О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
Мониторинг законодательстваМониторинг международного законодательстваКонсультации

Разъяснения законодательства в феврале 2016 года

Тема

Ответ

Ссылка на документ

Налог на прибыль

При расчете резерва по сомнительным долгам имущественные права не учитываются

Имущественное право, по мнению Минфина, не приравнивается к товарам, работам, услугам. Значит, нельзя создать резерв в отношении задолженности, которая возникла при передаче этого права. Суды, в том числе КС РФ, трактуют имущественные права таким же образом.

Письмо Минфина России от 01.02.2016 N 03-03-06/1/4148 

НДС

О составлении счетов-фактур при передаче подарков работникам и их детям

Минфин РФ рассмотрел обращение по вопросам о порядке составления счетов-фактур при передаче товаров физическим лицам (сотрудникам, детям сотрудников) в качестве подарков.

Минфин РФ сообщил, что поскольку физлица не являются налогоплательщиками НДС и, соответственно, этот налог к вычету не принимают, при безвозмездной реализации товаров физлицам (сотрудникам, детям сотрудников) счета-фактуры по указанным операциям в адрес каждого физлица возможно не выставлять. При этом для отражения указанных операций в книге продаж следует составить бухгалтерскую справку-расчет или сводный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по указанным операциям. В случае составления в вышеуказанной ситуации счета-фактуры на все операции по безвозмездной реализации подарков физлицам его возможно выписывать в одном экземпляре для учета операций продавцом по итогам налогового периода. На основании норм постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 в таком счете-фактуре в строках 6 "Покупатель", 6а "Адрес", 6б "ИНН/КПП покупателя" проставляются прочерки.

Письмо Минфина России от 08.02.2016 N 03-07-09/6171 

Об указании в книге покупок стоимости ввозимых в РФ товаров

Минфин РФ рассмотрел обращение по вопросу заполнения графы 15 книги покупок при ввозе товаров на территорию РФ.

Минфин сообщил следующее. Учитывая, что графа 15 книги покупок является обязательным элементом в файле обмена, требования к которому установлены приложением N 3 к приказу ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558, полагаем возможным в указанной графе книги покупок отражать в том числе таможенную стоимость ввозимых товаров, увеличенную на сумму таможенных пошлин, акцизов по подакцизным товарам и сумму НДС.

Письмо Минфина России от 08.02.2016 N 03-07-08/6235 

Об отражении сложных маршрутов в реестре перевозочных документов для подтверждения ставки налогообложения 0% при осуществлении международной перевозки пассажиров и багажа

ФНС России рассмотрела обращение ПАО по вопросу разъяснения порядка формирования реестра перевозочных документов в электронной форме для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при осуществлении международной перевозки пассажиров и багажа в случае отражения в нем сложных маршрутов, состоящих из двух и более участков, в том числе с последующим возвращением пассажира в первоначальный пункт отправки, а также указанных частей маршрута в разные отчетные периоды.

ФНС сообщила, что в случае оказания услуги по перевозке в части сложного маршрута, осуществленного в разные даты, относящиеся к разным налоговым периодам, номер перевозочного документа указывается в Реестре сведений за тот налоговый период, к которому относится данная часть сложного маршрута. Одновременно сообщается, что в Реестре сведений предусмотрено поле "Примечание", в котором можно указать сведения о части сложного маршрута, дата оказания услуги по которому приходится на иной налоговый период, как на последующий, так и на предыдущий.

Письмо ФНС России от 01.02.2016 N ЕД-4-15/1347 

Оказание услуг по организации выставок в рекламных целях иностранной компании НДС не облагаются

Минфин России рассмотрел письмо о применении НДС в отношении услуг по организации выставок в рекламных целях, оказываемых российской организацией иностранной организации, не зарегистрированной на территории РФ.

Минфин сообщил, что место реализации услуг по организации выставок в рекламных целях определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего такие услуги. В связи с этим данные услуги, оказываемые российской организацией иностранной организации, не зарегистрированной в РФ и не состоящей на учете в российских налоговых органах, не признаются объектом налогообложения НДС в РФ.

Письмо Минфина России от 02.02.2016 N 03-07-08/70314 

НДФЛ

Разъяснен порядок заполнения формы 6-НДФЛ

ФНС России рассмотрела обращение по вопросу заполнения формы расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ).

ФНС сообщила, что налоговые агенты, начиная с отчетного периода первого квартала 2016г., обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ. Расчет по форме 6-НДФЛ заполняется на отчетную дату, соответственно, на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря соответствующего налогового периода. Раздел 1 расчета по форме 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год. В разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчетный период отражаются те операции, которые произведены за последние три месяца этого отчетного периода.

