Основная особенность наших услуг при разработке Системы мотивации (системы KPI) — это комплексный подход, позволяющий Клиенту действительно быть уверенным, что вновь созданная или измененная Система мотивации действительно заработает и не даст серьезных сбоев при внедрении.
При разработке системы мотивации мы ставим достижение следующих целей:
1. Разработка Системы мотивации.
При этом могут учитываться следующие компетенции и факторы (в том числе, но не ограничиваясь):
- персональный вклад сотрудника в развитие компании;
- исполнение должностных инструкций и правил трудовой дисциплины; персональный вклад сотрудника в прирост доходов компании, в том случае если это может быть надежно оценено;
- участие сотрудника в обучении персонала (наставничество);
- длительность работы сотрудника в компании.
Конкретный перечень компетенций и факторов мы определяем совместно с Клиентом.
2. Проведение анализа бизнес-процессов Клиента с целью:
- выявления и устранения потенциальных сбоев в приеме-передаче информации, необходимой для функционирования Системы мотивации;
- разработки рекомендаций по возможной автоматизации процесса предоставления информации, необходимой для функционирования Системы мотивации.
3. Обеспечение плавного перехода между действующей системой штрафных санкций и поощрений к разработанной Системе мотивации.
4. Обеспечение максимального соответствия Системы мотивации действующим нормам законодательства РФ в части:
- трудового и гражданского права — с точки зрения минимизации рисков Клиента как работодателя;
- налогового права — с точки зрения обоснованности затрат для целей налога на прибыль и возможностей оптимизации налогообложения.
Работа с Клиентом строится по следующим этапам
Этап 1. Разработка Системы мотивации. Этап включает проведение следующих работ:
- установление особенностей фактически применяемой системы оплаты труда (практика принятия решений об изменении оплаты труда, практика премирования и применения дисциплинарной ответственности, аттестация и т.п.);
- оценка соответствия официальной системы оплаты труда (Положение о премировании и/или Положение о фонде оплате труда) фактически применяющейся;
- выявление фактов несбалансированности в уровне оплаты труда и выполняемых функциях по отдельным должностям;
- оценка корпоративной культуры, «неписаных» правил, которые могут повлиять на восприятие сотрудниками Системы мотивации;
- анализ системы действующих штрафных санкций;
- формирование (с учетом мнения и пожеланий Клиента) набора компетенций сотрудника, которые Клиент считает необходимыми;
- анализ принципиальной возможности сбора информации, которая в дальнейшем потребуется Клиенту для эффективной оценки отобранных компетенций.
На основании проведенного анализа осуществляется:
-
Разработка Системы мотивации, содержащей следующие основные блоки информации:
- описание способов премирования сотрудников (денежные и неденежные);
- перечень и понятие ключевых компетенций для конкретной должности, при выполнении которых возможно премирование;
- перечень и понятие ключевых показателей для конкретной должности, при достижении которых возможно премирование;
- перечень и понятие ключевых показателей для Клиента в целом, при достижении которых премирование возможно в принципе (рентабельность, точка безубыточности и т.п.);
- порядок расчета суммы денежной премии для конкретной должности.
- (При необходимости) Составление версии Системы мотивации, которая может быть предоставлена для ознакомления Сотрудникам.
- Составление числовой модели деятельности компании, с расчетом конкретных сумм премий и бонусов исходя из заложенных в Систему мотивации параметров. Предусматривается возможность изменения числовых данных с автоматическим перерасчетом результата. Данная модель позволяет детально оценить, будет ли разработанная «на бумаге» Система мотивации давать «в цифрах» именно тот результат, который планировался.
- Составление перечня условий, которые необходимы для эффективного применения Системы мотивации.
Этап 2. Анализ бизнес-процессов для внедрения системы мотивации. Этап включает проведение следующих работ:
- установление фактически сложившейся организационной структуры;
- оценка системы адаптации новых сотрудников;
- выявление источников информации, необходимой для функционирования Системы мотивации;
- проверка фактов дублирования функций по должностям, оценка четкости разграничения должностных обязанностей;
- проверка фактов дублирования функций по отделам, оценка четкости разграничения функций отделов;
- проверка соответствия фактических должностных обязанностей формализованным должностным инструкциям;
- (при необходимости) проведение тестовых «контрольных закупок» на предмет установления особенностей тех или иных бизнес-процессов и выявления недостатков в работе.
На основании проведенного анализа осуществляется:
-
разработка Регламента по применению Системы мотивации, включающего:
- перечень источников, от которых необходимо брать информацию для оценки выполнения тех или иных условий премирования;
- перечень дополнительных функций (в том числе по сбору информации), возлагаемых на отдельных сотрудников или на целые подразделения;
- схема движения информации (кто, кому, когда и что предоставляет).
- разработка рекомендаций по автоматизации процесса сбора информации, которая необходима для функционирования Системы мотивации. Рекомендации включают в себя наше мнение о том, какие именно процессы могут быть автоматизированы.
Этап 3. Формализация Системы мотивации с точки зрения трудового, гражданского и налогового права. Этап включает проведение следующих работ:
- разработка рекомендаций по оптимизации налогообложения выплат, производимых в рамках Системы мотивации;
- формирование официального текста Системы мотивации, который может быть публичным;
- корректировка трудовых договоров, составление дополнительных соглашений (в случае необходимости);
- корректировка или составление официального положения о премировании;
- корректировка или составление официальных должностных инструкций.
Этап 4. Внедрение Системы мотивации.
- Постановка электронного документооборота в том объеме, в котором это необходимо для функционирования Системы мотивации.
- Постановка и автоматизация управленческого учета и бюджетирования в том объеме, в котором это необходимо для функционирования Системы мотивации.
Конкретный перечень действий определяется по итогам этапа 2.