2 сентября 2015 Изменения законодательства в августе 2015 года и судебная практика
КОММЕНТАРИИ: Приказ ФНС от 11.08.2015 г. № СА-7-14/345@"О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@" Начало действия документа - 12.09.2015г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 августа 2015 г. Регистрационный № 38704. Налогоплательщики обязаны уведомлять инспекцию о своем участии в российских и иностранных организациях, если доля участия превышает 10%. С 1 января 2015 г. был введен механизм налогообложения в России прибыли контролируемых иностранных компаний (прежде всего оффшорных). В соответствии с ним нераспределенная прибыль таких компаний включается в облагаемую базу контролирующих их лиц - российских резидентов. Были утверждены форма, электронный формат, порядок заполнения уведомления об участии в иностранных организациях (приказ ФНС России от 24.04.2015 N ММВ-7-14/177@). В связи с этим единые форма, электронный формат и порядок заполнения сообщения об участии в российских и иностранных организациях отменяются. Вводятся форма, электронный формат и порядок заполнения сообщения об участии в российских организациях.
Постановление Правительства России от 28.08.2015 г. №902"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2015 г." Прожиточный минимум в целом по России за II квартал 2015 г. на душу населения составляет 10 017 руб., для трудоспособного населения - 10 792 руб., пенсионеров - 8 210 руб., детей - 9 806 руб. В I квартале 2015 г. он равнялся соответственно 9 662 руб., 10 404 руб., 7 916 руб. и 9 489 руб. Таким образом, прожиточный минимум увеличился. Напомним, что прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. При этом стоимость товаров и услуг определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. В прожиточный минимум включены также обязательные платежи и сборы. С помощью прожиточного минимума оценивается уровень жизни населения при реализации соцполитики и федеральных соцпрограмм. Он применяется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, размеров стипендий, пособий и других соцвыплат, а также для формирования федерального бюджета.
Приказ Минэкономразвития РФ от 05.08.2015 г. № 530 “Об утверждении форм документов, представляемых гражданином при обращении в суд с заявлением о признании его банкротом” Приказ вступает в силу с 1 октября 2015 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 августа 2015 г. Регистрационный № 38699. С 1 октября 2015 г. вступают в силу уточненные и конкретизированные положения, связанные с процедурой банкротства граждан. В соответствии с ними при обращении в арбитражный суд к заявлению о признании банкротом гражданин должен приложить требуемые документы. В их числе списки кредиторов и должников гражданина, а также опись его имущества. Утверждены формы таких документов. Так, в списках должны быть указаны, в частности, наименования или ФИО кредиторов и должников, суммы кредиторской и дебиторской задолженности, места их нахождения либо жительства. Кроме того, необходимо отдельно прописать денежные обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли при ведении гражданином предпринимательской деятельности. В описи указывается конкретный вид имущества, где оно находится или хранится. Это касается в т. ч. заложенного имущества. В данном случае указываются еще и наименование или ФИО залогодержателя. Приказ ФНС от 11.08.2015 г. N СА-7-6/344@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 24.12.2013 N ММВ-7-6/635@ "Об официальном Интернет-сайте Федеральной налоговой службы"
Заново утверждено Положение об официальном сайте ФНС России, содержащем блоки региональной информации управлений Службы по субъектам Федерации. Существенно оно не изменилось. По-прежнему выделяются 2 вида меню: информационное и пользовательское. Первое вмещает в себя весь объем информации, удовлетворяющей как запросы пользователей, так и требования нормативных правовых актов. Второе обеспечивает навигацию по сайту на основе жизненных ситуаций. Пересмотрен регламент наполнения сайта. Расширены возможности ресурса. Так, появилась дополнительная опция, позволяющая рассчитывать налоги с помощью специализированных калькуляторов. Еще одно новшество - получение через сайт открытых и общедоступных сведений ЕГРН об иностранных организациях.
Приказ ФНС от 15.04.2015 г. N ММВ-7-2/149@ "Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 N ММВ-7-2/169@" Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 августа 2015 г. Регистрационный № 38482. Заново установлен Порядок представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по ТКС. Речь идет о решениях, принимаемых в ходе налогового контроля, уведомлениях о вызове налогоплательщика, мотивированных заключениях, решениях о возмещении НДС и акцизов и др. Участниками информационного обмена являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители, операторы электронного документооборота, налоговые органы. Поступление документов и технологических электронных документов проверяется не реже раза в сутки. Направление и получение документа допускается при обязательном использовании средств ЭП. Направление документа осуществляется в зашифрованном виде. Документ формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе. Не позднее следующего рабочего дня после регистрации документ формируется в электронной форме, подписывается квалифицированной ЭП, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган, и направляется в адрес налогоплательщика (его представителя). Налоговый орган в течение следующего рабочего дня после даты отправки должен получить от оператора подтверждение даты отправки. Также он должен получить квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные квалифицированной ЭП, позволяющей идентифицировать соответствующего налогоплательщика (представителя). Прежний порядок признан утратившим силу.
Приказ ФСС РФ от 20.07.2015 г. N 304 "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 59 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения" Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 августа 2015 г. Регистрационный № 38480. Скорректирован порядок заполнения формы 4 - ФСС. Основная часть изменений обусловлена отменой обязательности печати для хозобществ. В связи с этим форма 4 - ФСС скрепляется печатью организации только при ее наличии. Также уточнен порядок заполнения на титульном листе поля "Численность работников" и раздела II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения" (таблица 7).
Приказ ФНС от 13.07.2015 г. N ММВ-7-14/276@ "Об утверждении формы свидетельства о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе" Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 августа 2015 г. Регистрационный № 38329. С 1 января 2015 г. действует глава НК РФ, посвященная торговому сбору. Он касается таких видов деятельности, как торговля через объекты стационарной сети, не имеющие торговых залов (кроме магазинов при автозаправках), нестационарной сети, а также отпуск товаров со склада. Утверждена форма ТС "Свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе".
Приказ Росстата от 26.08.2015 N 390"Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций и объеме платных услуг населению по видам" Начало действия документа - 26.08.2015г. Приказом от 26 августа 2015 г. N 390 Росстат вводит в действие обновленные статистические отчеты:
Первый должны сдавать юрлица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, оказывающие платные услуги населению или владеющие информацией об объемах оказанных населению услуг другими организациями. Сдавать отчет надо 4 числа после отчетного месяца вместе с отчетом по форме N П-1, который недавно также был актуализирован. Второй представляют в статистику все юрлица (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и по ГПД, ежеквартально не позднее 30 числа после отчетного периода. Соответствующие действующие формы отменяются начиная с отчетов за указанные периоды.
Приказ Росстата от 18.08.2015 N 378 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта" Приказом от 18.08.2015 г. N 378 Росстат обновил ряд форм статистической отчетности, касающейся работы транспорта, в том числе в транспортной отрасли, а также состояния автодорог. Среди них:
Постановление Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-4855/15 от 05.08.2015г. по делу № А71-12229/2014 Компания занималась производством, реализацией и установкой окон и дверей и списывала материалы по нормативному методу. В сверхнормативные расходы стекла и длинномерных материалов входил брак, не предъявленный поставщику, материалы, пришедшие в негодность вследствие несоответствующих условий хранения, обрезь, полученная в соответствии с технологическими условиями и особенностями производственного процесса. Списание материалов по нормативу и сверхнормативу производилось на основании данных инвентаризации, проводимой ежеквартально. В подтверждение списания сверхнормативных потерь компания представила приказы «Об установлении нормы на обрезь стекла и длинномерных материалов», «О списании сверхнормативных потерь», бухгалтерские справки, акты инвентаризации, требования-накладные, калькуляции себестоимости, перечень номенклатуры, списываемой сверх норм. Компания пояснила, что большое количество технологических потерь обусловлено индивидуальными заказами, ручной работой по раскрою стеклопакетов, что влечет расход материала в большем, нежели указано в спецификации, размере, выщелачиванием материала при хранении, а также работой на старом оборудовании, которое в настоящее время заменено на новое. По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, исключив из расходов затраты в виде сверхнормативных (технологических) потерь, посчитав их необоснованными. Суды трех инстанций (дело № А71-12229/2014) решили, что списанные в расходы сверхнормативные затраты связаны с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, обоснованны и документально подтверждены. К материальным расходам для целей налогообложения приравниваются технологические потери при производстве или транспортировке (подпункт 3 пункта 7 статьи 254 НК). Порядок отраслевого урегулирования вопросов разработки и утверждения нормативов потерь не является предметом ведения налогового законодательства. Таким образом, налогоплательщик самостоятельно определяет норматив образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве. Данный норматив может быть установлен, в частности, технологической картой, сметой технологического процесса или иным аналогичным документом, которые являются внутренними документами, не имеющими унифицированной формы. Таким образом, суды (постановление кассации Ф09-4855/2015 от 05.08.2015) признали решение ИФНС неправомерным.
Постановление арбитражного суда Западно – Сибирского округа от 05.08.2015г. по делу №А27-21464/2014 Компания занималась строительством АЗС, привлекая для этого подрядчика. С сумм предоплаты подрядчику на основании его счетов-фактур компания применяла налоговые вычеты, а затем при принятии выполненных строительных работ восстанавливала ранее принятый к вычету НДС. При этом восстановление производилось в той календарной последовательности, в которой предоплата «закрывалась» объемами выполненных работ по стоимости, без учета ее отнесения к конкретным объектам строительства. В ходе выездной проверки ИФНС указала на неверное определение периодов восстановления налоговых вычетов и отразила это в акте проверки. За 10 дней до вынесения решения по проверке фирма представила в инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС, в которых исправила методологические ошибки, которые привели к преждевременному восстановлению вычетов, и, как следствие, - к доначислениям по НДС, а также учла не предъявленные к возмещению из бюджета суммы НДС. Однако инспекция вынесла решение без учета данных уточненок, доначислила НДС, пени и штраф. Камеральные проверки уточненок завершились на второй день после вынесения решения по выездной проверке, принято решение о возмещении налога. Суммы возмещенного налога отражены в карточке расчетов с бюджетом. Суды трех инстанций (дело № А27-21464/2014) признали решение по выездной проверке недействительным, отменив пени и штрафы на суммы доначисленного налога в пределах имеющейся у налогоплательщика переплаты. Суды (постановление кассации Ф04-22688/2015 от 05.08.2015) разъяснили, что в рамках выездной проверки налоговые органы обязаны полно и всесторонне устанавливать все фактические обстоятельства хозяйственной деятельности налогоплательщика, определяющие величину его налоговых обязательств. В рассматриваемом случае уточненные декларации были сданы за 10 дней до вынесения оспариваемого решения с целью исправления методологических ошибок, выявленных при проведении проверки. Инспекция должна была учесть уточненки при вынесении решения.
Определение Верховного суда от 04.08.2015 N 301-КГ15-839 по делу N А79-8210/2012 Вступившим в законную силу решением суда первой инстанции с гражданина, ранее зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, но прекратившего к этому моменту свою деятельность, были взысканы в доход соответствующих бюджетов суммы недоимки по НДФЛ, ЕСН и НДС, а также соответствующих пеней и штрафов. На основании этого судебного решения в отношении гражданина было открыто исполнительное производство. Однако взыскать всю сумму до конца исполнителям не удалось. Спустя год гражданин снова зарегистрировался в качестве ИП. Налоговая инспекция сразу направила в его адрес требования об уплате пеней, начисленных на сумму налоговой недоимки. Кроме того, ФНС обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании пеней, размер которых определен инспекцией с учетом частичной уплаты предпринимателем налоговой недоимки. Суды трех инстанций оценили доказательства, в материалах дела и установили все фактические обстоятельства, в том числе связанные с наличием у предпринимателя налоговой недоимки, доначисленной решением инспекции по результатам выездной налоговой проверки и взысканной с предпринимателя на основании вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции признали правоту ФНС в этом вопросе и удовлетворили заявленные исковые требования. При этом судьи руководствовались положениями статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьями 46, 69,70, 75 Налогового кодекса РФ. Из расчета пени были исключены только те суммы, которые находились за пределом установленного срока давности взыскания. Верховный суд РФ в определении от 04.08.2015 N 301-КГ15-839 по делу N А79-8210/2012 в надзорном порядке подтвердил правильность выводов, сделанных судами. Верховные судьи указали, что суды установили все юридически значимые обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, в том числе в отношении того, что приостановление расходных операций по счетам индивидуального предпринимателя в банке не свидетельствует о его неспособности уплатить спорную сумму налоговой недоимки и пеней в установленный срок. И, соответственно, не свидетельствует об отсутствии оснований для начисления спорной суммы пеней, с момента возникновения недоимки, даже при отсутствии регистрации в качестве ИП.
Постановление арбитражного суда Северо - Западного округа от 06.08.2015г. № А56-67658/2014 ООО «А» занималось розничной торговлей фармацевтическими товарами через магазин под своей торговой маркой и применяло ЕНВД. В ходе выездной проверки ИФНС установила, что под этой же торговой маркой в разных частях города ведут аналогичную деятельность еще ряд компаний, учрежденных теми же лицами, что и проверяемый налогоплательщик. Руководителем всех фирм является одно и тоже лицо. Компании имеют одних поставщиков, счета в одном банке. Аптечная сеть имеет единую справочную службу, предоставляющую потребителям информацию о наличии лекарственных препаратов и БАДов, о возможности их заказа на дом, о ценах на них, о режимах работы аптек. Правообладателем торгового знака является ООО «А», предоставляя остальным компаниям его в безвозмездное пользование в своей рекламной деятельности: на вывесках рекламных щитов, информационных стендах и табло, объявлениях. При этом инспекция указывает, что общая численность работников всех компаний составляет 139 человек, что превышает лимит в 100 человек для применения ЕНВД, установленный статьей 346.26 НК. Инспекция решила, что в результате дробления аптечного бизнеса налогоплательщик воспользовался необоснованной налоговой выгодой в виде применения спецрежима, доначислила налоги, пени и штрафы. Суды трех инстанций (дело № А56-67658/2014) признали решение налоговой недействительным, установив, что аптечные фирмы имеют собственные органы управления и необходимый персонал, имущество и расчетные банковские счета, то есть ведут самостоятельную предпринимательскую деятельность, не являющуюся частью единого производственного процесса, направленного на достижение общего экономического результата. Налогоплательщик не нес затрат на содержание других фирм и не имел возможности распоряжаться их имуществом. Все фирмы заключали договоры с поставщиками от своего имени, самостоятельно вели бухгалтерский и налоговый учет. Суды (постановление кассации Ф07-4939/2015 от 06.08.2015) разъяснили, что законодательство не содержит ограничений для физлиц относительно количества юрлиц, учредителями которых они могут являться, а также запрета на сделки между фирмами, в состав участников которых входят одни и те же лица. Кроме того, НК не предусматривает возможности определения налоговых обязательств налогоплательщика путем суммирования полученного им дохода с величиной дохода другого субъекта предпринимательской деятельности, ведущего самостоятельную деятельность и представляющего налоговую отчетность, уплачивающего налоги. |