В случае если налоговый агент производит операцию в одном отчетном периоде, а завершает ее в другом отчетном периоде, то данная операция отражается в том отчетном периоде, в котором завершена.

Письмо ФНС России от 18.02.2016 N БС-3-11/650@ 

Печать на справке 2-НДФЛ не нужна

ФНС РФ рассмотрела обращение по вопросу наличия печати организации в форме справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ).

ФНС указала, что в соответствии с изменениями, внесенными абз. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ в пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, с 07.04.2015 для организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, отменена обязанность иметь печать (за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена федеральным законом). В этой связи Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ утверждена новая форма справки о доходах физического лица, а также порядок ее заполнения, не требующие проставления печати организации на указанной справке.

Письмо ФНС России от 17.02.2016 N БС-4-11/2577@ 

Суммы платы организацией-работодателем за обучение детей своих сотрудников в детсаду не подлежат обложению НДФЛ

Минфин России рассмотрел письмо негосударственного дошкольного образовательного учреждения по вопросу обложения НДФЛ компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также сумм оплаты стоимости обучения детей в таких организациях.

Минфин сообщил, что суммы платы организацией-работодателем за обучение детей своих сотрудников в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не подлежат обложению НДФЛ на основании нормы п. 21 ст. 217 НК РФ. При этом от налогообложения НДФЛ освобождаются только суммы оплаты организацией непосредственно стоимости обучения детей ее сотрудников, а суммы оплаты организацией стоимости присмотра и ухода за детьми не подпадают под действие пунктов 42 и 21 НК РФ и подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.

Письмо Минфина России от 08.02.2016 N 03-04-06/6374 

ФНС России разработала рекомендуемую форму справки, которая подтверждает право на соцвычет

На налоговые органы возложена обязанность по выдаче Справок о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, по заявлениям налогоплательщиков - физических лиц. Форма Справки утверждена приказом ФНС России от 12.11.2007 N ММ-3-04/625@ "О форме Справки".

Сообщается, что в настоящий момент подготовлен проект приказа ФНС России об утверждении формы Справки, учитывающей внесенные изменения в части договоров добровольного страхования жизни. До утверждения законопроекта территориальным налоговым органам ФНС советует использовать рекомендуемую форму Справки.

Письмо ФНС России от 10.02.2016 N БС-4-11/2150@ 

О дате получения материальной выгоды от экономии на процентах по займам (кредитам) для целей налогообложения с 2016 года

Минфин указал, что доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, с 2016 года определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита), а также вне зависимости от того, в какой из дней месяца было прекращено долговое обязательство. Отмечается, что изложенный порядок применяется и в случаях, когда проценты по условиям договора были начислены, но не уплачены до 1 января 2016 года.

Письмо Минфина России от 02.02.2016 N 03-04-06/4762 

О налогообложении при оплате работодателем административного штрафа, наложенного на работника как на должностное лицо

Минфин России рассмотрел обращение по вопросу обложения НДФЛ суммы штрафа, оплаченного организацией за работника. Как указывается в рассматриваемом письме, постановлением органа пожарного надзора руководитель организации привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа как должностному лицу организации. Штраф за сотрудника организации был уплачен организацией-работодателем.

Минфин сообщил, что при оплате организацией-работодателем за работника административного штрафа, наложенного на работника как на должностное лицо, у такого физлица возникает доход (экономическая выгода) в размере штрафа, оплаченного за него организацией-работодателем. Указанный доход подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке.

Письмо Минфина России от 20.01.2016 N 03-04-05/1660 

Об уменьшении на расходы доходов, полученных физлицом на основании договора уступки права требования

Физлицо приобрело право требования возврата займа по договору уступки. По мнению ФНС, доходы от погашения долга можно уменьшить на сумму расходов, связанных с покупкой такого права.

Налоговое ведомство придерживается позиции ВС РФ: база по НДФЛ определяется как разница между полученной выручкой и суммой расходов на приобретение права требования. Суд обосновывает вывод тем, что в НК РФ нет специальных норм, предусматривающих расчет НДФЛ при уступке права требования возврата займа.

Минфин высказывал иную точку зрения. Если задолженность погасили в рамках договора уступки права требования, НДФЛ начисляется на всю сумму дохода. Отметим, министерство сделало этот вывод раньше, чем свою позицию сформулировал ВС РФ.

