О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
Мониторинг законодательстваМониторинг международного законодательстваКонсультации

Разъяснения законодательства в октябре 2015 года

Тема

Ответ

Ссылка на документ

Налог на прибыль

Стоимость питания сотрудников в однодневной командировке нельзя учесть в расходах

Минфин рассмотрел вопрос организации о ее праве списать возмещаемые ею расходы на оплату питания работников в однодневной командировке, после которой сотрудники приносят чеки на оплату стоимости питания (то есть при наличии подтверждающих документов).

В соответствии со ст. 168 ТК в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Согласно п. 11 положения об особенностях направления работников в служебные командировки (постановление 749) при командировках в местность, откуда работник (исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы) имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.

Согласно п. 24 положения возмещение иных расходов, связанных с командировками, в случаях, порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом, осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы.

При этом расходы по возмещению стоимости питания работников, находящихся в однодневной командировке, не могут рассматриваться в качестве иных расходов, связанных со служебной командировкой.

Ранее Минфин указывал , что возмещение затрат в однодневной командировке можно учесть в расходах при их документальном подтверждении и упоминании в локальных актах.

Письмо Минфина России от 09.10.2015 N 03-03-06/57885 

НДС

Об исчислении налога с услуг по договору транспортной экспедиции по организации перевозки ввезенных товаров автомобильным транспортом от российского порта до пункта назначения в РФ

Минфин РФ рассмотрел письмо о применении НДС в отношении оказываемых российской организацией на основании договора транспортной экспедиции услуг по организации перевозки ввезенных товаров автомобильным транспортом от российского порта до пункта назначения, находящегося на территории РФ.

Минфин сообщил, что оказываемые российской организацией на основании договора транспортной экспедиции услуги по организации перевозки ввезенных товаров автомобильным транспортом от российского порта до пункта назначения, находящегося на территории России, подлежат налогообложению по ставке в размере 18%.

Письмо Минфина России от 13.10.2015 N 03-07-08/58584 

ИП, применяющий ПСН, при реализации нежилого помещения обязан исчислить НДС в общеустановленном порядке

Минфин России рассмотрел вопрос о применении НДС при реализации нежилого помещения индивидуальным предпринимателем, применяющим ПСН.

Минфин указал, что индивидуальный предприниматель, применяющий ПСН, при реализации нежилого помещения обязан исчислить НДС в общеустановленном порядке.

Письмо Минфина России от 21.10.2015 N 03-07-14/60413 

Услуги по аренде помещений, предоставляемых иностранным организациям, аккредитованным в РФ

Минфин РФ рассмотрел письмо по вопросу применения НДС в отношении услуг по аренде помещений, предоставляемых иностранным организациям, аккредитованным в России.

Минфин указал, что в отношении услуг по аренде помещений, предоставляемых иностранным организациям, аккредитованным в РФ, не имеющим свидетельств по форме, утвержденной приказом ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/684@ либо приказом ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/681@, освобождение от налогообложения НДС не предоставляется и такие услуги подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Письмо Минфина России от 09.10.2015 N 03-07-08/57836 

Бесплатные консультации по "горячей линии" облагаются НДС

Минфин РФ рассмотрел обращение по вопросу применения НДС при оказании налогоплательщиком бесплатных консультационных услуг лицам, позвонившим на "горячую линию".

Минфин указал, что при оказании налогоплательщиком бесплатных консультационных услуг лицам, позвонившим на "горячую линию", подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

Письмо Минфина России от 05.10.2015 N 03-07-11/56816 

О принятии к вычету сумм налога по объектам основных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал

Минфин РФ рассмотрел вопрос о принятии к вычету сумм НДС по объектам основных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал.

Минфин сообщил, что налоговые вычеты по НДС могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), или товаров, ввезенных им на территорию РФ. Однако, в случае, когда организация заявляет вычет по объектам основных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал, данный срок не применяется. В связи с этим такие вычеты следует осуществлять в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика выполнены соответствующие условия, предусмотренные статьями 171 и 172 НК РФ.

Письмо Минфина России от 09.10.2015 N 03-07-11/57833 

При переходе с общего режима налогообложения на УСН ранее принятый к вычету НДС по лизингу не восстанавливается

Минфин указал, что принятые к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), использованным налогоплательщиком до перехода на УСН для операций, подлежащих налогообложению, восстановлению не подлежат. В связи с этим НДС, принятый к вычету лизингополучателем, перешедшим с 1 января 2015 года с общего режима налогообложения на УСН, по приобретенным до 1 января 2015 года услугам финансовой аренды (лизингу), использованным для операций, подлежащих налогообложению, не восстанавливается.

Письмо Минфина России от 08.10.2015 N 03-07-11/57730 

О применении налога при реализации товаров, вывезенных с территории РФ в таможенной процедуре экспорта по договору, заключенному с физлицом

Отвечая на вопрос, Минфин сообщил, что при реализации российской организацией на основании договора поставки, заключенного с иностранным физическим лицом, товаров, вывезенных с территории России в таможенной процедуре экспорта, применяется нулевая ставка НДС. Для этого нужно представить в налоговые органы документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.

Письмо Минфина России от 13.10.2015 N 03-07-08/58558 

ФНС разъяснила порядок принятия к вычету НДС покупателем при перечислении авансовых платежей в иностранной валюте

ФНС сообщила, что при перечислении авансового платежа в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав) в иностранной валюте сумма налога, подлежащая вычету у налогоплательщика-покупателя, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату перечисления авансового платежа. При этом вычеты сумм налога, предъявленных продавцом покупателю, производятся на основании следующих документов: счета-фактуры, выставленного продавцом при получении авансового платежа; документов, подтверждающих фактическое перечисление авансового платежа покупателем; договора, предусматривающего перечисление авансового платежа.

Письмо ФНС России от 01.10.2015 N ГД-4-3/17141@ 

Дата перехода права собственности по договору не влияет на момент определения базы по НДС

Минфин напомнил, что моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо день предоплаты.

Датой отгрузки (передачи) товаров в целях НДС признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю.

Учитывая изложенное, при реализации товаров покупателю обязанность по исчислению НДС у продавца возникает на дату отгрузки товаров, независимо от момента перехода права собственности, установленного договором.

Письмо Минфина России от 06.10.2015 N 03-07-15/57115 

НДФЛ

Налоговый агент обязан сообщить о невозможности удержания НДФЛ за налоговый период 2015 года не позднее 1 марта 2016 года

Закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ внес изменения в п. 5 ст. 226 НК РФ, согласно которым, при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2016 года. По мнению ФНС России, налоговый агент обязан сообщить о невозможности удержания НДФЛ за налоговый период 2015 года не позднее 1 марта 2016 года.

Письмо ФНС России от 19.10.2015 N БС-4-11/18217 

УСН

Об учете организацией-лизингополучателем лизинговых платежей за пользование оборудованием и выкупной цены предмета лизинга

Минфин РФ рассмотрел вопрос об учете организацией-лизингополучателем, применяющей УСН, лизинговых платежей за пользование оборудованием и выкупной цены предмета лизинга.

Минфин РФ сообщил следующее. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Расходы организации-лизингополучателя, применяющей УСН, в виде лизинговых платежей за пользование оборудованием, полученным от лизингодателя по договору лизинга, учитываются при определении налоговой базы на основании пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Стоимость предмета лизинга, приобретенного лизингополучателем в собственность по окончании срока действия договора лизинга на основании договора купли-продажи (выкупная цена предмета лизинга), учитывается в порядке, установленном пп. 1 п. 1 и п. 3 статьи 346.16 НК РФ для учета расходов на приобретение основных средств.

Письмо Минфина России от 02.10.2015 N 03-11-06/2/56616 

Налог по УСН "доходы" уменьшается на торговый сбор без ограничения в 50% суммы налога

Минфин напомнил, что в дополнение к установленным ранее суммам уменьшения налога при УСН с объектом "доходы" можно уменьшить сумму налога (авансового платежа) на сумму уплаченного торгового сбора.

Это не применяется в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Ограничение вычета сумм торгового сбора из сумм налога в рамках УСН (объект налогообложения "доходы") в размере не более чем 50% от суммы налога п. 8 ст. 346.21 НК не установлено. Имеющееся ограничение в размере 50% от суммы налога применяется только для целей пункта 3.1 указанной статьи НК (при уменьшении налога на взносы, пособия).

Письмо Минфина России от 07.10.2015 N 03-11-03/2/57373 

Страховые взносы

Отпускные начислены в июне, а выплачены в июле: когда на них начислить взносы

Минтруд ответил на вопрос о начислении взносов в ситуации, когда отпускные за июль начисляются в июне, а выплачиваются в июле перед уходом в отпуск.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов - организации производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по взносам исходя из величины вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Для организаций дата осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу работника определяется как день начисления этих выплат и вознаграждений.

Значит, взносы с сумм оплаты отпусков исчисляются организацией в том периоде, в котором указанные суммы были начислены, вне зависимости от периода их фактической выплаты работникам.

Письмо Минтруда от 04.09.2015 N 17-4/Вн-1316   

"Фиксированные" взносы, уменьшающие налоги ИП без работников, теперь не включают 1%

Такие лица не вправе уменьшать налог и авансовые платежи на сумму взносов в ПФР и ФФОМС, эквивалентную 1% от годового дохода свыше 300 тыс. руб. Ранее ведомство полагало, что данная сумма является частью фиксированного размера страхового взноса, на которую уменьшается налог. ФНС соглашалась с этим.

Согласно новой позиции Минфина вычесть можно только увеличенное в 12 раз произведение МРОТ и страхового тарифа. Все приведенные разъяснения касаются случаев, когда предприниматель выбрал объект "доходы".

Письмо Минфина России от 06.10.2015 N 03-11-09/57011 

Администрирование

Как правильно прошивать копии документов для представления в налоговые органы?

Представление документов в налоговые органы на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Разъяснено, что сшивы (копии документов) формируются объемом не более 150 листов с указанием арабскими цифрами сплошной нумерации, начиная с единицы. Все листы прошиваются на 2-4 прокола прочной нитью, концы связываются на оборотной стороне. В месте скрепления помещается наклейка. На ней проставляется заверительная надпись, количество листов, подпись, фамилия и инициалы, должность, дата подписания и печать (при наличии).

Сшивы представляются в налоговые органы с сопроводительными письмами. Разъяснено их содержание.

Письмо Минфина России от 29.10.2015 N 03-02-РЗ/62336 

Минфин разъяснил когда не надо физлицу уведомлять в налоговый орган об участии в иностранных организациях

Минфин РФ рассмотрел обращение по вопросу применения положений НК РФ, касающихся представления уведомления об участии в иностранных организациях.

Минфин РФ сообщил, что если доля участия физического лица (рассчитанная в порядке, установленном статьей 105.2 НК РФ) не превышает 10 %, то у него отсутствует обязанность по уведомлению налогового органа о своем участии в иностранных организациях. Однако, это не исключает выполнения обязанностей по представлению уведомления о контролируемых иностранных компаниях при признании физического лица контролирующим лицом по основаниям контроля.

Письмо Минфина России от 09.10.2015 N 03-01-11/58002 

При уплате физлицом госпошлины за компанию нужно подтвердить выдачу наличных денег

Должно быть доказано, что денежные средства принадлежат организации, которая обращается в госорган. Необходимо указать, что физлицо действует на основании доверенности или учредительных документов, и представить расходный кассовый ордер или иной документ, свидетельствующий о выдаче денег.

Минфин подчеркнул: из документов должно быть понятно, что госпошлину уплатила конкретная компания за счет собственных средств. Если пошлина перечислена от имени ненадлежащего плательщика или в неверном размере, то обязанность компании не считается исполненной.

Кроме того, финансовое ведомство разъяснило, как подтвердить, что госпошлина уплачена. Если она перечислена в наличной форме, доказательством является квитанция, выданная банком, должностным лицом или кассой органа, с помощью которого уплачена госпошлина. Также можно использовать данные из Государственной информационной системы  о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Следует обратить внимание: если сведения об уплате госпошлины есть в этой системе, дополнительно подтверждать их не требуется.

Письмо Минфина России от 13.10.2015 N 03-05-06-03/58451 

ИП-должник прекратил деятельность: его долг кредитор не признает безнадежным

Минфин напомнил, что одним из оснований для признания безнадежными (нереальными к взысканию) долгов перед налогоплательщиком является ликвидация организации-должника.

Ведомство объяснило, можно ли применить это основание, если должником является не организация, а ИП. Согласно ГК к предпринимательской деятельности ИП применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юрилиц - коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Госрегистрация физлица в качестве ИП утрачивает силу после внесения об этом записи в ЕГРИП, за некоторыми исключениями.

Вместе с тем, на основании ст. 24 ГК гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Таким образом, после прекращения гражданином деятельности в качестве ИП он продолжает нести перед кредиторами имущественную ответственность по своим обязательствам.

Согласно пункту 4 ст. 25 ГК только после завершения расчетов с кредиторами ИП, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом.

Следовательно, выписка из ЕГРИП, подтверждающая прекращение гражданином деятельности в качестве ИП, не является достаточным основанием для признания его дебиторской задолженности безнадежной к взысканию.

Письмо Минфина России от 16.09.2015 N 03-03-06/53157 

 

 

Письмо Минфина России от 09.10.2015 N 03-03-06/57885

Вопрос:

Об учете расходов на оплату стоимости питания работников, находящихся в однодневной командировке, для целей налога на прибыль.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов на оплату стоимости питания работников, находящихся в однодневной командировке, и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее - Положение).

Согласно пункту 11 Положения при командировках в местность, откуда работник (исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы) имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.

Согласно пункту 24 Положения возмещение иных расходов, связанных с командировками, в случаях, порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом, осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы.

При этом расходы по возмещению стоимости питания работников, находящихся в однодневной командировке, не могут рассматриваться в качестве иных расходов, связанных со служебной командировкой.

Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 13.10.2015 N 03-07-08/58584

Вопрос:

Об исчислении НДС с услуг по договору транспортной экспедиции по организации перевозки ввезенных товаров автомобильным транспортом от российского порта до пункта назначения в РФ.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении оказываемых российской организацией на основании договора транспортной экспедиции услуг по организации перевозки ввезенных товаров автомобильным транспортом от российского порта до пункта назначения, находящегося на территории Российской Федерации, и сообщает.

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации, а также при организации перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию Российской Федерации (от портов или пограничных станций, расположенных на территории Российской Федерации) до станции назначения товаров, расположенной на территории Российской Федерации.

Оказываемые российской организацией на основании договора транспортной экспедиции услуги по организации перевозки ввезенных товаров автомобильным транспортом от российского порта до пункта назначения, находящегося на территории Российской Федерации, к указанным услугам не относятся и в других подпунктах пункта 1 статьи 164 Кодекса не поименованы. Поэтому в отношении таких услуг нулевая ставка налога не применяется и на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса данные услуги подлежат налогообложению по ставке в размере 18 процентов.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 21.10.2015 N 03-07-14/60413

Вопрос:

ИП по основному виду деятельности (комиссионная деятельность) находится на ОСН. При этом он имеет ряд магазинов, которые сдаются в аренду, по данному виду деятельности применяется ПСН. Облагается ли НДС реализация магазинов?

Ответ:

В связи с обращением по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации нежилого помещения индивидуальным предпринимателем, применяющим патентную систему налогообложения, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с главой 26.5 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) данная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Подпунктом 2 статьи 346.43 Кодекса установлены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. При этом операции по реализации нежилых помещений в данном подпункте не поименованы.

В соответствии с пунктом 11 статьи 346.43 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, применяющий патентную систему налогообложения, при реализации нежилого помещения обязан исчислить налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

 

Письмо Минфина России от 09.10.2015 N 03-07-08/57836

Вопрос:

Об освобождении от НДС при предоставлении в аренду помещений в РФ иностранным организациям, аккредитованным в РФ.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по аренде помещений, предоставляемых иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации, и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. Положения данного пункта применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.

Перечень иностранных государств, в отношении которых применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении в аренду помещений на территории Российской Федерации, утвержден приказом МИД России и Минфина России от 8 мая 2007 г. N 6498/40н.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 апреля 2015 года филиалы, представительства иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организации и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации), которые соответственно были аккредитованы, осуществляли деятельность на основании разрешения на открытие представительств на территории Российской Федерации до дня вступления в силу указанного закона и у которых срок действия соответственно аккредитации, разрешения не истек до 1 апреля 2015 года, обязаны представить сведения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для внесения в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

Документальным подтверждением права на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг, предусмотренных пунктом 1 статьи 149 Кодекса, вышеуказанным филиалам и представительствам иностранных юридических лиц является свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц об аккредитованном до 1 января 2015 года филиале, осуществляющем деятельность на основании решения до 1 января 2015 года представительстве иностранного юридического лица, выданное ФНС России по форме, утвержденной приказом ФНС России от 26 декабря 2014 г. N ММВ-7-14/684@. При этом в указанном свидетельстве указывается срок действия аккредитации филиала или разрешения на открытие представительства.

Согласно статье 21 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, в том числе представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Документальным подтверждением права на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по аренде помещений, предоставляемых иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации в соответствии с положениями указанной статьи 21 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ, является свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, форма которого утверждена приказом ФНС России от 26 декабря 2014 г. N ММВ-7-14/681@.

Учитывая изложенное, в отношении услуг по аренде помещений, предоставляемых иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации, не имеющим свидетельств по форме, утвержденной приказом ФНС России от 26 декабря 2014 г. N ММВ-7-14/684@ либо приказом ФНС России от 26 декабря 2014 г. N ММВ-7-14/681@, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость не предоставляется и такие услуги подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

 

Письмо Минфина России от 05.10.2015 N 03-07-11/56816

Вопрос:

Об уплате НДС при оказании бесплатных консультационных услуг по "горячей линии".

Ответ:

В связи с обращениями по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании налогоплательщиком бесплатных консультационных услуг лицам, позвонившим на "горячую линию", Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) оказание услуг на безвозмездной основе является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса реализацией услуг организацией признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Учитывая изложенное, вышеназванные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Что касается писем Минфина России, упомянутых в обращениях, то в данных письмах разъясняется порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров (услуг), конечными потребителями которых являются налогоплательщики налога на добавленную стоимость.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 09.10.2015 N 03-07-11/57833

Вопрос:

О принятии к вычету НДС по ОС, полученным в качестве вклада в уставный капитал.

Ответ:

В связи с письмом о принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость по объектам основных средств, полученным в качестве вклада в уставный капитал, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада в уставный капитал имущество, нематериальные активы и имущественные права, подлежат суммы налога на добавленную стоимость, которые были восстановлены акционером (участником) в порядке, установленном пунктом 3 статьи 170 Кодекса, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

На основании пункта 8 статьи 172 Кодекса указанные вычеты производятся после принятия на учет имущества, в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, полученных в качестве оплаты вклада в уставный капитал.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации.

Что касается иных вычетов налога на добавленную стоимость, в том числе вычета, предусмотренного указанным пунктом 11 статьи 171 Кодекса, то право заявлять их в течение трех лет Кодексом не установлено. В связи с этим такие вычеты следует осуществлять в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика выполнены соответствующие условия, предусмотренные статьями 171 и 172 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 08.10.2015 N 03-07-11/57730

Вопрос:

О восстановлении НДС по услугам финансовой аренды (лизинга) при переходе на УСН.

Ответ:

В связи с письмом по вопросу восстановления сумм налога на добавленную стоимость по услугам финансовой аренды (лизинга) при переходе организации с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации при переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг) для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) в период после перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения. При этом восстановление указанных сумм налога на добавленную стоимость необходимо осуществлять в налоговом периоде, предшествующем переходу на упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, принятые к вычету суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), использованным налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения для операций, подлежащих налогообложению, восстановлению не подлежат. В связи с этим налог на добавленную стоимость, принятый к вычету лизингополучателем, перешедшим с 1 января 2015 года с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения, по приобретенным до 1 января 2015 года услугам финансовой аренды (лизинга), использованным для операций, подлежащих налогообложению, не восстанавливается.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 13.10.2015 N 03-07-08/58558

Вопрос:

Организация розничной торговли реализует иностранным физлицам товары (в частности, часы, ювелирные изделия, дорожные принадлежности, предметы одежды и принадлежности к одежде, обувь, аксессуары, стекло и изделия из него и другие товары народного потребления).

В этих целях заключается договор поставки (внешнеэкономический контракт) на следующих условиях:

- место заключения договора - г. Москва;

- базис поставки: поставка в месте назначения за пределами таможенной территории Таможенного союза;

- способ оплаты: безналичным платежом со счета на счет, либо безналичным платежом по банковской карте, либо иным способом, не запрещенным законом.

Товар будут доставляться за пределы таможенной территории Таможенного союза в адрес покупателя международным перевозчиком (авиаперевозка, DHL и т.п.) либо отправляться покупателю посредством международного почтового отправления с соблюдением требований, предусмотренных таможенной процедурой экспорта.

Правомерно ли применение ставки НДС 0% в этой ситуации?

Какие документы по п. 1 ст. 165 НК РФ нужно представить в налоговый орган для подтверждения вывоза товара с таможенной территории Таможенного союза и применения ставки НДС 0%? Будет ли достаточным представление таможенной декларации (копии таможенной декларации), подтверждающей таможенное оформление и таможенный контроль товара, перевозимого, доставляемого перевозчиком, пересылаемого в международном почтовом отправлении, или реестра таможенных деклараций?

Ответ:

В связи с письмом по вопросу о применении налога на добавленную стоимость при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта по договору, заключенному с физическим лицом, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, в том числе контракта (копии контракта) российского налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров за пределы единой таможенной территории Таможенного союза. При этом согласно статье 11 Кодекса лицами признаются как организации, так и физические лица.

На основании статьи 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Учитывая изложенное, при реализации российской организацией на основании договора поставки, заключенного с иностранным физическим лицом, товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо ФНС России от 01.10.2015 N ГД-4-3/17141@

Вопрос:

О применении вычетов по НДС при перечислении авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав) в иностранной валюте.

Ответ:

Федеральная налоговая служба в связи с обращением ОАО о порядке принятия к вычету налога на добавленную стоимость (далее - НДС) покупателем при перечислении авансовых платежей в иностранной валюте сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 12 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), суммы НДС, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) при получении таких сумм оплаты (частичной оплаты), подлежат вычетам.

При этом пунктом 9 статьи 172 Кодекса установлено, что указанные вычеты производятся на основании следующих документов:

- счета-фактуры, выставленного продавцом при получении авансового платежа;

- документов, подтверждающих фактическое перечисление авансового платежа покупателем;

- договора, предусматривающего перечисление авансового платежа.

Таким образом, при перечислении авансового платежа в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав) в иностранной валюте сумма налога, подлежащая вычету у налогоплательщика-покупателя, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату перечисления авансового платежа. При этом вычеты сумм налога, предъявленных продавцом покупателю, производятся при выполнении вышеперечисленных условий.

Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 24.09.2012 N ЕД-4-3/15921@.

 

Письмо Минфина России от 06.10.2015 N 03-07-15/57115

Вопрос:

О моменте определения налоговой базы по НДС при реализации товаров.

Ответ:

В связи с письмом о согласовании позиции по вопросам, касающимся определения момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 1 статьи 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары (результатов выполненных работ, возмездного оказания услуг).

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными учетными документами. При этом в соответствии с пунктом 2 данной статьи первичные учетные документы должны содержать в качестве обязательных реквизитов дату составления указанных документов и содержание факта хозяйственной жизни.

Таким образом, датой отгрузки (передачи) товаров в целях налога на добавленную стоимость признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю.

Учитывая изложенное, при реализации товаров покупателю обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у продавца возникает на дату отгрузки товаров независимо от момента перехода права собственности, установленного договором.

 

Письмо ФНС России от 19.10.2015 N БС-4-11/18217

Вопрос:

О сроке сообщения о невозможности удержания НДФЛ за налоговый период 2015 г.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела поступившее обращение ООО по вопросу введения в действие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" от 02.05.2015 N 113-ФЗ (далее - Федеральный закон) в части пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Статьей 2 Федерального закона внесены изменения в пункт 5 статьи 226 Кодекса, согласно которым при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона данные изменения вступают в силу с 1 января 2016 года.

Таким образом, по мнению ФНС России, налоговый агент обязан сообщить о невозможности удержания налога на доходы физических лиц за налоговый период 2015 года не позднее 1 марта 2016 года.

Одновременно ФНС России сообщает, что на основании пункта 1 статьи 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Письмо Минфина России от 02.10.2015 N 03-11-06/2/56616

Вопрос:

Об учете организацией-лизингополучателем, применяющей УСН, лизинговых платежей за пользование оборудованием и выкупной цены предмета лизинга.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении упрощенной системы налогообложения и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы по налогу могут учитывать в составе расходов арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество.

При этом согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса расходы, указанные в пункте 1 статьи 436.16 Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" по договору лизинга лизингополучатель обязуется:

  • принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном указанным договором лизинга;
  • выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга;
  • по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи.

Пунктом 1 статьи 28 названного Федерального закона установлено, что под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входят возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.

В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Таким образом, расходы организации-лизингополучателя, применяющей упрощенную систему налогообложения, в виде лизинговых платежей за пользование оборудованием, полученным от лизингодателя по договору лизинга, учитываются при определении налоговой базы на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса.

Стоимость предмета лизинга, приобретенного лизингополучателем в собственность по окончании срока действия договора лизинга на основании договора купли-продажи (выкупная цена предмета лизинга), учитывается в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса для учета расходов на приобретение основных средств.

Одновременно сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, обращения граждан и организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 07.10.2015 N 03-11-03/2/57373

Вопрос:

О применении при вычете торгового сбора из сумм налога, уплачиваемого при УСН (объект налогообложения - доходы), ограничения в размере не более 50% от суммы налога.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) торговый сбор в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливается Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 статьи 413 Кодекса торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

Законом города Москвы от 17 декабря 2014 г. N 62 "О торговом сборе" с 1 июля 2015 года на территории города Москвы вводится торговый сбор.

В связи с этим индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере торговли через объект организации торговли, находящийся в Москве, должен встать на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе Москвы.

Согласно пункту 8 статьи 346.21 Кодекса в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1 указанной статьи Кодекса, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в бюджет городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в которых установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.

Положения данного пункта не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Таким образом, ограничение вычета сумм торгового сбора из сумм налога в рамках упрощенной системы налогообложения (если объект налогообложения - "доходы") в размере не более чем 50% от суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пунктом 8 статьи 346.21 Кодекса не установлено. Имеющееся ограничение в размере 50% от суммы налога применяется только для целей пункта 3.1 указанной статьи Кодекса.

Аналогичный ответ направлен письмом Минфина России от 02.10.2015 N 03-11-11/56492.

 

Письмо Минтруда от 04.09.2015 N 17-4/Вн-1316 «Об исчислении страховых взносов с сумм отпускных, если они начислены в текущем, а выплачены в следующем расчетном периоде»

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу включения в текущем расчетном периоде в базу для начисления страховых взносов сумм оплаты ежегодных оплачиваемых отпусков, не выплаченных работникам в указанном периоде, и сообщает следующее.

Из запроса следует, что в текущем расчетном периоде организацией начисляются суммы оплаты ежегодных оплачиваемых отпусков, а их фактическая выплата работникам производится в следующем расчетном периоде. То есть отпускные за июль начисляются в июне, а выплачиваются в июле перед уходом в отпуск.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, производящие выплаты физическим лицам, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов - организации производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 212-ФЗ определено, что для организаций дата осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу работника определяется как день начисления этих выплат и вознаграждений.

Учитывая изложенное, исчисление страховых взносов с сумм оплаты отпусков осуществляется плательщиком страховых взносов - организацией в том периоде, в котором указанные суммы были начислены, вне зависимости от периода их фактической выплаты работникам.

 

Письмо Минфина России от 06.10.2015 N 03-11-09/57011

Вопрос:

Об учете ИП, применяющим УСН, страховых взносов в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие указанных выплат.

При этом с выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями по тарифам, установленным статьей 12 Федерального закона N 212-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 указанной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, осуществляет уплату страховых взносов с указанных выплат, а также уплачивает страховые взносы за себя в фиксированном размере, установленном пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ.

Как указывается в письме Минтруда России от 21 ноября 2014 г. N 17-3/10/В-7842, в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя, в случае если величина его дохода за расчетный период превышает 300 000 рублей, определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ (26 процентов), увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Согласно части 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ (5,1 процента), увеличенное в 12 раз.

Таким образом, фиксированным размером признается размер страховых взносов, определяемый в качестве постоянной величины по формуле как произведение минимального размера оплаты труда на количество месяцев в году и соответствующих тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

При этом сумма страховых взносов, исчисленная как 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является переменной величиной и зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования как за наемных работников, так и за себя, но не более чем на 50 процентов.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Кодекса индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Поскольку сумма страховых взносов, исчисленная в размере 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, на указанную сумму взносов сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Кодекса, учитываться не должна.

При этом налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить сумму исчисленного налога (авансовых платежей по налогу) на сумму уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде страховых взносов, в том числе на сумму погашения задолженности по уплате страховых взносов за истекшие отчетные периоды, уплаченную в данном налоговом (отчетном) периоде.

 

Письмо Минфина России от 29.10.2015 N 03-02-РЗ/62336

В связи с поступающими обращениями по вопросу о представлении в налоговые органы сшивов истребуемых документов на бумажном носителе впредь до нормативного правового урегулирования указанного вопроса Министерство финансов Российской Федерации разъясняет следующее.

Абзацем вторым пункта 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что представление документов в налоговые органы на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Копией документа является экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа. Заверенной копией документа является копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость. Юридической значимостью документа является его свойство выступать в качестве подтверждения деловой деятельности либо событий личного характера (подпункты 14, 23 и 25 пункта 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст).

При формировании сшивов документов (копий документов) на бумажном носителе, представляемых в налоговые органы, рекомендуется учитывать следующее:

1) сшив формируется объемом не более 150 листов с указанием арабскими цифрами сплошной нумерации листов, начиная с единицы;

2) все листы в сшиве прошиваются на 2 - 4 прокола прочной нитью, концы которой выводятся на оборотную сторону последнего листа и связываются. На оборотной стороне последнего листа в месте скрепления наклеивается бумажная наклейка (в виде прямоугольника размером примерно 40 - 60 мм на 40 - 50 мм). Наклейка должна закрывать место скрепления прошивки полностью, за пределы наклейки могут выходить только концы прошивных нитей, но не более чем на 2 - 2,5 см;

3) на бумажной наклейке проставляется заверительная надпись, в которой указывается количество (арабскими цифрами и прописью) пронумерованных листов. Заверительная надпись подписывается руководителем или иным представителем организации с указанием его фамилии и инициалов, должности, даты подписания;

4) заверительная надпись опечатывается печатью организации (при наличии). Печать ставится таким образом, чтобы частично захватывала бумажную наклейку, заклеивающую концы нити, личную подпись, фамилию, инициалы лица, заверившего документы (копии документов), дату их заверения.

При формировании сшивов необходимо обеспечить сохранение целостности документов (копий документов) в сшивах, а также возможность их свободного чтения и копирования.

Сшивы документов (копий документов) представляются в налоговые органы с сопроводительными письмами, в которых указываются основание их представления, включая реквизиты требования о представлении документов, количество сшивов и количество листов, содержащихся в каждом сшиве.

 

Письмо Минфина России от 09.10.2015 N 03-01-11/58002

Вопрос:

О представлении физлицом в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающихся представления уведомления об участии в иностранных организациях, и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2012 г. N 82н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем сообщаем, что налогоплательщики согласно подпункту 1 пункта 3.1 статьи 23 Кодекса обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса, о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). Доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 Кодекса, в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации.

В соответствии со статьей 105.2 Кодекса долей прямого участия физического лица в организации признается непосредственно принадлежащая физическому лицу доля голосующих акций организации или непосредственно принадлежащая физическому лицу доля в уставном (складочном) капитале (фонде) организации, а в случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая физическому лицу доля, определяемая пропорционально количеству участников в организации (доля косвенного участия определяется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 105.2 Кодекса).

Таким образом, по мнению Департамента, если доля участия физического лица (рассчитанная в порядке, установленном статьей 105.2 Кодекса) не превышает 10 процентов, то у него отсутствует обязанность по уведомлению налогового органа о своем участии в иностранных организациях, что не исключает выполнения обязанностей по представлению уведомления о контролируемых иностранных компаниях при признании физического лица контролирующим лицом по основаниям контроля.

Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российский Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 13.10.2015 N 03-05-06-03/58451

Вопрос:

Об уплате организацией госпошлины через представителя.

Ответ:

В связи с обращением по вопросу уплаты организацией государственной пошлины за переоформление лицензии через своего представителя - физическое лицо Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Согласно пунктам 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщик сбора обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора.

В соответствии со статьей 333.17 Кодекса плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.

На основании пункта 3 статьи 333.18 Кодекса государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной формах.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП), дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

В случае если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет возможности самостоятельно уплатить данный сбор, то согласно статье 26 Кодекса плательщик сбора (государственной пошлины) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 1). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (пункт 3).

В соответствии со статьей 27 Кодекса законными представителями плательщика сбора - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, законными представителями плательщика сбора - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 22 января 2004 г. N 41-О указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика (плательщика сбора) представляемого лица. Платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим, и уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), то есть за счет его собственных средств.

При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога (сбора) уплачена именно этим налогоплательщиком (плательщиком сбора) и именно за счет его собственных денежных средств.

Поэтому при уплате государственной пошлины представителем организации-плательщика в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

При уплате государственной пошлины физическим лицом от имени представляемой организации наличными денежными средствами к платежному документу должны быть приложены доказательства принадлежности уплаченных денежных средств организации, обратившейся в соответствующий государственный орган за совершением юридически значимого действия, т.е. должно быть указано, что физическое лицо - представитель действует на основании доверенности или учредительных документов с приложением расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу ему денежных средств на уплату государственной пошлины.

В случае если государственная пошлина будет уплачена от имени ненадлежащего плательщика или в ненадлежащем размере, то в отношении надлежащего плательщика обязанность по уплате государственной пошлины не будет считаться исполненной.

 

Письмо Минфина России от 16.09.2015 N 03-03-06/53157

Вопрос:

О возможности признания дебиторской задолженности безнадежной для целей налога на прибыль на основании выписки из ЕГРИП, подтверждающей прекращение гражданином деятельности в качестве ИП.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращения и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статья 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (пункт 2 статья 266 Кодекса).

Следовательно, налогоплательщик, имеющий дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежной только при наступлении одного из вышеперечисленных обстоятельств.

Согласно пункту 3 статьи 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Пунктом 9 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 названной статьи Закона N 129-ФЗ.

Следовательно, учитывая пункт 1 статьи 23 ГК РФ, право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица теряется им после внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Вместе с тем на основании статьи 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Таким образом, после прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя он продолжает нести перед кредиторами имущественную ответственность по своим обязательствам.

Согласно пункту 4 статьи 25 ГК РФ только после завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом (пункт 4 статьи 25 ГК РФ).

Следовательно, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, подтверждающая прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, не является достаточным основанием для признания его дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию.

Также сообщается, что для целей налогообложения прибыли организаций расходы, учитываемые при определении налоговой базы, должны быть документально подтверждены (статья 252 Кодекса).

Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, указаны в статье 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2017 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту