О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
Мониторинг законодательстваМониторинг международного законодательстваКонсультации
1 февраля 2018

Комментарии к законопроекту о налоговой амнистии – второй этап декларирования.

30.01.2018 года подготовлен законопроект о внесении изменений в указанный Закон. Представляем вашему вниманию наши комментарии к данному законопроекту.

  • Сохранены основные принципы амнистии, действовавшие в первом этапе декларирования (подробнее см. обзор Закона в рамках первого этапа декларирования: https://www.l-b.ru/presscenter/news/3055).
  • Срок подачи Специальной декларации установлен с 01.03.2018 г. по 28.02.2019 г.
    • По нашему мнению, чем раньше подать Специальную декларацию, тем лучше. В условиях практики раскрытия иностранными банками информации по прямым запросам налоговых органов РФ в отношении налогоплательщика может быть начато производство по делу о налоговом правонарушении (или даже преступлении или уголовного дела по иным статьям, в отношении которых предоставляются гарантии по амнистии). И в таком случае гарантии по амнистии уже не будут действовать, если Специальная декларация будет подана уже после начала производства по делу.
    • При этом мы полагаем, что в данном случае первая выгрузка из иностранных налоговых органов (по счетам российских бенефициаров, обмен согласно CRS) не так критична, поскольку налоговые органы объективно не успеют ее обработать до окончания срока амнистии.
    • Особое внимание на срочность подачи Специальной декларации необходимо обратить тем налогоплательщикам, которые владеют российским бизнесом (в том числе осуществляют его финансирование через займы от иностранных компаний). И если в отношении российских юр.лиц такого бизнеса есть ожидания налоговой проверки.
  • Амнистируются операции (деяния), совершенные до 01.01.2018 г.
  • Под амнистию подпадают операции, осуществляемые по счетам, не только открытым на дату подачи Специальной декларации, но и закрытых ранее этой даты.
    • В редакции Закона, действовавшей на первом этапе декларирования, данный момент был недостаточно четко урегулирован. Хотя по нашей практике успешно принимались декларации и с указанием уже закрытых счетов.
    • Указание уже закрытых счетов в Специальной декларации часто является необходимым условием для получения гарантий амнистии — важно амнистировать именно первоначальный источник накопления капитала. Дальнейшие же операции (например, перевод с одного счета физ.лица на другой счет того же физлица или его близких родственников) сами по себе не всегда приводят к налоговым и/или валютным рискам.
  • Налогоплательщики, представившие Специальную декларацию на первом этапе декларирования (до 30.06.2016 с амнистией операций, совершенных до 01.01.2015г.) могут подать аналогичную декларацию для амнистирования уже теперь новых операций, осуществленных за период с 01.01.2015 г. до 01.01.2018 г.
    • В данном случае возникает к сожалению неустранимое неравенство налогоплательщиков: те, кто участвовал в первом этапе декларирования, в дальнейшем в большинстве случаев уже начали платить налоги с раскрытых активов по операциям с 01.01.2015 по 31.12.2016 г. (налоговые периоды после амнистии, по которым уже завершена декларационная кампания по НДФЛ). Законопроект естественно не дает возможности каким-либо образом вернуть данные налоги. В то же время налогоплательщики, впервые участвующие в амнистии, фактически освобождаются от налогообложения по операциям до 01.01.2018 г. Единственное, что могут попробовать амнистировать налогоплательщики из первого этапа декларирования, это операции за 2017 год, по которому еще не подана налоговая декларация.
    • Аналогично в неравном положении оказываются налогоплательщики, которые перевели свои активы (прежде всего ценные бумаги) на обслуживание российскому банку / брокеру. Амнистия распространяется на операции по зарубежным счетам. И даже если налогоплательщик попробует указать в Специальной декларации внешние ценные бумаги (ISIN и т.п.), налоговый агент (российский банк или брокер) в любом случае удержит НДФЛ. Те же налогоплательщики, которые оставили активы на обслуживании в иностранных банках, могут претендовать на освобождение от уплаты НДФЛ.
    • Вопрос с подачей уточненных налоговых деклараций о возврате уплаченного НДФЛ по итогам 2015 и 2016 годов, по нашему мнению, не приведет к положительному результату. Хотя такие попытки вероятно будут.
  • В случае если по каким-то причинам налогоплательщику из первого этапа декларирования отказали в приеме Специальной декларации, он вправе подать повторную Специальную декларацию уже по всему периоду амнистирования (амнистируются операции до 01.01.2018).
  • На втором этапе декларирования можно будет подать Специальную декларацию в любой территориальный налоговый орган или непосредственно в ФНС.
    • По нашему мнению, подача декларации непосредственно в ФНС лучше защищает налогоплательщика от неконтролируемого раскрытия информации. По нашей практике ни одному из декларантов, по которому мы подавали Специальные декларации на первом этапе декларирования, не были выставлены штрафы за неподачу уведомления об участии в КИК и/или уведомления о КИК. В отличие от тех декларантов, кто подавал в территориальные налоговые инспекции.
  • Теперь можно представить уведомление об открытии/закрытии иностранного счета не только в территориальный налоговый орган, но и вместе со Специальной декларацией — в ФНС (имеются в виду счета, открытые до 01.01.2018г.).
    • Ранее приходилось сознательно идти на штрафы за неуведомление об открытии иностранного счета, т.к. налогоплательщик не хотел информировать территориальную налоговую инспекцию о содержании Специальной декларации.
  • Аналогично до 01.01.2018г. продлено освобождение от штрафа в размере 75-100% от суммы валютной операции, проведенной с нарушением порядка зачисления средств на зарубежные личные счета физических лиц — валютных резидентов РФ.
    • Данное дополнение существенно упрощает раскрытие информации и снижает риски декларанта. Во многих случаях декларанты имели неустранимые риски в части нарушения валютного законодательства, в том числе и по причине невозможности зачисления денежных средств от продажи ценных бумаг на российские счета.
  • Амнистия не будет распространяться на уплату НДФЛ с прибыли КИК. Это предусмотрено уже в другом законопроекте (N 377596-7).

Информация по теме

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2018 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту