О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
Мониторинг законодательстваМониторинг международного законодательстваКонсультации

Изменения законодательства в феврале 2016 года

Изменения

Краткое изложение изменения

Ссылка на норму законодательства

Подача декларации по ЕНВД: что изменилось?

С отчета за 1 квартал 2016 года представляется обновленная налоговая декларация по ЕНВД.

В новой форме декларации изменен раздел 2 "Расчет суммы единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности", на титульном листе исключено поле для простановки печати, а также заменены штрих-коды отдельных листов в декларации.

Внесены уточнения в порядок заполнения декларации и скорректирован формат представления декларации в электронной форме.

Приказ ФНС от 22.12.2015 г. N ММВ-7-3/590@ 

Утверждены изменения к форме 4-ФСС, которые будут актуальны с отчета за 1 квартал 2016

В форму отчета (форма 4-ФСС) и порядок его заполнения внесен ряд поправок.

Изменения внесены в титульный лист, таблицы 2, 3, 5 раздела I, а также таблицу 6 раздела 2 расчета.

Так, например, на титульном листе добавлено поле "район" и исключены поля "работающих инвалидов" и "работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами". Данные поля теперь находятся перед таблицей 6 раздела 2 (данная таблица изложена в новой редакции и скорректированы требования по ее заполнению).

При этом установлено, что в указанных полях отражается списочная численность работающих инвалидов, работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, рассчитанная в соответствии с формами федерального статистического наблюдения и указаниями по их заполнению на отчетную дату.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

Приказ ФСС РФ от 25.02.2016 N 54   

ПФР утвердил форму для ежемесячной подачи сведений персонифицированного учета

С 1 апреля страхователи должны каждый месяц сообщать сведения о застрахованных лицах: Ф.И.О., СНИЛС, а также ИНН, если он есть. Для этого будет использоваться форма СЗВ-М. Напомним, что представлять информацию в ПФР нужно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Постановление Правления ПФ России от 01.02.2016 г. N 83п   

Внесены изменения в НК РФ в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний

В действующее законодательство о налогах и сборах внесены изменения в части правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

В частности, уточнены:

  • порядок расчета прибыли контролируемой иностранной компании;
  • порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации;
  • порядок применения договоров об избежании двойного налогообложения;
  • перечень информации, подлежащей раскрытию в уведомлениях об участии в иностранной организации и о контролируемых иностранных компаниях;
  • порядок расчета доли доходов для целей определения активной деятельности;
  • порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании для целей налогообложения;
  • требования к подтверждению того, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у Российской Федерации имеется международный договор по вопросам налогообложения;
  • правила налогообложения доходов контролирующих и иных лиц по отношению к иностранным структурам без образования юридического лица в связи с передачей прав бенефициара между близкими родственниками.

Кроме того, Законом устраняются неточности, выявленные в ходе действия правил налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании.

Федеральный закон от 15.02.2016 г. N 32-ФЗ 

Уточнены административные санкции за невозврат в Россию валюты при несостоявшемся импорте

Усовершенствован механизм привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства.

Так, за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные в РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, установлено наказание в виде штрафа для должностных и юридических лиц в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и/или в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

Расчет административного штрафа при возврате в РФ соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период просрочки.

Федеральный закон от 15.02.2016 г. N 30-ФЗ 

Уточнено понятие контролируемой задолженности

Уточнено понятие "контролируемая задолженность" в целях учета процентов по долговым обязательствам при определении базы по налогу на прибыль российских организаций.

В частности, в указанное понятие включены долговые обязательства между взаимозависимыми лицами.

Определены случаи, когда непогашенная задолженность не признается контролируемой. Так, при определенных условиях не считается контролируемой непогашенная задолженность российских организаций перед независимыми банками, даже если она обеспечена гарантией или поручительством иностранного взаимозависимого лица.

Суд наделен правом признавать контролируемой непогашенную задолженность по долговым обязательствам, не указанным в НК РФ, если установлено, что конечной целью выплат по ним являются выплаты иностранным организациям, взаимозависимым с налогоплательщиком.

Федеральный закон от 15.02.2016 г. N 25-ФЗ 

Пошлина за оспаривание разъяснений с нормативным содержанием составит для юрлиц 4500 руб.

С 15 марта организация будет уплачивать сумму в размере 4 500 руб., подавая административное исковое заявление об оспаривании актов федеральных госорганов, ЦБ РФ и государственных внебюджетных фондов. Правило касается актов, которые содержат разъяснения законодательства и имеют нормативные свойства.

Если юрлицо решит оспорить акты, в которых федеральный орган исполнительной власти разъясняет вопросы об интеллектуальных правах, за подачу заявления придется заплатить 2000 руб. Для физлиц в обоих случаях госпошлина составит 300 руб.

Федеральный закон от 15.02.2016 г. N 19-ФЗ 

Контроль за уплатой страховых взносов: о направлении органом ФСС России в банк запросов о наличии у организации или ИП счетов, средств на них, об операциях по счетам

С 1 января 2015 г. вступили в силу изменения в некоторые законодательные акты, направленные на совершенствование контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Банки обязаны выдавать справки о наличии счетов и (или) об остатках средств на них, выписки по операциям на счетах организаций, ИП в течение 3 дней с даты получения мотивированного запроса органа контроля за уплатой страховых взносов.

Определен порядок направления запросов территориальным органом ФСС России. Они предоставляются в бумажном виде. В мотивировочной части указывается одно или оба из следующих оснований: проведение выездных или камеральных проверок плательщиков; вынесение решения о взыскании взносов, пеней и штрафов за счет средств, находящихся на счетах.

Приказ ФСС РФ от 29.12.2015 N 642 

Признание иностранной организацией себя налоговым резидентом России (отказ от статуса налогового резидента России): форма заявления

Иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации.

Иностранная организация уведомляет налоговый орган по месту постановки на учет обособленного подразделения о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, а также об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации по форме, утверждаемой ФНС России.

Приказ ФНС от 23.12.2015 г. N ММВ-7-17/595@ 

В России введены в действие новые МСФО

Минфин вводит в действие 40 стандартов и 26 разъяснений МСФО.

Приказ вступит в силу 19 февраля. Документы обязаны использовать юрлица, составляющие консолидированную отчетность, например компании, которые отразили положения о ней в учредительных документах, и кредитные организации.

Если в нормативных актах не установлено, каким способом вести бухучет в конкретной ситуации, то при формировании учетной политики нужно обращаться в том числе к МСФО. Такое положение действует для всех организаций.

Приказ Минфина России от 28.12.2015 г. N 217н   

Утверждена форма заявления о предоставлении в налоговый орган адреса иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории РФ через постоянное представительство

Адрес иностранной организации представляется для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Соответствующее заявление налогоплательщика - иностранной организации необходимо направить по утвержденной форме (форма N 2А).

Приказ ФНС от 24.12.2015 г. N ММВ-7-14/598@ 

Судебная практика

Взыскание судебных издержек: известность представителя - не обоснование размера расходов на его услуги.

Расходы на оформление доверенности представителя можно возместить как судебные издержки. Когда доверенность выдана представителю для участия в конкретном деле или заседании, затраты на ее нотариальное оформление могут признать судебными издержками. Расходы не возместят, если доверенность дает право обращаться в другие органы или участвовать в иных судебных делах.

Отдельно рассмотрены особенности, связанные с расходами на оплату услуг представителя.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При этом могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела и т. п.

Подчеркивается, что разумность таких издержек не может быть обоснована известностью представителя.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 

 

КОММЕНТАРИИ:

Приказ ФНС от 22.12.2015 г. N ММВ-7-3/590@"О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 04.07.2014 N ММВ-7-3/353@"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2016 г. Регистрационный № 40825.

Скорректирована форма декларации по ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Из титульного листа исключен реквизит "место печати".

Раздел 2 "Расчет суммы единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности" изложен в новой редакции.

Соответствующие изменения внесены в формат представления и порядок заполнения декларации.
Приказ применяется начиная с подачи декларации за I квартал 2016 г.

Приказ ФСС РФ от 25.02.2016 N 54 "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 59 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения"

Приказом от 25.02.2016 N 54 ФСС внес изменения в приложения N 1 и N 2 к своему приказу от 26 февраля 2015 г. N 59, которым утверждена форма 4-ФСС - форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.

Новый приказ пока что не прошел госрегистрацию в Минюсте, но ФСС планирует применение поправок начиная с отчетности за 1 квартал. Принятая версия поправок отличается от ее проекта, который ранее выносился на общественное обсуждение.

Указание численности работающих инвалидов, а также работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, с титульного листа "переезжает" в раздел II и будет размещаться между полем «Код по ОКВЭД» и таблицей 6.

Таблицу 2 раздела 1 подкорректировали с учетом положений договора о ЕАЭС (больничные пособия гражданам стран ЕАЭС не будут указываться в той же строке, что и пособия иным иностранным гражданам).

Из таблицы 5 убрана строка "Социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению".

Таблицу 6 раздела 2 "Расчет базы для начисления страховых взносов" изменили почти до неузнаваемости: строки стали столбцами, а столбцы стали строками и подкорректированы.

Вносится ряд других поправок, в том числе, в порядок заполнения формы.

Постановление Правления ПФ России от 01.02.2016 г. N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах"

Постановление вступает в силу с 1 апреля 2016 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 февраля 2016 г. Регистрационный № 41142.

В законодательство вносились поправки, обязывающие страхователя ежемесячно (до 10 числа) передавать в ПФР сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая тех, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы).

Утверждена форма для представления указанных сведений. В ней приводятся ФИО застрахованных лиц, их СНИЛС и ИНН.

Форма заверяется подписью руководителя. Ставится печать (при ее наличии).

Федеральный закон от 15.02.2016 г. N 32-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"

Начало действия документа - 15.02.2016 (за исключением отдельных положений)

Поправки посвящены контролируемым иностранным компаниям.

Так, уточнен порядок расчета прибыли компании. Это величина, определенная одним из следующих способов: по данным финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом организации за финансовый год; по правилам, действующим для российских юрлиц. Предусмотрен пересчет в рубли прибыли (убытка) компании с применением среднего курса иностранной валюты.

Исключено повторное налогообложение дивидендов, полученных из прибыли компании, которая уже подлежала налогообложению в рамках соответствующего режима.

Прописан порядок налогообложения доходов от операций по реализации ценных бумаг, приобретенных непосредственно у контролируемой иностранной компании, а также ценных бумаг, полученных при ее ликвидации.

С 1 до 3 месяцев увеличен срок уведомления об участии в иностранных организациях (о прекращении участия).

НК РФ предусматривает ряд льгот для контролирующих лиц, получающих имущество контролируемой компании, но только при условии ликвидации последней до 1 января 2017 г. При этом не учитывались объективные причины, увеличивающие срок ликвидации (соблюдение прав акционеров, проверки, судебные разбирательства и прочие обстоятельства).

Решено предоставить льготы для контролирующих лиц до окончания срока действия подобных обстоятельств при условии принятия решения о ликвидации до 1 января 2017 г., а также увеличить срок процедуры до 1 января 2018 г.

Уточнены правила применения ставки 0% по доходам в виде дивидендов, полученным иностранными организациями, самостоятельно признавшими себя налоговыми резидентами России.

Скорректирован порядок определения доли участия лица в организации.

Прибыль КИК разрешили считать по отчетности, аудит которой необязателен.

На практике возникал вопрос, вправе ли контролируемая иностранная компания (КИК) рассчитывать налоги по отчетности, если ее аудит проводился добровольно. Минфин это разрешал, потом запретил. Теперь такое право компании закреплено в НК РФ. Оно распространено на отношения, возникшие с 2015 года.

Значит, определять прибыль или убыток КИК по финансовой отчетности можно в двух случаях. Во-первых, когда есть аудиторское заключение без отрицательного мнения или отказа выразить мнение. Если по личному закону КИК аудит необязателен, но фирма его провела, он должен отвечать международным стандартам. Во-вторых, когда КИК находится в государстве, с которым РФ заключила договор по налоговым вопросам. При этом оно не вошло в перечень, разработанный ФНС. В такой ситуации аудит не нужен.

Федеральный закон от 15.02.2016 г. N 30-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Начало действия документа - 26.02.2016г.

Скорректированы санкции за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в нашу страну (не полученные в ней) товары, за невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданную информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в т. ч. исключительные права на них.

Согласно изменениям налагается административный штраф на должностных и юридических лиц в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы средств, возвращенных в Россию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата и (или) в размере от 3/4 до 1 размера невозвращенной суммы.

Также закреплено следующее примечание. Расчет административного штрафа при возврате в Россию соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока производится исходя из размера ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.

Федеральный закон от 15.02.2016 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности"

Начало действия документа - 15.02.2016 (за исключением отдельных положений)

Из-под действия правил "тонкой капитализации" исключены кредиты, полученные от независимых с заемщиком банков.

Задолженность может быть признана контролируемой в следующих случаях:

- кредитор - иностранное лицо прямо или косвенно участвует в российской организации-заемщике;

- кредитор является взаимозависимым лицом иностранного лица, которое имеет долю участия в организации - заемщике;

- долговое обязательство выдано под гарантию (поручительство) иностранного лица, которое является взаимозависимым с организацией-заемщиком.

Законом установлены условия, при которых непогашенная задолженность не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой задолженностью.

Согласно Закону с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года непогашенная задолженность, указанная в пункте 2 статьи 269 Налогового кодекса РФ, не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой задолженностью при одновременном выполнении следующих условий:

- долговое обязательство возникло перед организацией, являющейся банком (включая организации, признаваемые банками в соответствии с законодательством иностранных государств), не признаваемым взаимозависимым лицом как с налогоплательщиком - российской организацией, так и с лицами, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися исполнить долговое обязательство налогоплательщика;

- с момента возникновения долгового обязательства налогоплательщика не происходило прекращения (исполнения) указанного долгового обязательства как в части суммы основного долга, так и в части уплаты процентов иностранной организацией, указанной в пункте 2 статьи 269 Налогового кодекса РФ, и (или) аффилированным лицом этой иностранной организации, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися обеспечить исполнение этого долгового обязательства.

Федеральный закон от 15.02.2016 г. N 19-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.19 и 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов"

Начало действия документа - 15.03.2016г.

Введены госпошлины при подаче административного иска об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Установлена госпошлина при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, ЦБ РФ, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Для физлиц она составит 300 руб., для организаций - 4 500 руб. Речь идет о делах, рассматриваемых Верховным Судом РФ.

Введена госпошлина при подаче заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, на топологии интегральных микросхем, на секреты производства (ноу-хау), на средства индивидуализации юрлиц, товаров, работ, услуг и предприятий, на использование результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Физлица должны будут уплачивать 300 руб., юрлица - 2 000 руб. Это касается дел, рассматриваемых Судом по интеллектуальным правам.

Приказ ФСС РФ от 29.12.2015 N 642"Об утверждении Порядка направления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о представлении выписок по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей, а также форм соответствующих запросов"

Начало действия документа - 23.02.2016г.

Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41026.

Установлена процедура направления территориальным органом ФСС РФ запросов в банк о наличии счетов, об остатках денежных средств на них, о представлении выписок по операциям на счетах организаций и ИП.

В соответствии с утвержденным Порядком запрос на бумажном носителе вручается территориальным органом ФСС РФ под расписку уполномоченному представителю банка или направляется территориальным органом Фонда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При вручении запроса под расписку уполномоченному представителю банка отметка уполномоченного представителя банка о получении запроса проставляется на копии запроса, которая возвращается должностному лицу территориального органа Фонда, вручившему запрос.

Запрос представляется территориальным органом Фонда на бланке по форме, утвержденной в соответствии с частью 6.3 статьи 24 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", подписывается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Фонда и заверяется печатью.

В мотивировочной части запроса указывается одно или оба из следующих оснований:

  • проведение выездных или камеральных проверок плательщиков страховых взносов;
  • вынесение решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках.

Кроме того, утверждены формы запросов о представлении справки о наличии счетов, о представлении справки об остатках денежных средств на счетах, о представлении выписок по операциям на счетах.

Приказ ФНС от 23.12.2015 г. N ММВ-7-17/595@ "Об утверждении формы заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации)"

Начало действия документа - 19.02.2016г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2016 г. Регистрационный № 40941.

НК РФ предусматривается, что для целей исчисления налога на прибыль организаций иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом России по своему выбору. Это можно сделать с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя таковым, или с момента представления в налоговый орган по месту учета своего постоянного представительства заявления об этом.

Иностранная организация, ранее самостоятельно признавшая себя налоговым резидентом России, может утратить указанный статус на основании заявления. Оно представляется в налоговый орган по месту ее учета.

В целях обеспечения реализации указанных возможностей утверждена форма заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом России (об отказе от статуса налогового резидента России).

Приказ Минфина России от 28.12.2015 г. N 217н "О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2016 г. Регистрационный № 40940.

Минфин России вводит в действие новую редакцию международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), ранее введенных в действие на территории России. В него включено 40 МСФО и 26 разъяснений.

Прежние приказы о введении их в действие признаны утратившими силу.

Указанные стандарты и разъяснения вступают в силу со дня их официального опубликования на официальном сайте Минфина.

Приказ ФНС от 24.12.2015 г. N ММВ-7-14/598@"Об утверждении формы заявления о предоставлении налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2016 г. Регистрационный № 40920.

Действующая редакция НК РФ предусматривает право налоговых органов передавать по почте плательщикам документы, которые используются при реализации своих полномочий.

Налогоплательщик - иностранная организация, не осуществляющая деятельность на территории России через постоянное представительство, - также должна предоставлять налоговому органу адрес для направления документов по почте.

Утверждена форма заявления о предоставлении адреса. В заявлении указывается код страны регистрации, регистрационный номер в этой стране, код налогоплательщика, адрес в стране регистрации, отдельно адрес для направления документов, период использования адреса (начало и прекращение).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела"

Разъяснены вопросы возмещения судебных расходов по гражданским, административным делам, экономическим спорам.

Отмечено, что перечень подобных издержек, предусмотренный ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, не является исчерпывающим.

В некоторых случаях таковыми могут быть признаны и досудебные расходы. Приведены условия, при которых подобное возможно.

Например, это допускается, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

В таких случаях расходы, вызванные соблюдением подобного порядка - судебные издержки, которые подлежат возмещению исходя из того, что истец не мог обратиться в суд без их несения (затраты на направление претензии контрагенту, на обжалование в вышестоящий налоговый орган и т. п.).

В то же время расходы, обусловленные урегулированием спора во внесудебном порядке (обжалование в порядке подчиненности, процедура медиации), не являются судебными издержками.
Затронуты вопросы о возмещении издержек при участии в деле нескольких истцов или ответчиков (в т. ч. когда речь идет о солидарных должниках); при обжаловании актов лицами, не участвовавшими в деле; при обращении с коллективным административным иском.

Переход права на возмещение издержек возможен как в порядке правопреемства (универсального или сингулярного), так и посредством его уступки. Последняя допускается и до их присуждения (причем это не влечет процессуальную замену).

Отдельно рассмотрены особенности, связанные с расходами на оплату услуг представителя.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При этом могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела и т. п.

Подчеркивается, что разумность таких издержек не может быть обоснована известностью представителя.

Издержки, понесенные в связи с рассмотрением некоторых требований, не распределяются между лицами, участвующими в деле. Например, это дела об установлении юрфактов, о расторжении брака.

Выделены случаи, когда правила о пропорциональном возмещении (распределении) издержек не применяются (например, при разрешении иска о компенсации морального вреда).

Указывается, что нужно учитывать при изменении размера исковых требований.

Если ответчик добровольно удовлетворяет требования после подачи иска, с него взыскиваются издержки (независимо от того, был отказ от иска или нет).

Поясняется, как должны решаться вопросы об издержках при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении); в случаях, когда о них заявлено или когда они понесены уже после принятия итогового акта по делу; при обжаловании, при пересмотре дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Признаются не подлежащими применению некоторые из разъяснений Пленума ВАС РФ.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2017 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту