О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
Мониторинг законодательстваМониторинг международного законодательстваКонсультации

Изменения законодательства в декабре 2017 года

Изменения

Краткое изложение изменения

Ссылка на норму законодательства

Ведение личного кабинета налогоплательщика: восстановить утраченный пароль можно не выходя из дома?

Граждане могут взаимодействовать с налоговой инспекцией в т. ч. через личный кабинет, размещенный на сайте ФНС России. Определен новый порядок его ведения.В личном кабинете теперь отражается в т. ч. информация о суммах страховых взносов, исчисленных к уплате; о доходах физлица, выплаченных налоговым агентом, от операций с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами; о подтверждении статуса налогового резидента. Уточнена процедура доступа к личному кабинету. Пересмотрены правила передачи в налоговые органы документов (информации) с помощью данного ресурса.

Приведены новые формы документов, необходимых для доступа к личному кабинету и для его использования.
Предусмотрена возможность восстановления пароля налогоплательщиком самостоятельно посредством электронной почты. Закрепляются положения о бесплатном формировании усиленной неквалифицированной электронной подписи и о выборе способов ее хранения. Прежний порядок признан утратившим силу.

Приказ ФНС России от 22.08.2017 г. N ММВ-7-17/617@

Заполняем 3-НДФЛ с учетом изменений

Поправки связаны с необходимостью учета изменений, внесенных в главу 23 "НДФЛ" НК РФ, предусматривающие:

- введение социального налогового вычета в сумме, уплаченной за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации;

- предоставление инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;

- установление особенностей налогообложения доходов физических лиц, полученных в результате продажи недвижимого имущества.

Приказ ФНС России от 25.10.2017 г. N ММВ-7-11/822@

Реестр операций, подтверждающий место оказания иностранными организациями услуг физлицам в электронном виде: форма, порядок заполнения

Документами, подтверждающими место оказания физлицам, не являющимся ИП, таких услуг, являются реестры операций. Реестр операций с указанием информации о выполнении условий, предусмотренных абзацами четырнадцатым - семнадцатым пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, а также стоимости услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, представляется иностранной организацией, оказывающей физическим лицам услуги в электронной форме, а также иностранной организацией, признаваемой налоговым агентом, которая осуществляет расчеты непосредственно с физическими лицами.

Приказом утверждены также требования к заполнению реестра и направлению его в налоговые органы через личный кабинет налогоплательщика или, если личный кабинет налогоплательщика не может использоваться иностранной организацией, по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Приказ ФНС России от 29.08.2017 г. N ММВ-7-15/693@

Дополнены коды видов доходов и вычетов, используемые для заполнения формы 2-НДФЛ

В целях корректного заполнения налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц перечни кодов дополнены новыми позициями, в том числе:

  • 2013 "Сумма компенсации за неиспользованный отпуск";
  • 3023 "Сумма дохода в виде процента (купона), получаемого налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года";
  • 619 "Вычет в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете".

Приказ ФНС России от 24.10.2017 г. N ММВ-7-11/820@

Переход на прямые выплаты соцпособий из ФСС РФ: новые формы документов

Утверждены новые формы документов, применяемых для выплат больничных и материнских пособий, а также иных выплат и расходов (например, расходов страхователей на выплату соцпособия на погребение) в регионах, участвующих в пилотном проекте по переходу на перечисление указанных соцвыплат застрахованным лицам напрямую из ФСС РФ.

Это формы заявления о выплате (перерасчете) пособия (оплате отпуска); описи заявлений и документов, необходимых для назначения и выплаты застрахованным лицам соответствующих видов пособий; решения об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности; справки-расчета о размере оплаты отпуска и др.Учтено, что проект продлен до конца 2019 г. Напомним, что на данный момент в нем участвуют уже 59 регионов. Приказ об утверждении прежних форм признан утратившим силу.

Приказ ФСС России от 24.11.2017 г. N 578

Ключевая ставка вновь снижена

Банк России принял решение о снижении с 18 декабря 2017 г. ключевой ставки до 7,75% годовых.

