О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
Мониторинг законодательстваМониторинг международного законодательстваКонсультации

Разъяснения законодательства в сентябре 2014 года.

Тема

Ответ

Ссылка на документ

Налог на прибыль

О порядке уплаты НДФЛ и представления налоговой отчетности организациями, применяющими УСН, при выплате дивидендов физическим лицам

Минфин России рассмотрел письмо по вопросу уплаты НДФЛ и представления налоговой отчетности организациями, применяющими УСН, при выплате дивидендов физическим лицам в связи с изменениями, которые произошли в 2014 году (Статья 230 НК РФ дополнена п.4 (пп."б" п.9 ст.2 Федерального закона N 306-ФЗ))

В ответе на вопрос Минфин указал, что если организация применяет УСН и выплачивает дивиденды только физлицам, то подавать декларацию по налогу на прибыль не обязательно.

Письмо Минфина РФ от 10.09.2014 N 03-04-06/453 95

О порядке налогообложения обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческой организации

В состав прочих расходов включаются взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, но только в случае, если уплата является условием для осуществления деятельности в силу норм законодательства РФ (пп.  29 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если же взносы или иные платежи перечисляются по соглашению с некоммерческой организацией, то такие расходы не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Письмо  ФНС от 19.09.2014 г. N ГД-4-3/19182@

Учет у правопреемника убытков, полученных реорганизуемым лицом

Минфин рассмотрел вопрос об учете у правопреемника убытков, полученных реорганизуемым лицом, для целей налогообложения прибыли организаций.

Отвечая на вопрос, Минфин указал, что налогоплательщик - правопреемник имеет право в порядке правопреемства уменьшать свои доходы на суммы убытков, полученных и отраженных в налоговых декларациях реорганизуемым лицом, в течение оставшегося срока в соответствии с п . 2 ст. 283 НК РФ. Часть убытка от реализации амортизируемого имущества, не учтенного в прочих расходах реорганизуемым лицом, правопреемник вправе учесть при определении налоговой базы в соответствии с п.  3 ст. 268 НК РФ.

Письмо Минфина России от 12.09. 2014 N 03-03-РЗ/45763

Списание безнадежных долгов

Если организация приняла решение о создании резерва по сомнительным долгам в отношении конкретной задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и отразила данное решение в своей учетной политике, то сумма безнадежной задолженности не может быть включена в состав внереализационных расходов без корректировки резерва по сомнительным долгам. В составе внереализационных расходов могут быть учтены только суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Письмо М инфина России от 02.09.2014 N 03-03-06/1/43922

 

НДС

О налогообложении сумм отступных, полученных от арендатора при расторжении договора аренды

Минфин РФ разъяснил, что денежные средства, полученные арендодателем в виде отступного, не связаны с реализацией товаров (работ, услуг), и в связи с этим суммы отступного, полученные арендодателем при расторжении договора аренды торговых площадей, не облагаются НДС.

Письмо Минфина РФ от 18.0 8.2014 N 03-07-11/41194

Об особенностях применения НДС при возврате товаров, ранее ввезенных в Россию из стран-участников Таможенного союза

Минфин России рассмотрел вопрос о применении НДС в отношении возврата товаров, ранее приобретенных на основании договора купли-продажи, в рамках Таможенного союза по причине их нереализации на территории РФ.

Минфин ответил, что если российская организация возвращает товары, которые закупила в странах Таможенного союза, то НДС по такой сделке нужно начислять как при экспорте.

Письмо ФНС РФ от 18.09.201 4 N ГД-4-3/18888

Об оформлении единого корре ктировочного счета-фактуры, если товары (работы, услуги) имеют одинаковые наименование и цену

Министерство разъяснило, что в графе 3 в строке А единого корректировочного счета-фактуры можно указывать суммарное количество (объем) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, имеющих одинаковые наименование (описание) и цену (тариф) в счетах-фактурах, к которым составляется единый корректировочный счет-фактура.

Данный вывод Минфин России сделал, учитывая пп. 1 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ и пп. "в" п . 2 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.122011 N 1137).

Письмо Ми нфина России от 08.09.2014 N 03-07-15/44970

С 1 октября применяются новые формы журнала счетов-фактур, книг покупок и продаж

В письме Минфин сообщил, что изменения, внесенные в постановление правительства № 1137, Постанов лением от 30.07.2014 N 735, вступят в силу 1 октября - то есть 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

Напомним, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур дополнен новыми графами для отражения сведений о посреднической деятельности. Дополнительные графы появились также в формах книги покупок и книги продаж, применяемых при расчетах по НДС. Это связано с принятием федерального закона 134-Ф З и появлением у неплательщиков НДС обязанности вести учет счетов-фактур при их выставлении и (или) получении в связи с посреднической деятельностью.

Письмо Минфина России от 1 8.09.2014 N 03-07-15/46850

УСН

Входной НДС можно учесть в расходах при упрощенной системе без счетов-фактур

Минфин России напомнил, что с 1 октября 2014 г. плательщики НДС вправе не составлять счета-фактуры при реализации товаров, работ и услуг лицам, не являющимся плательщиками этого налога либо освобожденными от обязанностей плательщиков (подп. «а» п. 3 ст. 1 и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 238-ФЗ). При этом стороны должны заключить дополнительное соглашение о невыставлении счетов-фактур.

Письмо М инфина России от 08.09.2014 N 03-11-06/2/44863

 

Признание расходов на установку и эксплуатацию рекламной конструкции

Расходы на оплату права установки и эксплуатации рекламной конструкции статьей 346 .16 Кодекса не предусмотрены, и, соответственно, такие расходы не могут учитываться налогоплательщиком - владельцем рекламной конструкции при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Письмо Мин фина России от 01.09.2014 N 03-11-06/2/43627

О переходе ИП, применяющего УСН, на систему налогообложения в виде ЕНВД и ПСН в течение календарного года

ФНС рассмотрела обращение по вопросу правомерности перехода ИП с УСН на ПСН и ЕНВД в течение календарного года.

В своем ответе ФНС России сообщила, применение ИП УСН не является основанием для отказа ему в переходе на ПСН или ЕНВД с любой даты в течение календарного года в случае подачи соответствующего заявления в налоговый орган и соблюдения условий и ограничений, установленных для применения данных режимов налогообложения.

Письмо ФНС России от 19.09.2014 N ГД-4-3 /19079@

НДФЛ

Выделенное юрлицо не является правопреемником реорганизованной фирмы в части стандартных вычетов

ФНС рассмотрела запрос о порядке предоставления стандартных налоговых вычетов организацией, возникшей в результате реорганизации в форме выделения.

В письме сказано, что в рамках реорганизации некоммерческая организация передала выделившейся из нее организации - ОАО заявления и иные документы, подтверждающие право работников на получение стандартных налоговых вычетов. Таким образом, по мнению ФНС России, поскольку в рассматриваемой ситуации у ОАО отсутствовали адресованные ей письменные заявления работников, предоставление таким лицам данной организацией стандартных налоговых вычетов не правомерно.

Письмо ФНС  от 18.09.2014 N БС-4-11/18849

О налогообложении доходов физических лиц-нерезидентов РФ от источников за пределами РФ

Если ФЛ по причине длительного нахождения за границей не является налоговым резидентом РФ, то полученные этим ФЛ от источников за пределами РФ доходы НДФЛ в России не облагаются.

Письмо ФНС от  09.09.2014 № ОА-3-17/3035

Об удержании налоговым агентом НДФЛ с аванса, полученного физлицом за оказание услуг

Минфин России рассмотрел письмо по вопросу об исчислении налоговым агентом НДФЛ с аванса, перечисленного по договору на оказание услуг, в том числе, если физлицо не оказало услуги и вернуло организации денежные средства.

Отвечая на вопрос, Минфин указал, что с аванса, полученного физлицом за оказание услуг, нужно удержать НДФЛ. А в случае если услуги, предусмотренные договором, не были оказаны, то физлицо - исполнитель должен возвратить заказчику аванс. При этом заказчик как налоговый агент может обратиться в налоговую за возвратом переплаты налога.

Письмо Минфина России от 28. 08.2014 N 03-04-06/43135

Налогообложение дохода физлица при отчуждении доли в уставном капитале общества

Минфин рассмотрел вопрос об исчислении НДФЛ при получении физлицом от ООО дохода в виде стоимости отчуждаемой доли в уставном капитале данного ООО.

В ответе на вопрос Минфин указал, что общество, выплачивающее физическому лицу - участнику этого общества доход в виде стоимости отчуждаемой им доли в уставном капитале общества, не является налоговым агентом в отношении такого дохода физического лица. Соответственно, в данном случае у общества отсутствует обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ.

Письмо М инфина России от 21.08.2014 N 03-04-06/41908

Об определении даты получения дохода по НДФЛ при получении ИП в счет оплаты поставленного покупателю товара собственного векселя покупателя

В случае получения ИП оплаты товара векселем покупателя дата получения дохода, облагаемого НДФЛ, определяется как день передачи векселя налогоплательщику (продавцу).

Письмо  Минфина России от 03.09.2014 N 03-04-05/44182

Перечисление удержанного налога ранее выплаты зарплаты не приводит к штрафу

ФНС РФ рассмотрела обращение о порядке применения штрафных санкций с учетом положений п.  9  ст. 226 НК РФ в случае перечисления налоговыми агентами НДФЛ ранее даты фактической выплаты доходов физическим лицам.

В ответе на обращение ФНС России сообщила, что перечисление удержанного НДФЛ в бюджет до выдачи зарплаты не приводит к ответственности по ст. 1 23 НК РФ.

Письмо  ФНС от 29.09.2014 № БС-4-11/19716

Страховые взносы

Понятие "фиксированный платеж" включает сумму страховых взносов в размере 1% от дохода ИП

Минфин разъяснил, что в понятие "фиксированный платеж" включаются страховые взносы, уплачиваемые в размере 1% от суммы дохода ИП, превышающей 300 000 рублей. А также он отметил, что на уплаченные суммы "фиксированного платежа" ИП, не производящие выплат наемным работникам, вправе уменьшить рассчитанную сумму (авансовый платеж) единого налога, уплачиваемого при применении УСН или ЕНВД, без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы налога.

Письмо Ми нфина от 01.09. 2014 г. № 03-11-09/43709

Администрирование

О фирменном наименовании акционерного общества

В ответе на обращение ФНС России сообщила, что полное фирменное наименование публичного акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "публичное акционерное общество", сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "публичное акционерное общество" или "ПАО". Фирменное наименование непубличного акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "акционерное общество", сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "акционерное общество" или "АО".

Письмо ФНС России от 04.09.2 014 N СА-4-14/17740@

О действиях налогоплательщиков и налоговых органов при приобретении акционерным обществом статуса публичного

 

Учредительные документы, а также наименования юрлиц, созданных до 1 сентября 2014 г., должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями ГК РФ при первом изменении учредительных документов.

АО, созданные до 1 сентября 2014 г. и отвечающие признакам публичных, признаются таковыми вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

В связи с этим разъяснено следующее.

Порядок замены уведомлений о постановке на учет в налоговых органах не предусмотрен законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, при приведении наименования в соответствие с новыми требованиями ГК РФ от организации (в рассматриваемом случае это ВТБ 24 (ЗАО)) не требуется замена уведомлений о постанове на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ.

Письмо ФНС от 16 сентября 2014 г. № СА 4-14/18715

О применении после 22.07.2014 результатов кадастровой оценки объектов недвижимости для целей налогообложения

В письме Минфин сообщил, что недавними поправками, внесенными в федеральный закон об оценочной деятельности, изменен порядок применения кадастровой стоимости, если она была оспорена в суде или комиссии Росреестра. Например, если данные органы приравняли кадастровую стоимость здания или земли к рыночной.

В данном нормативном акте уже предусмотрено, что новое значения стоимости применяется "для целей, установленных законодательством РФ", с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре стоимости.

В связи с этим одобренн ый Советом Федерации законопроект № 51763-4 вносит аналогичные поправки в НК "во избежание возможных коллизий". С какой даты начнет работать новая норма в целях налогообложения (с учетом требований обоих законов), ведомство не уточнило.

Письмо Минф и на России от 29.09.2014 N 03-05-РЗ/48574

 

Письмо Минфина РФ от 10.09.2014 N 03-04-06/45395

Вопрос:

ООО в целях правильного применения налогового законодательства просит вас дать разъяснение по следующим вопросам:

1. Учредитель, физическое лицо имеет 100% долю в компании и владеет ею больше года. При выплате дивидендов применимо ли для него так же, как и для российских организаций - льгота при налогообложении 0% дохода в виде дивидендов? (Российская организация, которая как минимум 365 дней владеет долей, составляющей не менее половины уставного капитала компании - источника выплаты (подп.1 п.3 ст.284 НК РФ)) или к НДФЛ это не относится. Однако при выплате дивидендов условия обложения налогом на прибыль и НДФЛ должны быть одинаковыми?

2. Нужно ли подавать декларацию по налогу на прибыль организации на УСН при выплате дивидендов физическим лицам в связи с изменениями, которые произошли в 2014 году (Статья 230 НК РФ дополнена п.4 (пп."б" п.9 ст.2 Федерального закона N 306-ФЗ)).

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц и представления налоговой отчетности организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, при выплате дивидендов физическим лицам и в соответствии со статьей 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации установлены статьей 214 Кодекса. В соответствии с пунктом 3 указанной статьи исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, осуществляются применительно к каждой выплате указанных доходов по налоговым ставкам, предусмотренным статьей 224 Кодекса, в порядке, предусмотренном статьей 275 Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 224 Кодекса налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Ставка налога на прибыль организаций, установленная в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, для целей исчисления налога на доходы физических лиц не применяется поскольку применение положений одной главы Кодекса для целей другой его главы возможно только в силу прямого указания на это в соответствующей главе Кодекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 346_11 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом. В этой связи в том случае, если вышеназванная организация является источником выплаты доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Кодекса, она признается налоговым агентом по налогу на прибыль организаций и на нее возлагается обязанность по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором ею производились выплаты налогоплательщику, представлять в налоговый орган по месту своего нахождения налоговые расчеты (декларации) по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном статьей 289 Кодекса. При этом положениями главы 26_2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса не предусмотрена обязанность для налогоплательщиков, перешедших на применение данного специального налогового режима, предоставлять налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций при выплате дивидендов физическим лицам.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо ФНС от 19 сентября 2014 г. N ГД-4-3/19182@ «О направлении разъяснений Минфина России»

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе разъяснения Минфина России (письмо от 03.09.2014 N 03-03-10/44184) по вопросу налогообложения обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческой организации.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Письмо Минфина РФ от 03.09.2014 N 03-03-10/44184

В связи с письмом ФНС России о доведении разъяснений Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу налогообложения обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческой организации, до сведения налоговых органов и размещении их на официальном сайте ФНС России в разделе "Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами", сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Пунктом 40 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям, кроме указанных в подпунктах 29 и 30 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Согласно подпункту 29 пункта 1 статьи 264 Кодекса для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.

По мнению Департамента, положения подпункта 29 пункта 1 статьи 264 Кодекса применимы в случае, когда уплата взносов, вкладов и иных обязательных платежей некоммерческим организациям является условием для осуществления деятельности налогоплательщика в силу норм законодательства Российской Федерации. В прочих случаях, в том числе когда обязательность уплаты платежей некоммерческой организации обусловлена исключительно соглашением с такой некоммерческой организацией и не следует из законодательства Российской Федерации, указанная норма не применяется.

 

Письмо Минфина России от 12.09.2014 N 03-03-РЗ/45763

Вопрос:

Об учете правопреемником при исчислении налога на прибыль убытка от реализации амортизируемого имущества, не учтенного реорганизуемым лицом в прочих расходах, а также убытка, отраженного в налоговой декларации.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета у правопреемника убытков, полученных реорганизуемым лицом, для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

Согласно пункту 2.1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.

Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы, предусмотренные статьями 255, 260 - 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 - 320 Кодекса, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица - при реорганизации в форме присоединения).

В соответствии с пунктом 5 статьи 283 Кодекса в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 283 Кодекса, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Пунктом 4 статьи 283 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

При этом пунктом 2 статьи 283 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Кодексом установлены особенности переноса некоторых убытков.

Согласно пункту 3 статьи 268 Кодекса убыток от реализации амортизируемого имущества включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Таким образом, налогоплательщик (правопреемник) имеет право в порядке правопреемства уменьшать свои доходы на суммы убытков, полученных и отраженных в налоговых декларациях реорганизуемым лицом, в течение оставшегося срока в порядке, установленном пунктом 2 статьи 283 Кодекса. Часть убытка от реализации амортизируемого имущества, не учтенного в прочих расходах реорганизуемым лицом, правопреемник имеет право учесть при определении налоговой базы в порядке, установленном пунктом 3 статьи 268 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 02.09.2014 N 03-03-06/1/43922

Вопрос:

Об учете для целей налога на прибыль безнадежной задолженности, возникшей при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, если организация создала резерв по сомнительным долгам.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.

Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Положениями статьи 266 Кодекса установлено, что безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном статьей 266 Кодекса, отразив данный порядок в учетной политике для целей налогообложения. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

В соответствии с пунктом 5 статьи 266 Кодекса, в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва и только не покрытая резервом сумма долга включается во внереализационные расходы.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 Кодекса в целях главы 25 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Учитывая изложенное, если организация приняла решение о создании резерва по сомнительным долгам в отношении конкретной задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и отразила данное решение в своей учетной политике, то сумма безнадежной задолженности не может быть включена в состав внереализационных расходов без корректировки резерва по сомнительным долгам. В составе внереализационных расходов могут быть учтены только суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина РФ от 18.08.2014 N 03-07-11/41194

Вопрос:

О налогообложении НДС сумм отступных, полученных от арендатора при расторжении договора аренды.

Ответ:

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении сумм отступных, полученных от арендатора при расторжении договора аренды, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Таким образом, полученные налогоплательщиком денежные средства, не связанные с реализацией товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются. В связи с этим суммы отступных, полученные арендодателем от арендатора в случае отказа арендатора от аренды торговых площадей, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Настоящее письмо не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо ФНС РФ от 18.09.2014 N ГД-4-3/18888 «О налоге на добавленную стоимость»

Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос, сообщает следующее.

Как следует из запроса, на основании договора купли – продажи белорусский продавец реализовал товары российскому покупателю. Согласно дополнительному соглашению к указанному договору купли – продажи, российский покупатель имеет право возвратить товары без утраты товарного вида и в надлежащей упаковке в случае их нереализации на территории Российской Федерации.

Применение налога на добавленную стоимость (далее – НДС) при реализации товаров в рамках Таможенного союза осуществляется в соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).

Положения Протокола (пункт 9 статьи 2) предусматривают особенности применения НДС в случае возврата товаров по подтвержденной участниками договора (контракта) причине ненадлежащего их качества и (или) комплектации товаров.

Что касается особенностей применения НДС в отношении возврата товаров, ранее приобретенных на основании договора купли-продажи, по иным причинам, в частности, нереализация приобретенного товара, то нормами Соглашения и Протокола они не установлены.

В связи с этим, операцию по возврату ранее приобретенного товара, по причине его нереализации, следует рассматривать как самостоятельную операцию по реализации данного товара.

Вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками с территории одного государства-члена Таможенного союза на территорию другого государства-члена Таможенного союза, согласно статье 1 Соглашения считается экспортом товаров.

В рассматриваемом случае, как следует из запроса Управления, возврат нереализованных товаров российский налогоплательщик отразил в налоговой декларации по НДС как операцию по реализации товаров с применением нулевой ставки НДС (как экспортную операцию). При этом в пакете документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, налогоплательщик представил, в частности, договор купли-продажи, по которому он ранее приобрел товар и вышеуказанное дополнительное соглашение к нему, а также заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с соответствующей отметкой белорусского налогового органа.

Пунктом 1 Протокола установлено, что при экспорте товаров с территории одного государства-члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Протокола.

Пунктом 2 статьи 1 Протокола предусмотрено для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС представление, в частности, договоров (контрактов) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров.

Принимая во внимание, что дополнительное соглашение к договору купли-продажи предусматривает возврат товаров при их нереализации и налогоплательщик отразил такой возврат в налоговой декларации по НДС как операцию по реализации товаров, то в рассматриваемом случае представление в пакете документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, вышеуказанного договора купли-продажи товаров и дополнительного соглашения к нему, в качестве договора, на основании которого осуществлялся экспорт товаров, допускается.

 

Письмо Минфина России от 08.09.2014 N 03-07-15/44970(направлено ФНС России Письмом от 17.09.2014 N ГД-4-3/18758@)

Вопрос:

Об оформлении единого корректировочного счета-фактуры, если товары (работы, услуги) имеют одинаковые наименование и цену.

Ответ:

В связи с письмом о согласовании и доведении разъяснений Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу о порядке оформления единого корректировочного счета-фактуры в отношении товаров (работ, услуг), имеющих одинаковые наименование (описание) и цену (тариф), сообщаем.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 5.2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе составить единый корректировочный счет-фактуру на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных этим налогоплательщиком ранее.

Согласно подпункту "в" пункта 2 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, в графе 3 "Количество (объем)" в строке А (до изменения) корректировочного счета-фактуры указывается количество (объем) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указанное в графе 3 счета-фактуры (счетов-фактур), к которому (которым) составляется корректировочный счет-фактура, по товарам (работам, услугам), имущественным правам, в отношении которых осуществляются изменение цены (тарифа) и (или) уточнение количества (объема).

Учитывая изложенное, в графе 3 в строке А единого корректировочного счета-фактуры может указываться суммарное количество (объем) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, имеющих одинаковые наименование (описание) и цену (тариф) в счетах-фактурах, к которым составляется единый корректировочный счет-фактура.

 

Письмо Минфина России от 18.09.2014 N 03-07-15/46850«По вопросу о вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 N 735»

В связи с письмом ФНС России о согласовании позиции по вопросу о вступлении в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 735 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137" Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

В то же время пунктами 1 и 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что акты законодательства о налогах и сборах и нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Согласно буквальному толкованию статей 1, 4 и 5 Кодекса нормы статьи 5 Кодекса не распространяются на акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.

Вместе с тем в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 17-П пункт 1 статьи 5 Кодекса признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования его положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Кодексе для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Выявленный в указанном постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений Кодекса является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Учитывая изложенное, нормы постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 735 следует применять начиная с 1 октября 2014 года.

 

Письмо Минфина России от 08.09.2014 N 03-11-06/2/44863

Вопрос:

О возможности несоставления счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) покупателям, применяющим УСН, и об учете в расходах сумм НДС данными покупателями.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 30.07.2014 N 151-У и письмо от 30.07.2014 N 149-У, поступившее из ФНС России, по вопросу выставления счетов-фактур покупателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.

Начиная с 1 октября 2014 г. по письменному согласию сторон сделки на несоставление счетов-фактур налогоплательщики могут не составлять счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) лицам, не являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика (подпункт "а" пункта 3 статьи 1 и пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 238-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон N 238-ФЗ)).

Федеральный закон N 238-ФЗ не изменил порядок учета в расходах налога на добавленную стоимость при определении объекта налогообложения плательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения.

Так, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы в виде налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с указанной статьей и статьей 346.17 Кодекса. Следовательно, суммы налога на добавленную стоимость являются самостоятельным видом расхода.

В соответствии со статьей 346.24 Кодекса налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.

Пунктом 2.5 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотрено, что в графе 5 налогоплательщик отражает расходы, указанные в статье 346.16 Кодекса.

В связи с изложенным налогоплательщик при заполнении Книги учета доходов и расходов должен указать в графе 5 отдельной строкой сумму налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком.

При этом информируем, что первичными документами, на основании которых производятся записи в Книге учета доходов и расходов, являются платежно-расчетные документы, кассовые чеки или бланки строгой отчетности, заполненные в установленном порядке, с выделением отдельной строкой суммы налога на добавленную стоимость. Вместе с тем счета-фактуры могут не представляться (при наличии письменного согласия сторон на их несоставление).

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 01.09.2014 N 03-11-06/2/43627

Вопрос:

Об учете расходов на оплату права установки и эксплуатации рекламной конструкции в целях УСН.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

Пунктом 1 стать и 346.16Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Данный перечень расходов является закрытым.

Расходы на оплату права установки и эксплуатации рекламной конструкции статьей  346.16Кодекса не предусмотрены, и, соответственно, такие расходы не могут учитываться налогоплательщиком - владельцем рекламной конструкции при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо ФНС России от 19.09.2014 N ГД-4-3/19079@

Вопрос:

О переходе ИП, применяющего УСН, на систему налогообложения в виде ЕНВД и ПСН в течение календарного года.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и по вопросу правомерности перехода индивидуального предпринимателя с упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) на патентную систему налогообложения (далее - ПСН) и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) в течение календарного года сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) УСН применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 3 статьи 346.13 Кодекса налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей Кодекса.

Пунктом 6 указанной статьи Кодекса определено, что налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

В то же время пунктом 4 статьи 346.12 Кодекса установлено, что налогоплательщики, перешедшие в соответствии с главой 26.3 Кодекса на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

Согласно статье 346.44 Кодекса переход на ПСН или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном главой 26.5 Кодекса.

При этом статьей 346.45 Кодекса определено, что зарегистрированный индивидуальный предприниматель подает заявление на получение патента не позднее чем за 10 дней до начала применения им ПСН, а налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения указанного заявления выдать ему патент или уведомить его об отказе в выдаче патента.

В соответствии со статьей 346.28 Кодекса налогоплательщики переходят на уплату ЕНВД добровольно.

Налогоплательщики единого налога вправе перейти на иной режим налогообложения, предусмотренный Кодексом, со следующего календарного года, если иное не установлено главой 26.3 Кодекса.

Приняв решение о переходе на ЕНВД по определенным видам деятельности, налогоплательщик обязан встать на учет в качестве налогоплательщика единого налога в налоговом органе, подав заявление о постановке на учет в этом качестве в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения в виде ЕНВД.

Как следует из приведенных норм Кодекса, применение индивидуальным предпринимателем УСН не является основанием для отказа ему в переходе на ПСН или ЕНВД по отдельным видам деятельности, поименованным соответственно в пункте 2 статьи 346.43 Кодекса и пункте 2 статьи 346.26 Кодекса, с любой даты в течение календарного года в случае подачи соответствующего заявления в налоговый орган и соблюдения условий и ограничений, установленных для применения данных режимов налогообложения.

 

Письмо ФНС от 18.09.2014 N БС-4-11/18849 «О предоставлении стандартных налоговых вычетов организацией, возникшей в результате реорганизации в форме выделения»

Из запроса следует, что в рамках реорганизации некоммерческая организация передала выделившейся из нее организации – ОАО – заявления и иные документы, подтверждающие право работников на получение стандартных налоговых вычетов.

В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 4 ст. 16 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О госрегистрации ЮЛ и ИП» установлено, что реорганизация ЮЛ в форме выделения считается завершенной с момента госрегистрации последнего из вновь возникших ЮЛ.

П. 1 ст. 24 НК установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Таким образом, созданная в результате реорганизации в форме выделения организация (ОАО) является самостоятельным ЮЛ, признаваемым в соответствии с положениями Кодекса налоговым агентом в отношении производимых ею выплат своим работникам доходов, источником которых она является.

Согласно п. 3 ст. 218 Кодекса стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

При этом, исходя из положений вышеуказанного пункта Кодекса, письменные заявления работников должны быть адресными, то есть содержать в себе, в том числе, идентифицирующие признаки (ИНН, КПП, наименование и т.д.) налогового агента.

В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса, предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 230 Кодекса.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких ЮЛ положения гражданского законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах не предусматривают правопреемство лиц в части предоставления стандартных налоговых вычетов.

Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, поскольку в рассматриваемой ситуации у ОАО отсутствовали адресованные ей письменные заявления работников, предоставление таким лицам данной организацией стандартных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 4 п. 1 ст. 218 Кодекса, не правомерно.

 

Письмо ФНС от 09.09.2014 № ОА-3-17/3035«О налогообложении доходов физических лиц-нерезидентов Российской Федерации от источников за пределами Российской Федерации»

Вопрос:

Об НДФЛ с доходов от депозита (процентов), получаемых лицом, не признаваемым налоговым резидентом РФ, за пределами РФ.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о налогообложении доходов физических лиц-нерезидентов Российской Федерации от источников за пределами Российской Федерации и сообщает следующее.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации процедура подтверждения отсутствия у налогоплательщика статуса налогового резидента Российской Федерации не предусмотрена.

Согласно положениям статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Доходы, полученные от источников за пределами Российской Федерации налогоплательщиками-нерезидентами Российской Федерации в России налогом не облагаются.

Таким образом, доходы от депозита (проценты) получаемые таким лицом за пределами Российской Федерации, могут облагаться налогом в соответствии с законодательством того иностранного государства, на территории которого они возникли.

 

Письмо Минфина России от 28.08.2014 N 03-04-06/43135

Вопрос:

Об исчислении налоговым агентом НДФЛ с аванса, перечисленного по договору на оказание услуг, в том числе если физлицо не оказало услуги и вернуло организации денежные средства.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу налогообложения доходов физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Из письма следует, что организация заключает с физическим лицом договор гражданско-правового характера на оказание услуг. После заключения договора физическому лицу - исполнителю перечисляется аванс. В случае невыполнения исполнителем обязанностей по договору исполнитель будет обязан вернуть аванс организации-заказчику.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

В соответствии с пунктом 1 статьи 223 Кодекса при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется, в частности, как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

Таким образом, датой получения дохода, полученного в виде аванса, является дата поступления денежных средств по сделке независимо от даты оказания услуг.

Суммы денежных средств, полученных налогоплательщиком в соответствующем налоговом периоде в качестве аванса по договору на оказание услуг, включаются в доход налогоплательщика данного налогового периода независимо от того, в каком налоговом периоде соответствующие услуги были оказаны.

Пунктами 1 и 2 статьи 226 Кодекса установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса.

В случае если услуги, предусмотренные договором, исполнителем не были оказаны, исполнитель возвращает организации фактически полученные от нее в качестве аванса денежные средства.

При этом у налогового агента образуется переплата налога на доходы физических лиц.

Указанная переплата может быть возвращена налоговому агенту в рамках статьи 78 Кодекса, определяющей порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога, на основании пункта 14 данной статьи.

назад

Письмо Минфина России от 21.08.2014 N 03-04-06/41908

Вопрос:

Об исчислении НДФЛ при получении физлицом от ООО дохода в виде стоимости отчуждаемой доли в уставном капитале данного ООО.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО (далее - Общество) о налогообложении доходов физических лиц при продаже доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Из письма следует, что Общество в соответствии с положениями Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" приобрело по договору купли-продажи у участника Общества долю в уставном капитале данного Общества.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 226 Кодекса налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227, 227.1 и 228 Кодекса.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 Кодекса физические лица, получившие доход от продажи имущества и имущественных прав, самостоятельно исчисляют суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

Таким образом, Общество, выплачивающее физическому лицу - участнику этого Общества доход в виде стоимости отчуждаемой им доли в уставном капитале общества, не является налоговым агентом в отношении такого дохода физического лица. Соответственно, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц в рассматриваемом случае у Общества не возникают.

 

Письмо Минфина России от 03.09.2014 N 03-04-05/44182

Вопрос:

Об определении даты получения дохода по НДФЛ при получении ИП в счет оплаты поставленного покупателю товара собственного векселя покупателя.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения даты получения дохода по налогу на доходы физических лиц при получении индивидуальным предпринимателем в счет оплаты поставленного покупателю товара собственного векселя покупателя и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Пунктом 1 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Согласно статье 142 Гражданского кодекса Российской Федерации вексель относится к ценным бумагам, а ценные бумаги, в свою очередь, - к видам имущества, являющегося в соответствии со статьей 128 указанного Кодекса объектом гражданских прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 211 Кодекса получение налогоплательщиком от организаций и индивидуальных предпринимателей имущества относится к доходам налогоплательщика в натуральной форме.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 223 Кодекса при получении доходов в натуральной форме дата фактического получения дохода определяется как день передачи доходов в натуральной форме.

Из вышеизложенного следует, что в случае получения оплаты товара векселем покупателя дата получения дохода определяется как день передачи векселя налогоплательщику (продавцу).

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо ФНС от 29.09.2014 № БС-4-11/19716

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке применения штрафных санкций с учетом положений пункта 9 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае перечисления налоговыми агентами налога на доходы физических лиц ранее даты фактической выплаты доходов физическим лицам, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Согласно пункту 6 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В соответствии с пунктом 9 статьи 226 Кодекса уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Согласно пункту 5 статьи 24 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок суммы налога налоговым агентом, образует состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Кодекса, и влечет ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Необходимо отметить, что в указанном случае отсутствует факт неперечисления в бюджет суммы налога, в связи с чем не возникает задолженности перед бюджетом.

Таким образом, в действиях налоговых агентов отсутствует состав правонарушения, установленного статьей 123 Кодекса, поскольку данной статьей предусмотрена ответственность налоговых агентов за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению.

Вместе с тем в настоящее время складывается неоднозначная судебная практика по рассматриваемому вопросу на уровне судов федеральных округов: в пользу налоговых органов - постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 03.12.2013 № Ф09-13260/13, Федерального Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2012 № А41-29929/11; в пользу налогоплательщиков – постановления Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.12.2013 № А56-16143/2013, от 04.02.2014 № А26-3109/2013.

По мнению ФНС России, в рассматриваемой ситуации, следует учитывать позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 23 июля 2013 г. № 784/13.

В силу положений пункта 4 статьи 24, подпункта 1 пункта 3 статьи 44, подпункта 1 пункта 3 статьи 45 Кодекса обязанность налогового агента по перечислению налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Учитывая, что в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно и сумма налога, удержанная предприятием с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений, находящихся на территории поименованных муниципальных образований, поступила в бюджетную систему Российской Федерации, исходя из смысла статьи 45 Кодекса налог считается уплаченным, то есть у предприятия отсутствует задолженность по налогу на доходы физических лиц.

В этой связи Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признаны правомерными выводы суда первой инстанции о признании недействительным решения инспекции в части начисления сумм пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в бюджеты названных муниципальных образований.

 

Письмо Минфина от 01.09. 2014 г. № 03-11-09/43709«Об учете сумм уплаченных страховых взносов при расчете суммы налога, уплачиваемой в связи с применением УСН с объектом налогообложения в виде доходов, или ЕНВД»

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения положений подпункта 3 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также пункта 2.1 статьи 346.32 Кодекса, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах в следующем порядке, установленном частью 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процента (1%) от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период.

Индивидуальные предприниматели уплачивают фиксированные платежи единовременно за текущий календарный год в полном объеме, либо частями в течение года (часть 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ).

Окончательная уплата страховых взносов с доходов, не превышающих 300000 руб., должна быть произведена не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с дохода, превышающего 300 000 руб., уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ).

При этом страховые взносы в виде 1% от суммы превышения дохода индивидуальные предприниматели могут уплачивать с момента превышения дохода в течение текущего года (пункт 2 части 1.1 статьи 14, часть 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ).

Кроме того, исходя из части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, под фиксированным размером страховых взносов понимается вся сумма, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, за расчетный период с учетом его дохода. Следовательно, в понятие «фиксированный платеж» также включаются страховые взносы, уплачиваемые в размере 1% от суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающей 300 000 руб.

Порядок уменьшения индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен соответствующими положениями Кодекса:

1) Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Кодекса уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

2) Индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, исходя из пункта 2.1. статьи 346.32 Кодекса, уменьшают сумму единого налога на вмененный доход, исчисленную за налоговый период, на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Указанные налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

Соответственно, при расчете суммы налога, уплачиваемой в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, или единого налога на вмененный доход, необходимо учитывать следующее.

1. С 1 января 2014 года сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, или единого налога на вмененный доход, может быть уменьшена индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не только на сумму уплаченного фиксированного платежа, но и на сумму страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300000 руб.

2. В случае уплаты страховых взносов в фиксированном размере и суммы страховых взносов, рассчитываемой в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300000 руб., частями в течение налогового (отчетного) периода, сумма налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, или единого налога на вмененный доход, может быть уменьшена индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за каждый налоговый (отчетный) период на уплаченную часть фиксированного платежа, в том числе, на уплаченную часть платежа по ставке в размере 1% с дохода, превышающего 300 000 руб., без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

3. Если индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплатят за 2014 год страховые взносы, исчисленные в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб., в марте 2015 года (не позднее 1 апреля 2015 года), то данную сумму страховых взносов индивидуальные предприниматели смогут учесть при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, или единого налога на вмененный доход, за соответствующий отчетный (налоговый) период 2015 года, без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

4. Возможность уменьшения суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на сумму страховых взносов, уплаченных в фиксированном размере, включая сумму страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превысившей 300000 руб., пунктом 2 статьи 346.32 Кодекса не предусмотрена.

Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели, осуществляющие в I квартале 2015 года выплаты и вознаграждения физическим лицам, при расчете суммы единого налога на вмененный доход за I квартал 2015 года, не вправе учитывать сумму страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превысившей 300 000 руб. по итогам 2014 года, и уплаченную в данном квартале (в I квартале 2015 года).

 

Письмо ФНС России от 04.09.2014 N СА-4-14/17740@

Вопрос:

О фирменных наименованиях публичных и непубличных акционерных обществ.

Ответ:

Федеральная налоговая служба, рассмотрев <...> интернет-обращение от 6 августа 2014 г., сообщает следующее.

В соответствии с пунк том 1 статьи 97 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" фирменное наименование публичного акционерного общества должно содержать указание на то, что такое общество является публичным.

При этом, по мнению ФНС России, полное фирменное наименование публичного акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "публичное акционерное общество", сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "публичное акционерное общество" или "ПАО".

Фирменное наименование непубличного акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "акционерное общество", сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "акционерное общество" или "АО".

 

Письмо ФНС от 16 сентября 2014 г. № СА4-14/18715«О приведении учредительных документов и наименований юридических лиц в соответствие с нормами главы 4 ГК при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц»

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу указанного Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.

Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 99-ФЗ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 97 Гражданского кодекса Российской Федерации публичное акционерное общество обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Согласно пункту 3 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изменения в сведениях о российских организациях, за исключением сведений, сообщаемых органами, указанными в пунктах 3 и 8 статьи 85 Кодекса, подлежат учету налоговым органом по месту нахождения российской организации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ),

Внесение изменений в наименование организации не влечет за собой снятие с учёта такой организации в налоговых органах, в которых такая организация состоит на учёте по основаниям, предусмотренным Кодексом.

Согласно пункту 3.6. Приказа МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей соответствующие сведения.

Налоговый орган по месту нахождения организации, осуществивший внесение изменений в сведения об организации, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН), обязан направить выписку из ЕГРЮЛ по каналам связи в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям, установленным Кодексом.

На основании полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным Кодексом, вносят изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН.

Порядок замены Уведомлений о постановке на учёт в налоговых органах не предусмотрен законодательством о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, при приведении наименования в соответствие с главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, замена уведомлений о постановке на учёт в налоговых органах по основаниям, предусмотренным Кодексом, не требуется.

 

Письмо Минфина России от 29.09.2014 N 03-05-РЗ/48574

Вопрос:

О применении после 22.07.2014 результатов кадастровой оценки объектов недвижимости для целей налогообложения, в том числе налога на имущество физлиц.

Ответ:

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении результатов кадастровой оценки объектов недвижимости для целей налогообложения и сообщается следующее.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением такой комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ, применяются к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных на указанную дату.

Во избежание возможных коллизий правовых норм Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении 26 сентября 2014 года, предусматривается внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, аналогичных предусмотренным Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2017 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту