О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
Мониторинг законодательстваМониторинг международного законодательстваКонсультации

Разъяснения законодательства в мае 2015 года

Тема

Ответ

Ссылка на документ

Налог на прибыль

Расходы на выкладку товаров

Специалисты Минфина настаивают, что компании, которые по заданию заказчиков выкладывают товары на определенных полках, оказывают рекламные услуги. А значит, стоимость таких услуг заказчикам необходимо списывать в качестве рекламных расходов. Причем такие расходы при расчете налога на прибыль нормируются.

Письмо Минфина России от 22.04.2015 N 03-03-06/22913 

Срок командировки при проезде на стороннем автотранспорте подтвердят любые первичные документы

В случае проезда работника к месту командирования и обратно к месту работы на транспорте сторонней автотранспортной организации, оказывающей налогоплательщику услуги по перевозке сотрудника, учитывая, что перечень оправдательных документов не закрыт, подтверждением фактического срока пребывания работника в служебной командировке, а также использования указанного транспорта, могут являться любые первичные документы, оформленные в соответствии с законодательством о бухучете, которые свидетельствуют о фактическом нахождении работника в пути к месту командирования и обратно на указанном транспорте.

Письмо Минфина России от 06.05.2015 N 03-03-06/1/26251 

Проезд работника Крайнего Севера в отпуск и обратно несколькими видами транспорта включается в расходы

Минфин сообщил, что законодательство не содержит ограничений, определяющих, что работнику возмещается стоимость передвижения только одним видом транспорта. Поэтому компенсации подлежат все затраты работника на проезд несколькими видами транспорта к месту использования отпуска и обратно при условии представления надлежаще оформленных проездных документов. В случае проведения отпуска за пределами РФ возмещаются расходы на проезд до места пересечения границы РФ.

Письмо Минфина России от 08.05.2015 N 03-03-07/26687 

Учет разниц по сделкам, совершенным до и после 01.01.2015г.

В случае если сделки, в результате которых возникают требования и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженности), совершены до 1 января 2015 года, то разницы, возникающие при дооценке (уценке) требований и обязательств, необходимо учитывать в виде суммовой разницы.

В случае если сделки, в результате которых возникают требования и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженности), совершены после 1 января 2015 года, то разницы, возникающие при дооценке (уценке) требований и обязательств, необходимо учитывать в виде курсовой разницы.

Письмо Минфина России от 21.05.2015 N 03-03-06/1/29152 

Налогообложение при выходе из ООО дохода в виде доли, если ее действительная стоимость превышает первоначальную

Если действительная стоимость доли участника общества, определяемая на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, превышает первоначальную стоимость доли, то разница подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Письмо Минфина России от 25.05.2015 N 03-03-06/1/29964 

Выплата иностранной фирме за поручительство не облагается налогом на прибыль в РФ

Минфин рассмотрел вопрос о налоге на прибыль, удерживаемом российской организацией, являющейся источником выплаты дохода иностранной фирме. По мнению ведомства, выплата вознаграждения резиденту иностранного государства за предоставление поручительства по кредитным обязательствам не относится к иным аналогичным доходам, предусмотренным пп. 10 п. 1 ст. 309 НК. Обязанности по удержанию налога с доходов этого иностранного юрлица не возникает.

Письмо Минфина России от 14.05.2015 N 03-08-05/27574 

НДС

При получении имущества дочерней организацией для пополнения чистых активов выделенный в счете-фактуре НДС не принимается к вычету

ФНС сообщила, что передача имущества (основных средств) для пополнения чистых активов дочерней организации подлежит налогообложению НДС. Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров для операций, признаваемых объектами налогообложения этим налогом. Поскольку при передаче имущества (основных средств) для пополнения чистых активов передающая сторона к оплате НДС дочерней организации не предъявляет, счета-фактуры, полученные при указанной передаче товаров, в книге покупок не регистрируются и, соответственно, вычет НДС принимающей стороной не производится.

Письмо ФНС России от 26.05.2015 N ГД-4-3/8827@ 

ФНС разъяснила, как заполнить новую форму декларации по НДС в случае реорганизации налогоплательщика в течение налогового периода

В НК РФ не предусмотрено изменение сроков представления налоговой декларации по НДС в случае, если в течение налогового периода произошла реорганизация налогоплательщика. Обязанности по представлению налоговой отчетности должен исполнить его правопреемник. Для этого по завершении квартала, в котором произошла реорганизация, правопреемник представит в инспекцию декларацию по НДС, в которой отразит как собственные операции, так и операции правопредшественника за данный квартал. Титульный лист новой формы  декларации дополнен графами, которые заполняются в случае, когда она представляется правопреемником реорганизованной компании. В этой ситуации в верхней части титульного листа правопреемник указывает свои ИНН и КПП, а в поле "налогоплательщик" - наименование такой компании. Новая форма декларации дополнена разделами 8 - 12, в которых отражаются сведения из книги покупок (продаж) (ее дополнительных листов). Раздел 8 заполняют налогоплательщики (и налоговые агенты, за исключением указанных в пп. 4  и 5  ст. 161 НК РФ), имеющие право на налоговые вычеты в соответствии со ст. 172  НК РФ). Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. В раздел 8 необходимо внести все записи из книги покупок за налоговый период. В строке 005 будет порядковый номер записи из графы 1 книги покупок. Основанием для заполнения строк 010 - 180 графы 3 являются данные, указанные соответственно в графах 2 - 8 и 10 - 16 книги покупок. Раздел 9 заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами) на основании данных книги продаж в случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС. Порядок заполнения аналогичен тому, что применяется при заполнении раздела 8.

Письмо ФНС России от 13.05.2015 N 24-15/046265@ 

НДС, ранее принятый к вычету, не восстанавливается, если имущество сгорело

ФНС указала, что согласно позиции ВАС РФ, высказанной в 2006 году, в случаях, не перечисленных в пункте 3 статьи 170 НК, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, не подлежат восстановлению. Этот подход использовался также судами кассационной инстанции при вынесении ряда постановлений.

Поэтому суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, при выбытии имущества в результате пожара восстановлению не подлежат.

Письмо ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/8627@ 

УСН

Стоимость полученных по разделительному балансу ОС не учитывается в расходах при УСН

ФНС рассмотрела запрос по вопросу о возможности признания в целях налогообложения налогом, уплачиваемым при применении УСН, вновь созданной в результате реорганизации организацией остаточной стоимости ОС, полученных от реорганизованного юрлица.

ФНС сообщила следующее. Т.к. имущество (объект недвижимости) перешло к организации-правопреемнику по разделительному балансу в результате реорганизации (то есть фактической оплаты указанных ОС произведено не было), то ''упрощенец'' не вправе при определении налоговой базы по налогу учитывать расходы на приобретение указанных ОС.

Письмо ФНС России от 27.05.2015 N ГД-4-3/8983@ 

ИП, совмещающий УСН и ПСН, уменьшает налог по УСН на всю сумму своих страховых взносов

ФНС РФ рассмотрела вопрос об уменьшении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на уплаченные ИП, не производящим выплат и иных вознаграждений физлицам, страховые взносы при одновременном применении им ПСН.

Уменьшение налога при ПСН на страховые взносы НК РФ не предусмотрено. В связи с этим, если ИП, не производящий выплат физлицам, совмещает УСН и ПСН, то он вправе полностью уменьшать сумму налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с УСН, на всю сумму уплаченных за себя страховых взносов.

Письмо ФНС России от 20.05.2015 N ГД-4-3/8534@ 

ФНС рекомендовала форму декларации по УСН для налогоплательщиков с объектом "Доходы", применяющих пониженную (нулевую) ставку налога

 

ФНС РФ приводит рекомендуемую форму декларации по УСН в случае применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения с объектом «доходы»  налоговой ставки 0% (пониженной налоговой ставки).

Ведомство напоминает, что Федеральным законом от 29.11.2014 № 379-ФЗ статья 346.20  НК РФ дополнена пунктом 3, согласно которому законами Республики Крым и города Севастополя ставка по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.

Кроме того, Федеральным законом от 29.12.2014 № 477-ФЗ статья 346.20 НК РФ дополнена пунктом 4, согласно которому Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной или научной сферах.

Письмо ФНС России  N ГД-4-3/8533@ от 20.05.2015 

НДФЛ

ИП не может амортизировать ОС, оплата за которые документально не подтверждена

ИП при исчислении налоговой базы по НДФЛ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов.

При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налога на прибыль.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 253 НК к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы начисленной амортизации.

Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для ИП (приказ Минфина и МНС от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430) устанавливает, что начисление амортизации производится только на принадлежащее ИП на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые в предпринимательской деятельности и приобретенные за плату. При этом из состава амортизируемого имущества исключаются ОС, по которым фактические затраты на их приобретение, сооружение и изготовление не могут быть документально подтверждены.

Ни договор купли-продажи зданий, ни результаты оценки, сделанной на дату приобретения, не являются документальным подтверждением произведенных ИП расходов. Таким документом может выступать выписка либо квитанция об оплате.

Письмо Минфина России от 26.05.2015 N 03-11-06/3/30169 

Налог на имущество

Новые нормы о налоге на движимое имущество распространяются и на лизинговые фирмы

Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, приобретенное лизинговой компанией у организации-производителя, признаваемой взаимозависимой с лизинговой компанией, с 1 января 2015 года подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Письмо ФНС России от 29.05.2015 N БС-19-11/111 

Налоговики найдут оборудование, переброшенное между фирмами в 2013 - 2014 годах

ФНС напомнила об изменениях в налогообложении движимого имущества организаций. На основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, не признавалось объектом налогообложения движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве ОС. В соответствии с пп. 8 п. 4 ст. 374 НК в новой редакции с 1 января 2015 не признаются объектами налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу. Это - вне зависимости от передачи (включая приобретение) данного имущества лицами, признаваемыми (не признаваемыми) взаимозависимыми. Вместе с тем, с 1 января 2015 года вступил в силу п. 25 ст. 381 НК. Согласно ему в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, предусмотрено освобождение от уплаты налога, за исключением объектов, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юрлиц, а также переданных взаимозависимыми лицами.

Налогоплательщиков, получивших движимое имущество от родственной организации, и в 2015 году не увеличивших базу по налогу на имущество, могут включить в план выездных проверок.

Письмо ФНС России от 01.06.2015 N БС-4-11/9319@ 

Страховые взносы

Проезд членов семьи "северных" работников в отпуск по РФ взносами не облагается

Лица, работающие в районах Крайнего Севера и неработающие члены их семей имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона 212-ФЗ объектом обложения взносами признаются выплаты в рамках трудовых отношений. Поскольку члены семьи работников не состоят в трудовых отношениях с организацией, компенсация стоимости их проезда не облагаются взносами.

При этом положениями п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, было установлено, что к суммам, не облагаемым взносами, относилась стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ была внесена уточняющая поправка, согласно которой положения о членах семьи работников исключены из указанной нормы. Однако суммы оплаты за них продолжают не облагаться взносами на основании ч. 1 ст. 7 Закона 212-ФЗ.

В случае проведения отпуска за пределами территории РФ работником, направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается взносами (независимо от того, направлялся работник к месту отдыха до 01.01.2015 или после) только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. В этой связи справка о стоимости перелета от международного аэропорта вылета, в котором работник проходит пограничный контроль, до госграницы РФ и обратно, выданная авиаперевозчиком, не требуется, поскольку стоимость такого перелета подлежит обложению страховыми взносами.

Минтруд считает, что это положение не ущемляет прав таких работников на компенсацию работодателем расходов по оплате всей стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно, а касается лишь обложения указанных сумм взносами.

Письмо ФНС России от 28.05.2015 N НД-4-5/9179   

Администрирование

ФНС разъяснила, по какому формату малый бизнес должен сдавать бухотчетность, если в ней указываются дополнительные сведения

ФНС рассмотрела вопрос о внесении дополнений в формы бухгалтерской отчетности, представляемые в налоговые органы в электронном виде.

Если организации, которая является субъектом малого предпринимательства, необходимо внести в электронную бухгалтерскую отчетность дополнительные показатели, то составлять такую отчетность следует не по упрощенной, а по общеустановленной форме. Общеустановленный формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утвержден приказом ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/313@. Форматы бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные данным Приказом, в отличие от упрощенных форматов отчетности субъектов малого предпринимательства, позволяют налогоплательщику по своему усмотрению включать в состав отчетности дополнительные показатели. Такие показатели называются "вписываемыми показателями" и к заполнению необязательны.

Письмо ФНС России от 29.05.2015 N ГД-3-3/2180@ 

 

Письмо Минфина России от 22.04.2015 N 03-03-06/22913

Вопрос:

Об учете расходов на мерчандайзинг в целях налога на прибыль.

Ответ:

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение о порядке учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов на мерчандайзинг и сообщается следующее.

Статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены основания отнесения затрат налогоплательщика (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" указано, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Если целью заключения возмездного договора об оказании услуг мерчандайзинга являются действия исполнителя (покупателя - организации розничной торговли), направленные на привлечение внимания потенциальных покупателей к товарам заказчика (поставщика-продавца) путем применения специальных технологий выкладки товара, следовательно, такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.

Расходы налогоплательщика по договору об оказании услуг мерчандайзинга при их надлежащем документальном подтверждении подлежат учету в целях налогообложения прибыли организаций в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного пунктом 4 статьи 264 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 06.05.2015 N 03-03-06/1/26251

Вопрос:

О подтверждении фактического срока пребывания работника в командировке в случае проезда к месту командирования и обратно на транспорте сторонней автотранспортной организации в целях налога на прибыль.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета командировочных расходов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В пункте 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" сказано, что фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки.

По мнению Департамента, в случае проезда работника к месту командирования и обратно к месту работы на транспорте сторонней автотранспортной организации, оказывающей налогоплательщику услуги по перевозке сотрудника, учитывая, что перечень оправдательных документов не закрыт, подтверждением фактического срока пребывания работника в служебной командировке, а также использования указанного транспорта могут являться любые первичные документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, которые свидетельствуют о фактическом нахождении работника в пути к месту командирования и обратно на указанном транспорте.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 08.05.2015 N 03-03-07/26687

Вопрос:

Об учете для целей налога на прибыль расходов на компенсацию оплаты проезда работника к месту отпуска и обратно несколькими видами транспорта.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке компенсации расходов работника на проезд к месту использования отпуска и обратно и сообщает следующее.

Согласно статье 325 Трудового кодекса Российской Федерации и статье 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

При этом размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 7 статьи 255 Кодекса определено, что в целях налогообложения налогом на прибыль в состав расходов включаются расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.

Кодексом не установлены нормы, ограничивающие число видов транспорта в пределах одной поездки, которыми осуществляется передвижение, для целей компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска.

Поскольку законодательство не содержит ограничений, определяющих, что работнику возмещается стоимость передвижения только одним видом транспорта, компенсации подлежат все затраты работника на проезд несколькими видами транспорта к месту использования отпуска и обратно при условии представления надлежаще оформленных проездных документов.

В случае проведения отпуска за пределами Российской Федерации возмещаются расходы на проезд до места пересечения границы Российской Федерации.

 

Письмо Минфина России от 21.05.2015 N 03-03-06/1/29152

Вопрос:

Об учете разниц, возникающих при дооценке (уценке) требований и обязательств (кредиторской и дебиторской задолженности) по сделкам, совершенным до или после 1 января 2015 г., в целях налога на прибыль.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Согласно пункту 11.1 статьи 250 и подпункту 5.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российский Федерации (далее - НК РФ) (в редакции, действовавшей до 2015 года) внереализационными доходами (расходами) признаются доходы (расходы) в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях.

Порядок признания доходов (расходов) в виде суммовой разницы установлен в пункте 7 статьи 271 и пункте 9 статьи 272 НК РФ.

Федеральным законом от 20.04.2014 N 81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) вышеуказанные положения с 1 января 2015 года отменены.

При этом согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона N 81-ФЗ доходы (расходы) в виде суммовой разницы, возникшие у налогоплательщика по сделкам, заключенным до 1 января 2015 года, учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона N 81-ФЗ.

НК РФ не установлены особенности применения термина "сделка" для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

С точки зрения гражданско-правовых отношений сделкой является как заключение соглашения (у поставщика возникает обязательство по поставке товара, а у покупателя - право требовать поставить товар), так и отгрузка (у поставщика возникает право требовать оплатить товар, а у покупателя - обязанность по оплате).

Учитывая, что суммовые разницы (курсовые разницы) возникают только по уже возникшим обязательствам и требованиям, при определении даты заключения сделки для применения норм пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 81-ФЗ следует ориентироваться на дату совершения операции, в результате которой возникают эти требования и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженности).

Таким образом, в случае если сделки, в результате которых возникают требования и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженности), совершены до 1 января 2015 года, то разницы, возникающие при дооценке (уценке) требований и обязательств, необходимо учитывать в виде суммовой разницы.

В случае если сделки, в результате которых возникают требования и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженности), совершены после 1 января 2015 года, то разницы, возникающие при дооценке (уценке) требований и обязательств, необходимо учитывать в виде курсовой разницы.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 25.05.2015 N 03-03-06/1/29964

Вопрос:

О налогообложении налогом на прибыль дохода в виде доли, полученной при выходе участника из ООО путем отчуждения доли, если действительная стоимость доли превышает первоначальную.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу об учете в целях налогообложения прибыли организаций дохода в виде стоимости доли, полученной организацией от вышедшего участника, и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при приобретении доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью стоимость приобретаемых долей признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

Согласно статье 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.

Пунктом 6.1 статьи 23 Закона N 14-ФЗ определено, что в случае выхода участника общества из общества в соответствии со статьей 26 Закона N 14-ФЗ его доля переходит к обществу. Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

Учитывая изложенное, если действительная стоимость доли участника общества, определяемая на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, превышает первоначальную стоимость доли, то разница подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

 

Письмо Минфина России от 14.05.2015 N 03-08-05/27574

Вопрос:

О налогообложении налогом на прибыль вознаграждения резидента иностранного государства, полученного от российской организации за предоставление поручительства по кредитным договорам.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом ЗАО по вопросу применения налогового законодательства Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Согласно статье 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Согласно главе 25 Кодекса прибылью для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство в соответствии со статьей 306 Кодекса, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы от источников в Российской Федерации определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

Виды доходов, полученные иностранной организацией, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации и подлежащие обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, перечислены в пункте 1 статьи 309 Кодекса.

По мнению Департамента, выплата вознаграждения российской организацией резиденту иностранного государства за предоставление поручительства по кредитным обязательствам не относится к иным аналогичным доходам, предусмотренным подпунктом 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса, и обязанности по удержанию налога с доходов этого иностранного юридического лица не возникает.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо ФНС России от 26.05.2015 N ГД-4-3/8827@

Вопрос:

Организация передает своей дочерней организации имущество (ОС) для пополнения чистых активов.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях передачи имущества, нематериальных активов, имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов, а также передачи недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Таким образом, восстановление НДС предусмотрено только в случае передачи имущества в уставный капитал, но не при передаче на пополнение чистых активов.

Передача ОС для пополнения чистых активов дочерней организации не является безвозмездной, так как организация предполагает получить дивиденды от дочерней организации после улучшения финансового положения последней. Следовательно, данная операция не является объектом налогообложения по НДС, не подпадает под пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, и организация не обязана исчислять НДС при передаче имущества в дочернюю организацию для пополнения чистых активов. Правомерно ли это?

Если передачу ОС в счет увеличения чистых активов дочерней организации следует рассматривать как безвозмездную, вправе ли дочерняя организация принять к вычету НДС, исчисленный организацией при такой передаче? Следует ли учитывать положения пп. "а" п. 19 разд. II Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, согласно которым в книге покупок не регистрируются счета-фактуры (в том числе корректировочные, исправленные), полученные при безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), включая основные средства и нематериальные активы?

Ответ:

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо общества с ограниченной ответственностью по вопросу исчисления налога на добавленную стоимость при передаче имущества (основных средств) для пополнения чистых активов дочерней организации, сообщает следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса под реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Таким образом, передача имущества (основных средств) для пополнения чистых активов дочерней организации подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Что касается применения вычетов по налогу на добавленную стоимость при получении указанного имущества (основных средств) дочерней организацией, то согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения этим налогом.

Поскольку при передаче имущества (основных средств) для пополнения чистых активов передающая сторона к оплате налог на добавленную стоимость дочерней организации не предъявляет, то на основании пункта 19 раздела II Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, счета-фактуры, полученные при указанной передаче товаров, в книге покупок не регистрируются и, соответственно, вычет налога на добавленную стоимость, выделенного в этих счетах-фактурах, принимающей стороной не производится.

 

Письмо ФНС России от 13.05.2015 N 24-15/046265@«О  заполнении новой формы декларации по НДС в случае реорганизации налогоплательщика в течение налогового периода»

Управление Федеральной налоговой службы России по г. Москве (далее - Управление), рассмотрев обращение направленное письмом Федеральной налоговой службы, сообщает следующее.

Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Пунктом 5 статьи 58 ГК РФ предусмотрено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

На основании пункта 9 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. При этом вновь возникшее юридическое лицо является правопреемником в части уплаты тех налогов реорганизованного юридического лица, обязанность по которым не исполнена до завершения реорганизации.

Правила ст. ст. 80, 174 НК РФ не предусматривают изменения сроков представления налоговой декларации по НДС в случае, если в течение налогового периода произошла реорганизация организации-налогоплательщика.

Обязанности по представлению налоговой отчетности должен исполнить правопреемник налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 50, п. 1 ст. 80 НК РФ). Для этого по завершении квартала, в котором произошла реорганизация, правопреемник представит в инспекцию декларацию по НДС, в которой отразит как собственные операции, так и операции правопредшественника за данный квартал (п. 1 Письма ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8919@).

Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронном виде" утверждены новая форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядок ее заполнения.

Титульный лист декларации дополнен графами, которые заполняются в случае, когда она представляется правопреемником реорганизованной компании. В этой ситуации в верхней части титульного листа правопреемник указывает свои ИНН и КПП, а в поле "налогоплательщик" - наименование такой компании (п. 16.5 разд. II приложения N 2 к названному Приказу).

Новая форма декларации дополнена разделами 8 - 12, в которых отражаются сведения из книги покупок (продаж) (ее дополнительных листов), применяемой при расчетах по НДС, форма которой утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

Раздел 8 заполняют налогоплательщики (и налоговые агенты, за исключением указанных в п. п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ), имеющие право на налоговые вычеты в налоговом периоде в соответствии со ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно положениям п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

В раздел 8 необходимо внести все записи из книги покупок за налоговый период. В строке 005 будет порядковый номер записи из графы 1 книги покупок. Основанием для заполнения строк 010 - 180 графы 3 являются данные, указанные соответственно в графах 2 - 8 и 10 - 16 книги покупок (п. п. 45.3 и 45.4 Порядка заполнения).

Раздел 9 заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами) на основании данных книги продаж в случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС. Порядок заполнения аналогичен тому, что применяется при заполнении раздела 8.

 

Письмо ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/8627@

Вопрос:

О возможности восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету, в случае выбытия имущества в результате пожара.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу восстановления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при выбытии имущества по причине, не связанной с реализацией, и сообщает следующее.

Письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097@ для сведения и использования в работе направлено письмо Министерства финансов Российской Федерации от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 о формировании единой правоприменительной практики.

В указанном письме разъяснено, что письма Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не являются нормативными правовыми актами, а имеют информационно-разъяснительный характер. В случае когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

Позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) изложена в решении ВАС РФ от 23.10.2006 N 10652/06. Обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятых к вычету сумм НДС должна быть предусмотрена законодательством. Пункт 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливает случаи, при которых суммы налога подлежат восстановлению. Таким образом, по мнению ВАС РФ, в случаях, не перечисленных в пункте 3 статьи 170 Кодекса, суммы НДС не подлежат восстановлению.

Указанная позиция ВАС РФ находит отражение в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2009 N А56-5351/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 31.07.2009 N А53-426/2009, ФАС Поволжского округа от 10.05.2011 N А55-17395/2010.

Учитывая изложенное, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, при выбытии имущества в результате пожара восстановлению не подлежат.

 

Письмо ФНС России от 27.05.2015 N ГД-4-3/8983@

Вопрос:

Об учете остаточной стоимости основных средств организацией, применяющей УСН, если она создана в результате реорганизации и основные средства получены от реорганизованной организации.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос по вопросу о возможности признания в целях налогообложения налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), вновь созданной в результате реорганизации организацией остаточной стоимости основных средств, полученных от реорганизованного юридического лица, и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 статьи 346.16 Кодекса).

При этом в случае приобретения основных средств налогоплательщиком до перехода на УСН расходы на их приобретение включаются в состав расходов частями в зависимости от их срока полезного использования (подпункт 3 пункта 3 статьи 346.16 Кодекса).

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса расходы на приобретение основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

При этом пунктом 2 статьи 346.17 Кодекса предусмотрено, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Вновь созданная организация путем выделения из другой организации в ходе реорганизации, применяющая УСН с даты постановки на учет в налоговом органе, при получении основных средств от реорганизованной организации сама непосредственно расходы на приобретение основных средств не осуществляет.

Перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, установленный пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса, не содержит положений, предусматривающих возможность учета в составе расходов вновь созданной организации стоимости (остаточной стоимости) имущества, получаемого в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

В связи с тем что имущество (объект недвижимости) перешло к организации-правопреемнику по разделительному балансу в результате реорганизации (то есть фактической оплаты указанных основных средств произведено не было), налогоплательщик, применяющий УСН, не вправе при определении налоговой базы по налогу учитывать расходы на приобретение указанных основных средств.

 

Письмо ФНС России от 20.05.2015 N ГД-4-3/8534@

Вопрос:

Об уменьшении налога, уплачиваемого при УСН, на страховые взносы ИП, совмещающим УСН и ПСН и не производящим выплат физлицам.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос по вопросу уменьшения налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на уплаченные индивидуальным предпринимателем, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, страховые взносы при одновременном применении им патентной системы налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Размер страховых взносов, уплачиваемых указанными индивидуальными предпринимателями, определяется в порядке, установленном частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

Индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают фиксированные платежи единовременно за текущий календарный год в полном объеме либо частями в течение года (часть 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ).

Окончательная уплата страховых взносов с доходов, не превышающих 300 000 руб., должна быть произведена не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с дохода, превышающего 300 000 руб., уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ).

Таким образом, если по итогам года доход индивидуального предпринимателя, не производящего выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающего фиксированный платеж, превысит 300 000 руб., то такой предприниматель не позднее 1 апреля должен перечислить 1% от суммы превышения, но не более установленного максимального размера страховых взносов.

При этом данные страховые взносы в виде 1% от суммы превышения дохода индивидуальный предприниматель может уплачивать с момента превышения дохода в течение текущего года (пункт 2 части 1.1 статьи 14, часть 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере. Указанные налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

Учитывая изложенное, в целях применения пункта 3.1 статьи 346.21 Кодекса исчисленный за отчетный (налоговый) период авансовый платеж (налог) уменьшается на сумму страховых взносов в фиксированном размере, рассчитанном исходя из величины дохода, фактически полученного налогоплательщиком.

Кроме того, исходя из части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ под фиксированным размером страховых взносов понимается вся сумма, подлежащая уплате индивидуальным предпринимателем, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, за расчетный период, с учетом его дохода.

Следовательно, в понятие "фиксированный платеж" также включаются страховые взносы, уплачиваемые в размере 1% от суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающей 300 000 руб.

Таким образом, с 1 января 2014 г. сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, может быть уменьшена индивидуальным предпринимателем не только на сумму уплаченного им фиксированного платежа, но и на сумму страховых взносов, уплаченную в связи с превышением годового дохода индивидуального предпринимателя.

При этом уменьшение суммы налога (авансовых платежей по налогу), исчисленной за налоговый (отчетный) период, производится на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде.

Уменьшение налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями в рамках патентной системы налогообложения, главой 26.5 "Патентная система налогообложения" Кодекса не предусмотрено.

В связи с изложенным если индивидуальный предприниматель, не производящий выплат и иных вознаграждений физическим лицам, совмещает упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, то он вправе полностью уменьшать сумму налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на всю сумму уплаченных за себя страховых взносов, определенных в порядке, установленном частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 10.02.2014 N 03-11-09/5130, направленном для сведения письмом ФНС России от 28.02.2014 N ГД-4-3/3512@.