Письмо ФНС России от 09.02.2016 N БС-4-11/1889@ 

Крупнейший налогоплательщик выбирает, в какую инспекцию сдать отчетность по НДФЛ

Выбор предоставлен налоговому агенту - работодателю, который относится к крупнейшим налогоплательщикам и имеет обособленные подразделения. Он может отчитаться в инспекцию по месту своего учета в качестве крупнейшего налогоплательщика либо по месту учета подразделения.

ФНС указала, что порядок не зависит от того, кто выплачивает доход - организация или ее обособленное подразделение. Одновременно представлять справки по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ в две инспекции не нужно.

Разъяснения ведомства касаются работодателей. Однако полагаем, вывод могут применять и заказчики, которые заключили с физлицами - исполнителями гражданско-правовые договоры.

Письмо ФНС России от 01.02.2016 N БС-4-11/1395@ 

Оплачивая дополнительный отпуск работнику с профзаболеванием, фирма должна удержать НДФЛ

Из-за несчастного случая на производстве или профзаболевания сотруднику может потребоваться санаторно-курортное лечение. На этот период организация обязана предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск. Минфин не считает его оплату компенсационной выплатой, поэтому требует удержать НДФЛ.

Письмо Минфина России от 02.02.2016 N 03-04-06/5458 

УСН

Об учете для целей налога при УСН расходов на обязательное страхование ответственности

При УСН с объектом "доходы минус расходы" затраты на ОСАГО включаются в расходы в момент уплаты страховой премии.

Письмо Минфина России от 05.02.2016 N 03-11-06/2/5872 

Транспортный налог

Об уплате транспортного налога вне зависимости от использования налогоплательщиком транспортного средства 

Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от его фактического наличия или использования налогоплательщиком.

Сообщается, в частности, что в соответствии со ст. 362 НК РФ исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Письмо Минфина России от 18.02.2016 N 03-05-06-04/9050 

Администрирование

Разъяснен порядок начисления пени по авансовым платежам

ФНС России рассмотрела вопрос о начислении пени налогоплательщикам по авансовым платежам в связи с применением УСН.

ФНС сообщила, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ. Если налог по итогам налогового периода исчислен в меньшей сумме, чем ранее исчисленные авансовые платежи в течение или по итогам отчетных периодов, то для соразмерного уменьшения пеней необходимо сначала произвести перерасчет авансовых платежей соразмерно сумме налога за налоговый период и расчет пеней происходит в автоматизированном режиме на пересчитанную сумму авансовых платежей. При этом особенностей в механизме расчета пеней применительно к конкретному налогу нет. Пеня будет начислена в порядке, предусмотренном статьей 75  НК РФ, на пересчитанную сумму авансовых платежей.

Письмо ФНС России от 05.02.2016 N ЗН-4-1/1711@ 

Об указании крупнейшим налогоплательщиком КПП в расчетных документах на перечисление налогов в бюджетную систему

Ссылаясь на судебную практику (решение ВАС РФ от 25.11.2004 N 7448/04), ФНС России пояснила следующее. Отнесение налогоплательщика к категории крупнейших является самостоятельным основанием постановки на учет в налоговом органе и при этом не исключает возможности его учета по месту нахождения.

Таким образом, крупнейшему налогоплательщику может быть присвоено несколько значений КПП.

Сведения обо всех постановках на учет налогоплательщика (в том числе в налоговом органе по месту нахождения и в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика) содержатся в ЕГРН.

В расчетных документах на перечисление налоговых платежей в бюджетную систему могут указываться как КПП, присвоенные налоговым органом при постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, так и по месту нахождения организации, а также по месту нахождения соответствующего объекта, подлежащего налогообложению (имущество, земля, транспорт), то есть КПП, содержащиеся в ЕГРН.

Письмо ФНС России от 11.02.2016 N ЗН-4-1/2249@ 

Об ответственности налогового агента за указание в справке 2-НДФЛ недостоверного ИНН физлица

Налогового агента, который указал некорректный ИНН налогоплательщика, могут оштрафовать за подачу недостоверных сведений (500 руб. за каждую справку по форме 2-НДФЛ).

Письмо ФНС России от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@ 

Прочее

Новое соглашение об избежании двойного налогообложения с Китаем пока не действует

ФНС сообщила, что пока не действует новое соглашение между правительством РФ и правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения.

Соглашение ратифицировано Федзаконом от 31.01.2016 N 6-ФЗ. Однако для вступления соглашения в силу российской стороне необходимо получить уведомление по дипломатическим каналам о выполнении КНР внутригосударственных процедур, предусмотренных национальным законодательством для вступления в силу соглашения. Поскольку на сегодняшний день такого уведомления не получено, соглашение не применяется.

