О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
23 апреля 2015

Изменения законодательства в марте 2015 года

 

Изменения

Краткое изложение изменения

Ссылка на норму законодательства

 

Подписан закон, направленный на предотвращение создания фирм на подставных лиц

Устанавливается уголовная ответственность за:

  • представление в ФНС России данных, повлекшее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах;
  • предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдачу доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице;
  • приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице.

Уточняется понятие "подставные лица", предусмотренное УК РФ.

Увеличивается до 1 года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и ИП.

Ужесточается административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об ИП в орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц и ИП, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, а также устанавливается административная ответственность за повторное совершение указанного правонарушения.

Уточняется порядок направления руководителем ликвидационной комиссии (ликвидатором) в регистрирующий орган информации о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Определено, что опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган. При этом устанавливаются дополнительные ограничения государственной регистрации при ликвидации юридического лица. В частности, предусматривается запрет на государственную регистрацию при ликвидации юридического лица до завершения судебного разбирательства по иску к такому юридическому лицу, а также до окончания выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации.

Федеральный закон от 30.03.2015 г. N 67-ФЗ   

Получаем налоговый вычет при покупке жилья через работодателя: новая форма подтверждения права на вычет

Физические лица имеют право на имущественные вычеты по НДФЛ в размере расходов на строительство или приобретение жилья, а также затрат на погашение процентов по займам (кредитам), взятым на указанные цели.

Вычеты могут быть предоставлены до окончания налогового периода при обращении налогоплательщика с письменным заявлением к работодателю при условии подтверждения права на вычеты налоговым органом.

Приказ ФНС России от 14.01.2015 г. N ММВ-7-11/3@ 

Об участии в иностранных организациях по состоянию на 15 мая 2015 года необходимо уведомить налоговые органы в срок не позднее 15 июня 2015 года

Если участие в иностранной организации прекращено (учрежденная иностранная структура ликвидирована) в период с 1 января 2015 года по 14 июня 2015 года, уведомлять об участии в иностранной организации налоговые органы не требуется.

Кроме того, переносится с 1 апреля 2015 года на 15 июня 2015 года срок начала применения абзаца первого пункта 3 статьи 25.14 НК РФ, устанавливающего общий порядок уведомления налоговых органов об участии в иностранных организациях, - не позднее одного месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной организации.

Закон также уточняет порядок предоставления социальных налоговых вычетов по расходам на обучение и оплату медицинских услуг (предусматривается возможность получения вычетов у работодателей при условии подтверждения такого права налоговым органом).

Федеральный закон от 06.04.2015 г. N 85-ФЗ 

Вычеты по НДФЛ на образование и лечение теперь можно получать через работодателя

Изменен порядок учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли

Уточнены правила учета доходов (расходов) в виде процентов по долговым обязательствам при совершении контролируемых сделок.

Также изменена предельная величина процентов по рублевым долговым обязательствам, включаемых в расходы в период с 1 декабря по 31 декабря 2014 г. При отсутствии сопоставимых долговых обязательств перед российскими организациями, а также по выбору налогоплательщика предельная величина принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не более 3,5 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Федеральный закон от 08.03.2015 г. N 32-ФЗ 

Снижены административные штрафы за некоторые повторные нарушения в сфере валютного законодательства

Ранее была установлена ответственность за несоблюдение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами России с подтверждающими банковскими документами, нарушение правил подачи подтверждающих документов и информации при валютных операциях, оформления паспортов сделок либо сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и сведений при валютных операциях или паспортов сделок.

За повторное совершение вышеперечисленных действий налагался штраф: на должностных лиц - от 30 до 40 тыс. руб., на юридических лиц - от 400 до 600 тыс. руб.

Теперь указанные размеры штрафов сохраняются только за повторное несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами России с подтверждающими банковскими документами.

За повторное совершение прочих названных нарушений размер штрафа, налагаемый на должностных и юридических лиц, теперь составляет от 12 до 15 тыс. руб., и от 120 до 150 тыс. руб. соответственно.

Федеральный закон от 30.03.2015 г. N 60-ФЗ 

Расчет по страховым взносам в ФСС РФ за I квартал 2015 г. подается по новой форме - 4 ФСС

ФСС РФ обновил порядок заполнения и форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС).

Введение новой формы расчета связано с изменением порядка уплаты страховых взносов и сроков его представления (так, например, с 1 января 2015 года в ФСС РФ уплачиваются взносы с выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за некоторыми исключениями), уточнены условия применения пониженных тарифов, изменены сроки представления расчета - на бумажном носителе не позднее 20-го, а в форме электронного документа - не позднее 25-го числа месяца).

Приказ ФСС РФ от 26.02.2015 г. N 59 

Пакет поправок к ГК РФ в части обязательственного права подписан Президентом РФ

ФЗ, в частности, уточняется понятийный аппарат, вводится ряд новых статей, затрагиваются вопросы исполнения обязательств, а также договорного права, поручительства, выдачи гарантий.

Будет усилена ответственность должника, виновного в досрочном прекращении договора. Сверх убытков за неисполнение (ненадлежащее исполнение) будут взыскивать убытки в виде разницы между ценой прекращенного договора и ценой заключенной взамен сделки, если она была, или текущей ценой (ценой на момент прекращения договора) на сопоставимый товар, если иной договор не заключался.

Законодательно закреплена возможность внесения обеспечительного платежа. Согласно закону указанный платеж обеспечивает, в частности, денежное обязательство. Он применим к существующим или будущим обязательствам. Сумма такого платежа засчитывается в счет их исполнения. На практике данный платеж использовался и ранее, но это не было закреплено в ГК РФ.

Предусматривается, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с положениями Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

ФЗ вступает в силу с 1 июня 2015 года.

Федеральный закон от 08.03.2015 г. N 42-ФЗ   

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов: новые формы решений, заявлений и сообщений

Решения о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и сборов оформляются в соответствии с утвержденными формами.

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных обязательных платежей в бюджет определен статьей 78 НК РФ.

ФНС России утвердила формы документов, применяемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов, в том числе:

  • Сообщения о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа);
  • Заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа);
  • Решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа);
  • Решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога (сбора, пени, штрафа).

Приказ ФНС России от 03.03.2015 г. N ММВ-7-8/90@ 

Утверждено уведомление налоговой инспекции на основании которого иностранный работник может уменьшить НДФЛ с доходов на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей

Фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается иностранным работником на основании выданного ему патента.

Общая сумма налога с доходов указанных налогоплательщиков исчисляется с учетом уплаченных фиксированных авансовых платежей.

Уменьшение исчисленной суммы налога производится при условии получения работодателем от налогового органа соответствующего уведомления.

Утверждена форма такого уведомления.

Приказ ФНС России от 17.03.2015 г. N ММВ-7-11/109@   

Обновлены форматы электронных документов, применяемых при расчетах по НДС

Взамен форматов, утвержденных Приказом ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@, вводятся форматы следующих документов в электронной форме: счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры; журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур; книги покупок; дополнительного листа книги покупок; книги продаж; дополнительного листа книги продаж.

Утверждение новых форматов обусловлено внесением изменений в Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС", а также необходимостью доработки действующих форматов.

Приказ ФНС от 04.03.2015 г. N ММВ-7-6/93@ 

ЦБ РФ вновь снижает ключевую ставку

13.03.2015 решено снизить ключевую ставку c 15% до 14% годовых. По мере ослабления инфляционных рисков ЦБ РФ готов продолжить снижение ключевой ставки. Данный вопрос будет рассмотрен 30.04.2015.

Информация Банка России от 13.03.2015 г.   

Изменен срок эксплуатации моделей ККТ, исключенных из госреестра

Исключенные из Госреестра модели ККТ можно применять до истечения срока службы, установленного изготовителем, но не более 10 лет.

До внесения изменений такие ККТ могли применяться до истечения нормативного срока их амортизации, который составляет 5 - 7 лет.

Федеральный закон от 08.03.2015 г. N 51-ФЗ 

Решения об отсрочке (рассрочке) по уплате федеральных налогов вместо Правительства РФ будет принимать ФНС России

С 9 апреля 2015 года полномочия по предоставлению отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок от одного года до трех лет возлагаются на ФНС России.

Ранее указанная отсрочка или рассрочка предоставлялась по решению Правительства РФ.

Кроме того, из НК РФ исключается положение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет, по решению министра финансов РФ.

Федеральный закон от 08.03.2015 г. N 49-ФЗ 

Информирование банков о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков осуществляется через интернет-сервис "Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов"

Посредством указанного сервиса, размещенного на официальном сайте ФНС России, налоговые органы обеспечивают информирование банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам и переводов электронных денежных средств налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов, участников КГН, лиц, занимающихся частной практикой и др.).

В интернет-сервисе размещается информация из решения налогового органа в соответствии с установленным перечнем сведений.

Актуализация информации в интернет-сервисе производится в режиме реального времени в течение рабочего дня.

Приказ ФНС России от 20.03.2015 N ММВ-7-8/117@ 

Судебная практика

Можно оспорить письма ФНС России через суд

Конституционный Суд РФ признал, что разъясняющие письма ФНС России и других ведомств, обладающие нормативными свойствами, могут оспариваться в суде.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 г. N 6-П 

Можно не вести раздельный учет НДС при выдаче займов

Компания давала деньги в долг, раздельный учет НДС не вела и весь входной налог принимала к вычету. Инспекторы заявили, что выдача займов - необлагаемая операция, обязывающая вести раздельный учет и принимать к вычету лишь часть налога (п. 4 ст. 170 НК РФ), поэтому пересчитали вычеты и доначислили НДС. Суд не согласился с позицией налогового органа, указав, что компания вправе не вести раздельный учет НДС, если все ее необлагаемые операции - выдача займов.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.01.15 № Ф05-15712/2014 

Налоговики проверили почти четырехлетний период - суды сочли это законным

13 декабря 2013 года ИФНС приняла решение о проведении в отношении компании выездной налоговой проверки за период с 1 января 2010 года по 30 ноября 2013 года. В результате проверки компании был доначислен НДФЛ, пени и штраф. Компания не согласилась с правомерностью проверки 2013г.

Суды трех инстанций (постановление кассации  Ф06-22149/2013 от 01.04.2015) признали правомерным решение инспекции, указав на ст. 89 НК, в соответствии с которой в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Суды разъяснили, что указанная норма не запрещает проверку отчетного периода текущего года.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции Поволжского округа от 01.04.2015 №Ф06-22149/2013   

Суды не сочли схемой замену трудового договора на договор оказания услуг с ИП

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании НДФЛ, пени и штраф, установив занижение налоговой базы в результате ухода от налогообложения зарплаты. Схема, по мнению налоговиков, состояла в передаче полномочий гендиректора ИП (одному из учредителей и бывшему гендиректору компании) на основании договора возмездного оказания услуг по управлению текущей ФХД компании.

Суды всех инстанций поддержали налогоплательщика и не установили фактов, подтверждающих мнимость договора о передаче полномочий.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции Поволжского округа от 22.01.2015г. № Ф06 - 18785/2013 

 

КОММЕНТАРИИ:

Федеральный закон от 30.03.2015 г. N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Начало действия документа - 31.03.2015 (за исключением отдельных положений).

Внесены изменения в некоторые законодательные акты по вопросам госрегистрации юрлиц и ИП.

Так, расширены права нотариусов. Они могут бесплатно получать сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в форме электронного документа. Введен еще один нотариальный тариф - за представление материалов на госрегистрацию организаций и ИП. Он составляет 1 000 руб. Урегулирована соответствующая процедура. Уточнены правила установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия. Кроме того, определены требования к нотариально оформляемому документу.

В Законе об ООО решили пересмотреть положения об увеличении уставного капитала.

Установлено, что с 01.01.2016г. принятие решения общего собрания участников общества и состав присутствовавших при этом членов подтверждаются нотариальным удостоверением.

Важно отметить следующие изменения в Законе о госрегистрации юрлиц и ИП. В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности организаций теперь также вносятся запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о компании; сведения о том, что юрлицо решило изменить место нахождения. Закреплены положения о проверке достоверности данных, включаемых (включенных) в ЕГРЮЛ. К основаниям для отказа в регистрации отнесено в т. ч. несоблюдение порядка ликвидации или реорганизации юрлица.

В КоАП РФ обновлены две нормы. Первая предусматривает ответственность за непредставление (несвоевременное направление) или передачу недостоверных сведений о юрлице или ИП в регистрирующий орган. Взамен прописывается несвоевременное представление сведений.

Вторая предусматривает ответственность за представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения. Взамен прописывается непредставление или представление недостоверных сведений.

При этом вводится норма об ответственности должностных лиц за повторное совершение последнего из упомянутых правонарушений. Санкция - дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.

УК РФ предусматривает ответственность за образование (создание, реорганизацию) юрлица через подставных лиц. В силу поправок к нему приравняли представление в регистрирующий орган данных, повлекшее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. Уточнено определение последних.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

 

Приказ ФНС России от 14.01.2015 г. N ММВ-7-11/3@ "Об утверждении формы уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации"

Начало действия документа - 12.04.2015г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 марта 2015 г. Регистрационный № 36625.

Налогоплательщики имеют право на имущественные вычеты по НДФЛ в размере расходов на строительство или приобретение жилья, а также затрат на погашение процентов по займам (кредитам), взятым на указанные цели.

Вычеты могут быть предоставлены до окончания налогового периода при обращении налогоплательщика с письменным заявлением к работодателю при условии подтверждения права на вычеты налоговым органом. Приказом утверждена новая форма уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты, предоставляемые в соответствии с пп. 3, 4 п. 1 ст. 220 НК РФ.

Форма уведомления стала более краткой. В ней подтверждается право налогоплательщика на вычеты и указывается сумма фактически произведенных им расходов (без отражения данных о построенном или приобретенном жилье, сведений о целях получения займа или кредита).

 

Федеральный закон от 06.04.2015 г. N 85-ФЗ"О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"

Начало действия документа - 07.04.2015 (за исключением отдельных положений)

Уточнена процедура предоставления 2 социальных вычетов по НДФЛ. Речь идет о суммах, уплаченных за обучение и медуслуги (в т. ч. на приобретение лекарств по специальному перечню).
Ранее они предоставлялись по окончании налогового периода при подаче в налоговые органы декларации.

Поправки позволяют с 01.01.2016г. получить их у работодателя, если соответствующее право подтверждено налоговым органом. Таким образом, декларацию заполнять не нужно.

Лимит по вычетам не изменится. Как и сейчас, вычеты можно будет получить в размере фактически произведенных расходов, но не более 120 000 руб. По дорогостоящим видам лечения сумма вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Лимит вычета за обучение детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения составит 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

Перенесен срок вступления в силу положений НК РФ о направлении уведомления об участии в иностранных компаниях. Напомним, что п. 3 ст. 25.14 НК установлен срок для подачи уведомления об участии в иностранных организациях - не позднее 1 месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в такой организации, являющегося основанием для подачи уведомления.

Положения п. 3 ст. 25.14 НК (в предыдущей редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ) применяются с 1 апреля 2015 года.

Согласно поправкам правила подачи уведомления будут применяться с 15 июня 2015 г. (а не с 1 апреля).

Ранее уведомление об участии в иностранных организациях, предусмотренное статьей 25.14 НК, основание для представления которого возникло до 1 января 2015 года, должно было быть представлено в налоговый орган в срок не позднее 1 апреля 2015 года (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ в предыдущей редакции).

Теперь срок будет зависеть от ряда условий.

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), предусмотренное пп. 1 п. 1 ст. 25.14 НК РФ (в редакции действующего Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ), в 2015 году представляется в налоговый орган с учетом следующих особенностей:

1) уведомление в отношении доли участия в иностранных организациях (учреждения иностранных структур без образования юридического лица) по состоянию на 15 мая 2015 года представляется в срок не позднее 15 июня 2015 года;

2) уведомление не представляется в случае, если участие в иностранной организации прекращено или учрежденная иностранная структура без образования юридического лица ликвидирована в период с 1 января 2015 года по 14 июня 2015 года включительно.

 

Федеральный закон от 08.03.2015 г. N 32-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Начало действия документа - 09.03.2015г.

Установлен новый порядок расчета предельной величины процентов для целей налогообложения прибыли в период с 1 по 31 декабря 2014 г. (включительно) по долговым обязательствам в рублях

 

По общему правилу до вступления в силу Закона при отсутствии сопоставимых долговых обязательств, выданных в том же квартале, с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2014 г. предельная величина процентов по долговым обязательствам в рублях, признаваемая расходом в налоговом учете, принималась равной произведению ставки рефинансирования Банка России и коэффициента 1,8 (абз. 3 п. 1.1 ст. 269 НК в ред. от 29.12.2014г.).

Ч. 2 ст. 2 Закона установлен новый размер коэффициента для процентов, которые подлежат включению в состав расходов в декабре 2014 г.

Теперь при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, предельная величина процентов принимается равной произведению ставки рефинансирования Банка России и коэффициента 3,5. Таким образом, налогоплательщик вправе при нормировании процентов за декабрь 2014г. применять коэффициент, равный 1,8 либо 3,5.

С учетом этого может сложиться ситуация, когда организация включила в расходы за декабрь 2014 г. суммы процентов, которые определяются исходя из коэффициента 1,8, установленного по 31 декабря 2014 г. в п. 1.1 ст. 269 НК РФ. Компании, представившие отчетность за налоговый период 2014 г., вправе внести соответствующие изменения в налоговый учет за 2014 г. и подать в налоговый орган уточненную декларацию. Также они могут сделать перерасчет налоговой базы и суммы налога за текущий отчетный (налоговый) период, в таком случае никакие уточные декларации подавать не следует (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

Уточнены общие правила учета в налоговом учете процентов при совершении контролируемых сделок с долговыми обязательствами

Для целей признания расходов в отношении сделок между взаимозависимыми лицами, признаваемых контролируемыми в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК, установлены следующие интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, оформленным в рублях:

  • на период с 1 января по 31 декабря 2015 года - от 0 до 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ;
  • начиная с 1 января 2016 года - от 75 до 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ.

По долговым обязательствам, оформленным в рублях и возникшим в результате контролируемых сделок, признаваемых таковыми иными нормами НК кроме п. 2 ст. 105.14 НК, нормирование расходов на проценты осуществляется в следующем порядке:

  • на период с 1 января по 31 декабря 2015 года - от 75 процентов ставки рефинансирования ЦБ РФ до 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ;
  • начиная с 1 января 2016 года - от 75 до 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ.

Если ставка по долговому обязательству является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, то в расчетах используется величина ключевой ставки (ранее – ставки рефинансирования), действующей на дату привлечения денежных средств (абз. 1 пп. в пп. 2 ст. 1 Закона). В иных случаях используется ключевая ставка (ранее – ставка рефинансирования), действующая на дату признания доходов (расходов) в виде процентов в соответствии с гл. 25 НК (абз. 2 пп. в пп. 2 ст. 1 Закона).

Особенности определения предельной величины процентов, учитываемых в период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2015 г., по иностранным долговым обязательствам, возникшим до 1 октября 2014 г.

Для расчета учитываемых в расходах процентов по контролируемым долговым обязательствам российской организации перед иностранной организацией необходимо знать величину контролируемой задолженности и размер собственного капитала, соответствующий доле прямого или косвенного участия иностранной организации в уставном капитале российской организации. Условия и порядок определения предельной величины процентов изложены в п. 2 ст. 269 НК.

Изменения в части определения величины контролируемой задолженности:по долговым обязательствам, выраженным в иностранной валюте, величина контролируемой задолженности рассчитывается в рублях по курсу ЦБ РФ на последнюю отчетную дату отчетного (налогового) периода. Однако данный курс не может превышать курс, установленный ЦБ РФ на 1 июля 2014 г. для соответствующей валюты (пп. 1 ч. 1 ст. 2 Закона). Таким образом, законодательно зафиксированы предельные значения курсов иностранных валют для пересчета размера контролируемой задолженности в рубли.

Изменения в части определения величины собственного капитала:на размер собственного капитала не влияют курсовые разницы от переоценки выраженных в иностранной валюте требований (обязательств), возникших с 1 июля 2014 г. по число, на которое определяется коэффициент капитализации (КК), из-за изменения курсов, которые установлены ЦБ РФ (пп. 2 ч. 1 ст. 2 Закона).

 

Федеральный закон от 30.03.2015 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Начало действия документа - 11.04.2015г.

Уточнены отдельные положения КоАП РФ о нарушениях в сфере валютного законодательства.

Напомним, что Кодекс предусматривает ответственность за несоблюдение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям (ВО), отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами России с подтверждающими банковскими документами, нарушение правил подачи подтверждающих документов и информации при ВО, оформления паспортов сделок либо сроков хранения учетных и отчетных документов по ВО, подтверждающих документов и сведений при ВО или паспортов сделок.

Ранее за повторное совершение вышеперечисленных действий (бездействие) налагался штраф: на должностных лиц - от 30 до 40 тыс. руб., на организации - от 400 до 600 тыс. руб. Теперь указанные размеры штрафов сохраняются только за повторное несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами России с подтверждающими банковскими документами.

За повторное совершение прочих названных нарушений размер штрафа снижен. Для должностных лиц он составляет от 12 до 15 тыс. руб., для организаций - от 120 до 150 тыс. руб.
Кроме того, теперь рассматривать дела об административных правонарушениях от имени федерального органа валютного контроля также могут руководители его структурных подразделений и их заместители.

 

Приказ ФСС РФ от 26.02.2015 г. N 59 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2015 г. Регистрационный № 36505.

Установлена новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4 ФСС).

Новая форма разработана в связи с изменениями в законодательстве. В частности, с 1 января 2015 г. работодатели уплачивают взносы в ФСС РФ за временно пребывающих в России иностранных сотрудников. Расходы на уплату страховых взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, финансируются за счет межбюджетных трансфертов, выделяемых ФСС РФ (а не за счет средств работодателей). Новая форма позволяет отразить указанные расходы.

Приведен порядок заполнения новой формы.

Напомним, что изменились сроки представления расчета. Он подается в территориальный орган ФСС РФ в бумажном варианте не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в электронном виде - не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Кроме того, с 50 до 25 человек снижено количество работников, при котором плательщики страховых взносов обязаны представлять расчет в электронном виде.

Новая форма применяется при подаче расчета начиная с I квартала 2015 г.

 

Федеральный закон от 08.03.2015 г. N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2015 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после этой даты. По правоотношениям, возникшим до 1 июня 2015 г., закон применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после указанной даты.

Пакет очередных поправок к ГК РФ касается отдельных вопросов исковой давности, обязательственного права, общих положений о договоре.

Расширены возможности защиты прав кредитора по обязательству. Так, закреплено, что суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму на случай неисполнения должником судебного акта об исполнении обязательства в натуре.

Скорректированы правила исполнения обязательств. В частности, в ГК РФ включены нормы о межкредиторских соглашениях.

Изменены положения о способах обеспечения исполнения обязательств. Так, сужены возможности суда по уменьшению размера неустойки. Вместо понятия банковской гарантии как способа обеспечения исполнения обязательства введено понятие независимой гарантии, которая может выдаваться не только кредитной организацией, но и иной коммерческой организацией. Независимая гарантия не зависит от действительности обеспечиваемого ею обязательства. Закреплен такой способ обеспечения исполнения обязательств, как обеспечительный платеж.

Также предусмотрена возможность заключения соглашений о возмещении имущественных потерь одной из сторон договора (потери, вызванные невозможностью исполнения обязательства, предъявлением требований со стороны третьих лиц или органов государственной власти и т. п.).

Изменения касаются и ответственности за нарушение обязательств. Так, если неисполнение или ненадлежащее исполнение должником договора повлекло его досрочное прекращение, кредитор вправе потребовать от должника возмещения убытков в виде разницы между ценой, установленной в прекращенном договоре, и текущей ценой на сопоставимые товары, работы или услуги.

При начислении процентов за пользование чужими денежными средствами вместо учетной ставки ЦБ РФ применяются средние ставки банковского процента по вкладам физлиц.

Прописан запрет на применение сложных процентов (проценты на проценты), если иное не установлено законом (а по обязательствам, исполняемым при осуществлении сторонами предпринимательской деятельности, - законом или договором).

Коррективы касаются также общих положений о договоре. Закреплены понятия рамочного договора, опциона на заключение договора, опционного и абонентского договоров.

Прописана обязанность стороны, предоставившей при заключении договора недостоверные сведения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения, исполнения или прекращения договора, возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку.

Урегулирован порядок проведения переговоров о заключении договора.

Уточнен порядок проведения торгов (в том числе публичных).

Закреплено, что право на односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с предпринимательской деятельностью, может быть обусловлено выплатой определенной денежной суммы другой стороне обязательства.

 

Приказ ФНС России от 03.03.2015 г. N ММВ-7-8/90@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 марта 2015 г. Регистрационный № 36602.

Установлены новые формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов.

Это формы решений о зачете и возврате названных сумм, сообщений о принятии указанных решений, заявлений о возврате (зачете).

Также установлена форма решения об отказе в зачете (возврате).

Кроме того, утверждена форма решения об отмене решения о зачете (возврате) суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также форма сообщения об отмене решения.

 

Приказ ФНС России от 17.03.2015 г. N ММВ-7-11/109@ "Об утверждении формы уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 апреля 2015 г. Регистрационный № 36699.

Иностранцы, получившие патент для работы в России, вносят фиксированные авансовые платежи по НДФЛ (1 200 руб. в месяц с учетом коэффициента-дефлятора).

Общая сумма НДФЛ с доходов указанных лиц исчисляется налоговыми агентами (работодателями - организациями, ИП, лицами, занимающимися частной практикой) и уменьшается на сумму фиксированных авансовых платежей, перечисленных иностранцем за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.

Исчисленная сумма НДФЛ может быть уменьшена в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору иностранца.

При этом налоговый агент должен получить от инспекции по месту своего нахождения (жительства) уведомление о подтверждении права на уменьшение исчисленной суммы НДФЛ на внесенные фиксированные авансовые платежи.

Утверждена форма такого уведомления.

 

Приказ ФНС от 04.03.2015 г. N ММВ-7-6/93@"Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2015 г.

Начало действия документа - 14.04.2015г.

Установлены новые форматы электронных документов, применяемых при расчетах по НДС. Это обычный и корректировочный счета-фактуры, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж и дополнительные листы к ним.

Разработка новых форматов обусловлена обновлением форм журнала, книг и доплистов к ним.

Они дополнены сведениями, свидетельствующими о посреднической деятельности.

Также был упрощен порядок оформления счетов-фактур при совершении посреднических операций. Кроме того, было официально разрешено указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры дополнительную информацию при условии сохранения формы счета-фактуры.

 

Информация Банка России от 13.03.2015 г. "О ключевой ставке Банка России"

13.03.2015 решено снизить ключевую ставку c 15% до 14% годовых.

По состоянию на 10 марта, годовой темп прироста потребительских цен составил 16,7%. Базовая инфляция в феврале повысилась до 16,8%. При этом месячный темп прироста потребительских цен снизился с 3,9% в январе до 2,2% в феврале. Сложившийся высокий уровень годовой инфляции преимущественно обусловлен ослаблением рубля и внешнеторговыми ограничениями. Их влияние является краткосрочным и будет исчерпано до конца 2015 г.

В январе 2015 г. продолжилось снижение темпов роста реальной заработной платы и наблюдалось резкое сокращение потребительских расходов, что оказывает сдерживающее влияние на цены товаров и услуг.

Существенное увеличение банками процентных ставок по кредитам и ужесточение требований к качеству заемщиков и обеспечения обусловило замедление роста кредитования экономики в годовом выражении (с поправкой на валютную переоценку).

Несмотря на снижение ключевой ставки, она остается достаточно высокой для формирования ставок по депозитам на уровне, способствующем сберегательной активности населения.

Подстройка рынка труда к новым условиям будет происходить преимущественно за счет снижения заработной платы и неполной занятости, что в совокупности с замедлением роста розничного кредитования приведет к дальнейшему снижению потребительской активности.

В целом складывающиеся экономические условия формируют тренд на снижение инфляции. Месячный рост потребительских цен продолжит замедляться. Вместе с тем годовая инфляция будет расти и достигнет пика во II квартале 2015 г. По прогнозу ЦБ РФ, годовая инфляция снизится до уровня около 9% через год и до целевого уровня 4% в 2017 году.

По мере ослабления инфляционных рисков ЦБ РФ будет готов продолжить снижение ключевой ставки. Данный вопрос будет рассмотрен 30.04.2015.

 

Федеральный закон от 08.03.2015 г. N 51-ФЗ"О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Начало действия документа - 09.03.2015г.

Скорректирован Закон о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Поправка касается эксплуатации моделей ККТ, исключенных из госреестра.

До внесения изменений эксплуатация была возможна до истечения нормативного срока амортизации.

Поправкой прописана эксплуатация до истечения срока службы, который устанавливается изготовителем ККТ, но не более 10 лет.

 

Федеральный закон от 08.03.2015 г. N 49-ФЗ"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Начало действия документа - 09.04.2015г.

Внесенные поправки касаются предоставления отсрочки, рассрочки по уплате федеральных налогов и сборов в части, зачисляемой в бюджет страны, на срок от 1 до 3 лет.

Решения о предоставлении такой отсрочки (рассрочки) теперь будет принимать не Правительство РФ, а ФНС России.

Также отменен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по решению министра финансов РФ.

 

Приказ ФНС России от 20.03.2015 N ММВ-7-8/117@ "Об утверждении Порядка информирования банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика - организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации"

Начало действия документа - 18.04.2015

Приказом ФНС утвердила порядок информирования банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика - организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 статьи 76 НК.

Данной нормой установлено, что правила приостановления операций и переводов применяются также в отношении:

  • налогового агента - организации и плательщика сбора - организации;
  • ИП - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;
  • организаций и ИП, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации;
  • нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков, налоговых агентов.

Налоговые органы обеспечивают информирование банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по расчетным счетам с помощью интернет-сервиса "Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов", который размещается на сайте ФНС (www.nalog.ru).

В интернет - сервисе содержится и по запросу банка предоставляется следующая информация из решений о приостановлении:

  • ИНН;
  • наименование организации (ФИО физлица);
  • код налогового органа, которым принято решение о приостановлении;
  • номер и дата принятия налоговым органом решения с указанием даты и времени его размещения (по московскому времени) в интернет-сервисе.

Для получения данных банк должен ввести ИНН клиента и собственный БИК.

Сведения о наличии либо об отсутствии решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) представляются на момент обращения банка.

Для проверки подлинности сведений, представленных ФНС России с использованием интернет-сервиса, банки устанавливают самоподписанный сертификат ключа проверки электронной подписи и список аннулированных сертификатов ключей проверки электронных подписей аккредитованного удостоверяющего центра Службы, размещенных на сайте ведомства.

Информация в интернет-сервисе актуализируется налоговым органом в режиме реального времени в течение рабочего дня, в котором принято решение.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 г. N 6-П"По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть"

Верховный Суд (ВС) РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции в т. ч. административные дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Конституционный Суд РФ проверил эту норму по жалобе организации, которая безуспешно пыталась оспорить письмо ФНС России об НДПИ (в части перерасчета налога в случае, если нормативы потерь полезных ископаемых утверждены на очередной год в течение этого либо следующего за ним года). И ВС РФ, и ВАС РФ посчитали, что данное письмо не отвечает признакам нормативного правового акта.

В итоге оспариваемая норма признана неконституционной. Дело в том, что она порождает правовую неопределенность в вопросе об основаниях и условиях судебного оспаривания актов ФНС России, имеющих нормативные свойства и содержащих разъяснения, которые могут противоречить действительному смыслу налогового законодательства. В результате налогоплательщикам отказывают в судебной защите на том лишь основании, что такие акты не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам, по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования. Это препятствует эффективному судебному оспариванию подобных актов и ухудшает положение лиц, де-факто подпадающих под их действие. Таким образом, нарушаются конституционные гарантии права на судебную защиту.

Однако изложенное не означает, что любой акт ФНС России, разъясняющий налоговое законодательство, может быть оспорен в ВС РФ как обладающий нормативным свойствами.

Необходимо, чтобы такой акт посредством содержащихся в нем разъяснений фактически устанавливал (изменял, отменял) правила, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и тем самым оказывающие общерегулирующее воздействие. Если же разъяснения ФНС России не выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) налогового законодательства и не влекут изменение правового регулирования налоговых отношений, заинтересованным лицам может быть отказано в судебной проверке такого акта в порядке, предусмотренном для оспаривания нормативных правовых актов.

В законодательство надлежит внести изменения, определяющие особенности рассмотрения дел об оспаривании актов федеральных ведомств, в т. ч. актов ФНС России, разъясняющих налоговое законодательство, которые формально не являются нормативными правовыми актами, но фактически обладают нормативными свойствами. Пока поправки не внесены, дела об оспаривании таких актов ФНС России должны рассматриваться в порядке, предусмотренном для оспаривания нормативных правовых актов.

 

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.01.15 № Ф05-15712/2014

Компания вправе не вести раздельный учет НДС, если все ее необлагаемые операции - выдача займов. Такой вывод следует из Постановления Арбитражного суда Московского округа от 22.01.15 № Ф05-15712/2014.

Спор возник из-за того, что компания давала деньги в долг, раздельный учет НДС не вела и весь входной налог принимала к вычету. Инспекторы заявили, что выдача займов - необлагаемая операция, обязывающая вести раздельный учет и принимать к вычету лишь часть налога (п. 4 ст. 170 НК РФ), поэтому пересчитали вычеты и доначислили НДС.

Компания возразила: займы не должны влиять на размер вычетов, поскольку это не реализация (ст. 39 НК РФ). А значит, вовсе не объект налогообложения. К тому же компания для выдачи займов не оплачивала покупки с НДС, поэтому и делить нечего. Судьи полностью поддержали налогоплательщика.

 

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции Поволжского округа от 01.04.2015 №Ф06-22149/2013

13 декабря 2013 года ИФНС приняла решение о проведении в отношении компании выездной налоговой проверки за период с 1 января 2010 года по 30 ноября 2013 года. В результате проверки компании был доначислен НДФЛ, пени и штраф.

Компания обратилась в суд (дело № А12-24142/2014) полагая, что в ходе проверки инспекцией был неправомерно охвачен период текущего года, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Суды трех инстанций (постановление кассации  Ф06-22149/2013 от 01.04.2015) признали правомерным решение инспекции, указав на статью 89 НК, в соответствии с которой в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Суды разъяснили, что указанная норма не запрещает проверку отчетного периода текущего года.

Аналогичная позиция содержится в определении судьи ВС по делу Ф06-22149/2013 от 01.04.2015- НК не содержит запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года, в котором принято решение о проведении налоговой проверки.

 

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции Поволжского округа от 22.01.2015г. № Ф06 - 18785/2013

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании НДФЛ, пени и штраф, установив занижение налоговой базы в результате ухода от налогообложения зарплаты. Схема, по мнению налоговиков, состояла в передаче полномочий гендиректора предпринимателю (одному из учредителей и бывшему гендиректору компании) на основании договора возмездного оказания услуг по управлению текущей финансово-хозяйственной деятельностью компании.

Инспекция ссылается на совпадение отдельных условий ранее действовавшего с директором трудового договора и договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа, а также на регистрацию ИП непосредственно перед заключением договора. По мнению ИФНС, компанией уменьшен НДФЛ ввиду применения ИП УСН (вместо 13% оплачено 6% от дохода предпринимателя).

Суды трех инстанций (дело № А65-8559/2014) признали недействительным решение инспекции, указав, что совпадение полномочий генерального директора с полномочиями управляющего связано с выполнением ими одних и тех же функций по управлению компанией. Это не доказывает мнимость договора о передаче полномочий. Регистрация ИП перед заключением спорного договора также не свидетельствует ни о незаконности регистрации, ни о недействительности сделки. Исполнение обязанностей управляющего по месту нахождения компании также вытекает из его полномочий и не может свидетельствовать о мнимости сделки.

Наличие статуса ИП, по мнению судов (постановление кассации Ф06-18785/2013 от 11.01.2015), влечет не только возможность применения 6% ставки налогообложения, но и повышенную ответственность предпринимателя по своим обязательствам - в отличие от работы по найму он самостоятельно организует деятельность компании на свой риск без подчинения правилам трудового распорядка.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2023 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal_bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации. Использование Сайта, в том числе использование формы обратной связи, означает согласие с Политикой конфиденциальности.