 

Письмо ФНС России  N ГД-4-3/8533@ от 20.05.2015 «О заполнении налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН»

Федеральная налоговая служба информирует о порядке заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - налоговая декларация), в связи с внесением указанных ниже изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс).

Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (вступил в силу с 01.01.2015) статья 346.20 Кодекса дополнена пунктом 3, согласно которому законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.

В отношении периодов 2015 - 2016 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 0 процентов.

В отношении периодов 2017 - 2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена:

  • до 4 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы;
  • до 10 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки не могут быть ниже 3 процентов и могут дифференцироваться в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Федеральным законом от 29.12.2014 N 477-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 346.20 Кодекса дополнена пунктом 4, согласно которому Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

В этой связи до внесения изменений в налоговую декларацию, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/352@ (зарегистрирован в Минюсте России 12.11.2014, регистрационный номер 34673), в случае применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов налоговой ставки 0 процентов (пониженной налоговой ставки) рекомендуется заполнять прилагаемую к настоящему письму форму налоговой декларации.

В приложении к письму приведена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов.

 

Письмо Минфина России от 26.05.2015 N 03-11-06/3/30169

Вопрос:

Об учете ИП в составе профессионального вычета по НДФЛ сумм амортизации по ОС, приобретенным для осуществления предпринимательской деятельности.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу списания амортизационных расходов и на основании полученной информации сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности, при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Пунктом 1 статьи 252 Кодекса установлено, в частности, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 253 Кодекса к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы начисленной амортизации.

Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (далее - Порядок).

Подпунктом 4 пункта 15 Порядка определено, что начисление амортизации производится только на принадлежащее индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые для осуществления предпринимательской деятельности и приобретенные за плату. При этом из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, по которым фактические затраты на их приобретение, сооружение и изготовление не могут быть документально подтверждены (подпункт 2 пункта 32 Порядка).

Ни договор купли-продажи зданий, ни результаты оценки, сделанной на дату приобретения, не являются документальным подтверждением произведенных индивидуальным предпринимателем расходов.

Также сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо ФНС России от 29.05.2015 N БС-19-11/111

Вопрос:

О налогообложении с 01.01.2015 налогом на имущество организаций движимого имущества, принятого на учет в качестве ОС с 01.01.2013, если оно приобретено лизинговой компанией у взаимозависимой организации-производителя.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос АО о порядке применения пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.

Согласно вступившим в силу с 1 января 2015 года положениям Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 366-ФЗ) в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса с 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Кроме того, согласно положениям Федерального закона N 366-ФЗ с 1 января 2015 года вступил в силу пункт 25 статьи 381 Кодекса, в соответствии с которым в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, предусмотрена льгота по налогу в виде освобождения от уплаты налога, за исключением уплаты налога в отношении объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.

Исходя из вышеизложенного возможность применения пункта 25 статьи 381 Кодекса не ставится в зависимость от порядка ведения бухгалтерского учета передаваемого (приобретаемого) объекта движимого имущества передающей (продающей) организацией.

Таким образом, движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, приобретенное лизинговой компанией у организации-производителя, признаваемой в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимой с лизинговой компанией, с 1 января 2015 года подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

 

Письмо ФНС России от 01.06.2015 N БС-4-11/9319@"О налоге на имущество организаций"

В связи с необходимостью мониторинга последствий вступивших в силу с 1 января 2015 года законодательных изменений в части нового порядка налогообложения движимого имущества юридических лиц Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2015, не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.

Данное положение подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса распространялось и на случаи постановки на баланс движимого имущества в 2013 - 2014 годах, полученного в результате реорганизации, а также от взаимозависимого лица.

С 1 января 2015 года вступила в силу новая редакция подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса, согласно которой не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Одновременно статья 381 Кодекса дополнена вступившим в силу с 1 января 2015 года пунктом 25, согласно которому льгота по налогу на имущество организаций предоставляется в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.

Таким образом, согласно вступившим в силу с 1 января 2015 года указанным положениям главы 30 НК РФ движимое имущество, принятое на баланс с 1 января 2013 года в результате реорганизации, а также полученное (приобретенное) от взаимозависимого лица, с 1 января 2015 года подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

При этом объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу, не признаются с 1 января 2015 года объектами налогообложения вне зависимости от даты постановки на учет и источника получения (приобретения).

Следовательно, в 2015 году должны быть вновь введены в налоговый оборот объекты движимого имущества, поставленные на учет организациями в налоговых периодах 2013 - 2014 годов в результате реорганизации или полученные (приобретенные) от взаимозависимых лиц, за исключением не являющихся объектами налогообложения с 1 января 2015 года объектов, включенных в первую или во вторую амортизационную группу.

Учитывая изложенное, Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам поручается организовать работу по выявлению налогоплательщиков, у которых произошло уменьшение налоговой базы по налогу на имущество организаций в налоговых периодах 2013 - 2014 годов за счет предполагаемого вывода из налогообложения объектов движимого имущества, и не произошло соответствующего увеличения налоговой базы в 2015 году.

