10 декабря 2017
Изменения законодательства в ноябре 2017 года
Изменения
|
Краткое изложение изменения
|
Ссылка на норму законодательства
|
Заявление о льготе по имущественным налогам: новая форма, порядок заполнения и формат представления
|
Новая форма разработана в целях исключения необходимости при подаче налогоплательщиками заявления представлять в налоговые органы документы, подтверждающие право на получение налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц. Это связано с тем, что с 1 января 2018 года налогоплательщики вправе, а не обязаны представить соответствующие документы. Налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика, самостоятельно запрашивает необходимые сведения у органов, организаций, должностных лиц.
|
Приказ ФНС России от 14.11.2017 г. N ММВ-7-21/897@
|
Прописана процедура подтверждения статуса налогового резидента России
|
В НК РФ внесена поправка, обязывающая налоговые органы по заявлению налогоплательщика представлять ему (его представителю) документ, подтверждающий статус налогового резидента России. Определен порядок его выдачи. Также разработаны форма документа и форма заявления о его выдаче.
Статус для юрлиц, физлиц, в том числе ИП, подтверждается ФНС России или уполномоченным ею территориальным налоговым органом. Заявление подается лично, по почте или через сайт ФНС России. К нему могут прилагаться подтверждающие документы. Срок рассмотрения - 40 календарных дней.
Документ, подтверждающий статус, выдается за один календарный год (предшествующий подаче заявления или текущий) по каждому источнику дохода или объекта. Он оформляется на бумажном носителе (направляется заявителю по почте) или в электронном виде в формате PDF (направляется через указанный сайт).
Если статус не подтверждается, налогоплательщик информируется об этом выбранным им способом.
|
Приказ ФНС России от 07.11.2017 г. N ММВ-7-17/837@
|
Изменения в правилах бухучета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
|
С целью хеджирования валютных рисков организация может учитывать курсовые разницы, связанные с такими активами и обязательствами, в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности, введенными на территории РФ.
Скорректирован порядок пересчета в рубли стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте. В соответствии с поправкой пересчет производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому Центральным банком РФ, а с 1 января 2019 года - в случае отсутствия такого курса - по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных Центральным банком РФ.
|
Приказ Минфина России от 09.11.2017 г. N 180н
|
Закупка лекарственных препаратов в рамках 44-ФЗ: подготовлен типовой контракт
|
Разработан типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения. В нем, в частности, урегулированы порядок поставки и приемки товара, правила проверки его качества. Закреплены положения об упаковке и маркировке. Определяется порядок расчетов. Один из разделов посвящен обеспечению исполнения контракта. Урегулированы вопросы банковского сопровождения.
Также утверждена информационная карта типового контракта. Приказ вступает в силу с 1 января 2018 г. Он не применяется в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС до его вступления в силу.
|
Приказ Минздрава России от 26.10.2017 г. N 870н
|
Для основной категории плательщиков тарифы страховых взносов сохранятся на нынешнем уровне вплоть до конца 2020 г
|
Таким образом, в 2017 - 2020 годах для основной категории плательщиков страховые взносы в совокупном размере составят:
-
30,0 процентов (22 процента - на ОПС, 2,9 процента - на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленных предельных величин базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования, 5,1 процента - на ОМС);
-
10 процентов на ОПС сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
|
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 361-ФЗ
|
Терминологию ТК РФ в части полной материальной ответственности работников привели в соответствие с КоАП РФ
|
Одним из случаев возложения полной материальной ответственности на работника является причинение им ущерба в результате административного правонарушения (а не административного проступка, как было ранее), если таковое установлено соответствующим госорганом.
В российском законодательстве нет понятия административного проступка.
|
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 359-ФЗ
|
Оптимизирован механизм поддержки субъектов МСП
|
Расширены условия поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Введены нормативы, которые обязана соблюдать Федеральная корпорация по развитию МСП в целях финансовой устойчивости. Числовые значения и порядок расчета нормативов определит Правительство РФ.
Корпорацию обязали раскрывать информацию о соблюдении ею нормативов путем публикации их фактических числовых значений и сведений для их расчета на своем официальном сайте и в ЕФРС, а также направлять заключение аудиторской организации о результатах проверки соблюдения корпорацией нормативов в Правительство РФ.
Установлен перечень активов (объектов инвестирования), в которые корпорация вправе инвестировать и/или размещать временно свободные средства. Это долговые обязательства России и депозиты в банках, соответствующих правительственным требованиям. Возможные убытки корпорации в отдельных отчетных периодах ограничены величиной нераспределенной прибыли, накопленной за предыдущие отчетные периоды.
|
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 356-ФЗ
|
Изменился порядок налогообложения игорного бизнеса и получаемых выигрышей
|
Скорректирован порядок удержания НДФЛ с доходов в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и лотерей. Налоговыми агентами признаются организации, выплачивающие или передающие выигрыши, равные или превышающие 15 000 руб. Налоговая база рассчитывается путем уменьшения выигрыша, полученного при наступлении результата азартной игры, на сумму ставки или интерактивной ставки, служащих условием участия в азартной игре.
Налоговая база по доходам, полученным от участия в лотерее, определяется как сумма выигрыша, полученная по заданным условиям. Уточнен порядок налогообложения объектов игорного бизнеса. В качестве самостоятельных обозначены процессинговые центры букмекерских контор и тотализаторов, которые совершают учет интерактивных ставок. Налоговые ставки предусмотрены в пределах от 50 000 до 250 000 руб.
|
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 354-ФЗ
|
Передача имущества компаниями ОЭЗ властям не облагается НДС
|
Согласно принятому Закону не признается объектом налогообложения НДС передача на безвозмездной основе указанного имущества органам госвласти субъектов РФ и муниципальных образований.
Речь идет о передаче имущества акционерным обществом, созданным в целях реализации таких соглашений, 100 процентов акций которого принадлежит РФ, а также созданными с его участием хозяйственными обществами, являющимися управляющими компаниями ОЭЗ.
Одновременно исключена обязанность восстановления акционерным обществом и управляющими компаниями ОЭЗ сумм НДС, ранее принятых к вычету в отношении такого имущества.
|
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 351-ФЗ
|
Акцизы, налог на имущество организаций, инвестиционный вычет: что нового в НК РФ?
|
НК РФ дополнен положениями об инвестиционном налоговом вычете. Предусматривается право налогоплательщиков, в соответствии с законами субъектов РФ, на уменьшение исчисленной суммы налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, - инвестиционный налоговый вычет, с учетом установленных условий.
Отдельные поправки коснулись налогообложения движимого имущества. Согласно действующим положениям, в случае если субъект РФ не принимает закон, который вводит льготу в отношении движимого имущества, то с 2018 года данная льгота действовать не будет. Принятым законом вводится норма, предусматривающая право субъекта РФ установить в этом случае ставку налога на 2018 год на уровне не более 1,1% (сейчас ставка налога на имущество организаций не может быть более 2,2%).
Вводится новый порядок определения суммы фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (без привязки к МРОТ).
|
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 335-ФЗ
|
Расширен перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли
|
Освобождены от налога на прибыль доходы в виде прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда перспективных исследований, переданные безвозмездно федеральным органам исполнительной власти, ГК "Росатом", ГК "Роскосмос" или указанному ими юридическому лицу.
Также не включаются в налоговую базу средства, полученные общероссийскими спортивными федерациями или профессиональными спортивными лигами от организаторов азартных игр в букмекерских конторах на основании заключенных соглашений. Указанные средства не учитываются при условии их использования в сроки и на цели, определяемые законодательством.
|
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 344-ФЗ
|
Ставки налога на прибыль для резидентов (участников) ОЭЗ и СЭЗ уточнены
|
Согласно общему правилу в 2017 - 2020 годах ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, увеличена до 3 процентов (Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ).
В целях сохранения прежнего уровня налогообложения указанных выше организаций принят закон, предусматривающий для них ставку налога в федеральный бюджет в размере 2 процентов (исключение составляют организации - резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организации - резиденты туристско-рекреационных особых экономических зон, для которых указанная ставка в настоящее время составляет 0 процентов).
Одновременно исключено положение, предусматривающее на 2017 - 2020 годы для налогоплательщиков - участников ОЭЗ и участников СЭЗ ставку налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, в размере 12,5 процентов. Для таких налогоплательщиков ставка налога, устанавливаемая законами субъектов РФ, не может быть выше 13,5 процентов.
|
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 348-ФЗ
|
Судебная практика
|
Верховный Суд РФ разъяснил основные правила возмещения вреда, причиненного окружающей среде
|
Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по вопросам возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
В частности, обращается внимание, что такой вред подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и (или) иной деятельности. По общему правилу причинитель вреда обязан его возместить при наличии вины. Закон может предусматривать возмещение вреда и при ее отсутствии (владелец источника повышенной опасности).
Указано, когда ответственность исключается, в каких случаях она является солидарной и долевой. Вред возмещается в денежной форме и (или) в натуре. Кроме того, суд может обязать ответчика ограничить, приостановить или прекратить деятельность, осуществляемую с нарушением природоохранных требований. При этом важно соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности с одной стороны, и решением социально-экономических задач с другой. Прежние разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по указанным вопросам утрачивают силу.
|
Постановление Пленума Верховного Суда России от 30.11.2017 г. N 49
|
Конституционный суд постановил, что если налогоплательщик обратился в Минфин или Налоговую службу за разъяснением по вопросу, касающемуся налогообложения в узкоспециальной ситуации, ведомство не должно давать общий ответ и отправлять налогоплательщика уточнять нюансы в отраслевые инстанции
|
Как отмечается в судебном постановлении, в случаях, когда целью налогоплательщика является выяснение своих прав и обязанностей в налоговых правоотношениях, а Минфин или ФНС недостаточно осведомлены о специфике той или иной отраслевой деятельности, они должны получить необходимую информацию в рамках межведомственного взаимодействия (а не перекладывать эту заботу на налогоплательщика) и вынести свое собственное решение.
|
Постановление Конституционного суда России от 28.11.2017 № 34-П
|
КОММЕНТАРИИ:
Приказ ФНС России от 14.11.2017 г. N ММВ-7-21/897@ "Об утверждении формы заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, порядка ее заполнения и формата представления заявления о предоставлении налоговой льготы в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 30 ноября 2017 г. N49058
Утверждена новая форма заявления о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физлиц. Это связано с тем, что с начала 2018 г. представлять документы, подтверждающие право на льготу по данным налогам, - право, а не обязанность физлица.
Реквизиты таких документов указываются в заявлении. Приведены порядок заполнения формы и формат представления заявления в электронном виде. Приказ вступает в силу с 1 января 2018 г., но не ранее чем через месяц со дня его официального опубликования.
Приказ вступает в силу с 1 января 2018 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Приказ ФНС России от 07.11.2017 г. N ММВ-7-17/837@ "Об утверждении формы заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, формы документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, порядка и формата его представления в электронной форме или на бумажном носителе"
Зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2017 г. N49015
Подтверждение статуса налогового резидента РФ осуществляется посредством выдачи ФНС России или уполномоченным территориальным налоговым органом документа, подтверждающего соответствующий статус.
Выдача документа осуществляется на основании заявления налогоплательщика или его представителя о его предоставлении. К заявлению могут быть приложены документы о фактах и обстоятельствах, требующих подтверждения статуса налогоплательщика налоговым резидентом РФ.
Заявление предоставляется на бумажном носителе лично или по почте, либо в электронной форме через официальный сайт ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Срок рассмотрения заявления составляет 40 календарных дней.
Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, выдается за 1 календарный год и по каждому источнику дохода, объекту имущества.
Выдача документа производится при наличии документов о фактах и обстоятельствах, требующих подтверждения статуса налогового резидента РФ, и оформляется на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Документ по выбору налогоплательщика (его представителя) направляется ему на бумажном носителе по почте или в электронной форме через официальный сайт ФНС России в сети "Интернет".
В случае если по итогам рассмотрения заявления не подтверждается статус налогового резидента РФ, налогоплательщик (его представитель) информируется об этом способом, выбранным налогоплательщиком (его представителем) для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ.
В приложениях к приказу приводятся форма заявления о предоставлении документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, и форма документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ.
Приказ Минфина России от 09.11.2017 г. N 180н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 154н"
Зарегистрировано в Минюсте России 29 ноября 2017 г. N49036
Приказ вступает в силу с 1 января 2019 г.
Скорректирован порядок бухучета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (ПБУ 3/2006). Названный порядок распространен на случаи включения данных бухотчетности дочерних (зависимых) обществ, находящихся за пределами России, в сводную бухотчетность головной организации. Предусмотрено, что при отсутствии официального курса иностранной валюты к рублю стоимость актива или обязательства пересчитывается в рубли по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных ЦБ РФ. Прописан порядок пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости не предъявленной к оплате начисленной выручки, превышающей сумму полученного аванса (предварительной оплаты).
В случае использования организацией активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, с целью хеджирования валютных рисков разрешено учитывать курсовые разницы, связанные с такими активами и обязательствами, в порядке, определенном введенными на территории России МСФО. Установлены единые правила пересчета всех активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами России.
Порядок учета активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за рубежом, можно применять также в отношении сегмента, в котором основные операции (приобретение и продажа товаров, работ, услуг, получение кредитов и займов, предоставление займов, иное) осуществляются преимущественно в иностранной валюте, независимо от проведения таких операций за пределами нашей страны или на ее территории.
Приказ Минздрава России от 26.10.2017 г. N 870н "Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения"
Зарегистрировано в Минюсте России 7 декабря 2017 г. N49149
Приказ вступает в силу с 1 января 2018 года.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
Настоящим Приказом утверждена типовая форма контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения.
Установлено, что контракт включает в себя следующие разделы:
-
предмет контракта;
-
цена контракта;
-
взаимодействие сторон;
-
упаковка и маркировка. Условия транспортировки;
-
поставка товара;
-
приемка товара;
-
выборочная проверка товара;
-
качество товара;
-
порядок расчетов;
-
обеспечение исполнения контракта;
-
ответственность сторон;
-
срок действия контракта. Изменение и расторжение контракта;
-
исключительные права;
-
обстоятельства непреодолимой силы;
-
уведомления;
-
банковское сопровождение контракта или казначейское сопровождение средств в валюте РФ, предоставление которых осуществляется с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления указанных средств (казначейское сопровождение);
-
заключительные положения;
-
реквизиты и подписи сторон.
Приложением к контракту являются: спецификация, технические характеристики, отгрузочная разнарядка (план распределения), календарный план, рекомендуемый образец акта приема-передачи товара по контракту, сводный реестр товарных накладных на поставку товара, акт сверки расчетов, акт об исполнении обязательств по контракту.
Типовой контракт, утвержденный настоящим Приказом, не применяется в отношении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до 1 января 2018 года.
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в статью 426 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Президентом РФ подписан Закон о сохранении на период до 2020 г. включительно тарифов страховых взносов, действующих в 2017-2019 гг. для основной категории плательщиков. Напомним, что совокупный размер тарифов страховых взносов равен 30% (22% на ОПС и 2,9% на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленных предельных величин базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования, 5,1% - на ОМС) и 10% на ОПС сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 359-ФЗ "О внесении изменений в статьи 242 и 243 Трудового кодекса Российской Федерации"
Используемая в ТК РФ терминология приведена в соответствие с КоАП РФ.
В Трудовом кодексе РФ полная материальная ответственность работника предусмотрена за ущерб, причиненный не в результате административного проступка, а в результате административного правонарушения.
Ввиду отсутствия в КоАП РФ понятия "административный проступок" Федеральным законом внесены корректировки в статьи 242 и 243 Трудового кодекса РФ, которыми полная материальная ответственность работника предусмотрена за ущерб, причиненный не в результате административного проступка, а в результате административного правонарушения.
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 356-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25.1 и 25.2 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Дочерние общества корпорации наделены правом инвестировать и/или размещать временно свободные средства. При этом дочерние общества, не являющиеся и не признанные квалифицированными инвесторами, могут инвестировать только в долговые обязательства России.
Предусмотрено, что АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (Корпорация МСП) вправе осуществлять инвестирование и/или размещение временно свободных средств в долговые обязательства РФ, а также в депозиты в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством РФ (ранее порядок и условия инвестирования средств определялись советом директоров корпорации).
Также установлено, в том числе, что:
- дочерние общества корпорации вправе осуществлять инвестирование или размещение временно свободных средств (при этом дочерние общества, не являющиеся и не признанные квалифицированными инвесторами в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", вправе осуществлять инвестирование или размещение временно свободных средств исключительно в долговые обязательства РФ);
- порядок и условия инвестирования корпорацией, ее дочерними обществами, за исключением дочерних обществ, являющихся или признанных квалифицированными инвесторами, утверждаются соответственно советом директоров корпорации и коллегиальными органами управления ее дочерних обществ, а в случае, если такие органы в дочерних обществах не образованы, - высшими органами управления ее дочерних обществ;
- корпорация обязана соблюдать нормативы (в том числе достаточности собственных средств и др.) при инвестировании и раскрывать информацию о их соблюдении (при этом соблюдение нормативов подлежит проверке аудиторской организацией);
- в целях улучшения условий оказания поддержки субъектам МСП корпорация вправе в отдельных отчетных периодах планировать и получать отрицательный финансовый результат, не превышающий величины нераспределенной прибыли, накопленной за предыдущие отчетные периоды, на основании решения, принятого в установленном данным Федеральным законом порядке.
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 354-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Законом минимальные и максимальные ставки налога увеличены в два раза.
Кроме того, в число объектов налогообложения включены процессинговые центры интерактивных ставок тотализаторов и букмекерских контор.
Ставка налога в отношении указанных объектов может быть установлена в пределах от 2,5 до 3 млн. рублей.
Заявление о постановке на учет объектов налогообложения налогом на игорный бизнес необходимо представить в налоговый орган не позднее чем за 5 дней до даты их установки.
Законом изменен порядок исчисления и уплаты НДФЛ с доходов в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр.
Так, стоимость выигрышей в сумме, не превышающей 4000 рублей, отнесена к доходам, не облагаемым НДФЛ.
Физлица самостоятельно уплачивают НДФЛ с доходов, выплачиваемых организаторами лотерей или азартных игр, при выигрыше свыше 4000 руб. до 15000 руб.
Если доход равен или превышает 15000 рублей, сумма налога исчисляется налоговым агентом.
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Расширен перечень операций, не облагаемых НДС. Освобождение распространено на безвозмездную передачу регионам и муниципалитетам имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое образовано в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ и 100% акций которого принадлежит Российской Федерации, и управляющими компаниями ОЭЗ.
Не восстанавливается НДС по таким операциям, а также при передаче имущества, нематериальных активов, имущественных прав указанным акционерным обществом в уставный капитал управляющих компаний ОЭЗ.
Закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 числа очередного налогового периода по НДС. Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Приняты поправки к НК РФ, уточняющие особенности взимания некоторых налогов и повышающие акцизы на бензин и легковые автомобили.
Налог на имущество
Регионы наделены правом устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество организаций (вплоть до полного освобождения имущества от налогообложения) в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств и с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также в отношении имущества, отнесенного региональным законом к инновационному высокоэффективному оборудованию. Размер ставок в 2018 г. ограничен 1,1%.
Налог на прибыль
Вступают в силу положения об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций. Инвестиционный налоговый вычет применяется к объектам основных средств, относящимся к третьей - седьмой амортизационным группам, по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений, к которым относятся указанные объекты. Регионы могут наделять организации правом на инвестиционный вычет по налогу на прибыль, т. е. правом уменьшать исчисленный налог (авансовый платеж), зачисляемый в региональный бюджет, на расходы, связанные с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) основных средств.
Акцизы
С 1 января 2018 г. акцизы на автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо увеличатся на 50 коп. в расчете на 1 л, а с 1 июля 2018 г. - еще на 50 коп. Вырастут акцизы на легковые автомобили с мощностью двигателя более 200 л. с. Предусмотрена дифференциация акцизов для автомобилей мощностью 200-300, 300-400, 400-500, а также более 500 л. с. Уточнено определение средних дистиллятов, введен институт свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по их переработке.
ЕСХН
Уточнены условия, при которых организации и ИП, применяющие ЕСХН, имеют право на освобождение от уплаты НДС, а также условия, при которых они утрачивают такое право.
Страховые взносы
В 2018 году для ИП с годовым доходом не более 300 000 рублей размер взносов в ПФР составит 26 545 руб. Если доход превышает 300 000 рублей - плюс еще 1,0 процента с суммы превышения. Максимальный размер страхового взноса на ОПС за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера (в 2018 году - 26 545 руб. х 8 = 212 360 руб.). Страховые взносы с суммы, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Сумма страхового взноса на ОМС на 2018 год установлена в размере 5840 руб.
НДФЛ
Правила подачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при реорганизации появятся в НК РФ с 2018 года. Из новых положений следует: независимо от формы реорганизации правопреемник будет обязан подать справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ за реорганизованное юрлицо, если оно само не сделает этого.
Прочее
Внесены также изменения, касающиеся НДПИ, страховых взносов, транспортного налога.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Законом, в частности, операции по получению средних дистиллятов (приобретение в собственность), а также операции по их оприходованию в результате оказания услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащих организации на праве собственности, отнесены к объектам налогообложения акцизами. Уточнено определение средних дистиллятов, установлен порядок применения налоговых вычетов по операциям со средними дистиллятами.
Помимо этого, в числе изменений, в частности:налогообложение НДС реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов; льготное налогообложение НДС услуг по транспортировке природного газа трубопроводным транспортом, предусмотренных международными договорами; уточнение порядка налогообложения НДС услуг в электронной форме; предоставление налогового вычета по НДПИ при добыче газового конденсата; уточнение видов деятельности на УСН для применения пониженных тарифов страховых взносов, увеличение ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо и пр.
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 344-ФЗ "О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
При налогообложении прибыли решено не учитывать в т. ч. доходы в виде прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда перспективных исследований и переданные безвозмездно федеральным органам исполнительной власти, госкорпорациям "Росатом" и "Роскосмос" или указанному ими юрлицу - в интересах обороны страны и безопасности государства.
Также не учитываются доходы в виде средств, полученных общероссийскими спортивными федерациями или профессиональными спортивными лигами от организаторов азартных игр в букмекерских конторах на основании соглашений. При этом предусмотрен ряд условий.
Одновременно расходы в виде указанных средств не учитываются при определении налоговой базы.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль.
Федеральный закон от 27.11.2017 г. N 348-ФЗ "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Уточнены ставки налога на прибыль для резидентов (участников) особых экономических зон (ОЭЗ) и участников свободной экономической зоны (СЭЗ).
Так, для резидентов ОЭЗ (кроме резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, а также резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных Правительством РФ в кластер) ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, установлена на уровне 2%.
Исключено положение о том, что для резидентов ОЭЗ, участников ОЭЗ в Магаданской области и участников СЭЗ максимальная ставка налога, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. составляет 12,5%. Таким образом, максимальная ставка восстановлена до 13,5%. Она может быть снижена по решению региона.
Напоминаем, что под СЭЗ понимается свободная экономическая зона в Крыму. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.
Постановление Пленума Верховного Суда России от 30.11.2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"
При рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда окружающей среде, судам необходимо исходить, в частности, из следующего.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. При этом непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
С требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти РФ, субъектов РФ, прокурор, граждане, общественные объединения и НКО, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, а также органы местного самоуправления. Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и (или) иной деятельности.
Нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде. По общему правилу лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины, однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают за причиненный вред, как правило, солидарно, если несколько лиц действовали независимо друг от друга и действия каждого из них привели к причинению вреда окружающей среде, по общему правилу такие лица несут долевую ответственность.
Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, при этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец, но суд может применить тот способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям природоохранного законодательства.
Суд по требованию истца может возложить на причинителя вреда (его правопреемника) обязанность по представлению уполномоченному органу государственной власти или местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды отчетов о проводимых на основании решения суда мероприятиях по восстановлению окружающей среды, эффективности и результативности выполненных мероприятий.
Иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного радиационным воздействием на окружающую среду, составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения), суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований. Если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов).
Судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность. В таком случае истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности, как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов). Наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, положительного заключения экологической экспертизы не является основанием для отказа в иске.
Постановление Конституционного суда России от 28.11.2017 № 34-П "По делу о проверке конституционности пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Флот Новороссийского морского торгового порта"
Конституционный суд (КС) постановил, что Минфин и ФНС должны давать четкие разъяснения по применению налогового законодательства даже в тех случаях, когда толкование узкоспециальных вопросов не входит в компетенцию налоговых и финансовых органов. Минфин должен самостоятельно обращаться за разъяснениями к другим ведомствам, а не перекладывать эту обязанность на налогоплательщика, следует из постановления суда.
Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ:
подпункт 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, поскольку он не предполагает обложение налогом на добавленную стоимость оказанных услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судов, а также начисление пени и штрафов по данному налогу за периоды, предшествовавшие изменению толкования данной нормы судами применительно к указанному виду деятельности (с учетом действия налогового периода по налогу на добавленную стоимость и порядка изменения налогового регулирования, ухудшающего положение налогоплательщиков), когда в силу существовавшей ранее устойчивой правоприменительной практики, благоприятной для налогоплательщиков, такая деятельность относилась к услугам по обслуживанию морских судов в период стоянки в портах и освобождалась от уплаты данного налога;
пункт 8 статьи 75 и подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ, поскольку они не предполагают уклонение от дачи по запросам налогоплательщиков письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах органов государственной власти, уполномоченных на дачу таких разъяснений, и исходят из необходимости обращения самих уполномоченных органов в иные государственные органы за получением дополнительных сведений по отдельным вопросам осуществления хозяйствования в тех или иных отраслях экономики, если эти сведения могут повлиять на исчисление размера налоговых обязательств налогоплательщиков.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации, относит к объектам инфраструктуры морского порта здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг; перечень объектов инфраструктуры морских портов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (пункт 1 статьи 4).
Вопросы, касающиеся установления перечня работ (услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах, ни Кодекс торгового мореплавания РФ, ни Федеральный закон "О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не регламентируют. Отсутствуют прямые указания применительно к услугам буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судна в период стоянки в портах и в соответствующих подзаконных актах. В то же время, поскольку при осуществлении портовой деятельности - в силу ее специфики - допускается использование обыкновения и обычая, статья 3 названного Федерального закона специально указывает на обычаи морского порта как на правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством РФ, что предоставляет судебным органам большие возможности для формирования своих подходов к составу соответствующих услуг. Поэтому необходимая степень определенности правового регулирования в данной сфере общественных отношений может быть достигнута как в разъяснениях Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, так и в судебных актах, принимаемых в том числе Верховным Судом РФ по конкретным делам по результатам рассмотрения кассационных (надзорных) жалоб.
В частности, Высший Арбитражный Суд РФ, применяя в деле подпункт 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, исходил из того, что перечень услуг по обслуживанию морских судов законодателем не ограничен (Определение от 16 августа 2010 года N ВАС-10859/10). Иное направление практике арбитражных судов придал Верховный Суд РФ, который в определении от 30 марта 2015 года N 308-КГ15-1222 поддержал выводы нижестоящих арбитражных судов о том, что услуга по бонированию не связана с обслуживанием судна, а следовательно, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общем порядке.
Таким образом, арбитражные суды и Верховный Суд РФ, дав истолкование примененных в конкретном деле нормативных положений, регламентирующих вопросы торгового мореплавания, осуществили интерпретацию подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, с учетом которой операции по реализации услуги буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судна не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
Изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям; при этом - исходя из конституционного принципа недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность, ухудшающему положение налогоплательщиков, - не может иметь обратную силу постановление высшего суда, содержащее толкование нормы права, вследствие которого ухудшается положение налогоплательщика, добросовестно, т.е. без каких-либо злоупотреблений (создание различных форм уклонения от уплаты налогов и (или) их незаконного уменьшения и т.п.) действовавшего в рамках устоявшегося на момент такого изменения толкования соответствующих нормативных положений.
С учетом приведенных правовых позиций отсутствуют достаточные основания полагать, что у добросовестного налогоплательщика, оказывающего на регулярной основе специализированные услуги буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судна, была возможность при планировании своей хозяйственной деятельности в 2012 - 2013 годах (в условиях имеющейся на тот момент благоприятной административной и судебной практики освобождения данной услуги от уплаты налога на добавленную стоимость) в разумных пределах предвидеть, что на него спустя значительное время, а именно в 2016 году, будет возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в отношении данных услуг применительно к прошедшим периодам. Такому налогоплательщику будет весьма затруднительно компенсировать с контрагентов убытки (условные) в виде доначисленной недоимки по налогу на добавленную стоимость, имеющему косвенный характер и учитываемому, по общему правилу, в цене сделки с покупателем товара (работ, услуг).
Соответственно, взимание с налогоплательщика, осуществляющего указанный вид услуги, налога на добавленную стоимость, а также суммы пени и штрафа за предыдущие периоды в данных правоотношениях возможно только с учетом действия налогового периода по налогу на добавленную стоимость и порядка изменения налогового регулирования, ухудшающего положение налогоплательщиков. Иное не только является недопустимым отступлением от принципа правовой определенности, но и не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, препятствует налогоплательщику в реализации права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.