О насУслугиПресс-центрПолезноеКонтакты
Поиск
RuEnCzCnVn
Мониторинг законодательстваМониторинг международного законодательстваКонсультации

Изменения законодательства в июле 2014 года

Изменения

Краткое изложение изменения

Ссылка на норму законодательства

Внесены изменения в положения НК об НДС

Внесены изменения в НК РФ. Скорректирована глава, посвященная НДС.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория России в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории России на основе госрегистрации организации или ИП.

При ее отсутствии это делается на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через него), места жительства физлица.

Закрепляется, что правила для отсутствия регистрации также применяются в отношении филиалов и представительств организации.

При реализации недвижимости устанавливается дата отгрузки (а не момент определения налоговой базы). Как и прежде, это день передачи имущества покупателю по соответствующему документу.

Согласно поправкам, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части посреднической деятельности должны вести не только лица, не являющиеся налогоплательщиками, но плательщики НДС (в т. ч. освобожденные от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и внесением налога).

Также к числу лиц, обязанных вести журнал, относятся экспедиторы и лица, выполняющие функции застройщика.

Ряд поправок посвящен налоговым вычетам.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 238-ФЗ   

Скорректированы формы и правила ведения журнала учета счетов-фактур, книг покупок и продаж

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур дополнен новыми графами для отражения сведений о посреднической деятельности

Дополнительные графы появились также в формах книги покупок и книги продаж, применяемых при расчетах по НДС.

Это связано с тем, что с 1 января 2014 года установлена обязанность лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС, вести учет счетов-фактур в случае их выставления и (или) получения при осуществлении посреднической деятельности на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, а с 1 января 2015 года - обязанность включать соответствующие сведения в налоговую декларацию по НДС.

Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 735   

Трудовые книжки будут выдаваться на руки работникам в целях социального страхования

С 1 января 2015 г. работник сможет обратиться к работодателю с письменным заявлением о выдаче трудовой книжки в целях обязательного социального страхования (обеспечения). Выдать ее необходимо в течение трех рабочих дней со дня подачи такого заявления работником. Вернуть трудовую книжку работник должен не позднее трех рабочих дней со дня получения ее в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование (обеспечение). Соответствующие изменения внесены в ст. 62 ТК РФ.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 216-ФЗ   

ФНС утвердила форму и порядок заполнения уведомления о розничных ценах на табачные изделия

Налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту представления налоговой декларации по акцизам на табачные изделия уведомление о максимальных и минимальных розничных ценах, исчисленных в соответствии с законодательством РФ в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий не позднее чем за 10 календарных дней до начала налогового периода, начиная с которого будут наноситься указанные в уведомлении максимальные розничные цены. Каждое уведомление должно содержать полный перечень марок (наименований) табачных изделий.

Приказ ФНС России от 28.03.2014 N ММВ-7-3/120@ 

Подписан Закон, направленный на формирование новой системы нормирования воздействия на окружающую среду

Законом, в частности:

  • выделено 4 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
  • уточнен порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, установлен круг лиц, обязанных вносить указанную плату;
  • установлены коэффициенты к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду (от 0 до 100);
  • регламентирован порядок применения наилучших доступных технологий с целью комплексного предотвращения или минимизации негативного воздействия на окружающую среду;
  • определена процедура получения юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I категории, комплексного экологического разрешения;
  • предусмотрен порядок представления юридическими лицами, ИП, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду;
  • предусмотрен порядок постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятия с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ   

Утверждена форма заявления физлица о предоставлении инспекции адреса для писем

Утверждена форма заявления для указания адреса физлица, по которому должны направляться документы налоговых органов.

Форма заявления предусматривает указание адреса места жительства (места пребывания) в РФ, адреса для направления документов, а также периода времени, в течение которого документы налоговых органов могут направляться по указанному в заявлении адресу.

Приказ ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@ 

Усовершенствован порядок применения ПСН

Размер потенциально возможного годового дохода индивидуального предпринимателя, применяющего ПСН, может дифференцироваться по территориям муниципальных образований.

Принятый закон расширяет полномочия субъектов РФ в части установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Предусмотрена возможность дифференциации территории субъекта РФ по территориям действия патента (в отношении отдельных видов деятельности) в границах муниципального образования (группы муниципальных образований). До внесения поправок патент действовал на территории всего субъекта РФ. Теперь в патенте должно содержаться указание на территорию его действия.

Кроме того, законом отменен минимальный размер потенциально возможного годового дохода, который составлял 100 тыс. рублей.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2015 года.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 244-ФЗ   

Изменения в сфере государственной регистрации юрлиц и ИП

Устанавливается порядок досудебного обжалования решений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 241-ФЗ   

Госпошлина

Со следующего года размеры госпошлин увеличатся в среднем на 57%.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ   

Изменения в законодательство по страховым взносам

Отчетность в электронной форме предстоит сдавать в ПФР и ФСС РФ плательщикам страховых взносов, у которых среднесписочная численность работников составляет более 25 человек (сейчас - более 50). При этом уплачивать взносы необходимо в рублях и копейках.

Также закреплены общие условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Отметим, что количество оснований для отсрочки (рассрочки) по взносам меньше, чем по налогам.

ФЗ вносит иные важные изменения в законодательство по страховым взносам. Все нововведения описаны ниже.

Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ   

Определен порядок интеграции Республики Крым и г. Севастополя в систему охраны интеллектуальной собственности Российской Федерации

В связи со вступлением Крыма в состав России урегулированы отдельные вопросы интеллектуальной собственности.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 252-ФЗ   

Судебная практика

Кадастровая переоценка утверждена позже положенного - не повод применять ее задним числом

Определенная местными властями кадастровая стоимость земельного участка применяется перспективно для расчета земельного участка с момента ее утверждения, а не с момента проведения оценки земли. Такой порядок применим, если в нормативно-правовом акте местных властей не изложен иной порядок.

Постановление Президиума ВАС № 2868/14 от 20.05.2014г. по делу № А41-14050/2013 

 

КОММЕНТАРИИ:

 

Федеральный закон от 21.07.2014 N 238-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"

 

Вычеты НДС при предоплате

Изменения затронули нормы, которые регулируют порядок принятия к вычету продавцом и восстановления покупателем сумм НДС в том случае, если расчеты производятся на основе полной или частичной предоплаты.

Что касается действий покупателя, то в новой редакции Налогового кодекса РФ нашла отражение позиция Минфина России (см., например, Письмо от 01.07.2010 N 03-07-11/279): если продавец отгрузил товар (выполнил работы, оказал услуги, передал имущественные права), стоимость которого меньше полученной ранее предоплаты, покупатель обязан восстановить НДС только в размере той суммы, которая указана в счете-фактуре на отгрузку товара (выполнение работ, оказание услуг, передачу имущественных прав). Данное положение с 1 октября 2014 г. будет предусмотрено в абз. 3 пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ. Следует, однако, обратить внимание, что ранее некоторые суды приходили к иному выводу: покупатель восстанавливает НДС в размере суммы, приходящейся на часть аванса, которая учитывается при расчетах за отдельные партии товаров (этапы работ).

В п. 6 ст. 172 НК РФ в редакции Закона планируется установить право продавца принять НДС к вычету только в той сумме, которая указана в счете-фактуре на отгрузку товара (выполнение работ, оказание услуг, передачу имущественных прав). Напомним, что, получив аванс, продавец обязан рассчитать НДС и перечислить его в бюджет (п. 1 ст. 154 НК РФ). С даты отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) налог может быть принят к вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ). Таким образом, если стоимость отгруженного товара меньше суммы полученной предоплаты, продавец может принять к вычету НДС только в отношении отгруженных товаров - в размере, который указан в соответствующем счете-фактуре.

Ведение журнала учета счетов-фактур налоговыми агентами - посредниками

С 1 января 2015 г. журнал учета счетов-фактур должны будут вести не только посредники, но и лица, выставляющие (получающие) счета-фактуры при осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции или при выполнении функций застройщика. Данное положение планируется установить в п. 3.1 ст. 169 НК РФ. Предполагается, что указанная обязанность будет распространяться и на налогоплательщиков, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, а также на лиц, которые не являются налогоплательщиками НДС. К первым относятся, в частности, лица, чья выручка без учета налога за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ), а ко вторым, например, лица, применяющие УСН. Счета-фактуры, выставленные на сумму вознаграждения при исполнении соответствующих договоров, в том числе агентского договора, договора комиссии, договора транспортной экспедиции, в журнале регистрировать не потребуется.

Кроме того, внесены изменения в п. п. 5, 5.1 и 5.2 ст. 174 НК РФ, которые вступят в силу с 1 января 2015 г. Действие названных норм также будет распространяться на лиц, выполняющих функции застройщика, и на лиц, которые осуществляют деятельность в рамках договора транспортной экспедиции и исчисляют в отношении доходов в виде вознаграждения за исполнение такого договора базу в соответствии с гл. 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ (т.е. перечисляют в бюджет НДФЛ, налог на прибыль, налог, уплачиваемый в рамках УСН, или ЕСХН).

Напомним, что п. 5 ст. 174 НК РФ для лиц, указанных в данном пункте (в том числе для посредников) установлена обязанность подавать декларации по НДС в электронном виде. В п. 5.1 ст. 174 НК РФ предусмотрена их обязанность заполнять декларацию на основе данных журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, а в п. 5.2 - обязанность представлять в инспекцию сам журнал учета. Согласно новой редакции п. 3 ст. 169 НК РФ, которая вступит в силу 1 января 2015 г., по общему правилу плательщики НДС будут освобождены от обязанности представлять журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Право не составлять счета-фактуры

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС, налогоплательщик по общему правилу обязан составить счет-фактуру. Исключение составляют операции, освобождаемые от обложения на основании ст. 149 НК РФ.

С 1 октября 2014 г. счет-фактуру можно будет не составлять также при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) лицам, которые не являются плательщиками НДС, либо налогоплательщикам, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой данного налога, если несоставление счетов-фактур утверждено письменным согласием сторон.

Момент исчисления НДС при реализации недвижимости

С 1 октября 2014 г. в соответствии с новой редакцией п. 16 ст. 167 НК РФ дата передачи объекта недвижимости покупателю по передаточному акту (иному документу о передаче) будет признаваться в целях исчисления НДС датой отгрузки.

Напомним, что в действующей редакции указанной нормы день передачи имущества является моментом определения базы по НДС. Однако согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы в зависимости от того, что произошло раньше, признается день отгрузки или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров. Таким образом, с 1 июля 2014 г., когда вступил в силу п. 16 ст. 167 НК РФ, стало неясно, следует ли рассчитывать НДС и перечислять его в бюджет в случае получения аванса при продаже недвижимого имущества. Данную неопределенность устранили: в отношении недвижимого имущества специальная норма будет установлена лишь в части определения даты отгрузки, следовательно, общие положения об исчислении НДС при получении предоплаты также будут действовать.

Место реализации услуг, оказываемых филиалом российской организации

По общему правилу, которое установлено пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, местом реализации работ и услуг является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, оказывающими данные услуги либо выполняющими работы (исключение составляют работы (услуги), названные в пп. 1 - 4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ). Порядок определения места деятельности лица установлен в п. 2 указанной статьи.

С 1 октября 2014 г. вносятся изменения в данный пункт. Нововведения затронут порядок установления в целях НДС места реализации услуг (работ), оказываемых (выполняемых) филиалом или представительством организации. Местом реализации работ (услуг) в этом случае будет место, указанное в учредительных документах. Следовательно, если работы (услуги) выполняет (оказывает) филиал (представительство) российской организации в иностранном государстве, нахождение которого в этом государстве предусмотрено в учредительных документах российской компании, приобретение таких работ или услуг объектом обложения НДС не признается.

Аналогичные изменения внесены в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, в котором устанавливается порядок определения места нахождения покупателя таких работ (услуг), как разработка программ для ЭВМ, передача лицензий, торговых марок и авторских прав, консультационные, юридические, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, сдача в аренду движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств) и др.

Следует отметить, что ранее подобной позиции придерживался Минфин России в своих разъяснениях (см., например, Письмо от 02.08.2012 N 03-07-08/231).

Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 N 735"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137"

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 735 вносятся изменения в Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - Изменения). Принятие комментируемого Постановления связано с появлением в Налоговом кодексе РФ новых положений (как вступивших в силу, так и вводимых впоследствии).

Согласно новой редакции Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 существенно изменяются формы и правила заполнения следующих документов, применяемых при расчетах НДС:

  • журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур;
  • книги покупок (и ее дополнительного листа);
  • книги продаж (и ее дополнительного листа).

Основным изменением является введение в форму журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур строк и граф, в которых отражаются сведения о посреднической деятельности (пп. "а" п. 2 Изменений). Кроме того, скорректированы правила ведения такого журнала (в частности, абз. 6, 7, 34 - 41 и 73 - 81 пп. "б" п. 2 Изменений). Напомним, что с 1 января 2014 г. посредники, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления (получения) счетов-фактур при осуществлении деятельности в интересах другого лица обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). С 1 января 2015 г. действие нормы п. 3.1 ст. 169 НК РФ будет распространяться также на лиц, которые выставляют (получают) счета-фактуры при осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции или при выполнении функций застройщика.

Графы о посреднической деятельности теперь есть также в формах книги покупок (и ее дополнительном листе) и книги продаж (и ее дополнительном листе) (пп. "а" п. 3, абз. 17 - 18 пп. "б" п. 3, пп. "в" п. 3, абз. 18 - 19 пп. "г" п. 3, пп. "а" п. 4, абз. 14 - 15 пп. "б" п. 4, пп. "в" п. 4, абз. 13 - 14 пп. "г" п. 4 Изменений).

Еще одним нововведением является добавление новой графы "Наименование и код валюты" в книге покупок (и дополнительном листе) и книге продаж (и дополнительном листе) (пп. "а" п. 3, абз. 20 пп. "б" п. 3, пп. "в" п. 3, абз. 21 пп. "г" п. 3, пп. "а" п. 4, абз. 17 пп. "б" п. 4, пп. "в" п. 4, абз. 16 пп. "г" п. 4 Изменений). Отметим, что с 2 сентября 2010 г. наименование валюты включено в перечень обязательных реквизитов счета-фактуры (пп. 6.1 п. 5, пп. 4.1 п. 5.1 ст. 169 НК РФ). Однако независимо от того, в какой валюте выставлен счет-фактура, регистрировать его в книге покупок и книге продаж нужно было в рублевом эквиваленте (п. 8 Правил ведения книги покупок, п. 9 Правил ведения книги продаж). С момента вступления в силу Изменений появится возможность отражать в иностранной валюте операции по приобретению и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Особенностью новой формы книги покупок (и ее дополнительного листа) является, в частности, отсутствие отдельных граф для разграничения стоимости покупок, к которым применяются различные ставки НДС, и сумм налога, исчисленных по каждой из этих ставок (пп. "а" п. 3, абз. 25 - 29 пп. "б" п. 3, пп. "в" п. 3, абз. 26 - 28 пп. "г" п. 3 Изменений). Полагаем, что данное нововведение способствует упрощению заполнения этих документов. В скорректированном виде такое разделение осталось в книге продаж (и ее дополнительном листе) (пп. "а" п. 4, абз. 24 - 37 пп. "б" п. 4, пп. "в" п. 4, абз. 25 - 42 пп. "г" п. 4 Изменений).

С момента вступления в силу Изменений в разделе II Правил ведения книги продаж появится новый п. 22(1) (абз. 49 - 50 пп. "б" п. 4 Изменений). В данном пункте указано, что, если налогоплательщики не представили в срок в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, то они при исчислении данного налога по ставкам 10 и 18 процентов должны регистрировать в книге продаж счета-фактуры, составленные в одном экземпляре (абз. 49 - 50 пп. "б" п. 4 Изменений). Это правило применяется при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. пп. 1, 2.1 - 2.8, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Комментируемым Постановлением вносятся и другие изменения в формы и правила заполнения документов, применяемых при расчетах НДС.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии"

Начало действия документа - 01.01.2015.

Законодательные акты, содержащие положения о пенсионном обеспечении, приводятся в соответствие с новыми законами "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии".

Изменения внесены в Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О негосударственных пенсионных фондах", "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел...", Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и ряд других законодательных актов.

В основной своей части вносимые изменения носят редакционный характер (так, например, по тексту документа словосочетание "трудовые пенсии" заменено на "страховые пенсии").

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона о персонифицированном учете страхователи несут ответственность в том числе за непредставление в установленные сроки или представление неполных (недостоверных) сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Размер штрафа при этом составляет пять процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены (представлены неполные или недостоверные) сведения. С 1 января 2015 г. если данные санкции невозможно взыскать по причинам экономического, социального или юридического характера, они признаются безнадежными и списываются в порядке ст. 23 Закона о страховых взносах (п. 10 ст. 8, ст. 35 Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ). Такое дополнение внесено в ст. 17 Закона о персонифицированном учете.

В силу ст. 23 Закона о страховых взносах признанная безнадежной недоимка по страховым взносам (задолженность по пеням и штрафам) списывается в порядке, установленном Правительством РФ. В Постановлении Правительства РФ от 17.10.2009 N 820, в частности, определены случаи, когда указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются. К этим случаям относятся в том числе ликвидация организации, признание индивидуального предпринимателя банкротом, принятие судебного акта, в соответствии с которым возможность взыскать недоимку и задолженность по пеням и штрафам утрачена в связи с истечением срока их взыскания (пп. "а", "б", "г" п. 1 данного Постановления).

Отметим, что с 3 января 2014 г. такой порядок был распространен на недоимку (пени, штрафы) по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.2013 N 358-ФЗ).

В ТК внесении изменения следующего вида. С 1 января 2015 г. работник сможет обратиться к работодателю с письменным заявлением о выдаче трудовой книжки в целях обязательного социального страхования (обеспечения). Выдать ее необходимо в течение трех рабочих дней со дня подачи такого заявления работником. Вернуть трудовую книжку работник должен не позднее трех рабочих дней со дня получения ее в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование (обеспечение) (п. 1 ст. 18, ст. 35 Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ). Соответствующие изменения будут внесены в ст. 62 ТК РФ.

В настоящее время выдать работнику трудовую книжку работодатель обязан только в день прекращения трудового договора (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). В других случаях по заявлению работника должна выдаваться копия трудовой книжки или заверенная в установленном порядке выписка из нее (ст. 62 ТК РФ, п. 7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225). Эти положения будут действовать и после 1 января 2015 г.

Приказ ФНС России от 28.03.2014 N ММВ-7-3/120@

Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2014 N 33119

Начало действия документа - 12.08.2014.

Налоговая служба утвердила порядок заполнения, а также форму, формат и порядок представления в электронном виде уведомления о минимальных и максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории РФ. Отметим, что названные документы применяются при подаче уведомления в отношении облагаемых акцизами по комбинированным ставкам табачных изделий (сигарет и папирос).

Полномочия на утверждение перечисленных документов ФНС России получила с 1 января 2014 г. в связи со вступлением в силу новой редакции абз. 1 п. 3 ст. 187.1 НК РФ. Кроме того, с этой даты у налогоплательщиков появилась обязанность подавать уведомление не только о максимальных, но и о минимальных розничных ценах на производимые в России табачные изделия. Данное уведомление подается в налоговый орган не позднее чем за 10 календарных дней до начала налогового периода, с которого на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий будет наноситься указанная в уведомлении максимальная розничная цена (п. 3 ст. 187.1 НК РФ).

Напомним, что налогоплательщик устанавливает максимальную розничную цену самостоятельно (п. 2 ст. 187.1 НК РФ). Минимальная розничная цена определяется по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий и составляет 75 процентов от максимальной розничной цены (п. 3 ст. 187.1 НК РФ, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ).

Федеральный закон  от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С целью формирования новой системы нормирования воздействия на окружающую среду, а также экономического стимулирования отдельных хозяйствующих субъектов Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ (далее - Закон N 219-ФЗ) внесен ряд существенных изменений в российское законодательство. По большей части они затрагивают нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды, однако ряд поправок касается и налоговых норм.

Предусмотрено новое основание для применения повышающего коэффициента амортизации

С 1 января 2019 г. организации будут вправе применять повышающий коэффициент амортизации в значении не выше 2, в частности, в отношении основных средств, которые относятся к технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий (пп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ, ч. 5 ст. 12 Закона N 219-ФЗ). Утверждение перечня такого оборудования отнесено к компетенции Правительства РФ.

Согласно новой редакции абз. 35 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) наилучшая доступная технология - это технология производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), основанная на современных достижениях науки и техники и наилучшем сочетании критериев, необходимых для охраны окружающей среды, при условии возможности применения такой технологии. Законодательному регулированию использования этой технологии посвящена, в частности, новая ст. 28.1 Закона об охране окружающей среды.

Вводится новая пошлина для оформления комплексного экологического разрешения

Пункт 1 ст. 333.33 НК РФ дополнен пп. 118.2, который устанавливает госпошлину за выдачу, продление, переоформление, пересмотр комплексного экологического разрешения, а также за внесение в него изменений. Размер госпошлины будет составлять 6000 руб. Данная норма вступит в силу с 1 января 2019 г. (ч. 6 ст. 12 Закона N 219-ФЗ).

Обращаем внимание, что в силу новой ст. 31.1 Закона об охране окружающей среды, которая вступит в силу с той же даты, комплексное экологическое разрешение обязаны получить организации и предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории. Такими объектами в соответствии со ст. 4.2 указанного Закона признаются объекты, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения наилучших технологий. Иные организации и предприниматели в отдельных случаях вправе получить комплексное экологическое разрешение по собственной инициативе.

Необходимо отметить, что за ведение деятельности без комплексного экологического разрешения в случае, когда его получение обязательно, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 4000 до 10 000 руб. для должностных лиц и от 50 000 до 100 000 руб. для юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 8.47 КоАП РФ, вводимая в действие с 1 января 2019 г. Законом N 219-ФЗ).

Приказ ФНС России от 29.05.2014 N ММВ-7-14/306@

27 июля 2014 г. вступил в силу приказ ФНС России, которым утверждена форма N 1А "Заявление о предоставлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах". Полномочия по утверждению такой формы предусмотрены положениями п. 5 ст. 31 НК РФ, которые действуют с 30 июля 2013 г. (п. 3 ст. 10, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).

До утверждения этой формы ФНС России разрешала указанным налогоплательщикам составлять данное заявление в произвольной форме (п. 1 Письма ФНС России от 20.09.2013 N АС-4-2/16981, п. 1.8 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).

Форма N 1А может применяться при составлении заявления как о предоставлении адреса, так и об отказе от использования предоставленного адреса. В заявлении о предоставлении адреса можно определить, в течение какого периода времени по нему следует направлять документы.

Заявление по названной форме налогоплательщик может подать лично или через представителя.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 244-ФЗ "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Начало действия документа - 22.08.2014 (за исключением отдельных положений).

Во-первых, отменяется ограничение минимального размера потенциально возможного к получению ИП годового дохода (ранее он составлял 100 тыс. руб.).

Во-вторых, региональным властям дано право дифференцировать размер потенциально возможного к получению годового дохода в зависимости от места ведения деятельности на территории субъекта Федерации. При этом действие патента ограничивается территорией того муниципального образования, которое указано в патенте. По ряду видов деятельности действие патента распространяется на территорию всего региона (речь идет о пассажирских и грузовых перевозках автомобильным и водным транспортом, развозной и разносной розничной торговле).

Для ИП сохраняется возможность получить несколько патентов.

Кроме того, регионы могут дифференцировать размер потенциально возможного к получению годового дохода в зависимости от грузоподъемности транспортного средства и количества посадочных мест в нем.

Также ФНС России наделена полномочием устанавливать форму заявления на получение патента, а налоговые органы - правом отказывать в выдаче патента при незаполнении обязательных полей в таком заявлении.

Федеральный закон  от 21.07.2014 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Начало действия документа - 22.08.2014г.

Устанавливается порядок досудебного обжалования решений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Предусматривается, что решения о государственной регистрации, а также решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть обжалованы в суд или ФНС России лишь после обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

Предусматривается, что жалоба в вышестоящий регистрирующий орган может быть подана заинтересованным лицом в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Если срок подачи жалобы был пропущен по уважительной причине, вышестоящий регистрирующий орган или ФНС России по ходатайству лица могут восстановить его.

Жалоба подается через регистрирующий орган, решение которого обжалуется. Она может быть подана в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Регистрирующий орган обязан направить жалобу в вышестоящий регистрирующий орган в течение 3 дней со дня ее поступления.

Решение по жалобе должно быть принято в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Этот срок может быть продлен на 10 рабочих дней, если лицом представлены дополнительные документы или органу, рассматривающему жалобу, требуется получить дополнительную информацию от нижестоящих регистрирующих органов.

Если в указанные сроки решение не принято, заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в ФНС России или в суд.

Решение по жалобе должно быть вручено или направлено лицу, подавшему жалобу, не позднее следующего дня со дня принятия решения.

В случае отмены решения об отказе в государственной регистрации, регистрирующий орган обязан принять новое решение по документам, представленным для регистрации, в течение 5 рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или ФНС России. При отмене решения о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в аналогичный срок.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Существенно повышаются размеры госпошлин (кроме тех, которые взимаются за совершение нотариальных действий).

Дело в том, что госпошлины не индексировались начиная с 2009 г. С этого времени по 2015 г. включительно суммарный показатель инфляции должен составить 61%. Исходя из него размеры платежей подняли в среднем на 57%.

При этом предусмотрен понижающий коэффициент для физлиц, которые обратились за предоставлением государственных (муниципальных) услуг в электронной форме (через Единый или региональные порталы). В этом случае гражданин заплатит лишь 70% от установленного размера госпошлины. Данная льгота будет действовать до 1 января 2019 г.

Также установлена госпошлина за предоставление лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. Она составляет 30 тыс. руб. За переоформление такой лицензии и выдачу ее дубликата взимается 5 тыс. руб.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования"

В ряд федеральных законов, регулирующих отношения по обязательному социальному страхованию, внесены изменения, которые вступят в силу с 1 января 2015 г. Основная часть поправок затрагивает положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Так, закреплены общие условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ст. ст. 18.1 и 18.4 Закона N 212-ФЗ). Отметим, что количество оснований для отсрочки (рассрочки) по взносам меньше, чем по налогам (п. 2 ст. 64 НК РФ), но правила по сути похожи. Новеллой является установление в ст. 18.2 Закона N 212-ФЗ обстоятельств, исключающих предоставление отсрочки (рассрочки) по взносам (пеням, штрафам). Согласно п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ органы ПФР и ФСС РФ вправе предоставлять отсрочку (рассрочку) погашения задолженности по взносам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом. Однако федеральное законодательство не содержит соответствующих норм. В связи с этим Президиум ВАС РФ указал, что у органа контроля за уплатой взносов отсутствуют основания для предоставления плательщикам взносов отсрочки или рассрочки (Постановление от 16.04.2013 N 16929/12). До выхода упомянутого постановления суды признавали право плательщика взносов на получение отсрочки (рассрочки) (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 20.11.2012 N А40-37497/12-99-192).

Отчетность в электронной форме предстоит сдавать в ПФР и ФСС РФ плательщикам страховых взносов, у которых среднесписочная численность работников составляет более 25 человек (сейчас - более 50). При этом уплачивать взносы необходимо в рублях и копейках.

Особо следует отметить изменения, касающиеся электронного взаимодействия плательщиков страховых взносов с органами контроля. Например, заявление о зачете (о возврате) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов можно будет подать не только в письменной форме, но и в электронной (ст. ст. 26, 27 Закона N 212-ФЗ). Кроме того, теперь органы контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с Минтрудом России будут утверждать формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также документы, которые используются органами при реализации своих полномочий.

Снижен предел числа работников для обязательной подачи отчетности в электронной форме

С 2015 г. расчеты в электронной форме по начисленным и уплаченным страховым взносам должны будут подавать в ПФР и ФСС РФ плательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период составила более 25 человек (ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). В настоящее время такой порядок представления отчетности предусмотрен для случаев, когда среднесписочная численность работников превышает 50 человек.

Кроме того, с 2015 г. в электронном виде следует представлять сведения персонифицированного учета на 25 и более работающих у плательщика застрахованных лиц. Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Напомним, что сейчас такая обязанность предусмотрена для страхователей, которые подают сведения в отношении 50 и более человек.

Сумма страховых взносов не округляется

С 1 января 2015 г. сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующий внебюджетный фонд, будет определяться в рублях и копейках (ч. 7 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). До указанной даты взносы уплачиваются в полных рублях.

Ограничена не облагаемая взносами сумма выплат при увольнении

Сейчас компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, страховыми взносами не облагаются, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. С 1 января 2015 г. перечень исключений расширяется. Выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства будут облагаться страховыми взносами в части превышения трехкратного размера среднего месячного заработка (шестикратного - для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Это правило действует и в отношении сумм компенсаций руководителю, заместителю руководителя и главному бухгалтеру. Соответствующие изменения внесены в пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Следует отметить, что ограничение по освобождению выплат при увольнении работников, руководящих лиц от обложения НДФЛ действует с 1 января 2012 г. (абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ).

Пенсионные взносы начисляются на выплаты всем временно пребывающим на территории РФ лицам

В настоящее время пенсионные взносы с выплат в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающих на территории России, уплачиваются только при выполнении условия, установленного в п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно названным положениям необходимо, чтобы с указанными лицами были заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года или на неопределенный срок. Данное условие с 1 января 2015 г. утрачивает силу.

С указанной даты выплаты в пользу лиц, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), независимо от продолжительности трудовых отношений с названными лицами будут облагаться пенсионными взносами (п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Исходя из п. 2 ст. 22.1 и п. 2 ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в этом случае применимы тарифы 22 процента (пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10 процентов (свыше предельной величины). Напомним, что предельная величина базы для начисления страховых взносов с учетом индексации с 1 января 2014 г. равна 624 тыс. руб. (ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101). В следующем году она будет иной, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ данная величина ежегодно индексируется с учетом роста заработной платы в России.

Выездная проверка по страховым взносам может быть продлена до четырех или шести месяцев

Из общего правила ч. 11 ст. 35 Закона N 212-ФЗ, согласно которому выездная проверка плательщика страховых взносов не может продолжаться более двух месяцев, установлено исключение. С 2015 г. указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев. Основания для продления выездной проверки определены в новой ч. 11.1 названной статьи. Ими могут быть:

- получение в ходе проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;

- наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится проверка;

- проведение проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;

- непредставление плательщиком страховых взносов в десятидневный срок со дня вручения соответствующего требования документов, истребуемых в ходе проверки и необходимых для ее проведения.

Следует отметить, что данный перечень короче, чем перечень оснований для продления выездной налоговой проверки (п. 6 ст. 89 НК РФ, Приложение 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).

Для продления выездной проверки плательщика страховых взносов необходим мотивированный запрос, который орган контроля за уплатой страховых взносов, проводящий проверку, направляет в вышестоящий орган. Решение о продлении принимает руководитель органа или его заместитель (ч. 11.2 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Правила продления выездной проверки применимы и к повторной выездной проверке. Понятие повторной выездной проверки плательщика страховых взносов будет введено в законодательство с 2015 г. (ч. 24 - 27 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Порядок ее проведения в целом аналогичен установленному в п. 10 ст. 89 НК РФ.

Уточнен период начисления пеней за просрочку уплаты страховых взносов

При нарушении срока уплаты страховых взносов плательщик обязан перечислить пени, которые начисляются за каждый день просрочки (ст. 25 Закона N 212-ФЗ). С 1 января 2015 г. день уплаты (взыскания) просроченных сумм включается в период начисления пеней. Такое уточнение внесено в ч. 3 указанной статьи.

Следует отметить, что сейчас в рассматриваемой статье период начисления пеней определен не вполне точно. Однако Минтруд России (Письмо от 16.05.2014 N 17-4/В-211) и арбитражные суды сходятся во мнении, что день уплаты страховых взносов в данном случае не учитывается. Вывод объясняется тем, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной уже в день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств. Соответственно, этот день не может включаться в период просрочки, поэтому пени за него не начисляются. Однако с 2015 г. данная позиция потеряет актуальность в силу прямого указания закона.

Скорректирован порядок обложения страховыми взносами компенсационных выплат работникам Крайнего Севера

В настоящее время не подлежит обложению страховыми взносами в ПФР и ФСС оплачиваемая работодателем стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, если указанные лица проживают и работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При проведении отпуска за рубежом взносы не исчисляются также со стоимости провоза багажа весом до 30 кг от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ. С 1 января 2015 г. в соответствующие положения законодательства будут внесены изменения (пп. 8 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Во-первых, исключена из необлагаемых сумм оплата стоимости проезда в отпуск и обратно членов семьи работника. Когда такая компенсация предусмотрена, она выплачивается работнику в рамках трудовых отношений, т.е. является объектом обложения (п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Во-вторых, правило о провозе багажа весом до 30 кг распространяется и на случаи проведения отпуска в России. Сейчас освобождение от обложения стоимости провоза багажа в указанном размере предусмотрено только при выезде за границу.

В-третьих, дано определение пункту пропуска через государственную границу РФ. При вылете работника за рубеж таким пунктом признается международный аэропорт, в котором осуществляется пограничный контроль. Следует отметить, что сейчас в пп. 8 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ подобного уточнения нет. ФСС РФ, например, разъяснял, что если работник летит к месту отдыха прямым рейсом без промежуточной посадки, то пунктом пропуска через границу для целей страховых взносов следует считать здание международного аэропорта, из которого вылетает данный работник (Письмо от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985). Президиум ВАС РФ при рассмотрении аналогичной ситуации пришел к другому выводу: от обложения взносами освобождается не только стоимость проезда до аэропорта, из которого производится вылет, но и часть стоимости перелета в пределах территории РФ (см. Постановление от 02.10.2012 N 7828/12).

Ограничено право на пониженный тариф страховых взносов для аптек, применяющих ЕНВД

Уплачивающие ЕНВД аптечные организации, а также предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов (пп. 10 п. 4 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ и п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Установлено, что такие тарифы указанные плательщики используют в отношении выплат и вознаграждений, производимых физлицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности. Никаких дополнительных требований для применения льготного тарифа не предусмотрено.

В настоящее время арбитражные суды приходят к выводу, что пониженные тарифы страховых взносов действуют в отношении всех работников аптечной организации или предпринимателя, имеющего соответствующую лицензию. Однако контролирующие органы указывают, что пониженные тарифы применяются только в отношении выплат в пользу физлиц, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью на основании ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Письмо Минтруда России от 23.08.2012 N 17-3/240 (направлено Письмом ПФР от 15.10.2012 N ТМ-30-24/15010)).

Точка зрения контролирующих органов с 1 января 2015 г. будет закреплена законодательно. С указанной даты пониженные тарифы применяются только к выплатам, производимым аптечными организациями и предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, в пользу физлиц, которые имеют право на занятие этой деятельностью. Выплаты прочим физлицам облагаются по общеустановленным тарифам (пп. 10 п. 4 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ и п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

Введена новая обязанность банков и установлена ответственность за ее неисполнение

С 1 января 2015 г. у банков появится новая обязанность. В течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса от органа контроля за уплатой страховых взносов они должны будут предоставлять справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей (ч. 6.1 ст. 24 Закона N 212-ФЗ). Документы названные органы смогут запросить (в установленном порядке и форме) при проведении проверок плательщиков страховых взносов и при вынесении решения о взыскании взносов (пеней, штрафов) за счет денежных средств плательщика в банках (ч. 6.2 и 6.3 ст. 24 Закона N 212-ФЗ).

За непредставление указанных справок и выписок с банков будет взыскиваться штраф в размере 20 тыс. руб. Такая же ответственность предусмотрена за нарушение срока представления этих документов и за недостоверность содержащихся в них сведений (ст. 49.1 Закона N 212-ФЗ).

Отменена обязанность уведомлять фонды о создании или закрытии обособленного подразделения

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ организации должны сообщать в органы контроля о создании или закрытии обособленного подразделения. Сообщение следует подавать в отделения ПФР и ФСС РФ по месту нахождения головной компании в течение месяца со дня создания (закрытия) (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, Письмо Минздравсоцразвития от 09.09.2010 N 2891-19). С 2015 г. такой обязанности не будет.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 252-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"

Начало действия документа - 22.07.2014.

Определен правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, исключительные права на которые удостоверены официальными документами Украины, действовавшими на день принятия Крыма в состав России (18 марта 2014 г.).

Указанные права признаются на территории нашей страны при условии госрегистрации Роспатентом соответствующих результатов интеллектуальной деятельности. Для этого правообладатель (физическое лицо, получившее российское гражданство, или организация, получившая статус российского юрлица) должен обратиться в ведомство с соответствующим заявлением.

При этом госрегистрация результатов интеллектуальной деятельности проводится без проверки их соответствия условиям патентоспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца и требованиям к товарному знаку, наименованию места происхождения товара, а также без взимания патентных и иных пошлин.

Если лицо подало в уполномоченный орган Украины заявку на регистрацию результата, по которой на дату 18 марта 2014 г. не выдан охранный документ этого государства, то оно вправе представить заявку в Роспатент в соответствии с действующим законодательством России для госрегистрации идентичного результата интеллектуальной деятельности. При этом датой обращения в Роспатент считается дата подачи заявки в украинский орган.

Подать названное заявление или заявку в Роспатент можно до 1 января 2015 г.

Закреплены особенности правовой охраны и разрешения споров в отношении рассматриваемых объектов интеллектуальной собственности.

Постановление Президиума ВАС № 2868/14 от 20.05.2014г.по делу № А41-14050/2013

Местные власти должны были провести новую кадастровую оценку не позднее 2010 года. Они и сделали это по состоянию на 1 января 2010 года, однако соответствующий правовой акт утвердили только в 2011 году. Кадастровая стоимость участка, принадлежащего учреждению, снизилась, и учреждение подало уточненки по земельному налогу в том числе за 2010 год. Налоговики не согласились с этим, и учреждению пришлось обратиться в суд. В трех инстанциях оно подтвердило свою правоту, однако налоговый орган обратился в ВАС, президиум которого отменил решения судов и оставил в силе доначисление, сделанное налоговиками.

Дело в том, что распоряжение регионального министерства природопользования, которым утверждены результаты оценки, не содержало прямых указаний на обратную силу, то есть на то, что новая цена не только установлена на 01.01.2010, но и применяться может с этой даты. В этой связи президиум ВАС указал:

"В отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки)".

В такой ситуации учреждению могло бы помочь оспаривание положений самого нормативного акта, принятого местными властями, в части условий введения в действие, намекнул президиум.

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС СПЕЦИАЛИСТУ ПРЯМО СЕЙЧАС:
НАМ ДОВЕРЯЮТ:
НАШ АДРЕС:
© 2017 Legal Bridge     |     +7 495 287-73-94     |     legal-bridge     |     info@legal-bridge.ru     |     Поиск по сайту