До указанных налогоплательщиков следует довести информацию об изменении налогового законодательства и осуществлять в 2015 году мониторинг корректировки средней стоимости облагаемого налогом имущества в сторону увеличения, а при отсутствии увеличения проводить в отношении указанных организаций предпроверочный анализ в целях принятия решения о включении в план выездных налоговых проверок.

 

Письмо ФНС России от 28.05.2015 N НД-4-5/9179 «О доведении письма Минтруда России от 20.05.2015 N 17-3/10/В-3536»

Федеральная налоговая служба направляет для руководства и использования в работе письмо Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 2015 года N 17-3/10/В-3536 по вопросу обложения страховыми взносами стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно членов семьи лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Доведите названное выше письмо до подведомственных налоговых инспекций.

Приложение

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Письмо от 20.05.2015 г. N 17-3/10/В-3536

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело обращение Федеральной налоговой службы по вопросу обложения страховыми взносами стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно членов семьи лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и неработающие члены их семей имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

Поскольку члены семьи работников не состоят в трудовых отношениях с организацией, то выплаты компенсации стоимости проезда членов семьи работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ.

При этом положениями пункта 7 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, было установлено, что к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами, относилась стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

В связи с этим Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" была внесена уточняющая поправка, согласно которой положения о членах семьи работников исключены из пункта 7 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, так как выплаты в их пользу не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, независимо от положений статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.

Таким образом, исходя из совокупности вышеприведенных законодательных норм, выплаты членам семей работников федеральных органов государственной власти (государственных органов) и федеральных государственных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в виде компенсации расходов на оплату их стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно не признавались и не признаются объектом обложения страховыми взносами как до, так и после 1 января 2015 года.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ в случае проведения отпуска лицами, работающими в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за пределами территории Российской Федерации, не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 9 Закона Российский Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", под пунктом пропуска через Государственную границу Российской Федерации понимается территория (акватория) в пределах, в частности, аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Таким образом, в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды (независимо от того, направлялся работник к месту отдыха до 01.01.2015 или после) только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. В этой связи справка о стоимости перелета от международного аэропорта вылета, в котором работник проходит пограничный контроль, до Государственной границы Российской Федерации и обратно, выданная транспортной компанией, осуществляющей авиаперевозку, не требуется, поскольку стоимость такого перелета подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Предусмотренное пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ положение не противоречит нормам статьи 325 Трудового кодекса, так как устанавливает только порядок обложения страховыми взносами тех или иных выплат, направленных на компенсацию работодателем расходов по оплате стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту проведения отпуска и обратно, в пользу работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не ущемляет прав таких работников на компенсацию работодателем расходов по оплате всей стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

Одновременно сообщаем, что разъяснение положений судебных постановлений не входит в компетенцию Минтруда России.

назад

Письмо ФНС России от 29.05.2015 N ГД-3-3/2180@

Вопрос:

О внесении дополнений в формы бухгалтерской отчетности, представляемые в электронном виде, в том числе в отчет об изменениях капитала.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение по вопросу внесения дополнений в формы бухгалтерской отчетности, представляемые в налоговые органы в электронном виде, и сообщает следующее.

Действующие формы бухгалтерской отчетности организаций утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н).

Пунктом 6 Приказа N 66н установлено, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе.

Приказом ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/311@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/311@) утвержден формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме. Формат отчета об изменениях капитала, утвержденный Приказом N ММВ-7-6/311@, содержит закрытый перечень реквизитов.

Программным обеспечением налоговых органов при получении документов в электронной форме проводится их форматно-логический контроль на соответствие форматам, утвержденным приказами ФНС России.

Если от налогоплательщика поступает электронный документ, в том числе бухгалтерская отчетность, в несоответствующем формате, то налогоплательщику будет направлено уведомление об отказе в приеме такого документа.

Таким образом, если налогоплательщик составляет бухгалтерскую отчетность (в том числе отчет об изменении капитала) по упрощенной системе и представляет ее в налоговый орган по форматам, утвержденным Приказом N ММВ-7-3/311@, то внесение налогоплательщиком каких-либо изменений в форму отчетности влечет отказ в приеме такого документа ввиду его несоответствия утвержденным форматам.

В то же время абзацем четвертым пункта 6 Приказа N 66н предусмотрено, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут формировать представляемую бухгалтерскую отчетность не по упрощенной, а по общеустановленной системе.

Общеустановленный формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утвержден приказом ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/313@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/313@).

Пунктом 3 Приказа N 66н установлено, что организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов.

В этой связи форматы бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Приказом N ММВ-7-6/313@, в отличие от упрощенных форматов отчетности субъектов малого предпринимательства позволяют налогоплательщику по своему усмотрению включать в состав отчетности дополнительные показатели. Такие показатели называются "вписываемыми показателями" и к заполнению необязательны.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2017 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту