработанных авансов.

Основанием для отказа в возмещении НДС послужил вывод налогового органа о нарушении налогоплательщиком годичного срока вычета, установленного пунктом 4 статьи 172 НК РФ, который, с точки зрения инспекции, подлежит исчислению с момента получения налогоплательщиком уведомлений о зачете сумм авансовых платежей в 2014 году.

Суды трех инстанций, соглашаясь с позицией инспекции, исходили из того, что НК РФ связывает начало исчисления срока вычета налога с моментом прекращения обязательства по возврату неотработанных авансовых платежей.

Верховный Суд РФ отменяя принятые решения указал, что судами не учтено следующее.

Согласно пункту 4 статьи 172 НК РФ вычеты производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

Исходя из пункта 1 статьи 54 НК РФ, финансово-хозяйственные операции учитываются в целях налогообложения при условии их документального подтверждения, т.е. при отсутствии неопределенности.

Согласно материалам дела налогоплательщик не был согласен с направленными ему в одностороннем порядке уведомлениями о зачете авансовых платежей, оспаривал в суде наличие оснований для таких действий заказчика.

Исчисление срока на принятие к вычету сумм НДС с момента получения уведомлений в такой ситуации не соответствовало бы действительной позиции налогоплательщика как участника гражданского оборота, не признававшего возврат авансовых платежей в качестве факта своей хозяйственной деятельности ввиду наличия об этом неурегулированных разногласий с контрагентом.

Определенность в отношениях между сторонами наступила с принятием судебных актов по исковым требованиям налогоплательщика к заказчику.

Следовательно, налогоплательщик был вправе исходить из возникновения у него оснований для принятия к вычету НДС с момента принятия таких судебных актов (в 2015 году), а не с момента получения уведомлений от заказчика (в 2014 году).

В такой ситуации годичный срок для предъявления НДС к возмещению с полученных авансов налогоплательщиком не был пропущен. Это означает, что решение налоговой инспекции об отказе в возмещении НДС не правомерно.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2019 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту
Использование Сайта, в том числе использование формы обратной связи, означает согласие с Политикой конфиденциальности.