Сделки с контрагентами из ОАЭ могут признаваться контролируемыми в России. Это связано с тем, что ОАЭ включены в Перечень офшорных зон, утверждённый Приказом Минфина России от 05.06.2023 № 86н.
Контролируемыми признаются сделки с резидентами офшорных зон, если сумма доходов по сделке превышает 120 млн рублей за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Важно: сделки признаются контролируемыми, даже если российская организация и резидент ОАЭ не являются взаимозависимыми лицами.
Министерство финансов РФ исключило Объединённые Арабские Эмираты из обоих действующих списков офшорных зон: «расширенного» (приказ от 05.06.2023 № 86н) и «специального» (приказ от 28.03.2024 № 35н). Новая редакция применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2026 года.
Поэтому с 2026 г. возвращается ряд преференций для российских компаний, в частности:
- По налогу на прибыль при соблюдении условий НК РФ: ставка 0% на дивиденды от компаний ОАЭ при доле владения не менее 50% в течение 365 дней (пп. 1 п. 3 ст. 284НК РФ)
- Ставка 0% на доход от продажи акций (долей) при сроке владения не менее 5 лет (ст. 284 НК РФ)
- Не включается в базу доход в виде имущества (имущественных прав), безвозмездно полученных от компаний ОАЭ (пп.11 п. 1 ст. 251К РФ)
Однако исключение ОАЭ из перечня офшорных зон с 2026 г. не освобождает российскую компанию от признания сделок с компаниями в ОАЭ контролируемыми в 2025 г.
Кроме того, приняты поправки (законопроект прошёл третье чтение), расширяющие круг контролируемых сделок: к ним приравниваются сделки с резидентами государств, где стандартная ставка налога на прибыль организаций составляет 15% или ниже (пункт 1 статьи 105.14 НК РФ). Поскольку в ОАЭ установленная ставка — 9%, сделки с резидентами ОАЭ останутся контролируемыми при превышении порога 120 млн руб.
Получается, что несмотря на то, что ОАЭ выведут из «черного списка», это не освобождает российскую компанию от признания сделок с компаниями в ОАЭ контролируемыми и в 2026 г. и обязанность по формированию уведомления и подготовке документации по трансфертному ценообразованию остается.
Если сумма сделок с резидентом ОАЭ превысила 120 млн рублей, российская организация обязана подать уведомление о контролируемых сделках в налоговые органы России (пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Срок подачи: не позднее 20 мая следующего года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).
Для того чтобы сделка была признана контролируемой, сумма доходов по ней за календарный год определяется с учетом порядка признания доходов, установленного гл. 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). При этом в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 НК РФ (ст. 248 НК РФ). Авансы не учитываются при определении лимита.
По требованию ФНС налогоплательщики, совершающие контролируемые сделки, обязаны представлять дополнительную документацию о таких сделках для проведения проверки. В документации должны быть отражены, например:
- Данные о деятельности налогоплательщика, связанной с совершением контролируемых сделок
- Информация о методах, использованных для определения рыночного уровня цен, сведения о проведённых корректировках налоговой базы
Ответственность за нарушения
За непредставление уведомления о контролируемых сделках предусмотрена налоговая ответственность:
- Штраф — 100 000 рублей (ст. 129.4 НК) за непредставление уведомления в установленный срок.
- Такой же штраф налагается за подачу уведомления с ошибками или недостоверными сведениями (правда, это касается только сделок, доходы или расходы, по которым признаются с 1 января 2024 года). Если сделка прошла раньше, то штраф составит 5 000 рублей за одну сделку.
- Если по требованию налогового органа не представлена документация по конкретной контролируемой сделке, штраф — 500 000 рублей.