10 ноября 2016 Изменения законодательства в октябре 2016 года
КОММЕНТАРИИ: Приказ ФНС России от 30.09.2016 N ММВ-7-17/527@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией" Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2016 N 44107 Начало действия документа - 01.01.2017г. Приказом ФНС утвердила новый перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ. В прошлом году перечень был утвержден приказом ФНС от 04.03.2016 № ММВ-7-17/117@. В нем 111 стран и 22 территории. Прибыль, полученная зарегистрированными в них контролируемыми иностранными компаниями (КИК), облагается налогами в РФ. Напомним, что прибыль КИК освобождается от налогообложения в случаях, установленных подпунктами 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 25.13-1 НК, если такая КИК постоянно находится в государстве (на территории), с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, за исключением юрисдикций, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ. Разработанный ФНС перечень используется в этих целях. ФНС планирует ежегодно не позднее 1 октября пересматривать этот перечень. Теперь в перечень вошло меньшее количество юрисдикций - в нем 109 стран и 19 территорий. Исключены такие страны, как Грузия и Эстония, а также Маврикий. Из списка территорий убран Гонконг (соглашение об ИДН и с ним летом вступило в силу), Каймановы острова, Бермуды, Аруба. По-видимому, с перечисленными странами обмен налоговой информацией налаживается. В перечне все еще остаются Бразилия, Боливия, Ирак, ОАЭ, Афганистан, ряд африканских и других государств. Добавляется в перечень стран Южная Корея. В остальном списки стран и территорий - без изменений.
Приказ ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@"Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме" Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2016 N 44141 Начало действия документа - 01.01.2017 Утверждена форма расчета по страховым взносам, представляемого в налоговые инспекции, начиная с отчетных периодов 2017 года. Новая форма расчета утверждена в связи с передачей в налоговые органы функций по администрированию страховых взносов. Приказом утверждены форма расчета, порядок его заполнения, а также формат представления расчета в электронной форме. Расчет помимо титульного листа и листа сведений о физлице, не являющемся ИП, включает в себя, в частности:
В приложениях к Порядку заполнения расчета приведены таблицы, предусматривающие в том числе: коды категорий застрахованного лица; коды субъектов РФ и иных территорий; коды видов документов, удостоверяющих личность; коды тарифа плательщика; коды места представления расчета в налоговый орган.
Приказ ФСС России от 26.09.2016 г. N 381 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения" Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 октября 2016 г. Регистрационный № 44045. Обновлена форма 4-ФСС. Утверждена новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) с порядком заполнения. Форма будет применяться начиная с I квартала 2017 г. Дело в том, что с 2017 г. полномочия по администрированию взносов на временную нетрудоспособность будет реализовывать ФНС России. ФСС РФ при этом продолжит администрировать взносы по соцстрахованию от производственного травматизма и профзаболеваний. Кроме того, исключен раздел "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенным расходам". Напомним, что форму необходимо сдавать на бумажном носителе не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в электронной форме - не позднее 25 числа.
Приказ ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме" Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2016 N 44161 Начало действия документа - 28.12.2016г. Утверждена новая налоговая декларация по налогу на прибыль организаций. Так, в частности, претерпел изменения Лист 02 "Расчет налога" налоговой декларации (скорректирована формула расчета налоговой базы по строке 100, добавлены новые строки, в том числе для указания объема капитальных вложений, осуществленных в целях реализации инвестиционного проекта). В налоговой декларации также появились поля для отражения сумм торгового сбора. Резидентам территорий опережающего социально-экономического развития присвоен код 6 для отражения по реквизиту "Признак налогоплательщика (код)". Добавлены новые листы: Лист 08 "Доходы и расходы налогоплательщика, осуществившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку"; Лист 09 "Расчет налога на прибыль организаций с доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании". Уточнено наименование приложения N 2 к налоговой декларации "Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом, от операций с ценными бумагами...".
Приказ ФНС России от 10.10.2016 г. N ММВ-7-11/552@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@" Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 октября 2016 г. Регистрационный № 44076 Начало действия документа - с отчетности за 2016 г. Скорректирована форма налоговой декларации 3-НДФЛ. Поправками установлены особенности расчета налоговой базы по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете. Часть поправок касается отражения доходов в виде стоимости имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации, а также в виде дивидендов от контролируемой зарубежной компании. Урегулированы вопросы расчета вычета по доходам, полученным от продажи иного недвижимого имущества, кроме жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе. Ряд поправок обусловлен введением в действие ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) вместо ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
Приказ Росстата от 27.10.2016 N 686 "Об Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденных приказом Росстата от 26 октября 2015 г. N 498" Скорректированы указания по заполнению некоторых форм федерального статистического наблюдения. Изменения внесены в Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденные приказом Росстата от 26.10.2015 N 498. В частности, уточняется перечень лиц, представляющих федеральные формы статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", дополняются указания по заполнению некоторых строк форм федерального статистического наблюдения. Кроме того, устанавливается, что приказ Росстата от 26.10.2015 N 498 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые инструменты", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" вступает в силу с 1 января 2017 года.
Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" Зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2016 N 44037 Начало действия документа - 28.10.2016г. Утверждено типовое положение о системе управления охраной труда. Согласно Трудовому кодексу РФ система управления охраной труда представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Настоящее Типовое положение о системе управления охраной труда (далее - СУОТ) разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ. Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях работодателя. Его требования обязательны для всех работников работодателя и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя. Основой организации и функционирования системы является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов. В положение включаются, в частности, следующие разделы: - политика работодателя в области охраны труда; - распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя; - процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (подготовка работников по охране труда, организация и проведение оценки условий труда, управление профессиональными рисками, наблюдение за состоянием здоровья работников, обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников и др.); - планирование мероприятий по реализации указанных процедур; - реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания; - управление документами СУОТ.
Постановление Правительства России от 27.10.2016 г. N 1096"Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания" Начало действия документа - 1 января 2017 г. Утвержден перечень общественно полезных услуг, оказываемых организациями, вошедшими в реестр некоммерческих организаций (НКО) – исполнителей общественно полезных услуг. Это позволит социально ориентированным НКО участвовать в оказании услуг наравне с другими хозяйствующими субъектами, обеспечивая их надлежащее качество. В перечень включены услуги по оказанию содействия в трудоустройстве несовершеннолетних граждан; социальной адаптации безработных граждан на рынке труда; содействию занятости и самозанятости инвалидов; социальному сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; социально-бытовой адаптации инвалидов; оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста; профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профилактике социального сиротства; содействию устройству детей на воспитание в семью; психолого-медико-педагогической реабилитации детей; санаторно-курортному лечению детей и молодежи; присмотру и уходу за детьми; дополнительному образованию граждан пожилого возраста и инвалидов; профилактике социально значимых заболеваний; патронажу семей, имеющих лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями; паллиативной медицинской помощи и др. Также утверждены критерии оценки качества оказания общественно полезных услуг. Критериями оценки качества оказания общественно полезных услуг являются: - соответствие услуги установленным требованиям к ее содержанию; - наличие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении услуги, необходимой квалификации, достаточность количества таких лиц; - удовлетворенность получателей услуг качеством их оказания; - открытость и доступность информации о НКО; - отсутствие НКО в реестре недобросовестных поставщиков в течение 2 лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций.
Постановление Правительства России от 29.10.2016 г. N 1104"О проведении в 2016 - 2018 годах эксперимента в целях обеспечения направления электронных документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и открытия им счетов в кредитных организациях с использованием специализированной защищенной автоматизированной системы, предназначенной для централизованного создания и хранения ключей усиленной квалифицированной электронной подписи, а также их дистанционного применения владельцами квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи" Начало действия документа - 08.11.2016г. С 1 ноября 2016 г. по 1 января 2018 г. решено провести эксперимент по обеспечению направления электронных документов для госрегистрации юрлиц и ИП и открытия им счетов в кредитных организациях с использованием специализированной защищенной автоматизированной системы. Предусмотрено создание автоматизированной системы, предназначенной для централизованного создания и хранения ключей усиленной квалифицированной электронной подписи, сертификатов ключа проверки электронной подписи субъектов, выступающих в качестве заявителей при госрегистрации или открывающих банковский счет с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т. ч. Интернета.
Также упоминается об определении технических возможностей использования автоматизированной системы; финансовой эффективности и удобства ее применения. Ряд поручений дается ПАО "Сбербанк России" и Банку ВТБ (ПАО). Проведение эксперимента позволит упростить госрегистрацию юрлиц и ИП, сократить количество документов, предоставляемых в бумажном виде для регистрации и открытия банковских счетов.
Определение ВС РФ от 24.10.2016 N 305-КГ16-6640; Определение ВС РФ от 24.10.2016 N 305-КГ16-8642; Определение ВС РФ от 24.10.2016 N 305-КГ16-7096 ВС РФ подтвердил: покупатель может принять к вычету НДС даже по льготным операциям. Продавец выставил счет-фактуру с выделенной суммой налога по операции, которая освобождена от НДС. Покупатель попытался принять налог к вычету, но инспекция ему отказала. ВС РФ счел, что покупатель прав. Ту же позицию в последнее время высказывают Минфин и ФНС. Инспекции не удалось доказать в суде, что действия сторон сделки были согласованы и направлены на неуплату НДС. Приняв это во внимание, ВС РФ посчитал: покупатель вправе принять налог к вычету. Из последних разъяснений ФНС и Минфина следует, что покупатель вправе принять к вычету суммы НДС, выделенные в счетах-фактурах по "освобожденным" операциям. Хотя раньше ведомства высказывали противоположное мнение. Судебная практика по подобным спорам неединообразна: иногда спор выигрывает налогоплательщик, порой - инспекция. Полагаем, на исход дела влияет то, уплатил ли продавец в бюджет налог, который предъявил покупателю. Если да, принимать налог к вычету можно без опасений.
