9 марта 2015
Письмо ФНС России от 26.02.2015 N ГД-4-3/2964@ «О ставке налога на прибыль организаций по доходам в виде дивидендов» (вместе с Письмом Минфина России от 09.02.2015 N 03-03-10/5145)
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 09.02.2015 N 03-03-10/5145 по вопросу применения с 1 января 2015 года налоговой ставки налога на прибыль организаций в размере 13 процентов при налогообложении доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях).
Форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее - декларация), утвержденная приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@ (зарегистрирован Минюстом России 17.12.2014, регистрационный N 35255), не учитывает изменение указанной налоговой ставки.
В этой связи до внесения изменений в форму названной налоговой декларации при заполнении Раздела А "Расчет налога с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях, созданных на территории Российской Федерации)" Листа 03 декларации необходимо исходить из следующего.
Суммы дивидендов, подлежащие распределению российским организациям, указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также суммы дивидендов, с которых налог исчисляется по налоговой ставке 13 процентов, отражаются, соответственно, по строкам 023 и 091.
Если решение о распределении прибыли, остающейся после налогообложения, принято до 1 января 2015 года и частично дивиденды выплачены в 2014 году с налогообложением их по налоговой ставке 9 процентов, то при представлении деклараций за отчетные (налоговый) периоды 2015 года:
- дивиденды, распределенные российским организациям и выплаченные в 2014 году с исчислением налога по ставке 9 процентов, указываются по строке 022;
- дивиденды, распределенные российским организациям и выплаченные в 2015 году с исчислением налога по ставке 13 процентов, указываются по строке 023.
По строке 091 приводится общая сумма дивидендов (с учетом уменьшения в установленном порядке на суммы полученных дивидендов самой организацией, распределяющей прибыль), налог с которых удержан по ставкам 9 и 13 процентов. Налог, исчисленный по указанным налоговым ставкам, отражается по строке 100 общей суммой.
Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
Приложение
Письмо Минфина России от 09.02.2015 г. N 03-03-10/5145
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что внереализационными доходами признаются доходы от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации.
Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2015 года.
Так, согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 284 НК РФ (в редакции вышеуказанного Федерального закона) с 1 января 2015 года по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, а также по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками, к налоговой базе применяется налоговая ставка в размере 13 процентов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 271 НК РФ для доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
Таким образом, к дивидендам, полученным начиная с 1 января 2015 года, необходимо применять налоговую ставку в размере 13 процентов. При этом к фактически полученным в 2014 году дивидендам, с которых российская организация обязана самостоятельно исчислить и уплатить налог на прибыль организаций ввиду не удержания его налоговым агентом, необходимо применять налоговую ставку, которая действовала в 2014 году, то есть налоговую ставку в размере 9 процентов.
Письмо Минфина России от 13.02.2015 N 03-03-06/1/6581
Вопрос:
Об учете для целей налога на прибыль дохода при ликвидации организации и убытка в виде стоимости вклада, внесенного в уставный капитал дочерней организации, полученного в связи с ее ликвидацией.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2012 г. N 82н, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ во внереализационных расходах учитываются суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
В соответствии с пунктом 3 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество, инвестиционное товарищество.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
Таким образом, при определении дохода для целей налогообложения прибыли организаций при ликвидации организации следует учитывать только доход в виде имущества, превышающий вклад (взнос) учредителя ликвидируемой организации. Данное превышение может быть уменьшено только на расходы, связанные с реализацией этого взноса, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ.
Убыток в виде стоимости вклада, внесенного в уставный капитал дочерней организации, полученный в связи с ее ликвидацией, не может учитываться для целей налогообложения прибыли организаций.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативно-правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 03.02.2015 N 03-03-06/1/4083
Вопрос:
Об учете расходов на мероприятия по развитию физической культуры и спорта в трудовых коллективах при исчислении налога на прибыль.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на проведение мероприятий по развитию физической культуры и спорта в трудовых коллективах и сообщает следующее.
Пунктом 32 приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н (в редакции от 16.06.2014) "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков" определена реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:
В связи с этим необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
При этом пунктом 29 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.
Следовательно, расходы, связанные с проведением мероприятий по развитию физической культуры и спорта в трудовых коллективах, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 02.02.2015 N 03-03-06/1/3933
Вопрос:
Об учете исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в результате произведенных расходов на НИОКР, для целей налога на прибыль.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения налогом на прибыль организаций и сообщает следующее.
В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2012 г. N 82н, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что пунктом 9 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что, если в результате произведенных расходов на НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пункте 3 статьи 257 НК РФ, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, либо по выбору налогоплательщика указанные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 262 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по Перечню НИОКР, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.
Налогоплательщик, использующий указанное право, представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ), отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.
Таким образом, если в результате произведенных расходов на НИОКР по Перечню НИОКР, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988, налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пункте 3 статьи 257 НК РФ, первоначальная стоимость такого нематериального актива формируется с коэффициентом 1,5.
Одновременно сообщаем, что пунктом 3 статьи 257 НК РФ предусмотрено, что для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
Согласно статье 1232 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.
Таким образом, в случаях, когда в соответствии с ГК РФ результат интеллектуальной деятельности признается и охраняется при условии его государственной регистрации, признание нематериального актива в налоговом учете или начало включения суммы расходов на НИОКР в состав прочих расходов в течение установленного срока осуществляется на дату государственной регистрации такого результата интеллектуальной деятельности.
При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 262 НК РФ суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов в отчетных (налоговых) периодах, в которых были завершены соответствующие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, восстановлению и включению в первоначальную стоимость нематериального актива не подлежат.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законо << К списку записей