Письмо ФНС России от 19.02.2016 N ОА-4-17/2773 

 

Письмо Минфина России от 01.02.2016 N 03-03-06/1/4148

Вопрос:

Об учете задолженности по лицензионному договору о предоставлении права на использование произведения при формировании резерва по сомнительным долгам в целях налога на прибыль.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу формирования резерва сомнительных долгов и сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Согласно статье 1286 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по лицензионному договору о предоставлении права на использование произведения (включая программы для электронных вычислительных машин) одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право на использование этого произведения в установленных договором пределах. Таким образом, по лицензионному договору передаются имущественные права.

Пункт 2 статьи 38 Кодекса определяет имущество как виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Следовательно, имущественные права не являются имуществом, а соответственно, и товаром (пункт 3 статьи 38 Кодекса).

Имущественные права не могут быть приравнены ни к товарам, ни к работам, ни к услугам. Поэтому дебиторская задолженность, возникшая в связи с реализацией имущественных прав, не может участвовать в расчете резерва по сомнительным долгам и уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 08.02.2016 N 03-07-09/6171

Вопрос:

О составлении счетов-фактур при передаче подарков работникам и их детям.

Ответ:

В связи с письмом по вопросам о порядке составления счетов-фактур при передаче товаров физическим лицам (сотрудникам, детям сотрудников) в качестве подарков Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения (за исключением в том числе операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, по письменному согласию сторон сделки на несоставление налогоплательщиком счетов-фактур).

Поскольку физические лица не являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и, соответственно, этот налог к вычету не принимают, при безвозмездной реализации товаров физическим лицам (сотрудникам, детям сотрудников) счета-фактуры по указанным операциям в адрес каждого физического лица возможно не выставлять. При этом для отражения указанных операций в книге продаж следует составить бухгалтерскую справку-расчет или сводный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по указанным операциям.

В случае составления в вышеуказанной ситуации счета-фактуры на все операции по безвозмездной реализации подарков физическим лицам его возможно выписывать в одном экземпляре для учета операций продавцом по итогам налогового периода. На основании норм постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" в таком счете-фактуре в строках 6 "Покупатель", 6а "Адрес", 6б "ИНН/КПП покупателя" проставляются прочерки.

Настоящее письмо не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 08.02.2016 N 03-07-08/6235

Вопрос:

Об указании в книге покупок стоимости ввозимых в РФ товаров.

Ответ:

В связи с письмом по вопросу заполнения графы 15 книги покупок при ввозе товаров на территорию Российской Федерации Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с Правилами ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - Правила), в графе 15 "Стоимость покупок по счету-фактуре, разница стоимости по корректировочному счету-фактуре (включая налог на добавленную стоимость) в валюте счета-фактуры" отражается стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в графе 9 по строке "Всего к оплате" счета-фактуры. При этом отражение в графе 15 книги покупок сведений о стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, положениями Правил не предусмотрено.

Учитывая, что графа 15 книги покупок является обязательным элементом в файле обмена, требования к которому установлены приложением N 3 к приказу ФНС от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558 "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме", полагаем возможным в указанной графе книги покупок отражать в том числе таможенную стоимость ввозимых товаров, увеличенную на сумму таможенных пошлин, акцизов по подакцизным товарам и сумму налога на добавленную стоимость.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо ФНС России от 01.02.2016 N ЕД-4-15/1347

Вопрос:

Об отражении сложных маршрутов в реестре перевозочных документов для подтверждения ставки НДС 0% при осуществлении международной перевозки пассажиров и багажа.

Ответ:

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ПАО по вопросу разъяснения порядка формирования реестра перевозочных документов в электронной форме для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при осуществлении международной перевозки пассажиров и багажа в случае отражения в нем сложных маршрутов, состоящих из двух и более участков, в том числе с последующим возвращением пассажира в первоначальный пункт отправки, а также указанных частей маршрута в разные отчетные периоды сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа, предусмотренных подпунктами 4 и 4.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогоплательщик может представить в налоговый орган в электронной форме реестр перевозочных документов, предусмотренных абзацем пятым пункта 5, пунктами 6 и 6.1 статьи 165 Кодекса (далее - Реестр сведений), вместо реестров указанных документов на бумажном носителе.

В целях реализации абзаца десятого пункта 15 статьи 165 Кодекса утвержден приказ ФНС России от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427 "Об утверждении форм и порядка заполнения реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а также форматов и порядка представления реестров в электронной форме" (далее - Приказ).

В соответствии с таблицей 5.4 Приложения N 29 к Приказу признак обязательности элемента для наименования элемента "Маршрут" указан как обязательный и множественный, что позволяет по одному перевозочному документу отражать несколько пунктов отправления и назначения одного сложного маршрута.

В случае оказания услуги по перевозке в части сложного маршрута, осуществленного в разные даты, относящиеся к разным налоговым периодам, номер перевозочного документа указывается в Реестре сведений за тот налоговый период, к которому относится данная часть сложного маршрута.

Одновременно сообщаем, что в Реестре сведений предусмотрено поле "Примечание", в котором можно указать сведения о части сложного маршрута, дата оказания услуги по которому приходится на иной налоговый период, как на последующий, так и на предыдущий.

 

Письмо Минфина России от 02.02.2016 N 03-07-08/70314

Вопрос: 

Итальянская компания является заказчиком работ по договору об оказании услуг, заключенному 1 января 2013 года с исполнителем российской компанией ООО. Целью договора является организация, реклама и проведение PR-компании выставок ISaloni в Милане и ISaloniWorldWideMoscow в Москве.

Заказчик работ (Итальянская компания), не имеет постоянного представительства в России и действует, как в собственных интересах, так и в интересах производителей продукции из Италии и других стран мира (как участников вышеупомянутых выставок).

Фактически работы по договору осуществляются на территории Италии, России и стран СНГ, причем бенефициаром всегда выступает организатор выставки - заказчик по договору - Итальянская компания.

Министерством финансов России неоднократно рассматривался вопрос, относится ли организация выставок к категории рекламных услуг.

Опираясь на ст.3 Закона о рекламе, Министерство финансов России пришло к выводу, что услуги по организации выставок на территории РФ с целью рекламирования продукции нужно относить к категории рекламных услуг.

Из чего следует, что данные услуги, оказываемые российской компанией иностранной организации, объектом обложения НДС на территории РФ не являются (см. письма от 24.06.2013 № 03-07-08/23692, от 01.02.2012 № 03-07-08/21, от 17.06.2009 № 03-07-08/135).

Несмотря на вышеизложенное, просим вас еще раз рассмотреть вопрос о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, и подтвердить, что оказываемые компанией ООО услуги НДС не облагаются.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по организации выставок в рекламных целях, оказываемых российской организацией иностранной организации, не зарегистрированной на территории Российской Федерации, и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.

В соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации услуг по организации выставок в рекламных целях определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего такие услуги. В связи с этим данные услуги, оказываемые российской организацией иностранной организации, не зарегистрированной в Российской Федерации и не состоящей на учете в российских налоговых органах, не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо ФНС России от 18.02.2016 N БС-3-11/650@

Вопрос:

О представлении и заполнении расчета по форме 6-НДФЛ.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение по вопросу заполнения формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), и сообщает следующее.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее - расчет по форме 6-НДФЛ), за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@ "Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме".

В этой связи налоговые агенты начиная с отчетного периода первого квартала 2016 года обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ.

Расчет по форме 6-НДФЛ заполняется на отчетную дату, соответственно на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря соответствующего налогового периода.

Раздел 1 расчета по форме 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год.

В разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчетный период отражаются те операции, которые произведены за последние три месяца этого отчетного периода.

 

Письмо ФНС России от 17.02.2016 N БС-4-11/2577@

Вопрос:

Об использовании печати организации при заполнении формы 2-НДФЛ.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу наличия печати организации в форме справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) и сообщает следующее.

В соответствии с изменениями, внесенными абзацем вторым статьи 6 Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" в пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", с 07.04.2015 для организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью (далее - Общество), отменена обязанность иметь печать (за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена федеральным законом).

В этой связи Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме" утверждена новая форма справки о доходах физического лица, а также порядок ее заполнения, не требующие проставления печати организации на указанной справке.

 

Письмо Минфина России от 08.02.2016 N 03-04-06/6374

Вопрос:

Об НДФЛ при компенсации организацией части родительской платы за присмотр и уход за детьми сотрудников в дошкольных образовательных организациях и стоимости обучения детей в них.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо негосударственного дошкольного образовательного учреждения по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также сумм оплаты стоимости обучения детей в таких организациях и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно пункту 42 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц средства, получаемые родителями (законными представителями) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, в виде компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в указанных образовательных организациях, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Согласно пункту 5 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация.

Компенсация части родительской платы производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, выплаты на вышеуказанные цели, произведенные за счет иных источников, не могут рассматриваться как компенсация части родительской платы в смысле статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Вместе с тем согласно пункту 21 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ дошкольная образовательная организация - это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

В соответствии с пунктом 4 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.

Таким образом, суммы платы организацией-работодателем за обучение детей своих сотрудников в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании нормы пункта 21 статьи 217 Кодекса.

При этом от налогообложения налогом на доходы физических лиц освобождаются только суммы оплаты организацией непосредственно стоимости обучения детей ее сотрудников, а суммы оплаты организацией стоимости присмотра и ухода за детьми не подпадают под действие пунктов 42 и 21 Кодекса и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

 

Письмо ФНС России от 10.02.2016 N БС-4-11/2150@ "О рекомендуемой форме Справки"

Федеральная налоговая служба в соответствии с внесенными Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" изменениями в статьи 213 и 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в части договоров добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, сообщает следующее.

Подпункт 2 пункта 1 статьи 213 Кодекса дополнен положениями об особенностях определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при расторжении договоров добровольного страхования жизни, в случае, когда налогоплательщик получил социальный налоговый вычет в отношении уплаченных ранее сумм страховых взносов по таким договорам.

Исходя из положений указанной статьи, на налоговые органы возложена обязанность по выдаче Справок о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Справка), по заявлениям налогоплательщиков - физических лиц.

Форма Справки утверждена приказом ФНС России от 12.11.2007 N ММ-3-04/625@ "О форме Справки".

В настоящий момент подготовлен проект приказа ФНС России об утверждении формы Справки, учитывающей внесенные изменения в части договоров добровольного страхования жизни.

До утверждения и государственной регистрации приказа ФНС России "Об утверждении формы Справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, и признании утратившим силу приказа ФНС России от 12.11.2007 N ММ-3-04/625@" в Министерстве юстиции Российской Федерации, его официального опубликования и вступления в силу, а также до доработки программного обеспечения в части регистрации заявлений налогоплательщиков на получение Справок по договорам добровольного страхования жизни и выдачи налогоплательщикам указанных Справок, территориальным налоговым органам при реализации положений статьи 213 Кодекса следует использовать рекомендуемую форму Справки (прилагается).

Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.

 

 

20

 

г. №

 

 

СПРАВКА
о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета
либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1
статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации

за

 

год

 

 

(наименование и код налогового органа)

в соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 1 статьи 213 и пунктом 2 статьи 213.1 Налогового кодекса
 

Российской Федерации подтверждает факт

 

[1] 

налогоплательщиком 

(ИНН [2], фамилия, имя, отчество 2,

 

данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства)

 

 

социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, в части уплаченных им взносов по договору [3 ]

 

 

от

 

 

,

(вид договора)

 

(дата)

 

(номер)

 

заключенному с 

(ИНН/КПП, наименование организации)

 

 

в сумме [ 4 ]

(цифрами и прописью)

 

 

Справка выдана налогоплательщику 

(ИНН 2, фамилия, имя, отчество 2)

 

 

для представления налоговому агенту 

(ИНН/КПП, наименование организации)

 

 

 

/

 

/

 

/

(должностное лицо налогового органа)

 

(подпись)

 

(фамилия, имя, отчество 2)

 

 

 

Письмо Минфина России от 02.02.2016 N 03-04-06/4762

Вопрос:

О дате получения материальной выгоды от экономии на процентах по займам (кредитам) для целей НДФЛ с 2016 г.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо АО по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 223 Кодекса (в редакции Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах") при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, дата фактического получения дохода определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства.

Таким образом, доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, с 2016 года определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита), а также вне зависимости от того, в какой из дней месяца было прекращено долговое обязательство.

Изложенный порядок применяется и в случаях, когда проценты по условиям договора были начислены, но не уплачены до 1 января 2016 года.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 20.01.2016 N 03-04-05/1660

Вопрос:

Об НДФЛ при оплате работодателем административного штрафа, наложенного на работника как на должностное лицо.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц суммы штрафа, оплаченного организацией за работника, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Как указывается в рассматриваемом письме, постановлением органа пожарного надзора руководитель организации привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа как должностному лицу организации. Штраф за сотрудника организации был уплачен организацией-работодателем.

Согласно пункту 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Пунктом 1 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

С учетом изложенного при оплате организацией-работодателем за работника административного штрафа, наложенного на работника как на должностное лицо, у такого физического лица возникает доход (экономическая выгода) в размере штрафа, оплаченного за него организацией-работодателем.

Указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

 

Письмо ФНС России от 09.02.2016 N БС-4-11/1889@

Вопрос:

Об НДФЛ с доходов, полученных физлицом на основании договора уступки права требования задолженности.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо о порядке налогообложения доходов, полученных физическим лицом на основании договора уступки права требования, и сообщает следующее.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно письму Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 "О формировании единой правоприменительной практики", направленному письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097 "О направлении письма Минфина России", в случае когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 22.07.2015 N 8-ПВ15 (далее - Постановление) отменены и направлены на новое рассмотрение судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении требований Игнатовой Е.С. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении, в связи с отсутствием специальных норм, устанавливающих порядок определения налоговой базы при переуступке права требования по договорам займа, в силу положений статьи 41 Кодекса, налогооблагаемой базой по таким договорам является экономическая выгода в виде разницы между выручкой, полученной по договору уступки права требования, и суммой платежа, на основании которого такое право приобретено.

Учитывая изложенное, расходы, понесенные налогоплательщиком при приобретении права требования дебиторской задолженности, могут быть учтены при определении налоговой базы при получении доходов в виде денежных средств, поступивших от должника.

 

Письмо ФНС России от 01.02.2016 N БС-4-11/1395@

Вопрос:

О представлении организацией, отнесенной к крупнейшим налогоплательщикам, справки по форме 2-НДФЛ и расчета 6-НДФЛ.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО по вопросу представления в налоговый орган документа, содержащего сведения о доходах физических лиц, а также расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, и сообщает следующее.

 В соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 113-ФЗ) налоговые агенты - организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц (далее - Справка 2-НДФЛ), и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее - Расчет 6-НДФЛ), в том числе в отношении физических лиц, получивших доходы от обособленных подразделений указанных организаций, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика либо в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению (отдельно по каждому обособленному подразделению).

Предоставленное налоговому агенту, отнесенному к категории крупнейших налогоплательщиков, право выбора порядка представления Справок 2-НДФЛ и Расчетов 6-НДФЛ не предусматривает возможности одновременного представления таких документов в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика и в налоговый орган по месту учета организации по соответствующему обособленному подразделению вне зависимости от того, производятся ли указанные выплаты организацией или обособленным подразделением. То есть организация должна по всем доходам, выплачиваемым работникам как организацией, так и ее обособленным подразделением, представлять Справки 2-НДФЛ и Расчет 6-НДФЛ либо в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению.

Согласно пункту 7 статьи 226 Кодекса налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Таким образом, сумма налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с дохода работника обособленного подразделения, должна быть перечислена в бюджет по месту постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения.

 

Письмо Минфина России от 02.02.2016 N 03-04-06/5458

Вопрос:

Об НДФЛ при оплате работнику дополнительного отпуска на период лечения в связи с несчастным случаем на производстве.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ПАО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм оплаты дополнительного отпуска работнику, предоставляемого на период лечения вследствие несчастного случая на производстве, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Согласно статье 184 Трудового кодекса Российской Федерации при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.

Оплата дополнительного отпуска для санаторно-курортного лечения, являющаяся обеспечением по страхованию, предусмотренным подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а не компенсационной выплатой, не подпадает под действие пункта 3 статьи 217 Кодекса. Суммы такой оплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 05.02.2016 N 03-11-06/2/5872

Вопрос:

Об учете для целей налога при УСН расходов на обязательное страхование работников, имущества и ответственности.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 и пунктом 2 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса, при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса в целях налогообложения учитываются расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные расходы учитываются в фактически уплаченном налогоплательщиком размере (подпункт 3 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса).

Учитывая изложенное, суммы вышеуказанных расходов учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых они были уплачены.

При этом условием, при котором страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев (профзаболеваний) уменьшают налоговую базу, является начисление данных взносов на те выплаты работникам, которые предусмотрены заключенными с ними трудовыми и гражданско-правовыми договорами.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Письмо Минфина России от 18.02.2016 N 03-05-06-04/9050 «О транспортном налоге»

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о транспортном налоге сообщает следующее.

Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Транспортный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования данного имущества.

Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Таким образом, вопрос об установлении размеров налоговых ставок по транспортному налогу находится в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со статьей 357 Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 362 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком.

В соответствии со статьей 362 Кодекса исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

 

Письмо ФНС России от 05.02.2016 N ЗН-4-1/1711@

Вопрос:

О расчете пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу при УСН, если налог исчислен в меньшей сумме, чем авансовые платежи.

Ответ:

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо о начислении пени налогоплательщикам по авансовым платежам в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - налог), сообщает следующее.

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Кодекса.

Если налог по итогам налогового периода исчислен в меньшей сумме, чем ранее исчисленные авансовые платежи в течение или по итогам отчетных периодов, то для соразмерного уменьшения пеней необходимо сначала произвести перерасчет авансовых платежей соразмерно сумме налога за налоговый период и расчет пеней происходит в автоматизированном режиме на пересчитанную сумму авансовых платежей.

При этом особенностей в механизме расчета пеней применительно к конкретному налогу нет. Пеня будет начислена в порядке, предусмотренном статьей 75 Кодекса, на пересчитанную сумму авансовых платежей.

 

Письмо ФНС России от 11.02.2016 N ЗН-4-1/2249@

Вопрос:

О присвоении крупнейшему налогоплательщику КПП и его указании в платежных поручениях на перечисление налоговых платежей в бюджетную систему РФ.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по порядку присвоения и указания в платежных поручениях на перечисление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации кода причины постановки на учет в налоговом органе (далее - КПП) крупнейшего налогоплательщика и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков.

В соответствии с пунктом 5 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденных приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н, при постановке на учет крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам крупнейшему налогоплательщику присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого - код межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Признак отнесения организации к крупнейшим налогоплательщикам содержится в 5 и 6 знаках кода причины постановки на учет (КПП), имеющих значение 50.

При этом следует отметить, что в соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2004 N 7448/04 отнесение налогоплательщика к категории крупнейших налогоплательщиков является самостоятельным основанием постановки на учет в налоговом органе и при этом не исключает возможности его учета в налоговом органе по месту нахождения.

Таким образом, крупнейшему налогоплательщику по вышеуказанным основаниям, установленным Кодексом, присваиваются два значения КПП.

Кроме того, крупнейшему налогоплательщику могут быть присвоены соответствующие КПП по иным основаниям, установленным Кодексом.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

При этом в ЕГРЮЛ включаются сведения о произведенной постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения (ИНН, КПП, дата постановки на учет).

Согласно пункту 8 статьи 84 Кодекса сведения о всех постановках на учет налогоплательщика (в том числе в налоговом органе по месту нахождения и в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика) содержатся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН).

Позиция по изложенному выше вопросу направлялась письмом ФНС России от 29.12.2015 N ГД-4-14/23145@.

В расчетных документах на перечисление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации могут указываться как КПП, присвоенные налоговым органом налогоплательщику при постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, так и по месту нахождения организации, а также по месту нахождения соответствующего объекта, подлежащего налогообложению (имущество, земля, транспорт), то есть КПП, содержащиеся в ЕГРН.

 

Письмо ФНС России от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@

Вопрос:

Об указании ИНН физлица в представляемой налоговым агентом форме 2-НДФЛ.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО по вопросу заполнения и представления сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Форма и порядок заполнения данных сведений утверждены Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485 "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме" (далее - Порядок).

Пунктом IV Порядка заполнения Раздела 2 "Данные о физическом лице - получателе дохода" установлено, что в поле "ИНН в Российской Федерации" указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.

С целью исключения приема от налогового агента сведений о доходах физического лица с заведомо недостоверными данными Федеральная налоговая служба установила дополнительные правила форматно-логического контроля за содержанием реквизитов в отношении физического лица - получателя доходов, в том числе проверку на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643".

Результатом данного контроля является формирование "Протокола приема сведений о доходах физических лиц" с типом сообщения налоговому агенту вида "Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России". При этом сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений форматно-логического контроля) считаются прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему.

Представление сведений о доходах физического лица с указанием некорректного ИНН (присвоенного иному физическому лицу) является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126.1 Кодекса.

 

Письмо ФНС России от 19.02.2016 N ОА-4-17/2773«О порядке вступления в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения»

Управление стандартов и международного сотрудничества направляет для сведения и учета в работе Федеральный закон Российской Федерации от 31.01.2016 N 6-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (далее - Соглашение) и Протокола к нему, а также Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы".

Обращаем внимание, что для вступления в силу Соглашения российской стороне необходимо получить уведомление по дипломатическим каналам о выполнении Китайской Народной Республикой внутригосударственных процедур, предусмотренных национальным законодательством для вступления в силу Соглашения. Поскольку на сегодняшний день такого уведомления не получено, Соглашение не применяется. О вступлении в силу Соглашения будет сообщено дополнительно.



[1] Указать факт “неполучения” или “получения”.

[2] ИНН и отчество указываются при наличии.

[3] Указать вид договора “добровольного страхования жизни”, “добровольного пенсионного страхования” или “негосударственного пенсионного обеспечения”.

[4] Заполняется в случае получения социального налогового вычета.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2017 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту