9 февраля 2015 Разъяснения законодательства в январе 2015 года
Письмо Минфина России от 17.12.2014 N 03-03-07/65169 Вопрос: Об исчислении и уплате налога на прибыль организацией, имеющей несколько обособленных подразделений в одном субъекте РФ. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с обращением, содержащим предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, сообщает следующее. Статьей 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения. Пунктом 1 статьи 288 Кодекса установлено, что налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Согласно пункту 2 статьи 288 Кодекса уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику. Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога. По мнению Департамента, статья 288 Кодекса устанавливает экономически оправданное распределение налога на прибыль организаций по субъектам Российской Федерации, основанное на объективных показателях, мало поддающихся манипулированию, - пропорционально остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников (расходам на оплату труда).
Письмо ФНС России от 11.12.2014 N ЕД-4-15/25663 Вопрос: О приостановлении операций по расчетному счету, если налогоплательщик не представил налоговую декларацию или расчет авансового платежа по налогу на прибыль. Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу приостановки операций по расчетному счету за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль за отчетный период и согласовав позицию по данному вопросу с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 31.10.2014 N 03-02-07/2/55549), сообщает следующее. Пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации. Пунктом 1 статьи 80 Кодекса разграничены понятия "налоговая декларация" и "расчет авансового платежа". Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа подлежит представлению в налоговые органы по месту учета в случаях, предусмотренных Кодексом применительно к конкретному налогу. Таким образом, налоговая декларация и расчет авансового платежа - это два разных документа, подлежащие представлению налогоплательщиком в налоговый орган в целях осуществления им налогового контроля. В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что из положений пункта 3 статьи 58 Кодекса вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода. Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и пункта 1 статьи 80 Кодекса следует разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода. Учитывая изложенное, приостановление операций по счетам налогоплательщика в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Кодекса не применяется в случае непредставления налогоплательщиком расчета авансового платежа. Данная позиция также была изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 12.07.2007 N 03-02-07/1-324.
Письмо Минфина России от 13.01.2015 N 03-08-05/69442 Вопрос: О налогообложении налогом на прибыль суммы ущерба, возмещаемой российской организацией иностранной организации-импортеру за поставку автомобиля ненадлежащего качества. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с обращением по вопросу определения доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации сообщает следующее. Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль организаций. В соответствии с пунктом 3 статьи 247 объектом налогообложения для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса. Сумма ущерба, возмещаемая иностранной организации-импортеру российской организацией за поставку автомобиля ненадлежащего качества, не поименована в подпунктах 1 - 9 пункта 1 статьи 309 Кодекса. При этом в подпункте 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса указаны "иные аналогичные доходы". Аналогичность доходов заключается не в схожести их с каким-либо из видов доходов, указанных в подпунктах 1 - 9 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а в том, что они относятся к доходам от источников в Российской Федерации, не связанным с деятельностью иностранной организации, в том числе через постоянное представительство, за исключением доходов, прямо упомянутых в статье 309 Кодекса как не относящихся к доходам от источников в Российской Федерации. В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Таким образом, по мнению Департамента, сумма ущерба, возмещаемая российской организацией иностранной организации-импортеру за поставку автомобиля ненадлежащего качества, не является доходом иностранной организации от источников в Российской Федерации и не подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций в соответствии с Кодексом. Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 13.01.2015 N 03-08-05/69524 Вопрос: О налогообложении налогом на прибыль у источника выплаты в РФ доходов иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в РФ, от отчуждения прав на объекты интеллектуальной деятельности в полном объеме. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу налогообложения налогом на прибыль доходов от отчуждения прав на объекты интеллектуальной деятельности в полном объеме сообщает. В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 247 Кодекса для иностранных организаций, не имеющих в Российской Федерации постоянного представительства, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса. Пункт 1 статьи 309 Кодекса содержит закрытый перечень доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации и подлежащих налогообложению у источника выплаты в Российской Федерации. К доходам от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта. Согласно статье 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации передача исключительного права (договор об отчуждении исключительного права) не относится к представлению прав на использование объектов интеллектуальной собственности (лицензионный договор). Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации разделяет передачу и предоставление прав для целей использования. В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от продажи имущественных прав (исключительные права на объект интеллектуальной деятельности в полном объеме) на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо ФНС России от 19.01.2015 N ГД-4-3/451@ Вопрос: Об учете для целей налога на прибыль расходов, связанных с содержанием и хранением имущества, полученного по договору отступного. Ответ: Федеральная налоговая служба в связи с письмом Управления ФНС России по области по вопросу давности расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, сообщает следующее. В соответствии со статьей 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса. При этом согласно статье 252 Кодекса расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно разъяснениям Минфина России (письма от 25.01.2013 N 03-03-06/2/5, от 15.03.2011 N 03-03-06/2/41 и др.) расходы, связанные с содержанием имущества, полученного по договору отступного, не учитываются до принятия решения о реализации этого имущества или о его переводе в состав основных средств. Налогоплательщик может уменьшить на сумму расходов по содержанию указанного имущества (в частности, по оплате коммунальных услуг и охране) доходы от его продажи, если данное имущество будет в дальнейшем реализовано, либо включить эти затраты в состав материальных расходов в случае принятия решения о переводе имущества в состав основных средств. Под исковой давностью, определяемой гражданским законодательством, понимается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Соответственно, общий срок исковой давности, на который ссылается Управление ФНС России по области, отношения к определению давности расходов, принимаемых для целей налогообложения, в данном случае не имеет. В целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом согласно статье 313 Кодекса подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что первичный учетный документ составляется при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщиков обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов в течение четырех лет. Расходы, связанные с содержанием и хранением имущества, полученного по договору отступного, подлежащие учету при реализации этого имущества либо в составе материальных расходов (в случае принятия решения о переводе имущества в состав основных средств), принимаются при условии их подтверждения первичными документами, которыми оформлены факты несения указанных затрат, а также при соответствии этих затрат иным условиям, установленным статей 252 Кодекса.
Письмо ФНС России от 29.01.2015 N ЕД-4-15/1066"О порядке применения пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ" Федеральная налоговая служба по вопросу ведения продавцом книги продаж, в случае невыставления им счетов-фактур лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, сообщает следующее. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ) налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются. Пунктом 1 раздела II Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, установлено, что продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг населению). В случае несоставления счетов-фактур на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 169 Кодекса в книге продаж могут быть зарегистрированы первичные учетные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни, или иные документы (например, бухгалтерская справка-расчет), содержащие суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала). Вышеуказанное разъяснение необходимо довести до сведения подведомственных налоговых органов и налогоплательщиков. Данное письмо согласовано с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 22.01.2015 N 03-07-15/1704).
Письмо ФНС России от 26.01.2015 N ГД-4-3/911@ Вопрос: О применении вычета по НДС при ввозе в РФ оборудования, если оно отражено на забалансовом счете 002 в связи с тем, что право собственности переходит к покупателю после полной оплаты оборудования иностранному продавцу. Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос по вопросу предоставления разъяснений о правомерности применения вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - налог) по ввезенному импортному товару, отраженному налогоплательщиком на забалансовом счете, сообщает следующее. Как следует из запроса, налогоплательщик отражает ввезенное импортное оборудование на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" в связи с тем, что по условиям договора право собственности на приобретенный товар переходит к покупателю после полной оплаты ввезенного оборудования иностранному продавцу, в которую включаются расходы на доставку, маркировку, таможенное оформление, шефмонтажные работы. Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом указанные суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычетам у налогоплательщика после принятия на учет ввезенных товаров и при наличии соответствующих первичных документов. Таким образом, суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычету у налогоплательщика после их принятия на учет при условии использования в деятельности, подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость. Учитывая, что законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не содержит положений о том, на каких именно счетах должен быть учтен товар, в указанном случае следует руководствоваться нормами законодательства о бухгалтерском учете, которыми предусматривается различный порядок учета основных средств в зависимости от основания их приобретения (балансовый или забалансовый учет).
Письмо Минфина России от 19.12.2014 N 03-11-11/65746 Вопрос: О применении системы налогообложения в виде ЕНВД при реализации подарочных сертификатов по договорам розничной купли-продажи. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и исходя из содержащейся в обращении информации сообщает. В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети. Согласно статье 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация продукции собственного производства (изготовления). При этом необходимо учитывать, что согласно статье 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). Статьей 128 ГК РФ установлено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Таким образом, реализуемые налогоплательщиками, осуществляющими розничную торговлю, подарочные сертификаты являются товарами. В связи с этим доходы от их реализации по договорам розничной купли-продажи могут облагаться в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо ФНС России от 20.01.2015 N БС-4-11/503 «О налоге на имущество организаций» Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос о порядке применения отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса. На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств. Согласно вступившим в силу с 1 января 2015 года положениям Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 366-ФЗ) в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса с 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации. Таким образом, на приобретаемое организацией после 1 января 2015 года движимое имущество, относящееся к третьей – десятой амортизационным группам согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», норма новой вступившей в силу с 1 января 2015 года редакции подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса не распространяется и, следовательно, данное оборудование с момента постановки на баланс в качестве объектов основных средств будет признаваться объектом налогообложения по налогу на имущество организаций. При этом следует иметь в виду, что согласно положениям Федерального закона № 366-ФЗ с 1 января 2015 года вступил в силу пункт 25 статьи 381 Кодекса, в соответствии с которым в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, предусмотрена льгота по налогу в виде освобождения от уплаты налога, за исключением уплаты налога в отношении объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми. Таким образом, движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года в результате реорганизации (в том числе изменения организационно-правовой формы) или ликвидации, а также приобретенное у лица, признаваемого в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимым с организаций – приобретателем, с 1 января 2015 года подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.
Письмо Минфина России от 13.01.2015 N 03-04-06/69407 Вопрос: О налогообложении НДФЛ денежных средств, зачисляемых банком на карточные счета клиентов, участвующих в программах лояльности банка, за оплату товаров (работ, услуг) с использованием платежных карт. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц при частичном возврате держателям карт Банка части денежных средств по расходным операциям клиентов Банка и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. Из письма следует, что в целях стимулирования физических лиц - держателей карт Банка к активному использованию карт для оплаты товаров (работ, услуг) Банк предлагает клиентам участвовать в программах, предусматривающих поощрительные выплаты в пользу таких клиентов за счет собственных средств Банка (далее - программы лояльности). Поощрительная выплата, рассчитываемая в процентах от суммы оплаты товаров (работ, услуг), приобретенных у третьих лиц с использованием карты Банка, либо в фиксированной сумме, зачисляется на карточные счета клиентов. Услуги по расчетно-кассовому обслуживанию предоставляются Банком клиентам на платной основе. Оплата физическими лицами посредством платежных карт банков товаров (работ, услуг), предоставляемых организациями, может осуществляться при наличии между банком-эквайрером и организацией договора на осуществление расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт (договора эквайринга), и соответствующего договора (соглашения) между банком - эмитентом платежных карт и банком-эквайрером. В соответствии с пунктом 1.10 Положения Банка России от 24 декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" кредитная организация вправе одновременно осуществлять эмиссию банковских карт и эквайринг платежных карт. При заключении организацией с банком договора эквайринга банк производит перевод сумм возмещения денежных средств на текущий счет организации на сумму всех операций, проведенных на его оборудовании (POS-терминалах) с помощью платежных карт. Вознаграждение (комиссию) при осуществлении вышеуказанных расчетов с использованием платежных карт в виде процента от сумм денежных средств, возмещаемых организации, заключившей договор эквайринга, получает как банк - эмитент платежных карт, так и банк-эквайрер. В рамках программ лояльности банк-эмитент часть полученного им вышеуказанного вознаграждения (комиссии) переводит физическим лицам - участникам этих программ, оплачивающим товары (работы, услуги) с использованием платежной карты банка. Такие выплаты, получаемые физическими лицами, образуют для них экономическую выгоду, квалифицируемую в соответствии со статьей 41 Кодекса как доход в денежной форме. Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Таким образом, денежные средства, зачисленные на карточные счета физических лиц - участников программы лояльности Банка, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо Минфина России от 16.12.2014 N 03-04-05/64921 Вопрос: О налогообложении НДФЛ материальной выгоды от экономии на процентах при приобретении квартиры налогоплательщиком у организации по рыночной стоимости с предоставлением беспроцентной рассрочки. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных в виде материальной выгоды, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. Из обращения следует, что налогоплательщиком у организации по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, приобретена квартира с предоставлением налогоплательщику указанной организацией беспроцентной рассрочки по ее оплате. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса информацию о налогах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях налогоплательщиков предоставляют налоговые органы. В связи с этим для получения необходимой информации по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на приобретение квартиры, следует обратиться в налоговый орган по месту жительства. Вместе с этим сообщаем следующее. Положениями статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. Таким образом, Гражданский кодекс определяет предоставление отсрочки (рассрочки) платежа на возмездной основе как разновидность договора займа (кредита). В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными, в частности, на приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Абзацем 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса предусмотрено, что доход в виде указанной материальной выгоды освобождается от налогообложения при условий наличия права у налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса, подтвержденного налоговым органом в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 220 Кодекса. Таким образом, доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение квартиры на территории Российской Федерации, освобождается от налогообложения при соблюдении условий, установленных абзацем 5 подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса. Наличие или отсутствие трудовых отношений между налогоплательщиком и организацией, предоставившей ему рассрочку по оплате приобретенной квартиры, не влияет на факт возникновения у налогоплательщика дохода в виде материальной выгоды и порядок его налогообложения.
Письмо Минфина России от 13.01.2015 N 03-04-05/69528 Вопрос: О налогообложении НДФЛ дохода от продажи квартиры, с 1994 г. находившейся в общей долевой собственности, а в 2014 г. перешедшей в единоличную собственность. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу порядка налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи недвижимого имущества, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи, в частности, жилых домов, квартир, комнат и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб. Из обращения следует, что квартира с 1994 года находилась в общей долевой собственности четырех собственников с равными долями. В связи со смертью в 2009 году одного из собственников его долю в праве собственности на квартиру получили в наследство оставшиеся собственники. В 2014 году в связи со смертью еще одного собственника и дарением своей доли другим собственником квартира переходит в единоличную собственность одного налогоплательщика. Согласно статье 235 Кодекса изменение состава собственников, в том числе переход имущества к одному из участников общей долевой собственности, не влечет для этого лица прекращения права собственности на указанное имущество. При этом на основании статьи Кодекса изменение состава собственников имущества предусматривает государственную регистрацию такого изменения. В связи с этим моментом возникновения права собственности у участника общей долевой собственности на недвижимое имущество является не дата повторного получения свидетельства о праве собственности на имущество в связи с изменением состава собственников квартиры и размера их долей, а момент первоначальной государственной регистрации права собственности на данную квартиру. В соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи, в частности, квартиры, находившейся в собственности налогоплательщика три года и более. Учитывая изложенное, поскольку квартира находилась в собственности налогоплательщика (независимо от изменения состава собственников и размеров их долей в праве собственности на дом) более трех лет, то доходы от продажи квартиры не будут подлежать обложению налогом на доходы физических лиц.
Письмо Минфина России от 23.12.2014 N 03-07-14/66654 Вопрос: О штрафных санкциях за несвоевременное представление ИП декларации по НДС за период, в котором он утратил право на применение ПСН. Ответ: В связи с обращениями по вопросу представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость индивидуальным предпринимателем, утратившим право на применение патентной системы налогообложения, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. В соответствии с пунктом 7 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения за период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в пункте 6 данной статьи Кодекса, исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. При этом указанные индивидуальные предприниматели не уплачивают пени в случае несвоевременной уплаты авансовых платежей по налогам, подлежащим уплате в соответствии с общим режимом налогообложения в течение того периода, на который был выдан патент. Учитывая изложенное, за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения, штрафные санкции предъявляться не должны. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Письмо ФНС России от 16.01.2015 N ОА-3-17/87@ Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке уведомления гражданином России об утрате физическим лицом статуса налогового резидента Российской Федерации, а также об участии в иностранных организациях и сообщает следующее. В налоговых целях определение статуса физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации производится для применения положений статей 209, пункта 17.1 статьи 217, статьи 224, пункта 1.1 статьи 231 и пункта 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в ситуациях, когда осуществляется налогообложение доходов таких физических лиц (освобождение от налогообложения, возврат излишне уплаченного налога) или устранение международного двойного налогообложения. На основании положений пункта 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 № 01-СШ/19, направленному в адрес ФНС России, установление этого факта связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год). В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса, в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года. Пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов. При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы. Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации в упомянутой выше ситуации. Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, Кодекс не содержит. Согласно положениям статьи пункта 1 статьи 34.2 Кодекса дача налогоплательщикам письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и прежде всего по положениям, вновь вступившим в силу, относится к компетенции Минфина России. В то же время, по мнению ФНС России, предусмотренная подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 23 Кодекса (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЭ) обязанность физического лица по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании возникает в любом налоговом периоде (начиная с 2015 года), в котором имеется факт наличия такого участия, и за который это лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации на основании вышеупомянутых критериев. При этом на основании положений пункта 4 статьи 25.14 Кодекса форма указанного уведомления, а также порядок ее представления должны быть утверждены приказом ФНС России, проект которого разрабатывается в настоящее время.
Письмо ФНС России от 15.01.2015 N ЗН-4-1/193 Федеральная налоговая служба в связи с изданием приказа Минфина России от 16.12.2014 № 150н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н» (далее – Указания) и приказов ФНС России от 30.12.2014 № НД-7-1/694@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.12.2012 №ММВ-7-1/1013@», № НД-7-1/695@ «О внесении изменений и дополнений в приказ ФНС России от 27.12.2012 №ММВ-7-1/1005@» и № НД-7-1/696@ «О внесении изменений и дополнений в приказ ФНС России от 27.12.2012 №ММВ-7-1/1004@» направляет для использования в работе Таблицу соответствия кодов доходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, действовавших в 2014 году, кодам классификации доходов на 2015 год по налогам и сборам, администрируемым налоговыми органами. При этом следует произвести закрытие карточек "РСБ" с прежними значениями КБК и перенос сальдо расчетов во вновь открываемые карточки "РСБ" с новыми значениями КБК. Перенос сальдо осуществляется в порядке, определенном приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня", после формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» регионального уровня по состоянию на 1 января 2015 года. Начиная с 2015 года для раздельного учета налоговыми органами пеней и процентов администрирование налогов, сборов, задолженности и пересчетов по отмененным налогам, регулярных платежей за пользование недрами по данному платежу осуществляется с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов: 2100 - пени по соответствующему платежу; 2200 - проценты по соответствующему платежу. Дополнительно ФНС России сообщает, что в настоящее время плательщику предоставлена возможность подать заявление и (или) документы, необходимые для совершения государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей как в налоговые органы, так и в многофункциональные центры. В зависимости от этого учет денежных средств, перечисляемых в счет уплаты государственной пошлины будет осуществляться налоговыми органами по КБК с различными кодами подвида доходов: 182 1 08 07010 01 1000 110 – услуга оказывается налоговыми органами; 182 1 08 07010 01 8000 110 – услуга оказывается многофункциональным центром. С учетом изложенного, а также в целях правильного оформления платежных поручений на перечисление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации, ФНС России поручает провести соответствующую разъяснительную работу с налогоплательщиками. Приложение Таблица соответствия кодов доходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, действовавших в 2014 году, кодам классификации доходов на 2015 год по налогам и сборам, администрируемым налоговыми органами
Письмо Банка России от 08.12.2014 N 29-1-1-6/9698 Вопрос: Об установлении субъектами малого предпринимательства лимита остатка наличных денег в кассе. Ответ: Департамент наличного денежного обращения Банка России рассмотрел письмо и сообщает следующее. Указанием Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У) для субъектов малого предпринимательства предусмотрена возможность не устанавливать лимит остатка наличных денег. Сумма наличных денег, хранящихся в кассе субъекта малого предпринимательства, не установившего лимит остатка наличных денег, по завершении рабочего дня определяется указанным хозяйствующим субъектом. При этом руководителем должны быть определены мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций и их хранении. В случае установления субъектами малого предпринимательства лимита остатка наличных денег в кассе указанным хозяйствующим субъектам необходимо соблюдать требования Указания N 3210-У в части недопущения накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, предусмотренных абзацем восьмым пункта 2 Указания N 3210-У.
Информация ПФ РФ «О кодах бюджетной классификации для уплаты страховых взносов с 2015 года» С 1 января 2015 года применяются следующие коды видов доходов бюджетов: Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
Денежные взыскания (штрафы)
|