2 апреля 2014
Изменения законодательства в марте, апреле 2014 года
Изменения законодательства в марте, апреле 2014 г. и судебная практика
Изменения
|
Краткое изложение изменения
|
Ссылка на норму законодательства
|
Изменения в Налоговый Кодекс
|
-
С 01.01.2015г. физлицо обязано сообщать в инспекцию об объектах налогообложения, по которым оно не получает уведомлений по уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество.
-
Со 2 мая 2014г. подавать в инспекцию организациям и ИП сведения об открытии и закрытии счетов не нужно
-
Освобождение от налога на имущество организаций при применении УСН и ЕНВД не распространяется на объекты, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость
|
Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ
|
Изменения в Налоговый Кодекс
|
Внесено ряд существенных изменений в НК с целью упрощения налогового учёта, а также сближения правил исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций и правил определения финансового результата в бухгалтерском учёте.
Подробный обзор вносимых изменений будет представлен в следующем мониторинге.
|
Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ
|
Интеллектуальная собственность: масштабные поправки
|
С 1 января 2015 года вступят в силу поправки, в частности:
-
уточняется порядок распоряжения исключительным правом на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав;
-
сокращается до пяти лет срок действия исключительного права на промышленные образцы;
-
предусматривается право правообладателя потребовать по своему выбору от нарушителя исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец выплаты компенсации вместо возмещения убытков.
|
Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-Ф3
|
Транспортный налог на дорогие автомобили
|
Утверждены формулы расчета средней стоимости легкового автомобиля для целей применения повышающего коэффициента при исчислении транспортного налога.
|
Приказ Минпромторга России от 28.02.2014 N 316
|
Средне дневной заработок
|
В расчете среднедневного заработка для отпуска используется новый коэффициент 29,3 (вместо прежнего 29,4). Новый порядок действует со 2 апреля.
|
Федеральный закон от 02.04.2014 N 55-ФЗ
|
Утверждена методика проведения спецоценки условий труда
|
Разработана Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных или опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Методикой устанавливаются обязательные требования к процедурам: идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных или опасных производственных факторов, отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных производственных факторов, оформлению результатов специальной оценки условий труда.
В приложениях к Методике приводятся, в частности: таблица отнесения условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии химического фактора, перечень веществ раздражающего действия, перечень высокоопасных аллергенов, балльная оценка условий труда на рабочем месте по фактору микроклимата, таблица отнесения условий труда по классу (подклассу) условий труда по тяжести трудового процесса.
|
Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н
|
Заявление о регистрации с ФСС
|
Утверждены новые формы заявлений о регистрации (снятии с учета) лиц в качестве страхователей в ФСС РФ.
|
Приказ Минтруда России от 25.10.2013 N 576н, от 25.10.2013 N 574н
|
Подача сведений об открытии и закрытии р/с
|
С 1 мая 2014 г. организации и предприниматели не должны сообщать в ПФР и ФСС об открытии и закрытии счета.
Срок регистрации во внебюджетных фондах будет сокращен с пяти до трех дней.
Аналогичным образом сокращаются сроки снятия с регистрационного учета.
|
Федеральный закон от 02.04.2014 N 59-ФЗ
|
Введение кассовых операций
|
С 1 июня 2014 года вводится новый упрощенный порядок учета кассовых операций. В кассовой книге станет меньше реквизитов, не надо будет указывать в ней номера корреспондирующих счетов (субсчетов),
для малого бизнеса отменят обязанность вести кассовую книгу вообще и разрешат не устанавливать лимит наличных.
|
Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У
|
Изменения в области образования
|
Минобрнауки России ограничило применение электронного обучения в сфере среднего профессионального образования. Теперь нельзя исключительно дистанционным образом обучать бухгалтеров и бухгалтеров, специалистов по налогообложению по направлению "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)".
|
Приказ Минобрнауки России от 20.01.2014 N 22
|
Налоговые льготы при реализации региональных инвестпроектов: форма инвестиционной декларации
|
С 1 января 2014 г. введены меры налогового стимулирования для реализации инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа, Бурятии, Тывы, Забайкальского края и Иркутской области.
