Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.
1 апреля 2014
Письмо Минфина России от 03.03.2014 N 03-03-10/8931, направлено Письмом ФНС России от 19.03.2014 N ГД-4-3/4945@
Вопрос:
Об учете для целей налога на прибыль расходов по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиком медицинских расходов и санаторно-курортного лечения застрахованных работников.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на санаторно-курортное лечение и сообщает следующее.
Согласно ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 16 ст. 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся в том числе суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (ред. от 30.11.2011) (далее - Закон N 4015-1) добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом N 4015-1 и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
Пунктом 3 ст. 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 25.06.2012) предусмотрено, что санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Принимая во внимание изложенное, в случае если программой добровольного медицинского страхования предусмотрено санаторно-курортное лечение, то взносы по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов и санаторно-курортного лечения застрахованных работников, могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций.
Письмо Минфина России от 21.02.2014 N 03-08-05/7410
Вопрос:
О документальном подтверждении уплаты налога в иностранном государстве для его зачета при исчислении налога на прибыль.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу подтверждения уплаты налога на территории иностранного государства и сообщает следующее.
Статьей 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в Российской Федерации.
Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.
В связи с тем что к форме и реквизитам документа, подтверждающего факт удержания налога налоговым агентом, Кодексом не предъявляется определенных требований, по мнению Департамента, налогоплательщик может представить любой документ, из которого следует, что соответствующая сумма налога уплачена или удержана источником выплаты. Это могут быть документы по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также документы, составленные в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми на территории иностранного государства.
При этом документы, составленные на иностранных языках, должны быть переведены на русский язык.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 11.02.2014 N 03-04-05/5487
Вопрос:
О налогообложении НДФЛ, налогом на прибыль, НДС стоимости питания работников, оплачиваемого организацией.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения стоимости питания, приобретаемого организацией для своих сотрудников, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
1. Налог на доходы физических лиц.
При определении налоговой базы в соответствии с п. 1 ст. 210 Кодекса учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг), в том числе питания.
При получении налогоплательщиком от организаций дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии с п. 1 ст. 211 Кодекса как стоимость этих товаров (работ, услуг).
Таким образом, с учетом указанных положений ст. 211 Кодекса стоимость питания, оплаченного организацией за своих сотрудников, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Согласно п. 1 ст. 230 Кодекса налоговый агент обязан вести учет доходов, полученных от него физическими лицами в налоговом периоде.
2. Налог на прибыль организаций.
В целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Согласно ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников и предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В силу п. 4 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся стоимость бесплатно предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации питания и продуктов, а также иные расходы, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором.
При этом в п. 25 ст. 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).
Таким образом, стоимость бесплатно предоставляемых обедов может быть учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда при условии, что такое питание предусмотрено законодательством Российской Федерации и трудовым и (или) коллективным договором.
При этом расходы на бесплатное или льготное питание, предусмотренное трудовыми и (или) коллективными договорами, рассматриваются в налоговом законодательстве в качестве расходов, уменьшающих размер налоговой базы по налогу на прибыль организаций, только если они являются частью системы оплаты труда, так как включение сумм в состав расходов на оплату труда, как и в случае иных начислений по оплате труда, предполагает возможность выявить конкретную величину доходов каждого работника (с начислением налога на доходы физических лиц).
В случае отсутствия такой возможности расходы на питание в целях налогообложения прибыли организаций не могу быть учтены в составе расходов на оплату труда, а иной порядок учета такого рода выплат в пользу работников, являющихся по сути социальными выплатами, не предусмотрен. Тогда указанные расходы не будут являться исключением, оговоренным в п. 25 ст. 270 Кодекса.
3. Налог на добавленную стоимость.
Согласно п. 1 ст. 146 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса реализация товаров на территории Российской Федерации, в том числе передача права собственности на товары на безвозмездной основе, признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В связи с этим стоимость бесплатного питания работников следует включать в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по таким товарам, подлежат вычету в общеустановленном порядке.
Письмо Минфина России от 06.02.2014 N 03-03-06/1/4678
Вопрос:
Об учете для целей налога на прибыль расходов в виде штрафов за нарушение работниками дисциплины во время выполнения работ.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов в виде штрафов и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Согласно пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся затраты в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, выплаты в виде штрафов за нарушение работниками дисциплины во время выполнения работ не могут быть приравнены к возмещению причиненного ущерба и при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 28 марта 2014 г. № 03-03-РЗ/13719
Вопрос:
У организации (заказчик) заключен договор на проведение работ с центром сертификации (исполнитель), согласно которому исполнитель проводит испытания товара заказчика с целью последующей его сертификации. В силу пункта 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходы на сертификацию продукции, в том числе и добровольную, проводимую с целью получения сертификата соответствия объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Условия договора не предусматривают получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусматривают поэтапную сдачу работ, как это предписано абзацем 3 пункта 1 статьи 272 НК РФ, а именно: для равномерного распределения расходов. Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ, датой осуществления прочих расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода. Организация-заказчик признает датой осуществления расходов на проведение испытаний товара дату предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов. Выводы о том, что затраты на подтверждение соответствия продукции организация вправе учесть полностью и единовременно на дату их признания, содержатся << К списку записей
Спасибо за ваше обращение!
В ближайшее время мы с вами свяжемся.