Совет и Европейский парламент приняли соглашение о правилах замораживания и конфискации преступных средств. Новая директива устанавливает минимальные правила ЕС по всему Союзу по выявлению, отслеживанию, замораживанию, конфискации и управлению преступной собственностью. Директива будет применяться к широкому кругу преступлений, таким как организованная преступность, терроризм, торговля людьми и торговля наркотиками.
Предложенные правила также будут применяться к таким преступлениям, как нарушение санкций, предусмотренных директивой ЕС об определении преступлений и наказаниях за нарушение ограничительных мер ЕС. В результате лица и компании, извлекающие выгоду из обхода санкций, будут лишаться своих доходов.
Государства-члены обязаны будут назначить местные учреждения, задача которых будет облегчить трансграничное сотрудничество в области расследования по выявлению активов. Они также будут выполнять задачи по выявлению и конфискации средств, на которые вынесены решения о замораживании или конфискации, наложенные органами другого государства-члена.
В отношении замораживания и конфискации государства-члены должны предпринимать меры для замораживания собственности с целью обеспечения возможной конфискации и, в случае окончательного принятия решения, конфисковывать активы, полученные от преступного деяния. Однако государства-члены обязаны будут не только обеспечить конфискацию преступных средств, но также должны принять правила, позволяющие им конфисковывать собственность стоимостью, соответствующей преступному доходу. Если преступные активы или собственность равной стоимости передаются третьим лицам, их также можно будет конфисковать, но только в случае, если третье лицо знало или должно было знать, что целью передачи или приобретения было избежание конфискации.
Конфискация «необъяснимого богатства»
Новое правило о конфискации «необъяснимого богатства» впервые для многих государств-членов позволит в определенных случаях конфисковывать собственность, выявленную в ходе расследования в связи с уголовными преступлениями, при условии, что национальный суд будет удовлетворен тем, что выявленная собственность происходит от преступной деятельности, совершенной в рамках криминальной организации, и что эта деятельность приносит существенную экономическую выгоду. Государства-члены также обязаны будут обеспечить возможность продажи замороженной собственности даже до окончательной конфискации при определенных условиях — например, если собственность подлежит порче.
Следующие шаги
Данное Соглашение еще подлежит одобрению представителями государств-членов в Совете. Если оно будет утверждено, текст документа должен будет пройти формальную процедуру принятия как в Совете, так и в Европейском парламенте.
По нашему мнению, можно выделить следующие важные последствия:
- В Соглашении упоминается сочетание «лица и компании, извлекающие выгоду из обхода санкций». В связи с этим конфискация вполне возможно будет применяться и к лицам, являющимся резидентами стран членов ЕС, а не только к непосредственно к подсанкционным лицам.
- Дальнейшее принятие данного Соглашения странами членами ЕС вероятно приведет к еще большим проблемам внешнеэкономической деятельности, так или иначе связанной с Россией. Компании из таких стран как ОАЭ, Турция, Китай и т.п., имеющие активы (или интересы) в ЕС, вполне могут попасть под риски конфискаций. Это в свою очередь может привести к дальнейшему сокращению расчетов в Евро данными компаниями. Кроме того, возможно это повлечет обособление бизнесов, связанных с ЕС, от деятельности за пределами ЕС (стремление минимизировать перенос рисков бизнеса в ЕС на иные регионы деятельности).
- Конфискация «необъяснимого богатства» должна осуществляться кроме прочего еще и в случае, если «деятельность приносит существенную экономическую выгоду». Понятие существенной экономической выгоды не определено. Вероятно, это будет устанавливать суд.
- На текущий момент не ясно, будут ли обязаны банки в странах ЕС централизованно сообщать куда-либо о рисках «необъяснимости богатства» по своим конкретным клиентам.