10 октября 2017 Изменения законодательства в сентябре 2017 года
КОММЕНТАРИИ Приказ ФНС России от 16.06.2017 г. N ММВ-7-15/509@"Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля" Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 октября 2017 г. Регистрационный N 48424 Согласно НК РФ организации должны применять систему внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов. Установлены требования к организации такой системы. Последняя должна отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности организации, функционировать на постоянной основе. Закреплено, что в организации должны быть утверждены и доведены до сведения каждого сотрудника профессиональные, этические и поведенческие стандарты. Кроме того, необходимо разработать стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения работников, а также требования к их профессиональным знаниям и навыкам. Прописаны положения о системе управления рисками организации, об их выявлении и оценке. Установлены правила раскрытия и представления информации о рисках. Юрлицо представляет в налоговый орган на бумажном носителе и в электронной форме (по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота) информацию об организации системы внутреннего контроля. Не реже 1 раза в квартал должна оцениваться необходимость внесения изменений в систему внутреннего контроля. Организация направляет в налоговый орган актуальную информацию о системе внутреннего контроля не позднее 5 рабочих дней с даты внесения изменений.
Приказ ФНС России от 14.06.2017 г. N ММВ-7-3/505@ "Об утверждении формы сведений о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов, и порядка ее заполнения" Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 сентября 2017 г. Регистрационный № 48363 Организации и ИП не позднее 10 дней с даты получения разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов представляют в налоговые органы сведения о полученных разрешениях, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.
Утверждена новая форма представления таких сведений. Установлено, как они заполняются.
Приводятся особенности заполнения сведений с использованием программного обеспечения. Прежняя форма представления сведений утратила силу.
Приказ ФНС России от 11.07.2017 г. N ММВ-7-3/544@ "Об утверждении формы заявления на получение патента, порядка ее заполнения и формата представления заявления на получение патента в электронной форме" Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 сентября 2017 г. Регистрационный № 48192 Заявление на получение патента подается по новой форме. Утверждены форма заявления, формат его представления в электронной форме и порядок заполнения. Форма заявления дополнена новыми полями. В частности, предусмотрены поля для указания кода субъекта РФ места осуществления предпринимательской деятельности, а также кода налогового органа по месту осуществления предпринимательской деятельности, выбранного индивидуальным предпринимателем для постановки на учет. Предусмотрена возможность отражения сведений в отношении услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания. Утрачивает силу Приказ ФНС России от 18.11.2014 N ММВ-7-3/589@ "Об утверждении формы заявления на получение патента".
Приказ Минфина России от 22.06.2017 г. N 99н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 116н и от 7 сентября 2011 г. N 106н" Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 2017 г. Регистрационный № 48047 Расширен перечень сведений о физических и юридических лицах, которые должны содержаться в Едином государственном реестре налогоплательщиков В частности, в отношении физических лиц в реестре будет храниться, в том числе, следующая информация: - сведения об адресе индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах; - страховой номер индивидуального лицевого счета; - сведения об арбитражном управляющем, иностранном работнике, медиаторе, оценщике, патентном поверенном; - сведения об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физического лица - собственника (владельца) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью; - сведения о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента; - дата последнего представления индивидуальным предпринимателем в налоговый орган отчетности, предусмотренной законодательством о налогах; - сведения о постановке на учет (снятии с учета) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. О юридических лицах в реестр будут вноситься, в том числе, сведения о постановке на учет (снятии с учета) организации в налоговом органе в качестве: - ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков; - участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета; - плательщика торгового сбора; - управляющей компании закрытого паевого инвестиционного фонда в налоговом органе по месту нахождения имущества, входящего в состав паевого инвестиционного фонда. Признан утратившим силу Приказ Минфина России от 30.09.2010 N 116н, которым был утвержден ранее действовавший порядок ведения данного реестра. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Приказ Минфина России от 25.08.2017 г. N 135н "О внесении изменений в состав сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядок их размещения, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. N 115н" Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 сентября 2017 г. Регистрационный № 48198 Расширен состав сведений о государственной регистрации юрлица и ИП, размещаемых на официальном сайте ФНС России. Так, в состав сведений о государственной регистрации юридического лица дополнительно включаются:
Также уточнен состав сведений об адресе юридического лица. В состав сведений о государственной регистрации индивидуального предпринимателя дополнительно включается адрес его электронной почты (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации).
Федеральный закон от 30.09.2017 г. N 286-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Приняты поправки в НК РФ, в том числе о невостребованных дивидендах, налоговых вычетах при добыче газа горючего, применении льгот по налогу на имущество ФЛ. Невостребованные дивиденды, восстановленные в составе нераспределенной прибыли, отнесены к доходам, не учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Плата концедента по концессионному соглашению, полученная в виде денежных средств, отнесена к внереализационным доходам и подлежит учету в порядке, предусмотренном для субсидий. В отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством РФ, предусмотрена возможность применения к основной норме амортизации специального повышающего коэффициента (но не выше 3). С 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года устанавливается налоговый вычет (основания, условия и порядок применения) в отношении суммы налога, исчисленной при добыче газа горючего природного, добытого на участке недр, расположенном в Черном море. Вычет вправе применять налогоплательщики - организации, госрегистрация которых осуществлена в Крыму или Севастополе в период до 1 января 2017 года. Также уточняется:
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением отдельных положений.
Постановление Правительства РФ от 19.09.2017 г. N 1119 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 г." Установлена величина прожиточного минимума в целом по России за II квартал 2017 г. на душу населения. Она равна 10 329 руб. Для трудоспособного населения - 11 163 руб., пенсионеров - 8 506 руб., детей - 10 160 руб. За I квартал 2017 г. прожиточный минимум составлял 9 909, 10 701, 8 178 и 9 756 руб. соответственно. Напомним, что прожиточный минимум - это стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. При этом стоимость товаров и услуг определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. В прожиточный минимум включены также обязательные платежи и сборы. С помощью прожиточного минимума оценивается уровень жизни населения при реализации соцполитики и федеральных соцпрограмм. Он применяется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, размеров стипендий, пособий и других соцвыплат, а также для формирования федерального бюджета.
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 01.09.2017 г. N 566 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников" Разработан новый инструментарий для организации федерального статнаблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников. Так, с отчета за 2017 г. вводятся формы N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников", N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"; N 2-ГС (ГЗ) "Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации"; N 2-МС "Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих"; N 1-Т (ГМС) "Сведения о численности и оплате труда работников государственных органов и органов местного самоуправления по категориям персонала". С отчета за I квартал 2018 г. вводится квартальная форма N П-4 (НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников". Определен порядок заполнения и предоставления отчетов. Указаны сроки. Прежний инструментарий признан утратившим силу.
Информация Банка России от 15.09.2017 г. "Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 50 б.п., до 8,50% годовых" Снижена ключевая ставка ЦБ РФ с 9 до 8,50% годовых.
Сообщается, что инфляция находится вблизи 4%. При этом среднесрочные риски превышения инфляцией 4% преобладают над рисками устойчивого отклонения инфляции вниз от 4%. Для закрепления инфляции потребуется сохранение умеренно жестких денежно-кредитных условий. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 27 октября 2017 г. Приведены процентные ставки по операциям Банка России.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.10.2017 N Ф04-3397/2017 по делу N А67-7846/2016 Предприниматель оказывал услуги перевозки автомобильным грузовым транспортом, а также занимался розничной торговлей вне магазинов, палаток, рынков и применял ЕНВД. По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налоги по общей системе, пени и штрафы, установив, что ИП продавал стройматериалы, размещая в средствах массовой информации рекламные объявления следующего содержания «доставляем недорого: профнастил, сотовый поликарбонат и прочее» с указанием собственных номеров телефонов. Товар доставлялся на транспорте предпринимателя, либо покупатель забирал товар самостоятельно по месту проживания предпринимателя и оплачивал его на месте. По мнению инспекции, предприниматель занимался деятельностью по реализации строительных материалов физлицам через телефонную сеть (по объявлениям в газете) за наличный расчет с условием доставки товара на дом без использования стационарного объекта торговли. Предприниматель полагает, что в его деятельности имеются признаки развозной торговли, а также признаки торговли через нестационарный торговый объект, что относится к системе налогообложения в виде ЕНВД. Суды трех инстанций (дело № А67-7846/2016) признали законным решение инспекции, установив, что о товаре покупатели узнавали через рекламные объявления в газете, условия уточнялись по телефону, товар доставлялся по предварительной заявке. Срок доставки товара составлял от одного дня до одного месяца. Предприниматель проживал в жилом доме с прилегающим к нему отапливаемым гаражом, на земельном участке также находился ангар, в котором хранились стройматериалы для последующей реализации. Ангар является неотапливаемым и не пригодным для целей торговли помещением, вывеска с наименованием торговой точки и графиком работы отсутствует. Участок имеет разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», то есть не предусмотрен для розничной торговли. Более того, документы, подтверждающие грузоперевозки (договоры, путевые листы и прочие) предпринимателем не представлены, отметила кассация (Ф04-3397/2017 от 02.10.2017).
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.09.2017 N Ф03-3585/2017 по делу N А04-11747/2016 Между ООО (заемщик) и иностранной фирмой (займодавец) заключен договор беспроцентного займа на сумму 160 млн рублей, увеличенную затем до 350 млн рублей. ИФНС указала на необходимость представления уведомления о контролируемой сделке и привлекла компанию к ответственности. По мнению компании, спорная сделка с иностранной компанией не является контролируемой, поскольку не влечет учета налогоплательщиком либо контрагентом по сделке доходов и (или) расходов по ней в целях налогообложения (то есть не выполняется условие пункта 13 статьи 105.3 НК). Таким образом, обязанность по подаче уведомления не возникла. Суды трех инстанций (дело № А04-11747/2016) признали законным решение инспекции, указав на пункт 1 статьи 105.3 НК - если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются условия, отличные от сопоставимых сделок между не взаимозависимыми лицами, то любые доходы (прибыль, выручка), не полученные вследствие указанного отличия, учитываются для целей налогообложения у этого лица. В данном случае установлен факт вхождения компании, ее учредителя и займодавца в группу, контролируемую одним лицом, то есть взаимозависимость заемщика и займодавца подтверждена. Компания получила беспроцентный заем от взаимозависимого лица на длительный срок, что не характерно для взаимоотношений, которые бы имели место между независимыми друг от друга контрагентами. В решении кассации (Ф03-3585/2017 от 28.09.2017) указано: «сделка беспроцентного займа предусматривает коммерческие или финансовые условия, отличающиеся от тех, которые бы имели место в отношениях между независимыми друг от друга контрагентами, поэтому доход, который мог быть получен контрагентом налогоплательщика по данной сделке, но вследствие указанного отличия не был им получен, с учетом положений раздела V.I НК РФ мог быть учтен в целях налогообложения».
Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2017 N 304-КГ17-13599 по делу N А75-1771/2016 Опубликовано определение судьи ВС по делу № А75-1771/2016. Предприниматель занимался оказанием транспортных услуг для ООО. Одновременно были заключены договоры по аренде у ООО нежилых помещений, и договоры поставки в адрес контрагента ГСМ, автозапчастей, материалов. По результатам выездной проверки ИФНС установила, что доход, полученный от оказания услуг ООО, не отражен в отчетности предпринимателя, доначислила НДФЛ, НДС, пени и штраф. При этом услуги, оказанные ООО, предприниматель не оплачивал. По окончании каждого квартала стороны прекращали взаимные обязательства путем проведения зачета. Акты зачета подписаны одним лицом – предприниматель является учредителем и руководителем ООО. Денежные средства обналичивались физлицом-работником ООО. Первоначально предприниматель указывал на погашение обязательств проведением зачета. Однако затем отказался от данных пояснений, заявив, что акты взаимозачета не подписывал и не знал об их существовании, акты неправомерно составлены и подписаны без ведома ИП его бухгалтером, что отражено в ее пояснениях. При этом в нотариально оформленном заявлении бухгалтер отрицает свое отношение к актам зачета - к их составлению и подписанию. Суд первой инстанции, апелляция и окружной суд признали законным решение инспекции, указав на недобросовестность предпринимателя, поскольку он выступал в сделке с двух сторон, не мог не знать о зачете, поскольку несет ответственность за организацию деятельности фирмы. Судья ВС (304-КГ17-13599 от 04.10.2017) поддержал решение судов и отказал предпринимателю в передаче дела в коллегию по экономическим спорам. Изменение налогового законодательства в апреле 2017 года |