О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
Мониторинг законодательстваМониторинг международного законодательстваКонсультации
2 ноября 2017

Минфин представил на рассмотрение корректировки к правилам налогообложения прибыли КИК

Минфин России представил на рассмотрение корректировки к правилам налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (далее — КИК). Подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)».

Изменения, в частности, коснутся следующих моментов

1. Порядок определения расходов на приобретение ценных бумаг при определении налоговой базы по НДФЛ (ст. 214.1 НК РФ)

  • Действующий на данный момент порядок предусматривает учет в расходах на приобретение ценных бумаг «сумм, уплачиваемых эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда ) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг, а также суммы, уплачиваемые в соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг, в том числе суммы купона».

    В новом законопроекте прадлагается расширить перечень и учитывать в расходах на приобретение не только суммы, уплаченные эмитенту (УК ПИФа), но и иное имущество (имущественные права) в сумме расходов на приобретение такого имущества (имущественных прав), уплачиваемые (передаваемые) эмитенту (УК ПИФа) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг, а также денежные суммы, в том числе суммы купона, и иное имущество (имущественные права), в сумме расходов на приобретение такого имущества (имущественных прав), уплачиваемые (передаваемые) в соответствии с договором купли-продажи или договором мены ценных бумаг.

  • Отдельный абзац посвящен имуществу (имущественным правам), полученным при ликвидации КИК и получении льготы в соответствии с п. 60 ст. 217 НК РФ.

    Если физическое лицо получало льготу при ликвидации КИК, то в случае передачи полученного при ликвидации имущества (имущественных прав) эмитенту (УК ПИФа), в состав расходов налогоплательщика, связанных с приобретением ценных бумаг, включается сумма по данным учета ликвидируемой КИК на дату получения налогоплательщиком имущества (имущественных прав) от такой КИК, но не выше их рыночной цены, на дату получения такого имущества (имущественных прав).
Таким образом, предполагается, что в оплату приобретаемых ценных бумаг, могут быть переданы не только денежные средства, но и имущество (имущественные права). Если физическое лицо при этом имело право на льготу при ликвидации КИК, то в составе расходов будет учтена стоимость по данным учета ликвидированной КИК, но не выше рыночной .

  • Также уточнен порядок определения расходов при получении ценных бумаг в порядке дарения (наследования).

    В случае, если переданные дарителем (наследодателем) в порядке дарения (наследования) ценные бумаги (ПФИ) , были получены им при ликвидации КИК и данные доходы освобождались от налогообложения в соответствии с п. 60 ст. 217 НК РФ, то при налогообложении доходов по реализации (погашению) таких ценных бумаг (ПФИ) налогоплательщик имеет право в качестве документально подтвержденных расходов учитывать сумму, равную стоимости этих ценных (ПФИ) по данным учета ликвидируемой КИК на дату получения дарителем (наследодателем) этих ценных бумаг (ПФИ), но не выше их рыночной стоимости.
Таким образом, если ценные бумаги были получены при ликвидации КИК и они освобождались от налогообложения в соответствии с п. 60 ст. 217 НК РФ, то налогоплательщик, получивший их в порядке дарения (наследования) при реализации (погашении) таких бумаг имеет право в качестве расходов учесть сумму, равную стоимости по данным учета ликвидированной КИК на дату их получения дарителем (наследодателем).
  • Пункт 13.2 ст. 214.1 НК РФ, который определяет порядок учета в расходах стоимости ценных бумаг при их релизации (погашении), полученных при ликвидации КИК, по которым получена льгота в соответствии с п. 60 ст. 217 НК РФ, дополнен понятием «производные финансовые инструменты».
Таким образом, при реализации ценных бумаг, полученных при ликвидации КИК, по которым заявлена льгота, в расходах можно учесть не только стоимость полученных ценных, но и стоимость производных финансовых иструментов.



2. Налоговый вычет распространяется на операции, в которых расчеты осуществляются не денежными средствами, а имуществом, полученным при ликвидации КИК на основании пп. 60 ст. 217 НК РФ

  • В случае если налогоплательщик приобрел долю в уставном капитале ООО путем передачи обществу или третьим лицам имущества и (или) имущественных прав, доходы от получения которых освобождались от налогообложения в соответствии с п. 60 ст. 217 НК РФ, то в состав расходов, связанных с приобретением доли, включается сумма по данным учета КИК на дату получения налогоплательщиком имущества и (или) имущественных прав от такой КИК, но не выше их рыночной стоимости.
  • При продаже имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации КИК налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов от продажи такого имущества (имущественных прав), а также доходов в виде денежных средств (иного имущества), полученных им либо перечисленных (переданных) по его указанию третьим лицам при осуществлении имущественных прав, ранее переданных ему ликвидируемой КИК, на сумму, равную стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета КИК на дату получения имущества (имущественных прав) от такой организации (структуры), но не выше рыночной стоимости.

3. Изменения в части определения прибыли КИК (ст. 309.1 НК РФ)

  • Предлагается не учитывать переоценку и (или) обесценение долей в уставном капитале (фонде), паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости.

    Действующая норма запрещает признавать в расходах обесценение долей уставном капитале (фонде), паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости в соответствии с применимыми стандартами составления финансовой отчетности;
На текущий момент по нашим сведениям многие налоговые резиденты РФ специально создавали КИК для более удобной работы с иностранными банками по операциям с ценными бумагами. Если указанное изменение будет принято, налогоплательщики и налоговые органы РФ столкнутся со следующей проблемой:
  • каким образом учитывать котирующиеся ценные бумаги в целях налогообложения? В отчетности по МСФО будет указана оценка ценных бумаг в соответствии с котировками (то есть по справедливой стоимости).
  • Каким образом налоговый орган должен исключить влияние переоценок, если сама стоимость ценной бумаги всегда определялась ранее по справедливой стоимости?
Вероятно, налоговым органом должна быть выявлена стоимость приобретения ценной бумаги, и именно эта стоимость должна быть учтена в расходах в целях налогообложения.

Однако такой порядок расчета серьезно усложнит процесс камеральной проверки 3-НДФЛ, в которой налогоплательщик декларирует прибыль КИК (в условиях срока камеральной проверки — 3 месяца). А если еще учесть тот факт, что прибыль КИК может не превышать лимита, и в таком случае налогоплательщик не обязан подавать 3-НДФЛ в части этой прибыли. Тогда возникает вопрос, каким образом налоговые органы на практике смогут применять данный порядок.


  • Также предлагается изменить порядок определения доходов (расходов) при реализации или иного выбытия долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, ПФИ:
    • доходы от таких операций определяются исходя из фактической цены реализации или иного выбытия указанных активов;
    • расходы по таким операциям определяются либо, исходя из цены приобретения ука-занных активов (включая расходы на их приобретение и реализацию), в случае, если такие активы приобретены в финансовом году, начинающемся в 2015 году, или в любом из последующих финансовых годов, либо исходя из стоимости таких активов по данным учета (включая расходы на их реализацию) КИК на первое число финансового года, начавшегося в 2015 году, в случае, если такие активы приобретены в финансовых годах, предшествующих финансовому году, начинающемуся в 2015 году. Цена приобретения активов для целей настоящего пункта подтверждается данными учета иностранной организации, пояснениями к ее финансовой отчетности или иными документами.

4. Предлагаемые изменения в порядок отражения убытков КИК

  • Также уточнено следующее: если налогоплательщик прекращает быть контролирующим лицом КИК, он утрачивает право переноса убытка такой компании на будущие периоды в части, не учтенной им ранее при исчислении прибыли КИК.
  • Совокупный убыток КИК за период, предшествующий финансовому году, начавшемуся в 2015 году, может быть перенесен на будущие периоды и учтен при определении прибыли КИК.
  • Совокупная прибыль (убыток) КИК за период, предшествующий финансовому году, начавшемуся в 2015 году, определяется как сумма прибылей (убытков) до налогообложения по данным финансовой отчетности КИК за три финансовых года, непосредственно предшествующих финансовому году, начинающемуся в 2015 году (без учета некоторых особенностей).

    При этом в случае, если на последнее число финансового года, непосредственно предшествующего финансовому году, начавшемуся в 2015 году, компании принадлежат:
  • доли в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций,
  • паи в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах,
  • ценные бумаги,
  • производные финансовые инструменты,

переоценка которых по справедливой стоимости не признавалась ни в одном из трех финансовых лет, предшествующих финансовому году, начинающемуся в 2015 году, в составе прибыли (убытка) КИК до налогообложения, то совокупная прибыль (убыток) такой компании корректируется на накопленную переоценку таких активов по справедливой стоимости за период с даты их приобретения (с первого числа финансового года, начавшегося в 2012 году, если дата приобретения приходится на период до указанной даты) до последнего числа финансового года, непосредственно предшествующего финансовому году, начавшемуся в 2015 году.

 

Проект размещен на сайте http://regulation.gov.ru/projects#npa=72802

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2018 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту
Использование Сайта, в том числе использование формы обратной связи, означает согласие с Политикой конфиденциальности.