Информация Банка России от 15.12.2017 г.

Вступил в силу закон, дающий право на реабилитацию банковским клиентам из "черного списка"

Федеральным законом от 29.12.2017 N 470-ФЗ внесены поправки в отдельные законодательные акты РФ, среди прочего, в отношении клиентов банков, попавших в "черный" список из-за подозрений банковских работников в нарушении требований антиотмывочного закона (в него, в частности, и вносены изменения).

Финансовые организации вправе отказать в проведении операции (кроме зачисления денег), если не представлены необходимые (согласно требованиям антиотмывочного закона) документы, а также если операция вызывает подозрения в направленности на отмывание денег или финансирование терроризма. По этой же причине банк может отказать в заключение договора банковского счета или расторгнуть такой договор. При этом банки и другие организации финансовой сферы обязаны документально фиксировать такие меры и сообщать о них в ЦБ или Росфинмониторинг.

Принятый закон к этому добавляет, что при устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или о расторжении договора банковского счета, о чем было сообщено в уполномоченный орган, туда же должно последовать уведомление об устранении названных оснований.

Клиент, в отношении которого банк принял карательные меры, теперь вправе получить информацию о причинах принятого решения и представить документы или сведения, доказывающие отсутствие оснований для таких мер. Банк (или другая финансовая организация) рассмотрит полученные сведения и сообщит клиенту о принятом решении в течение 10 рабочих дней. Если финансисты отказались "обелить" клиента, он может обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ. Банк должен будет дать комиссии мотивированное обоснование своих действий.

В то же время, оговорено, что отказ в открытии банковского счета (вклада) или его закрытие из-за подозрений в отмывании не являются основаниями для возникновения гражданско-правовой ответственности кредитной организации.

Федеральный закон от 29.12.2017 N 470-ФЗ 

Внеплановые проверки без предупреждения за неоформленный труд: закон подписан

Нарушение порядка оформления трудовых отношений между работником и работодателем будет являться основанием для проведения в отношении работодателя внеплановой проверки.

Установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки будет являться, в числе прочего, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Федеральный закон от 31.12.2017 N 502-ФЗ

Судебная практика

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил правила привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности при банкротстве

Пленум Верховного Суда РФ дал подробные разъяснения по вопросам привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности при банкротстве.В первую очередь обращается внимание на то, в каких случаях лицо признается контролирующим.

Так, номинальный руководитель, формально входящий в состав органов юрлица, но фактически ничего не решавший, не утрачивает статус контролирующего лица. В этом случае по общему правилу номинальный и фактический руководители несут субсидиарную ответственность. Вместе с тем при определенных условиях размер субсидиарной ответственности первого из них может быть уменьшен.

Часть разъяснений касается субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве, а также за невозможность полного погашения требований кредиторов. Подчеркивается, что руководитель обязан подать такое заявление независимо от того, есть ли средства для финансирования процедур банкротства.Указано, кто вправе обратиться с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности. Раскрыты процессуальные особенности рассмотрения таких заявлений.  Разъясняются и некоторые другие вопросы (тождественность исков (заявлений) о привлечении к субсидиарной ответственности, исковая давность, стимулирующее вознаграждение арбитражного управляющего, особенности привлечения к ответственности по корпоративным основаниям при банкротстве).

Постановление Пленума Верховного Суда России от 21.12.2017 г. N 53

Судам даны разъяснения по применению норм гражданского законодательства об уступке права требования и переводе долга в обязательствах

Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по применению положений ГК РФ о перемене лиц в обязательстве на основании сделки.В частности, отмечается, что отсутствие в возмездном договоре условия о цене передаваемого требования само по себе не дает оснований для признания его недействительным или незаключенным. Несоблюдение требования о госрегистрации и формы уступки не влечет негативных последствий для должника, предоставившего исполнение цессионарию на основании надлежащего уведомления об уступке. Первоначальный кредитор не может уступить новому кредитору больше прав, чем имеет сам.

Вместе с тем на основании закона новый кредитор в силу его особого правового положения может обладать дополнительными правами, которых не было у первоначального кредитора. Например, правами, предусмотренными Законом о защите прав потребителей.Затронуты в т. ч. такие вопросы, как допустимость уступки требования, уведомление должника об уступке, его возражения против требования цессионария, перевод долга, передача договора.

Постановление Пленума Верховного Суда России от 21.12.2017 г. N 54

Компенсация расходов на оплату жилья для работника не облагается взносами считает ВС РФ

Суды посчитали, что выплаты не обладают признаками зарплаты, а представляют собой возмещение расходов, понесенных в связи с выполнением трудовых функций вне места постоянной работы, и не зависят от квалификации работника, поэтому не подлежат обложению страховыми взносами. При этом в деле интересно то, каким образом были документально оформлены выплаты.

Определение ВС РФ от 06.12.2017 N 304-КГ17-18637

 

КОММЕНТАРИИ:

Приказ ФНС России от 22.08.2017 г. N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика"

Зарегистрировано в Минюсте России 15 декабря 2017 г. N49257

В частности, там будут размещаться сведения:

- о суммах страховых взносов, исчисленных к уплате физическим лицом;

- о суммах сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, уплаченных физическим лицом;

- о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом, от операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов;

- используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, размещение которых осуществляется налоговым органом в личном кабинете налогоплательщика;

- содержащиеся в согласии налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными;

- подтверждающие статус налогового резидента РФ.

Кроме того, в перечень сведений, передаваемых налогоплательщиком в налоговые органы через личный кабинет, включены:

- согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными;

- заявление о предоставлении документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ;

- уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@, которым был утвержден ранее действующий порядок ведения личного кабинета налогоплательщика.

 

Приказ ФНС России от 25.10.2017 г. N ММВ-7-11/822@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@"

Зарегистрировано в Минюсте России 15 декабря 2017 г. N49266

Скорректирована форма 3-НДФЛ.

В частности, в новой редакции изложены титульный лист, лист Д1 (расчет имущественных вычетов по расходам на новое строительство либо приобретение недвижимости), лист Е1 (расчет стандартных и социальных вычетов), лист З (расчет налогооблагаемого дохода от операций с ценными бумагами и ПФИ), лист И (расчет налогооблагаемого дохода от участия в инвестиционных товариществах).

Так, на титульном листе вместо адреса налогоплательщика теперь указывается номер телефона. На листе Д1 вместо адреса объекта отражаются его кадастровый номер и сведения о местонахождении.

Введено приложение к форме декларации, в котором отражается расчет дохода от продажи каждого объекта недвижимости, приобретенного в собственность после 01.01.2016. Оно необходимо для реализации следующих норм НК РФ. Если доходы от продажи меньше кадастровой стоимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7, в целях НДФЛ доходы принимаются равными кадастровой стоимости.Актуализированы порядок заполнения декларации и ее электронный формат.
Приказ вступает в силу с представления декларации за 2017 г., но не ранее чем через 2 месяца после опубликования.

 

Приказ ФНС России от 29.08.2017 г. N ММВ-7-15/693@ "Об утверждении формы и порядка заполнения реестра, предусмотренного пунктом 5 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации, а также формата представления и порядка направления реестра в электронной форме"

Зарегистрирован в Минюсте России 19 декабря 2017 г. N49307

Были определены особенности исчисления и уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронном виде, в т. ч. через Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий.Документами, подтверждающими место оказания физлицам, не являющимся ИП, таких услуг, являются реестры операций. В них указывается информация о выполнении условий НК РФ, на основании которых местом осуществления деятельности покупателя признается территория России. Приводится стоимость указанных услуг. Разработана форма такого реестра. Определены порядок его заполнения, а также формат и порядок предоставления.

Реестр направляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговый орган, через личный кабинет налогоплательщика. Если последний не может использоваться, то реестр предоставляется по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Приказ ФНС России от 24.10.2017 г. N ММВ-7-11/820@"О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов" 

Зарегистрировано в Минюсте России 21 декабря 2017 г. N49351

Дополнены перечни кодов видов доходов и вычетов, используемых налоговыми агентами для отражения сведений о доходах физлиц (в том числе для заполнения формы 2-НДФЛ).
Коды видов доходов дополнены 5 новыми кодами. Это, в частности, коды для отражения сумм компенсации за неиспользованный отпуск, списанного безнадежного долга, судебных штрафов за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.

Коды видов вычетов дополнены кодом для отражения вычета в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете:

  • 2013 - компенсация за неиспользованный отпуск;
  • 2014 - облагаемая НДФЛ часть выходного пособия и иных выплат при увольнении;
  • 2301 - штраф и неустойка по Закону о защите прав потребителей;
  • 2611 - списанный с баланса безнадежный долг;
  • 3023 - процент или купон по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года.

 

Приказ ФСС России от 24.11.2017 г. N 578 "Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2012-2019 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 15 декабря 2017 г. N49265

Приказом утверждены новые формы:

- заявления о выплате (перерасчете) пособия (оплате отпуска);

- описи заявлений и документов, необходимых для назначения и выплаты застрахованным лицам соответствующих видов пособий;

- заявления о возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности;

- извещения о предоставлении недостающих документов или сведений;

- решения об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности;

- заявления о возмещении расходов на выплату социального пособия на погребение;

- заявления о возмещении расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами;

- заявления о возмещении стоимости гарантированного перечня услуг по погребению;

- решения об отказе в рассмотрении документов (сведений);

- справки-расчета о размере оплаты отпуска.

Утратившим силу признается Приказ ФСС России от 17.09.2012 N 335 "Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации".

 

Информация Банка России от 15.12.2017 г. "Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 50 б.п., до 7,75% годовых"

Банк России принял решение о снижении с 18 декабря 2017 г. ключевой ставки на 50 б. п., с 8,25% до 7,75% годовых.

Это решение обусловлено следующим. Инфляция находится на уровне 2,5%. Продление соглашения об ограничении добычи нефти снижает проинфляционные риски на горизонте до года.
Банк России допускает возможность некоторого снижения ключевой ставки в I полугодии 2018 г.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 9 февраля 2018 г.

 

Федеральный закон от 29.12.2017 N 470-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Клиентам финансовых организаций предоставлены дополнительные гарантии их прав при принятии мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Поправками, в том числе:

  • обеспечена возможность восстановления прав клиентов финансовых организаций, которым было отказано в обслуживании по основаниям, связанным с наличием риска легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, если соответствующие основания устранены;
  • в случае получения от финансовой организации сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), клиенту предоставлена возможность обратиться с заявлением в межведомственную комиссию, созданную при Банке России, предоставив соответствующие подтверждающие документы (требования к заявлению, состав межведомственной комиссии, порядок и сроки рассмотрения заявления и документов или сведений, представленных заявителем, и порядок принятия решения по результатам такого рассмотрения устанавливаются Банком России по согласованию с Росфинмониторингом);
  • предусмотрено, что после получения финансовой организацией решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), такая финансовая организация в случае обращения заявителя не вправе отказать ему в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада);
  • установлено, что запрет информирования клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не распространяется в отношении информации о расторжении договора банковского счета (вклада);
  • кредитные организации освобождены от гражданско-правовой ответственности за отказ от заключения договора банковского вклада (счета) и его расторжение по отдельным основаниям, в частности, при наличии подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • внесены корректировки в отдельные федеральные законы в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банке развития" и расширения сферы деятельности Внешэкономбанка.

 

Федеральный закон от 31.12.2017 N 502-ФЗ "О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации"

Федеральный закон от 31.12.2017 N 502-ФЗ вносит изменения в статью 360 Трудового кодекса. Закон был опубликован 31 декабря и вступит в силу 11 января.

Согласно четвертому абзацу части 7 статьи 360 "Порядок организации и проведения проверок работодателей" основанием для проведения внеплановой проверки (среди прочего) сейчас является поступление в инспекцию труда сведений о фактах нарушений, повлекших угрозу причинения вреда жизни и здоровью работников.

Часть 7 дополняется новым абзацем – основанием для проверки будет также поступление информации о неоформлении трудовых отношений или о заключении с работниками гражданско-правовых договоров.

Указанная информация может поступать как от граждан, так и от ИП и юрлиц. Поводом для проверки станет не просто неоформление трудового договора, а уклонение от его заключения, а также ненадлежащее оформление трудового договора или заключение ГПД, фактически регулирующего трудовые отношения.

Внеплановая проверка по этому основанию будет проводиться без преварительного уведомления работодателя. Кроме того, проверку инспекторы смогут провести незамедлительно, известив орган прокуратуры, но не ожидая от него согласования.

 

Постановление Пленума Верховного Суда России от 21.12.2017 г. N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве"

Верховным Судом подчеркивается, что при применении данного механизма судам необходимо учитывать как сущность конструкции юридического лица, предполагающей имущественную обособленность этого субъекта, его самостоятельную ответственность, наличие у участников корпораций, учредителей унитарных организаций, иных лиц, входящих в состав органов юридического лица, широкой свободы усмотрения при принятии и согласовании деловых решений, так и запрет на причинение ими вреда независимым участникам оборота посредством недобросовестного использования института юридического лица.

Постановление также содержит следующие выводы, в частности:

- по общему правилу, необходимым условием отнесения лица к числу контролирующих должника является наличие у него фактической возможности давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия;

- осуществление фактического контроля над должником возможно вне зависимости от наличия или отсутствия формально-юридических признаков аффилированности (через родство или свойство с лицами, входящими в состав органов должника, прямое или опосредованное участие в капитале либо в управлении) - суд устанавливает степень вовлеченности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, в процесс управления должником, проверяя, насколько значительным было его влияние на принятие существенных деловых решений относительно деятельности должника;

- под действиями (бездействием) контролирующего лица, приведшими к невозможности погашения требований кредиторов, следует понимать такие действия (бездействие), которые явились необходимой причиной банкротства должника, то есть те, без которых объективное банкротство не наступило бы (суд оценивает существенность влияния действий (бездействия) контролирующего лица на положение должника, проверяя наличие причинно-следственной связи между названными действиями (бездействием) и фактически наступившим объективным банкротством);

- в случае противоправных действий нескольких руководителей, последовательно сменявших друг друга, связанных с ведением, хранением и восстановлением ими документации, презюмируется, что действий каждого из них было достаточно для доведения должника до объективного банкротства;

- списание кредитором задолженности в рамках своей учетной политики, например списание уполномоченным органом задолженности должника по обязательным платежам в связи с его ликвидацией или исключением из государственного реестра, списание кредитной организацией безнадежной задолженности должника по ссудам, само по себе не является препятствием для последующей подачи заявления о привлечении лица, контролирующего должника, к ответственности по таким списанным обязательствам и не может служить единственным основанием для исключения списанной задолженности из общего размера ответственности контролирующего лица;

- в заявлении о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности в том числе должны быть указаны обстоятельства, на которых основаны утверждения заявителя о наличии у ответчика статуса контролирующего лица, и подтверждающие их доказательства.

 

Постановление Пленума Верховного Суда России от 21.12.2017 г. N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки"

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ содержатся, в частности, следующие правовые позиции:

- уступка требования производится на основании договора, заключенного первоначальным кредитором (цедентом) и новым кредитором (цессионарием);

- договор между цедентом и цессионарием может являться договором, предусмотренным законом или иными правовыми актами, смешанным договором или договором, который не предусмотрен законом или иными правовыми актами;

- договор, на основании которого производится уступка, предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа этого договора не вытекает иное (отсутствие в таком договоре условия о цене передаваемого требования само по себе не является основанием для признания его недействительным или незаключенным);

- первоначальный кредитор не может уступить новому кредитору больше прав, чем имеет сам (вместе с тем на основании закона новый кредитор в силу его особого правового положения может обладать дополнительными правами, которые отсутствовали у первоначального кредитора, например правами, предусмотренными Законом РФ "О защите прав потребителей");

- если одно и то же требование уступлено разным лицам одним первоначальным кредитором (цедентом), надлежащим новым кредитором (цессионарием) считается то лицо, в отношении которого момент перехода требования наступил ранее;

- уступка права, совершенная в нарушение законодательного запрета, является ничтожной (например, ничтожной является уступка прав бенефициара по независимой гарантии без одновременной уступки тому же лицу прав по основному обязательству);

- при переводе долга по обязательству, связанному с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, либо первоначальный должник выбывает из обязательства (привативный перевод долга), либо первоначальный и новый должники отвечают перед кредитором солидарно (кумулятивный перевод долга);

- стороны договора и третье лицо вправе согласовать переход всех прав и обязанностей одной из сторон договора третьему лицу (в этом случае к третьему лицу переходит комплекс прав и обязанностей по договору в целом, в том числе в отношении которых не предполагается совершение отдельной уступки или перевода долга, в частности, по отношению к третьему лицу, вступившему в договор, у кредитора сохраняется право на безакцептное списание денежных средств, если это право было предоставлено кредитору по отношению к первоначальному должнику);

- согласованное в договоре первоначального кредитора с должником арбитражное соглашение (арбитражная оговорка) сохраняют силу для нового кредитора и должника, если иное не предусмотрено указанным договором либо договором между должником и новым кредитором;

- если законом или договором предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, данный порядок считается соблюденным и в том случае, когда претензия направлена должнику первоначальным кредитором до уведомления должника о состоявшемся переходе права, а исковое заявление подано цессионарием, если иной порядок не предусмотрен законом или договором.

 

Определение ВС РФ от 06.12.2017 N 304-КГ17-18637

Верховный суд высказался о возмещении сотруднику, переехавшему на работу в другой город, расходов на наем жилья. ВС РФ, как и в 2015 году, посчитал, что они носят социальный характер. В новом деле интересно то, как были оформлены выплаты.

Как следует из материалов дела, рассмотренного в кассации, сначала на общем собрании участников общества было принято решение направить директора, постоянно проживающего в одном городе, на работу в другой населенный пункт сроком на три года. При этом участники определили ежемесячно компенсировать расходы на аренду жилья в сумме фактически произведенных и подтвержденных затрат, но не более 80 тыс. руб. Далее аналогичное условие внесли в трудовой договор. Для этого оформили дополнительное соглашение. Также в материалах дела имелся договор найма жилого помещения и платежные документы, из которых следовало, что стоимость аренды жилья составляла 70 тыс. руб. в месяц.

При таком оформлении суды посчитали, что выплаты не обладают признаками зарплаты, а представляют собой возмещение расходов, понесенных в связи с выполнением трудовых функций вне места постоянной работы, и не зависят от квалификации работника.

Примечательно, что суд первой инстанции сослался на советский документ 1981 года. Согласно этому документу работникам, которые переехали в связи с переводом их на работу в другую местность, и членам их семей жилое помещение предоставляется на условиях, предусмотренных трудовым договором.

Полагаем, что выводы судов актуальны и сейчас, когда уплату страховых взносов регулирует налоговое законодательство. Ведь правила остались практически теми же.

Организациям, которые решат не платить взносы, можно взять на вооружение способ оформления выплат, который оказался удачным в рассмотренной ситуации. Однако следует учитывать, что судебного спора не избежать: Минфин и ФНС считают, что в подобном случае взносы нужно заплатить.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2018 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту
Использование Сайта, в том числе использование формы обратной связи, означает согласие с Политикой конфиденциальности.