11 мая 2018 Изменения законодательства в апреле 2018 года
КОММЕНТАРИИ: Концепция планирования выездных налоговых проверок с данными за 2017г. (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) В последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска. В связи с чем Федеральной налоговой службой разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок. Федеральная налоговая служба стремится к усилению аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.
Постановление Правительства России от 05.05.2018 N 552 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908" Уточнен перечень море- и рыбопродуктов, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации и ввозе. В утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, включены следующие позиции:
Кроме того, перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию РФ, утвержденный указанным Постановлением, дополнен позицией следующего содержания:
Постановление Правительства России от 18.04.2018 г. N 466 "Об утверждении перечня кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" Утвержден Перечень кодов видов сырьевых товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в целях применения нулевой ставки НДС. Речь идет, в частности, о руде, минеральном топливе, нефти и продуктах их перегонки, древесине, а также металлах и изделиях из них. Постановление вступает в силу по истечении месяца со дня опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.
Постановление ПФР России от 12.02.2018 г. N 49п "Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания" Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2018 г. N50878
Регламентирован порядок признания территориальными органами ПФР безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания.
Недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются в случае утраты на 1 января 2017 г. возможности их взыскания в связи с истечением срока взыскания.
Приказ ФНС России от 14.12.2017 г. N ММВ-7-20/1061@ "Об утверждении порядка обеспечения налоговым органам доступа к фискальным данным в режиме реального времени и представления фискальных данных оператором фискальных данных по запросу налогового органа" Зарегистрировано в Минюсте России 9 апреля 2018 г. N50674 Такой доступ обеспечивается в рамках исполнения протокола информационного обмена между техническими средствами оператора фискальных данных и автоматизированной информационной системой налоговых органов. Оператор фискальных данных обязан представить по запросу налогового органа следующие фискальные данные: - сведения о расчетах, включая сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих расчеты, переданные пользователем ККТ; - сведения о ККТ, применяемой при осуществлении расчетов, переданные оператору фискальных данных ее пользователем; - иные сведения, сформированные контрольно-кассовой техникой или техническими средствами оператора фискальных данных. Оператор фискальных данных обязан представить запрашиваемые налоговым органом фискальные данные в следующие сроки: - не позднее 24 часов с момента получения запроса в электронном виде; - не позднее 3 календарных дней со дня получения запроса на бумажном носителе.
Приказ ФНС России от 06.03.2018 г. N ММВ-7-17/124@ "Об утверждении формата уведомления об участии в международной группе компаний, порядка его заполнения и представления в электронной форме" Зарегистрировано в Минюсте России 25 апреля 2018 г. N50884
Утвержден электронный формат уведомления об участии в международной группе компаний. Отметим, что за непредставление уведомления или подачу недостоверных сведений накладывается штраф в размере 50 тыс. руб.
Приказ ФНС России от 02.04.2018 г. N ММВ-7-3/186@"Об утверждении формы сведений, подтверждающих размещение отчета и идентифицирующих отчет о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ), в государственной информационной системе, и формата их представления" Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2018 г. N50876 Налогоплательщик, осуществляющий расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки по правительственному перечню, вправе признавать указанные расходы в целях налогообложения прибыли в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. При этом он обязан представлять в налоговый орган отчет о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках. При размещении отчета в определенной Правительством РФ государственной информационной системе вместо отчета в налоговый орган могут быть представлены сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие отчет в ГИС. Установлены форма и формат представления таких сведений.
Приказ ФНС России от 06.04.2018 г. N ММВ-7-6/196@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@" Зарегистрировано в Минюсте России 26 апреля 2018 г. N50907 В новой редакции изложен формат журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС (версия 5.03).
Также внесены изменения в форматы книг покупок и продаж, дополнительных листов к ним.
Приказ Минфина России от 15.02.2018 г. N 27н "Об утверждении формы уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени" Зарегистрировано в Минюсте России 9 апреля 2018 г. N50673 В предусмотренных ТК ЕАЭС случаях таможенные органы уполномочены направлять уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.
Утверждена форма такого уведомления.В отношении уведомления применяются порядок и срок направления и исполнения, установленные для требования о внесении таможенных платежей.
Приказ Минфина России от 27.03.2018 г. N 56н "О введении документов Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации" Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2018 г. N50779 На территории России решено ввести в действие 3 документа МСФО. Это Ежегодные усовершенствования МСФО (период 2015-2017 гг.), Долгосрочные вложения в ассоциированные организации и совместные предприятия (Поправки к МСФО (IAS) 28), Условия о досрочном погашении с потенциальным отрицательным возмещением (Поправки к МСФО (IFRS) 9). Для добровольного применения в России они вступают в силу с момента официального опубликования, для обязательного - в сроки, определенные в самих документах.
Приказ ФСС России от 06.02.2018 г. N 35 "Об утверждении Порядка признания территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, и их списания" Зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2018 г. N50825 Установлены правила признания территориальными органами ФСС России безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, задолженности по соответсвующим пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2017 г. и порядок их списания. Территориальные органы Фонда оформляют справку о суммах недоимки и задолженности, невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 г. срока их взыскания, по каждому плательщику страховых взносов. Также готовится справка о принятых мерах по обеспечению взыскания недоимки и задолженности, подтверждающие материалы либо акт об уничтожении документов в связи с истечением сроков их хранения. Вышеуказанный пакет документов направляется в комиссию по поступлению и выбытию активов, созданную в территориальном органе Фонда на постоянной основе.Поступившие материалы рассматриваются комиссией в течение 3 рабочих дней. Прописан порядок проведения соответствующего заседания и принятия решения.
Федеральный закон от 18.04.2018 г. N 86-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" режим коммерческий тайны не может быть установлен, в числе прочего, в отношении сведений "о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам". Таким образом, заработная плата отнесена к социальным выплатам, что противоречит нормам действующего законодательства. Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Социальные выплаты не являются частью заработной платы и не включаются в фонд оплаты труда работников. Настоящим Федеральным законом в целях устранения названного противоречия в пункте 6 статьи 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" слова "по иным" исключены. С учетом внесенных изменений режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам.
Федеральный закон от 18.04.2018 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части регулирования структурных облигаций"
Введен новый вид облигаций - структурные. В зависимости от наступления или ненаступления определенных обстоятельств они предусматривают право их владельцев на получение выплат. Структурная облигация не может предусматривать право на ее досрочное погашение по усмотрению эмитента, за исключением не зависящих от его воли случаев, предусмотренных решением о ее выпуске. Если физлицо, не являющееся квалифицированным инвестором или ИП, приобретает размещаемые структурные облигации, которые не являются ценными бумагами, предназначенными для квалифицированных инвесторов, то в течение 10 рабочих дней гражданин может расторгнуть договор в одностороннем порядке и потребовать возврата денег.Обязательства по структурным облигациям специализированного финансового общества можно передать только специализированному финансовому обществу, которое вправе эмитировать структурные облигации. Закон вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования, за исключением изменений в отношении программы облигаций специализированного общества проектного финансирования, которые вступают в силу со дня официального опубликования закона. Федеральный закон от 18.04.2018 г. N 69-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Уточнен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Теперь НПФ числятся в перечне лишь в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению. Тем самым операции, осуществляемые НПФ при ведении деятельности по обязательному пенсионному страхованию, исключены из сферы ПОД/ФТ, поскольку отсутствуют риск легализации преступных доходов путем уплаты страховых взносов по ОПС и риск финансирования терроризма за счет пенсионных выплат по ОПС. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 23.04.2018 г. N 88-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"" От обложения НДФЛ решено освободить ежемесячные выплаты семьям в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка. Напомним, что на выплату могут рассчитывать постоянно проживающие в России граждане, если ребенок рожден (усыновлен) после 1 января 2018 г. При этом размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать 1,5-кратную величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения. Выплаты на первого ребенка финансируются за счет федеральных субвенций, на второго - за счет маткапитала. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 23.04.2018 г. N 113-ФЗ "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" К расходам на оплату труда, учитываемым при налогообложении прибыли, отнесены затраты на оплату туристических путевок работникам и членам их семей. В состав расходов на оплату труда включаются расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории России в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам, их супругам, родителям, детям и подопечным (при очном обучении - до 24 лет).
Размер учитываемых расходов ограничен суммой 50 тыс. руб. на человека (при условии соблюдения общего ограничения на размер затрат, включаемых в состав расходов на оплату труда).
Федеральный закон от 23.04.2018 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" Закон о противодействии легализации преступных доходов дополнен положением, согласно которому аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган. Порядок передачи информации о таких сделках или финансовых операциях устанавливается Правительством РФ. При этом аудитор не вправе разглашать факт передачи такой информации. Определено также, что Росфинмониторинг по согласованию с соответствующими надзорными органами определяет объем и порядок представления через личные кабинеты соответствующих надзорных органов информации, необходимой для осуществления ими контроля (надзора) за исполнением требований закона о противодействии легализации преступных доходов. Указанный закон дополнен определением личного кабинета и целями его использования.
Федеральный закон от 23.04.2018 г. N 105-ФЗ"О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Уменьшены налоговые платежи банков с отозванной (аннулированной) лицензией.Закреплено, что в целях налога на прибыль суммы резервов на возможные потери по ссудам, сформированные и не полностью использованные такими банками до отзыва (аннулирования) лицензии, не подлежат восстановлению в составе их доходов. После отзыва (аннулирования) лицензии сформированные суммы резервов фиксируются и используются в порядке, установленном Банком России. Кроме того, при расчете базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм прекращенных обязательств банка по договорам субординированного кредита, полученные им при санации. Не учитываются и доходы в виде имущества, полученного банком от реализации Банку России облигаций федерального займа, использованных Агентством по страхованию вкладов для оплаты акций (долей) такого банка в рамках программы докапитализации.Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 23.04.2018 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" Расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ. Во-первых, уточнены виды доходов добровольцев (волонтеров), освобождаемых от налогообложения. Так, не облагаются НДФЛ доходы добровольцев (волонтеров), связанные с осуществлением ими благотворительной деятельности и полученные в натуральной форме (в виде предоставления помещения во временное пользование, организации проезда, питания, страхования их жизни или здоровья, обеспечения форменной и специальной одеждой, оборудованием, средствами индивидуальной защиты).
Во-вторых, освобождены от налогообложения гранты, премии и призы в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах и иных мероприятиях, предоставленные некоммерческими организациями за счет грантов Президента РФ. Также не облагаются налогом доходы, полученные в связи с участием в таких соревнованиях, конкурсах и мероприятиях. Речь идет о доходах в виде оплаты стоимости проезда, питания и проживания. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.
Федеральный закон от 23.04.2018 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в статьи 24.7 и 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Федеральным законом: уточнено, что издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юрлицом или ИП, относятся на счет указанных лиц, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юрлицом или ИП, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, предусмотренном законом субъекта РФ, - на счет бюджета соответствующего субъекта РФ; конкретизированы обстоятельства прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юрлицом или ИП, при наличии которых издержки относятся на счет бюджета РФ или бюджета субъекта РФ; предусмотрено, что постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.10 КоАП РФ - "Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)", исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи.
Информация Банка России от 27.04.2018 г. "Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,25% годовых"
Сообщается, что ЦБ РФ решил сохранить ключевую ставку на уровне 7,25% годовых. Следующее заседание Совета директоров ЦБ РФ, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 15 июня 2018 г.
Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Даны рекомендации по исполнению лицами, оказывающими бухгалтерские услуги, требований антиотмывочного законодательства. Представляется важным отметить следующее.Данные субъекты обязаны разработать правила внутреннего контроля, назначить специальное должностное лицо, ответственное за их реализацию. Оно проходит обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Не назначается лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или против госвласти. Еще одно условие ведения деятельности - идентификация клиентов. Перечислены сведения, выясняемые в рамках процедуры. В соответствии с правилами внутреннего контроля субъекты должны документально фиксировать полученную информацию и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями для этого являются запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что их целью является уклонение от процедур обязательного контроля, и т. д. Прописана схема подключения к Личному кабинету.
Приказ ФНС России от 19.03.2018 г. N ММВ-7-21/151@ "Об утверждении формы, формата представления сведений о транспортных средствах и об их владельцах, регистрируемых органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, в электронной форме, а также порядка заполнения формы и о внесении изменений в приказ ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@" Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2018 г. N50904
Разработана отдельная форма сведений о транспортных средствах и об их владельцах, регистрируемых органами, осуществляющими госнадзор за техсостоянием самоходных машин и других видов техники в России. Приведен формат предоставления данных в электронном виде. Раздел 3 "Сведения о самоходной машине и механизме на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходе и мотосанях" формы Т "Сведения о факте регистрации транспортного средства и о его владельце" признан утратившим силу. Приказ вступает в силу с 1 марта 2018 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.
Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2018 N 305-КГ18-501 по делу N А41-90181/2016 Даже в случае, когда у здания есть энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс его энергоэффективности. Напомним, что от обложения налогом на имущество в течение трех лет после постановки на учет освобождаются вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, при условии, что такие объекты: - либо прямо поименованы в специальном правительственном перечне; - либо им присвоен высокий класс энергоэффективности (если законодательством предусмотрено определение таких классов). Законом об энергосбережении не предусмотрен порядок определения классов энергоэффективности для торгово-административных зданий. То есть одно из условий для представления льготы не соблюдается. А значит, применение освобождения от налога на имущество на основании сведений энергетического паспорта неправомерно. Обратите внимание, что с 01.01.2018 года льгота по налогу на имущество в отношении высокоэнергетичных ОС действует лишь в тех субъектах РФ, в которых принят соответствующий закон.
Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2018 N 308-КГ17-20263 Речь идет об услугах, оказанных до 2018 года. Хорошая новость для экспортеров и юрлиц, предоставляющих транспортно-экспедиционные услуги, которым перевозчики предъявили НДС по ставке 18%. Как известно, принимать к вычету такой налог рискованно - налоговики могут решить, что операция облагается по нулевой ставке, и отказать в вычете. Речь идет об услугах, оказанных до 2018 года. ВС РФ уточнил, в каком случае перевозчик экспортируемых товаров вправе предъявить НДС по ставке 18%. Это законно, если перевозчик транспортировал товар только по территории России и не знал, что груз предназначен для отправки за границу. Суд установил такое обстоятельство, проанализировав договор и транспортные накладные. Фактически данная позиция ВС РФ - это исключение из Пленума ВАС РФ. В 2014 году последний разъяснял, что перевозчики применяют нулевую ставку и на отдельных этапах перевозки экспортируемого товара. Напомним, что с 2018 года перевозчики вправе отказываться от нулевой ставки. Поэтому сейчас, получив счет-фактуру с 18-процентным НДС, убедитесь, что контрагент отказался от "нуля". |