Налоговые льготы распространяются на инвестпроекты с определенным объемом капвложений.
|
Приказ ФНС от 5 февраля 2014 г. N ММВ-7-3/38@
|
Величина прожиточного минимума снижена
|
Уровень прожиточного минимума за IV квартал 2013 г. в целом по России на душу населения составляет 7 326 руб., для трудоспособного населения - 7 896 руб., пенсионеров - 6 023 руб., детей - 7 021 руб.
|
Постановление Правительства РФ от 27 марта 2014 г. N 233
|
Проезд к месту отпуска и обратно
|
Каждый работодатель северного региона обязан компенсировать сотруднику проезд к месту отпуска и обратно.
Соответствующие работники вправе воспользоваться данной гарантией 1 раз в 2 года.
|
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 50-ФЗ
|
Судебная практика
|
Признание расходов на ноу - хау
|
Налоговые эксперты забраковали ноу-хау - не повод признавать расходы неправомерными.
|
Постановление ФАС Московского округа №Ф05-3055/2014 от 21.04.2014г.
|
Премии партнерам
|
Нет оснований придираться к компании, выплачивающей некоторым партнерам завышенные премии.
|
Постановление ФАС Поволжского округа от 27.03.2014 г. № А12-16799/2013
|
Списание сомнительных долгов
|
Суды согласились с ИФНС: списывая безнадежные долги, надо сначала использовать резерв.
|
Постановление ФАС Северо – западного округа №Ф-07-2047/2014 от 23.04.2014г.
|
Пени
|
Если не согласны с размером доначисленных ФНС пени, то в суде необходимо представить свой расчет, в противном случае суд займет сторону налоговиков.
|
Постановление ФАС Западно – Сибирского округа по делу № А27-8488/20132 от 02 апреля 2014 г.
|
КОММЕНТАРИИ:
Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Начало действия документа - 02.05.2014 (за исключением отдельных положений)
-
Физлицо обязано сообщать в инспекцию об объектах налогообложения, по которым оно не получает уведомлений
Физлица, не являющиеся предпринимателями, уплачивают транспортный и земельный налог, а также налог на имущество на основании присланных налоговым органом уведомлений (п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ и ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц"). Сведения об объектах налогообложения, принадлежащих физлицам, инспекция получает в порядке межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 85 НК РФ). Однако на практике нередко возникают ситуации, когда налоговый орган не получает своевременно информации о приобретении физлицами в собственность транспортных средств или объектов недвижимости (в отношении земельных участков - также о регистрации права пожизненного наследуемого владения). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налоги не уплачиваются.
С 1 января 2015 г. вводится новая обязанность физлиц - сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). В абз. 3 п. 2.1 ст. 23 НК РФ предусмотрено два исключения: сообщение в инспекцию направлять не надо, если физлицо получало налоговое уведомление по указанным объектам либо данному лицу предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога.
Помимо сообщения о наличии объектов налогообложения физлицо должно представить в налоговый орган правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы и (или) документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Эти сведения необходимо направить однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Значит, налогоплательщики-физлица, которые не получали уведомление об уплате налога в отношении объектов недвижимости, земельных участков или транспортных средств, находящихся в их собственности (в отношении земельных участков - также на праве пожизненного наследуемого владения), должны будут до 31 декабря 2015 г. представить в инспекцию соответствующее сообщение и подтверждающие документы. Начисление транспортного, земельного налога или налога на имущество начнется с 2015 г. независимо от того, как долго физлицо владело данным транспортным средством, объектом недвижимости или земельным участком (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ).
В дальнейшем упомянутая обязанность будет касаться тех лиц, которые за 30 рабочих дней до 1 октября не получили уведомление по приобретенным в предшествующем году объектам (п. 2 ст. 52, абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ и п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). При возникновении приведенной ситуации до 1 января 2017 г. налог также будет начислен начиная с периода направления налогоплательщиком сообщения в инспекцию (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ, ч. 5 ст. 7 Закона N 52-ФЗ).
За несообщение или несвоевременное сообщение указанных сведений установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога по соответствующему объекту (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Однако данная норма вступит в силу только с 1 января 2017 г. (ч. 3 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). Необходимо обратить внимание на образовавшуюся коллизию: в п. 1 ст. 126 НК РФ, в частности, установлена ответственность налогоплательщика за неисполнение в срок обязанности по представлению документов или сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ или иными актами налогового законодательства. В этом случае взыскивается штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Исключение составляет неподача в срок декларации или уведомления о контролируемых сделках, т.е. состав правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ. Следовательно, если физлицо не представит документов о наличии у него транспортного средства, объекта недвижимости или земельного участка, признаваемых объектами налогообложения, действия указанного лица образуют состав правонарушения, предусмотренного как п. 1 ст. 126 НК РФ, так и п. 3 ст. 129.1 НК РФ. Возможно, до вступления в силу последнего, т.е. до 1 января 2017 г., эта коллизия будет устранена законодателем.
-
Подавать организациям и ИП сведения об открытии и закрытии счетов не нужно
Со 2 мая 2014 г. отменяется обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в инспекцию об открытии (закрытии) счетов, в том числе лицевых, и о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Устанавливающие такие обязанности подп. 1 и 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ утратят силу (подп. "б" п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). Соответственно, будет устранена и мера ответственности, предусмотренная ст. 118 НК РФ за нарушение семидневного срока представления данных сведений (п. 11 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).
Напомним, что указанные обязанности возложены и на банк (п. 1 ст. 86 НК РФ).
Таким образом, их дублирование устранено в соответствии с внесенными поправками. Теперь обязанности по представлению упомянутых сведений в инспекцию сохраняются только для кредитных организаций.
-
Освобождение от налога на имущество организаций при применении УСН и ЕНВД не распространяется на объекты, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость
Организации, применяющие УСН или спецрежим в виде уплаты ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Для перешедших на уплату ЕНВД такое освобождение касается только объектов, используемых в деятельности, облагаемой данным налогом.
Согласно изменениям, внесенным п. п. 1 и 3 ст. 2 Закона N 52-ФЗ, указанное освобождение не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ к этому имуществу относятся административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания.
В силу ч. 4 ст. 7 Закона N 52-ФЗ данные изменения вступают в силу по общему правилу, установленному для поправок к законодательству о налогах и сборах: по истечении месяца с даты опубликования и не ранее 1-го числа следующего налогового периода.
Соответственно, если в отношении УСН дата начала действия нововведений однозначна - 1 января 2015 г., то для плательщиков ЕНВД существует некоторая неопределенность по этому вопросу. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Закон N 52-ФЗ опубликован 2 апреля 2014 г. Значит, изменения, касающиеся применения ЕНВД, должны вступать в силу с 1 июля 2014 г. Поскольку переходных положений для исчисления налога на имущество применяющими ЕНВД организациями Закон N 52-ФЗ не содержит, то возможны следующие варианты применения новых правил:
1) плательщики ЕНВД должны будут исчислить налог на имущество за весь 2014 г. (начиная с 1 января 2014 г.), поскольку налоговым периодом по нему является календарный год (ст. 379 НК РФ). При таком понимании новых правил организации обязаны будут перечислить налог и за тот период, когда были законодательно освобождены от его уплаты (до начала III квартала 2014 г.), т.е. внесенные изменения будут иметь обратную силу. Однако в соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ поправки, ухудшающие положение налогоплательщика, не могут иметь обратной силы;
2) данные организации должны будут исчислить налог на имущество за III и IV кварталы 2014 г., поскольку в I и II кварталах действовало освобождение (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Отметим, что такой подход не учитывает того, что гл. 30 НК РФ, регулирующая уплату налога на имущество, не содержит норм, которые позволили бы в рассматриваемой ситуации рассчитать налог исходя из кадастровой стоимости имущества только за указанные кварталы. Обратим внимание, что возможность скорректировать налог в зависимости от того, сколько месяцев объект недвижимости фактически находился в собственности у налогоплательщика, предусмотрена для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства либо имеющих на территории РФ недвижимость, которая не относится к деятельности этих представительств (п. 5 ст. 382 НК РФ). В данном случае сумма налога корректируется на специальный коэффициент. Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых облагаемая налогом недвижимость находилась в собственности, к общему числу месяцев в налоговом периоде. Возможно, контролирующие органы предложат организациям, применяющим ЕНВД, рассчитать сумму налога за III и IV кварталы 2014 г. аналогичным образом. Однако необходимо обратить внимание, что право применить аналогию закона к налоговым правоотношениям предоставлено только судам (ч. 6 ст. 13 АПК РФ);
3) указанные организации не должны уплачивать налог на имущество за весь 2014 г. Они начнут его исчислять с 1 января 2015 г. Это объясняется тем, что у плательщиков ЕНВД возникает обязанность уплачивать именно налог на имущество организаций, налоговый период по которому, повторим, составляет календарный год. Значит, и вступать в силу данные изменения должны с 1 января 2015 г.
Поскольку рассматриваемая ситуация неоднозначна, вероятно, по указанному вопросу будут даны разъяснения официальных органов.
Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"
Федеральный закон принят Государственной Думой 1 апреля 2014 года и одобрен Советом Федерации 16 апреля 2014 года
Федеральный закон направлен на упрощение налогового учёта, а также на сближение правил исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций и правил определения финансового результата в бухгалтерском учёте.
Федеральным законом предусматриваются:
-
отказ от учёта суммовых разниц, возникающих при заключении договоров в условных денежных единицах, при исчислении суммы налога на прибыль организаций;
-
уточнение порядка списания на расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций;
-
отказ от использования метода ЛИФО при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг);
-
возможность списания в налоговом учёте стоимости малоценного имущества в течение более одного отчётного периода в соответствии с установленной налогоплательщиком учётной политикой;
-
изменение в налоговом учёте порядка учёта убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что при реализации недвижимого имущества моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость признаётся день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества.
Более подробное описание изменений, вносимых Федеральным законом, будет представлено в следующем мониторинге.
Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-Ф3 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В ГК РФ внесены масштабные поправки, посвященные интеллектуальной собственности.
Уделено внимание залогу исключительных прав, а также госрегулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности. Уточнены положения, посвященные госрегистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, договору об отчуждении исключительного права, лицензионному договору. Новая статья касается объектов с официальными символами, наименованиями и отличительными знаками.
Что касается распоряжения исключительным правом, то правообладатель может публично (путем сообщения неопределенному кругу лиц) заявить о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать его произведение науки, литературы или искусства либо объект смежных прав, но на определенных им условиях.
Большое внимание уделено защите интеллектуальных прав. В частности, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации можно защищать в т. ч. путем предъявления требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Последнее предъявляется также к лицам, которые могут пресечь такие действия. В порядке обеспечения иска по делу о нарушении исключительного права в некоторых случаях устанавливается запрет на соответствующие действия в ИТС.
Уточнены рамки свободного использования произведения (постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения; в информационных, научных, учебных или культурных целях; библиотеками, архивами и образовательными организациями).
Появилась новая статья, посвященная открытой лицензии на использование произведения науки, литературы или искусства.
Не остались без внимания права, смежные с авторскими, права на селекционное достижение, на топологии интегральных микросхем, на секрет производства (ноу-хау), на средства индивидуализации юрлиц, товаров, работ, услуг.
Поправки касаются и патентного права. В частности, появилось определение зависимых изобретения, полезной модели, промышленного образца. Срок действия исключительных прав для промышленных образцов составляет 5 лет, а не 15 (как раньше). Обновлены основания для признания патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец недействительным.
Изменения затронули и Закон о коммерческой тайне. Обновлено понятие информации, составляющей эту тайну, а также прописаны права обладателя таких сведений.
В новой редакции изложены положения, касающиеся охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках трудовых отношений.
Поправки вступают в силу с 1 октября 2014 г., кроме некоторых положений.
Приказ Минпромторга России от 28.02.2014 N 316"Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2014 N 31805.
Начало действия документа - 20.04.2014.
С 1 января 2014 г. существенно увеличен транспортный налог на дорогостоящие легковые автомобили. Для машин средней стоимостью от 3 млн. руб. установлены повышающие коэффициенты. Их размер зависит от цены автомобиля и его года выпуска. Прописан порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей.
За основу берется определенная базовая версия машины. Предусмотрены 2 формулы расчета. Первая - для случаев, когда производитель (его уполномоченное лицо) представлен на территории России. Средняя стоимость автомобилей определяется исходя из рекомендованных розничных цен на автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий по состоянию на 1 июля и 1 декабря соответствующего налогового периода.
Рекомендованные розничные цены ежегодно запрашиваются Минпромторгом России у производителей в отношении машин, цена на которые превышает 3 млн. руб. Данные должны быть представлены производителями не позже 1 июля и 1 декабря. Средняя стоимость автомобилей определяется путем сложения рекомендованных цен по состоянию на 1 июля и 1 декабря и деления полученной суммы на 2.
Если производитель не представлен в нашей стране либо им не поданы данные о рекомендованной розничной цене, применяется вторая формула. В ее основе - розничные цены на новые автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанные в российских каталогах (к максимальной цене прибавляется минимальная и делится на 2).
Дополнительно могут использоваться данные из каталогов иностранных издательств. В этом случае средняя стоимость умножается на коэффициент приведения каталожной цены машины в рублевый эквивалент согласно валютному курсу года выпуска автомобиля. Также прибавляется сумма утилизационного сбора и ввозной таможенной пошлины, уплачиваемых за подобный автомобиль. Такой подход следует применять при расчете средней стоимости автомобилей старше 5 лет.
Федеральный закон от 02.04.2014 N 55-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации"
Начало действия документа - 02.04.2014.
Со 2 апреля 2014 г. при расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска необходимо использовать новое среднемесячное число календарных дней - 29,3. Ранее данный показатель составлял 29,4. Соответствующие изменения внесены в ч. 4 ст. 139 ТК РФ Федеральным законом от 02.04.2014 N 55-ФЗ (далее - Закон). Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, которое состоялось 2 апреля 2014 г. (ч. 1 ст. 3 Закона). Отметим, что с учетом приведенной поправки должен быть скорректирован и п. 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).
Также Законом затронуты вопросы о порядке и размерах возмещения расходов, связанных с командировками "бюджетников", и скорректированы некоторые другие положения законодательства РФ о труде.
Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"
С начала текущего года аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда, которая должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее - Закон о спецоценке). На основании результатов такой оценки определяется дополнительный тариф страховых взносов, перечисляемых работодателем (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
21 марта 2014 г. в Минюсте России зарегистрирован Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (далее - Приказ). Им утверждена, в частности, методика проведения специальной оценки условий труда (далее - Методика). Ею должны руководствоваться специализированные организации и работодатели. Рассмотрим некоторые ее положения, касающиеся последних.
В Методике установлены требования к реализуемым в рамках проведения спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).
Наибольшее участие работодателя предполагается на этапе идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов. Так, указанные факторы выявляются путем изучения технической документации, должностных инструкций, проектов строительства и реконструкции и иных документов, представленных работодателем (ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке, п. 4 Методики). Результаты идентификации утверждает комиссия по проведению спецоценки, в которую входят и представители работодателя (ст. 9 Закона о спецоценке, п. 3 Методики). Если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия признаются допустимыми. В этом случае исследования и измерения не проводятся и работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 8 Методики, ст. 11 Закона о спецоценке).
В Приложениях N 1 - 22 к Методике приведены перечни веществ раздражающего действия, аллергенов, противоопухолевых лекарственных средств и гормонов, вредных химических веществ, а также таблицы, регламентирующие отнесение условий труда к определенному классу при воздействии отдельных факторов.
Также рассматриваемым Приказом утверждены следующие документы:
- классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (Приложение N 2 к Приказу);
- форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению организацией, проводившей эту оценку (Приложения N 3 и 4 к Приказу).
Приказ не содержит специальных положений, а значит, вступает в силу по истечении десяти дней с даты официального опубликования (п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). Документ опубликован в "Российской газете" 28 марта 2014 г.
Напомним, что согласно разъяснениям Минтруда России требование о проведении спецоценки до утверждения соответствующей методики было неправомерно.
Приказ Минтруда России от 25.10.2013 N 576н
Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2014 N 31658
Приказ Минтруда России от 25.10.2013 N 574н
Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 N 31687
В Приложениях N N 2 и 3 к административному регламенту, утвержденному Приказом N 576н, установлены новые формы заявлений о регистрации в качестве страхователя и о снятии с регистрационного учета юрлиц по месту нахождения их обособленных подразделений. Аналогичные формы для физлиц, заключивших трудовой договор с работником, предусмотрены в Приложениях N N 2 - 4 к административному регламенту, утвержденному Приказом N 574н. От ранее действовавших новые формы отличаются только рядом технических правок. Кроме того, в форму заявления о регистрации добавлено поле для указания адреса электронной почты заявителя.
Следует отметить, что комментируемыми Приказами Минтруд утвердил два новых административных регламента ФСС РФ, которые касаются порядка регистрации и снятия с регистрационного учета названных лиц в качестве страхователей. Регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней, а снятие с регистрации - в течение четырнадцати календарных дней. Документы вступят в силу по истечении десяти дней с даты опубликования. С этого же времени утратят силу ранее действовавшие Приказы Минздравсоцразвития России от 20.09.2011 N 1052н и N 1054н.
Федеральный закон от 02.04.2014 N 59-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые плательщиками взносов, с 1 мая 2014 г. не должны сообщать в контролирующие органы сведения об открытии и закрытии счетов в банке. В настоящее время эта обязанность установлена в п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон о страховых взносах). Кроме того, исключена ответственность, предусмотренная ст. 46.1 Закона о страховых взносах за нарушение срока представления указанной информации. Упомянутые нормы утратят силу в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.04.2014 N 59-ФЗ, который был размещен 2 апреля 2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 24 Закона о страховых взносах представлять в территориальные органы ПФР и ФСС РФ сведения об открытии (закрытии) счетов плательщиков взносов должны банки. Таким образом, дублирование обязанностей устранено в пользу плательщиков взносов.
Комментируемым Законом внесены и некоторые другие поправки, в частности изменен порядок регистрации юрлиц и предпринимателей во внебюджетных фондах в отношении срока такой регистрации.
Срок регистрации во внебюджетных фондах будет сокращен с пяти до трех дней.
Аналогичным образом сокращаются сроки снятия с регистрационного учета.
Кроме того, согласно закону, информацию о своей регистрации индивидуальные предприниматели смогут получать через Интернет, получая ее на адрес электронной почты, указанный при представлении документов, а также через единый портал государственных услуг.
Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У
С 1 июня 2014 года вводится новый упрощенный порядок учета кассовых операций.
Согласно новому порядку, изменения коснутся и количества реквизитов в кассовой книге (они уменьшатся), и формы приходно-кассовых ордеров (будут упрощены). Расчет лимита остатка наличных остается прежним, но необходимо будет обновить внутренние документы и издать новый приказ о лимите остатка в кассе, ссылаясь на новые Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У.
Для объектов малого бизнеса обязанность вести кассовую книгу и соблюдать лимит наличных вообще отменяется.
Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, которое отменяет действие Положения ЦБ РФ № 373-П вступит в силу с 01.06.2014 года.
Приказ Минобрнауки России от 20.01.2014 N 22"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2014 N 31377.
Приказом утверждены перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, по которым не допускается обучение с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
В частности, в перечни попали профессии "Секретарь", "Делопроизводитель", а также специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» при получении квалификации специалиста – «бухгалтер; бухгалтер, специалист по налогообложению", "Право и организация социального обеспечения" и "Правоохранительная деятельность".
Приказ ФНС от 5 февраля 2014 г. N ММВ-7-3/38@ "Об утверждении формы инвестиционной декларации"
С 1 января 2014 г. введены меры налогового стимулирования для реализации инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа, Бурятии, Тывы, Забайкальского края и Иркутской области.
К заявлению о внесении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов необходимо приложить инвестиционную декларацию по утвержденной форме.
Статус участника регионального инвестиционного проекта позволит организации воспользоваться благоприятными налоговыми условиями, предусмотренными НК РФ для осуществления инвестиционной деятельности и создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов, в том числе на территории Дальневосточного федерального округа.
Утвержденная форма инвестиционной декларации предусматривает отражение в ней сведений об организации, а также об инвестиционном проекте (вид деятельности, цель реализации проекта, целевые индикаторы, объем финансирования и т.д.).
Постановление Правительства РФ от 27 марта 2014 г. N 233 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2013 г.
Уровень прожиточного минимума за IV квартал 2013 г. в целом по России на душу населения составляет 7 326 руб., для трудоспособного населения - 7 896 руб., пенсионеров - 6 023 руб., детей - 7 021 руб.
В III квартале 2013 г. он равнялся соответственно 7 429 руб., 8 014 руб., 6 097 руб., 7 105 руб. Таким образом, показатели снизились.
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 50-ФЗ "О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации"
Каждый работодатель северного региона обязан компенсировать сотруднику проезд к месту отпуска и обратно.
В ТК РФ внесены поправки, которые касаются определенных гарантий для работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно кодексу им компенсируются расходы на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах России.
При этом у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, условия и порядок предоставления этой компенсации, а также ее размер определяются коллективными соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.
Цель поправок - закрепить, что предоставление такой гарантии является обязанностью всех работодателей (в т. ч. "частников"). Данной позиции придерживается Конституционный Суд РФ.
Соответствующие работники вправе воспользоваться данной гарантией 1 раз в 2 года.
Остальная часть изменений в статью о компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа носит редакционный (несущественный) характер.
Постановление ФАС Московского округа №Ф05-3055/2014 от 21.04.2014г.по делу № А41-30369/2013
В проверяемом периоде компанией был заключен договор на приобретение "ноу-хау", в соответствии с которым последняя в качестве лицензиата принимала, а другая фирма - ООО - в качестве лицензиара предоставляла право использования "ноу-хау". Указанное "ноу-хау" включало в себя описания процессов, которые составляют сведения производственного, технического, экономического, организационного характера, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. В результате компания отнесла в расходы 9,4 млн рублей. При этом управление компанией осуществлялось сотрудниками ООО на основании договора управления.
Инспекция по результатам выездной налоговой проверки установила взаимозависимость компании и ООО. Проверив правильность применения цен по сделке в соответствии со статьей 40 НК, и проведя экспертизу затратным методом, пришла к выводу, что стоимость "ноу-хау" составляет 281 тысячу рублей. По мнению эксперта, данная информация не имеет коммерческой ценности и содержится в открытых информационных источниках. В результате на разницу (9,4 - 0,281 млн рублей) инспекция доначислила налог на прибыль.
Суды трех инстанций не согласились с инспекцией, отменили решение и разъясняют следующее.
В соответствии со статьей 40 НК применение затратного метода допустимо только в случае невозможности применения сравнительного метода и метода последующей реализации. Эксперт использовал затратный метод, однако невозможность применения метода последующей реализации им не обоснована. Кроме того, затраты автора "ноу-хау" на его создание экспертом оценены не были.
Судами установлено, что коммерческая ценность спорного "ноу-хау" позволила формализовать основные бизнес-процессы, ввести типовые операции, сократить издержки производства. Учитывая, что это инспекцией не опровергнуто, суды признали ее решение недействительным.
Постановление ФАС Поволжского округа от 27.03.2014 г. № А12-16799/2013
Организация вправе выплачивать разные премии контрагентам за покупку одних и тех же товаров. Учитывать в расходах можно любые суммы бонусов. К такому выводу пришел ФАС Поволжского округа от 27.03.2014 г. № А12-16799/2013.
Почти всем своим партнерам компания платила премию 10 процентов от стоимости поставки. И лишь одному могла увеличить премию до 20 процентов. Инспекторы посчитали, что разницу между повышенной премией и стандартной нельзя включать в расходы. Но суд с ними не согласился: в кодексе нет ограничений на учет премий в зависимости от их размеров (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Постановление ФАС Северо – западного округа №Ф-07-2047/2014 от 23.04.2014г.по делу № А42-3919/2013
Компания сформировала резерв по сомнительным долгам, неиспользованный остаток которого на конец проверяемого периода составил 13,2 млн. рублей. По результатам инвентаризации безнадежным долгом была признана задолженность в сумме 35,1 млн. рублей и списана в состав внереализационных расходов. При этом задолженность по договорам уступки прав требования, договорам займа и кредита, штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение обязательств, предоплата не была включена в состав резерва.
По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, установив, что компания необоснованно завысила на 13,2 млн рублей внереализационные расходы, включив в их состав суммы безнадежных долгов при наличии остатка неиспользованного резерва по сомнительным долгам.
Полагая, что задолженность, не включенная в резерв, подлежит списанию на основании статьи 265 НК, компания обратилась в суд. Суды трех инстанций признали решение инспекции правомерным и разъясняют следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 НК, к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном периоде, в частности, суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
В соответствии с последним абзацем пункта 5 статьи 266 НК в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет резерва. В случае если его сумма меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.
В данном случае компания должна была сформированный резерв использовать на покрытие убытков от безнадежных долгов, а остаток отнести к внереализационным расходам.
О другом деле с похожими обстоятельствами мы недавно сообщали . Там фирме удалось списать безнадежную дебиторку напрямую при наличии неиспользованного резерва, при том, что его остаток был еще до проверки отнесен к доходам.
Постановление ФАС Западно – Сибирского округа по делу № А27-8488/20132 от 02 апреля 2014 г.
По результатам выездной налоговой проверки ООО «Б» доначислены налог на прибыль, НДС, пени, штраф, а также пени за несвоевременное перечисление НДФЛ, удержанного с фактически полученного физическими лицами дохода.
Факт несвоевременного перечисления НДФЛ в бюджет компания не оспаривает, однако она не согласна с определением пени расчетным путем исходя из доли произведенной выплаты каждому работнику от общего размера удержанного НДФЛ.
Учитывая, что свой расчет компания не представила, доказательств, опровергающих достоверность представленного инспекцией расчета, не привела, суды трех инстанций признали решение инспекции действительным.
Кроме того в проверяемом периоде ООО «Б» (заказчик) был заключен договор с ООО «М» (подрядчик) на ремонт узлов и агрегатов. Инспекция сочла формальными взаимоотношения компании с ООО «М», установив следующие обстоятельства в отношении контрагента:
-
по адресу государственной регистрации, являющегося адресом «массовой» регистрации, не находится, с собственниками здания договоров аренды не заключало;
-
имущество, транспортные средства, складские помещения, земельные участки и работники отсутствуют;
-
основной вид деятельности - прочая оптовая торговля;
-
факта привлечения третьих лиц для выполнения необходимых работ не установлено;
-
на единственного учредителя и руководителя зарегистрировано еще несколько компаний;
-
расходы, характерные для осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности, отсутствуют;
-
движение денежных средств по расчетному счету ООО «М» носит транзитный характер: поступления от ООО «Б» перечислены лицам, в отношении которых также установлено отсутствие реальных финансово-хозяйственных отношений;
-
позже ООО «М» подверглось реорганизации, причем, его правопреемник также обладает признаками фирмы - «однодневки».
Кроме того, инспекция установила фактического исполнителя работ по договору – физлицо, что также подтверждается показаниями сотрудника ООО «Б». Суды трех инстанций согласились с инспекцией в том, что документы, представленные ООО «Б» в обоснование уменьшения налоговой базы по прибыли и по НДС, содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальности спорных хозяйственных операций.