11 февраля 2018 Изменения законодательства в январе 2018 года
КОММЕНТАРИИ: Приказ Минфина России от 30.10.2017 г. N 165н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18 февраля 2015 г. N 25н" Зарегистрировано в Минюсте России 16 января 2018 г. N49645. Утвержденный порядок содержит правила, порядок и сроки внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений, порядок исправления допущенных технических ошибок и требования к содержанию указанных реестров. В новом порядке устанавливается приоритет сведений, содержащихся в документах, на основании которых вносились записи в соответствующий реестр перед сведениями, включенными в ЕГРЮЛ или ЕГРИП на электронных носителях. Устанавливается, что в случае изменения содержащихся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП сведений ранее внесенные сведения в реестре сохраняются. Кроме того, в связи с изменением порядка получения органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и судами сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, новый порядок не содержит правил предоставления содержащихся в указанных реестрах сведений и документов и формы запроса о предоставлении соответствующих сведений. Утратившим силу признается Приказ Минфина России от 18.02.2015 N 25н, которым был утвержден ранее действовавший порядок. Приказ вступает в силу с 1 марта 2018 г.
Письмо ФНС России от 16.01.2018 г. N СД-4-3/532@ "О налоге на добавленную стоимость" Согласно НК РФ нулевая ставка НДС применяется при реализации, в частности, отдельных реэкспортируемых товаров и (или) товаров (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки. Раздел III "Операции, облагаемые по налоговой ставке 0 процентов" приложения N 1 к Порядку заполнения декларации по НДС не содержит кодов указанных операций. Сообщается, какие коды можно использовать до внесения соответствующих изменений. Сообщается также, какие дополнительные коды видов операций можно использовать в целях отражения в книге покупок, книге продаж, дополнительных листах к ним, а также для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Речь идет о реализации сырьевых и несырьевых товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта. До внесения изменений в форму и порядок заполнения декларации по НДС операции по реализации сырьевых (несырьевых) товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также операции по реализации отдельных работ (услуг) в отношении таких товаров отражаются по строке 010 или 020 раздела 3 декларации.
Письмо ФНС России от 09.01.2018 г. N СД-4-3/10@ "О налоге на добавленную стоимость" Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность компенсации сумм НДС иностранным гражданам при приобретении ими товаров на территории РФ и вывозе за пределы таможенной территории ЕАЭС. При реализации услуг по компенсации НДС иностранным гражданам применяется ставка НДС 0 процентов. Порядок подтверждения обоснованности применения данной ставки налога определен ст. 165 НК РФ. До внесения изменений в форму и порядок заполнения налоговой декларации по НДС (утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@), ФНС России рекомендует: - операцию по реализации услуг по компенсации сумм НДС гражданам иностранных государств отражать в 4 разделе налоговой декларации, а также в разделах 5 и 6 под кодом 1011431; - в книге продаж при регистрации документа (чека) для компенсации НДС применять код вида операции 35; - в отношении вычетов сумм НДС, исчисленных организациями розничной торговли в случаях, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 171 НК РФ, - применять рекомендуемый код вида операции 36. До внесения изменений в раздел 3 налоговой декларации вышеуказанные операции по реализации товаров и применения налоговых вычетов организациями розничной торговли отражаются по строке 010 или 020 и строке 120 указанного раздела соответственно.
Информация ФНС России от 06.01.2018 г. "Внесены изменения в порядок исчисления и уплаты НДС"
При продаже в России лома и отходов черных и цветных металлов (эти операции больше не освобождаются от НДС), алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных НДС теперь исчисляют покупатели. Исключение составляют физлица, не являющиеся ИП. Нулевая ставка НДС с 1 января 2018 г. распространяется на операции по реализации реэкспортируемых товаров. При этом она применяется, только если ранее товары проходили таможенные процедуры - переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада. Ранее налогоплательщики, предоставляющие ж/д подвижной состав и контейнеры для перевозки экспортируемых товаров, могли применять нулевую ставку НДС, если подвижной состав и контейнеры находились у них в собственности или в аренде. С 2018 г. данное условие отменяется. Таким образом, расширился круг лиц, имеющих право на нулевую ставку НДС по этому основанию.
Приказ ФНС России от 17.01.2018 г. N ММВ-7-11/18@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@" Зарегистрировано в Минюсте России 24 января 2018 г. N49745. С 2018 года правопреемник будет обязан подать в т. ч. 6-НДФЛ за реорганизованное юрлицо, если оно само не успеет это сделать.В связи с этим внесены изменения в форму расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), а также в порядок ее заполнения и предоставления. Организация-правопреемник представляет расчет за последний период направления и уточненные расчеты за реорганизованную организацию. На титульном листе отображается код реорганизации (ликвидации) юрлица (который был присвоен до реорганизации), а также ИНН/КПП правопреемника. Приведены коды форм реорганизации/ликвидации. Если 6-НДФЛ представляется налоговым агентом за самого себя, а не в порядке правопреемства, в графе "ИНН/КПП реорганизованной организации" проставляются прочерки.Скорректирован электронный формат расчета.
Крупнейшие налогоплательщики ИНН и КПП по месту нахождения организации указывают как в свидетельстве о постановке на учет в ИФНС по месту нахождения (5 и 6 разряд КПП - "01"). Приказ вступает в силу начиная с отчетной кампании за 2017 г., но не ранее чем через 2 месяца после его опубликования.
Приказ ФНС России от 17.01.2018 г. N ММВ-7-11/19@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@" Зарегистрировано в Минюсте России 30 января 2018 г. N49816. Начало действия документа - с отчетности за 2017 год В частности, в раздел 1 Справки "Данные о налоговом агенте" включены поля "Форма реорганизации (ликвидации) (код)" и "ИНН/КПП реорганизованной организации"; из раздела 2 Справки "Данные о физическом лице - получателе дохода" исключены сведения, касающиеся его места жительства, включая почтовый индекс, а также код страны проживания и адрес. Соответствующие изменения внесены также в порядок ее заполнения (в числе прочего, включено приложение "Коды форм реорганизации (ликвидации) организации" и формат представления в электронном виде. Также исключено отражение сведений об инвестиционных вычетах, предоставляемых налоговым агентом.Скорректированы также порядок заполнения формы и формат ее представления в электронном виде. Приказ вступает в силу, начиная с представления сведений о доходах физлиц за налоговый период 2017 г.
Федеральный закон от 31.12.2017 г. N 499-ФЗ "О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Закон направлен на пресечение посреднической деятельности по оформлению незаконно находящимся в России иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешительных документов на пребывание (проживание) в нашей стране. Увеличены суммы штрафов за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в нашей стране с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда. Так, для граждан максимальный размер штрафа возрос с 4 до 5 тыс. руб. Для должностных лиц штраф варьируется в пределах от 35 до 50 тыс. руб. (ранее - от 25 до 30 тыс. руб.), для организаций - от 400 до 500 тыс. руб. (прежде - от 250 до 300 тыс. руб.).
Федеральный закон от 28.12.2017 N 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" Начало действия документа - 01.01.2018. С 1 января 2018 года в целях валютного регулирования и контроля резидентами признаются все физические лица, являющиеся гражданами РФ Ранее резидентами не признавались граждане РФ, постоянно проживающие в иностранном государстве не менее 1 года, в том числе имеющие вид на жительство, либо временно пребывающие в иностранном государстве не менее 1 года на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее 1 года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее 1 года. Установлен порядок определения налогового органа по месту учета резидента в целях Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Между физическими лицами - резидентами, срок пребывания которых за пределами РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, разрешаются валютные операции, совершаемые за пределами РФ. При этом такие резиденты не обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ. Указанные положения применяются в отношении граждан РФ, срок пребывания которых в 2017 году за пределами РФ в совокупности составил более 183 дней, а также в отношении счетов (вкладов) в иностранной валюте и (или) валюте РФ, открытых гражданами РФ в иностранных банках, если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года. Кроме того, расширяется перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств, полученных от нерезидентов, на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств - членов ОЭСР или ФАТФ.
Постановление Правительства России от 12.01.2018 г. N 5 "Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" К указанным сведениям отнесены, в частности: - сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ; - сведения об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества; - сведения о выдаче независимой гарантии (банковской гарантии), а также существенных условий данной гарантии; - сведения о заключении клиентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Определено, что такие сведения вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц без их размещения в Интернете.
Постановление Правительства России от 23.01.2018 г. N 50 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688"
Реализация отдельных видов медицинских товаров облагается НДС по ставке 10%. В прежнем перечне приводились коды по ОК 005-93. Однако данный классификатор был отменен с 1 января 2017 г.Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. (исключение - 08.93.10.130 и 08.93.10.140).
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2018 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 46 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 20 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в связи с запросом Арбитражного суда города Москвы и жалобой общества с ограниченной ответственностью "Проект" Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 46 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статью 20 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в их взаимосвязи не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу содержащиеся в них положения предполагают, что: применение части 1 статьи 46 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" с 1 января 2017 года к деяниям, совершенным до этой даты, т.е. во время действия данного законоположения, допустимо только в том случае, если в системе действующего правового регулирования с учетом фактических обстоятельств конкретного дела исчисленный в соответствии с названным законоположением во взаимосвязи с общими положениями об ответственности за совершение таких правонарушений размер штрафа меньше или равен размеру штрафа, исчисленному в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с общими положениями налогового законодательства об ответственности за совершение налоговых правонарушений; в ином случае применению к соответствующим деяниям подлежит пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ. Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что установление в пункте 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ с 1 января 2017 года ответственности плательщика страховых взносов за непредставление в налоговый орган в законодательно закрепленный для этого срок расчета по страховым взносам, предусматривавшейся ранее частью 1 статьи 46 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", при сохранении тем самым наказуемости соответствующего деяния означает, что с 1 января 2017 года к таким правонарушениям, имевшим место до указанной даты, может применяться либо часть 1 статьи 46 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", либо пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ. Выбор же одного из названных законоположений для цели применения меры ответственности за соответствующее правонарушение предопределяется положениями статьи 54 Конституции РФ. Органы ПФ РФ, ФСС РФ и суды, разрешая вопросы о возможности привлечения с 1 января 2017 года к ответственности плательщиков страховых взносов за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в соответствующие государственные внебюджетные фонды, подлежащим уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, о выборе на основе указанного критерия подлежащей применению нормы и о размере наказания, должны руководствоваться не только содержанием этих норм, но и находящимися с ними во взаимосвязи общими положениями о применении ответственности за совершение правонарушений данного вида, в том числе закрепляющими обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2018 N 305-КГ17-20424 по делу N А41-90821/2016 Спор касался правомерности применения в 2014 году в отношении земельных участков, принадлежащих проверяемому налогоплательщику на праве собственности, категории сельскохозяйственного назначения, имеющих разрешенный вид использования "для дачного строительства", пониженной ставки земельного налога 0,3 процента. Поскольку спорный земельный участок отнесен к категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "Для дачного строительства", налогоплательщик считал правомерным применение при исчислении земельного налога ставки 0,3 процента, установленной органом местного самоуправления в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных, и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселения, и используемых для сельскохозяйственного производства. Согласно статьям 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса РФ в совокупности с нормами Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством РФ предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации. С учетом установленных по делу обстоятельств суды пришли к выводу о неправомерном применении заявителем, являющимся индивидуальным предпринимателем и целью экономический деятельности которого является извлечение прибыли, пониженной ставки земельного налога 0,3 процента в отношении спорных земельных участков. В настоящем Определении Верховного Суда РФ отмечается, что такой подход судов согласуется с практикой применения арбитражными судами норм права, в частности, с Определением Верховного Суда РФ от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101. Доводы, изложенные налогоплательщиком в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами при вынесении обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права и сводятся, по сути, к их неверному толкованию заявителем, что не может являться основанием для отмены названных судебных актов в кассационном порядке. |