Определение ВС РФ от 13.09.2016 N 310-КГ16-5041 Подавая "уточненку" после составления акта выездной проверки, но до вынесения решения по ней, налогоплательщик, как минимум, рассчитывает на то, что хуже ему не будет. Однако, как следует из Определения Верховного Суда от 13 сентября 2016 г. по делу N 310-КГ16-5041, ситуация может развиваться по любому сценарию. В рассматриваемом деле на уточненных декларациях "погорел" индивидуальный предприниматель. После окончания проверки, но до вынесения инспекцией решения по ее результатам коммерсант представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации: по ЕСН - за 2009 г., и по НДФЛ - за 2009 - 2011 гг., письменные возражения на акт проверки с просьбой учесть данные уточненных деклараций при вынесении решения. И налоговики их учли. Да только ИП не понравилось, как они это сделали - итогом сталодоначисление налогов. Инспекторы посчитали, что ИП занизил базу по НДФЛ, поскольку в состав профессиональных вычетов включил расходы, которые были ранее учтены при исчислении названных налогов за предыдущий налоговый период (2008 г.). И тут ИП решил оспорить данное решение, ссылаясь на то, что налоговики необоснованно учли при принятии решения данные "уточненок", которые были поданы после составления акта налоговой проверки. Суды первой и апелляционной инстанций не обнаружили в действиях инспекции каких-либо нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки, однако суд кассационной инстанции встал на сторону ИП. Судьи согласились с тем, что при вынесении решения по проверке инспекторы не вправе были учитывать данные, содержащиеся в представленных ИП "уточненках", - необходимо было провести самостоятельные проверки "уточненок". По мнению арбитров, под видом дополнительных мероприятий налогового контроля были фактически проведены сокращенные "камералки" уточненных деклараций и приложенных к ним документов, а также выявлены иные нарушения, не указанные в акте выездной проверки, но отраженные в решении инспекции, а это уже является существенным нарушением процедуры принятия решения. Однако индивидуальный предприниматель, как говорится, рано радовался. Верховный Суд в Определении от 13 сентября 2016 г. по делу N 310-КГ16-5041 никаких существенных нарушений в процедуре рассмотрения материалов проверки не обнаружил. По мнению судей, уточненная декларация, представленная после завершения выездной налоговой проверки и до вынесения инспекцией решения, может представлять собой форму информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно выводов налогового органа по соответствующему налогу, изложенных в материалах проверки. И у инспекции есть полное право с учетом объема и характера уточняемых сведений провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 Кодекса. При этом документы, представленные ИП в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, проанализированы инспекцией с учетом сведений, отраженных в "уточненках". А объем и характер представленных документов в ходе мероприятий дополнительного контроля, возражения и уточненные декларации позволили налоговому органу установить фактические налоговые обязательства предпринимателя. В результате решение судов первой и апелляционной инстанций было оставлено в силе, а решение кассационной инстанции отменено. Интерес представляет и еще один довод налогового органа. Инспекция утверждала, что проверка уточненных деклараций в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля улучшила положение налогоплательщика. "Улучшение" состоит в том, что тем самым налоговики исключили параллельные процедуры выездной и камеральной проверки в отношении одного и того же налога и за тот же налоговый период. Указанное Определение Верховного Суда лишний раз доказывает, что перед подачей "уточненки" после составления акта выездной проверки до вынесения решения по ней стоит семь раз отмерить. Есть вероятность, что подобного рода инициатива будет наказана.
Определение ВС РФ от 31.10.16 N 305-КГ16-13893 Факт сдачи в аренду построенного компанией здания делает его объектом обложения налогом на имущество организаций. Даже если организация еще не ввела построенное ОС в эксплуатацию и не оформила на него право собственности. Такой вердикт недавно вынес Верховный суд. В рассматриваемой ситуации компания построила торгово-развлекательный гостиничный комплекс и сдала его в аренду в декабре 2011 года. При этом в эксплуатацию здание было введено только в марте 2012 года. Компания полагала, что до ввода в эксплуатацию здания начислять налог на имущество по нему не нужно. Однако проверяющие, а впоследствии и суды, с этим не согласились. Как известно, объектом обложения налогом на имущество организации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе компании в качестве ОС. При этом, чтобы актив был признан основным средством, он должен отвечать следующим требованиям: - объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ (оказании услуг), для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование; - объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; - организация не предполагает последующую перепродажу этого объекта; - объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. В данной ситуации построенное и сданное в аренду здание соответствовало всем этим критериям (продавать его не предполагалось, а планировалось использовать долгое время, оно было предоставлено в аренду и приносило доход в виде арендных платежей). Следовательно, налог на имущество в отношении этого торгово-развлекательного гостиничного комплекса нужно было начислять после сдачи его в аренду. |