Россия
Гонконг
Сингапур
Тайланд
ОАЭ
Маврикий
Китай
Казахстан
Турция

В рамках BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) под эгидой транспарентности предусмотрено 15 рекомендаций, направленных на обнаружение схем ухода от налогов, размытия налоговой базы, вывода доходов из стран с высоким налогообложением в страны с низкой или нулевой ставкой и многое другое.

В данной статье рассмотрим двенадцатую рекомендацию BEPS — Директиву (EU) 2018/822 от 25.05.2018, известную как Директива о налоговых посредниках (DAC6).

По нашему мнению, данная директива вызовет еще большее усложнение работы с иностранными регистрационными агентами, бухгалтерами и аудиторами (например, в процессе подготовки отчетности). Степень усложнения во взаимодействии с такими профессиональными посредниками будет тем выше, чем более высокие санкции будут предусмотрены к таким посредникам (подробнее о санкциях ниже в статье).

DAC6 содержит требования об обязательном раскрытии информации о трансграничных сделках с использованием схем агрессивного налогового планирования налоговым органам ЕС с целью дальнейшего автоматического обмена такой информацией между ними.

Ее действие обращено к посредникам ЕС, привлекаемых к разработке, сопровождению или исполнению трансграничных сделок, за исключением случаев, когда на них распространяются гарантии профессиональной тайны (legal professional privilege), или если они не являются резидентами стран ЕС. В вышеуказанных случаях обязанность по предоставлению информации о сделках с «потенциально агрессивным механизмом налогового планирования» ложится на самих налогоплательщиков.

В силу ретроспективности DAC6 обязанность по предоставлении такой информации налоговым органам ЕС начинается действовать за период с 25 июня 2018 года по 1 июля 2020 года (первый отчетный период). После вступления в силу DAC6 1 июля 2020 года такая информация должна предоставляться в течение 30 дней после того, как уже были предприняты шаги по осуществлению трансграничных сделок, подпадающих хотя бы под один из признаков (hallmarks), изложенных в Приложении IV DAC6.

Согласно статье 2 DAC6 в сферу действия Директивы входят все виды налогов, взимаемых государствами-членами или от его имени, его территориальными или административными подразделениями, включая местные органы власти, за исключением налога на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизные сборы, а также обязательные взносы социального обеспечения, подлежащие уплате в государстве-члене.

В контексте DAC6 под «посредником» понимается любое физическое или юридическое лицо, зарегистрированное или постоянно проживающее в ЕС, которое разрабатывает, реализует на рынке, организует, делает доступным к исполнению, управляет исполнением трансграничной сделки с признаком, предусмотренным DAC6, или любое лицо, которое предоставляет помощь в отчетности, знает или имеет достаточно оснований полагать о наличии в сделке признаков, противоречащих DAC6. Более того, посредник должен соответствовать хотя бы одному из следующих условий:

  • Имеет налоговое резидентство в ЕС
  • Оказывал услуги в отношении трансграничной сделки через свое постоянное представительство в ЕС
  • Зарегистрирован или регулируется законодательством ЕС
  • Зарегистрирован в профессиональной ассоциации, которая объединяет юридических или налоговых консультантов

Примечательно, что нет единого понимания «профессиональной ассоциации», членство в которой будет накладывать обязательство на ее участников подчиняться правилам Директивы. Европейские правоведы и практики сходятся лишь в одном: необходимо наличие штаб-квартиры ассоциации в ЕС.

По нашему мнению, российские профессиональные посредники — члены ассоциаций, не ведущие свою консалтинговую, налоговую или правовую деятельность в ЕС, не будут подпадать под сферу действия DAC6. Несмотря на это, практика применения экстерриториальности структурами ЕС имеется, например, Директива о защите персональных данных (General Data Protection Regulation (GDPR)).

Таким образом, данный вопрос подлежит дальнейшему мониторингу с целью избежать проблем с законодательством ЕС.  

Таким лицом может быть бухгалтер, налоговый консультант, юрист или банкир. В исключительных случаях, когда посредник освобождается от обязанности сообщать о сделки с признаками агрессивного налогообложения, он обязуется сообщить об этом другим посредникам, либо налогоплательщику непосредственно.

Информация, которая должна содержаться в заявлении налоговым органам ЕС:

  1. Идентификация посредников и соответствующих налогоплательщиков — имя, дата и место рождения (в случае физического лица), место жительства для целей налогообложения и налоговый идентификационный номер.
  2. Признаки — подробные сведения о признаках, из-за которых сделка признается отчетной.
  3. Краткое изложение сообщаемой трансграничной сделки, включая стоимость задействованных активов.
  4. Сроки — дата, когда был или будет сделан первый этап в реализации сообщаемой трансграничной сделки.
  5. Соответствующие государства-члены — идентификация государства-члена соответствующего налогоплательщика(-ов) и любого другого государства-члена(-ов), которые могут быть связаны с отчетной сделкой.
  6. Другие затронутые лица — идентификация любого другого лица (лиц) в государстве (ах)-члене(ах), которое может быть затронуто сообщаемой сделкой с указанием того, к какому государству-члену относится такое лицо.
  7. Ссылочный номер сделки — если более чем один посредник или налогоплательщик обязан подать информацию, один ссылочный номер должен действовать для всех, чтобы их можно было связать с одной сделкой.
  8. Ссылки на нормы национального налогового права, представляющие основу сделки.

В связи с этим, все страны-члены обязуются имплементировать в свои национальные законодательства положения Директивы до конца текущего года. Первый автоматический обмен информацией в рамках DAC 6 между странами-членами ЕС запланирован на 31 октября 2020 года.

Великобритания

http://www.legislation.gov.uk/uksi/2020/25/made

За нарушения требований предусмотрен штраф в размере 5 000 фунтов, а также дополнительный штраф 600 фунтов в день за непрекращение нарушения с возможностью оспорить сумму штрафа в суде.

Комментарий руководителя лондонского офиса Валентины Нассиповой

Ирландия

https://data.oireachtas.ie/ie/oireachtas/act/2019/45/eng/enacted/a4519.pdf

Если посредник или соответствующий налогоплательщик не сообщает о сделке в рамках DAC6 в течение 30-дневного отчетного периода: штраф до 500 евро в день за сделку.

Если посредник или соответствующий налогоплательщик не выполняет свои обязательства в соответствии с переходными положениями, касающимися сделок, осуществленных до 1 июля 2020 года, или в случаях, когда посредник не выполняет свои обязательства в отношении рыночной сделки или в результате правил LPP (legal professional privilege) — штраф до 4 000 евро за сделку.

Если нарушение требований продолжается после наложения штрафа — 100 евро в день за сделку.

Если налогоплательщик не указывает ссылочный номер, присвоенный отчетной трансграничной сделке, в свою годовую налоговую декларацию: штраф до 5 000 евро.

В законопроекте уточняется, что если ИНН посредника или налогоплательщика неизвестно лицу, обязанному уведомить о необходимости сообщить о сделке по DAC6 других посредников и налогоплательщиков, разрешается указать только адрес таких посредников или налогоплательщиков.

Латвия

https://www.vestnesis.lv/op/2020/46.2

За несоблюдение требований будут применяться штрафы в размере 3 200 евро.

Литва

https://www.e-tar.lt/portal/ru/legalAct/ef7cb510b1c211e98451fa7b5933515d

За несоблюдение требований будут применяться штрафы в размере от 1 820 до 5 590 евро. Штрафы могут быть увеличены до 3 770 евро — 6 000 евро за повторные нарушения.

В отличие от Директивы, по трактовке законопроекта Литвы посредники не могут полагаться на отчеты, сделанные другим посредниками, т.е. они не освобождаются от своих собственных обязательств по отчетности. Следовательно, если имеется более одного посредника, обязанность по отчетности возлагается на всех посредников, участвующих в трансграничной сделке.

Эстония

https://www.riigiteataja.ee/en/eli/ee/511022015001/consolide/current

https://www.riigiteataja.ee/en/eli/ee/Riigikogu/act/503122019002/consolide

Разовое предупреждение или штраф в размере до 3 300 евро (в первом случае он не может превышать 1 300 евро, а во втором — 2 000 евро).

Кроме того, следующие штрафы, установленные Эстонским законом о налогообложении, должны применяться за невыполнение обязательства:

  • Штраф до 1 200 евро для физических лиц
  • Штраф до 3 200 евро для юридических лиц

В проекте пояснительных примечаний разъясняется, что обязанность сообщать о договоренностях в соответствующий налоговый орган лежит главным образом на лицах, предоставляющих налоговые консультации, бухгалтерский учет, консультации по финансовым инвестициям и юристов.

Кипр

Законопроект в соответствии с DAC6 еще не был опубликован.

Тем не менее, за несоблюдение обязательств со стороны посредников или налогоплательщиков предусмотрены штрафы, размер которых будет зависеть от характера нарушения (до 20 000 евро за нарушение).

Посредник может быть освобожден от своих обязательств по представлению отчетности, если он предъявит доказательства того, что другой посредник уже сообщил о сделке с налоговой выгодой.

Чехия

За невыполнение обязательств по отчетности штраф на сумму до 500 000 чешских крон (около 20 000 евро).

Посредники, которые подпадают под гарантию профессиональной тайны и не выполняют свои обязательства по информированию других посредников и налогоплательщиков о требовании сообщить (информационная обязанность), могут быть оштрафованы на сумму до 500 000 чешских крон (около 20 000 евро).

Предполагается, что за нарушение обязательства хранить соответствующие документы в течение 10 лет также предусмотрен штраф.

Когда банк открывает лицу банковский счет, но не знает, что банковский счет будет использоваться в рамках отчетного трансграничного соглашения, банк не будет считаться посредником.

Посредником признается только то лицо, которое объективно осознает свою вовлеченность в сделку, подлежащую отчету. Объективные знания определяются на основании критериев, изложенных в DAC6. Посредник освобождается от обязанности, если предоставит доказательства того, что другой посредник уже сообщил такую информацию в другом государстве-члене. Все предоставляемые документы по отчетности должны храниться в течение 10 лет посредниками.

Планируется разработка стандартной формы для отчетности в электронном виде.

Нидерланды

Административный штраф, не превышающий 830 000 евро, будет наложен в случае преднамеренного или грубого несоблюдения этих обязательств, сроков, надлежащей формы. Вышеуказанный штраф должен быть соразмерным: он зависит от фактов и обстоятельств дела, будут учитываться смягчающие и отягчающие обстоятельства. Серьезные случаи несоблюдения могут привести к уголовному преследованию.

Не нужно сообщать о сделках, по которым не было принято решение об их исполнении, а также не были произведены шаги по реализации. Соглашение считается готовым к исполнению, если будут определен хотя бы один конкретный налогоплательщик по сделке, или было достигнуто соглашение о его реализации.

«Посредник» — это фирма (юридическое лицо), а не индивидуальный налоговый консультант, действующий от имени фирмы / юридического лица, квалифицируется как посредник если:

  1. Фирма / юридическое лицо заключила договор на обслуживание с соответствующим налогоплательщиком
  2. Индивидуальный налоговый консультант является сотрудником фирмы / юридического лица

Также не является посредником нанятый соответствующим налогоплательщиком отдельный налоговый консультант, работающий in-house. Обязанность по представлению отчетности лежит на налогоплательщике.

Швейцария

До 700 000 евро: https://www.internationallawoffice.com/Newsletters/Corporate-Tax/Switzerland/Walder-Wyss/How-are-Swiss-based-international-groups-affected-by-EU-Directive-on-Administrative-Cooperation

Лихтенштейн

В Лихтенштейне конкретная сумма штрафа не указывается, но в директиве ЕС упомянут штраф в несколько сотен тысяч евро (zu einer bis zu mehreren hunderttausend Euro möglichen Strafe kommt)

Оставьте заявку нашему специалисту

Мы понимаем, что в налоговом планировании не существует универсальных решений. Каждый случай требует индивидуального подхода. Пожалуйста, свяжитесь с нашим консультантом и Вы получите предварительную консультацию.

Нажимая «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных

Kistler
UNIVITA
Babyliss
Mistral
TALIS
DESMET BALLESTRA
Унция
Купи на дачу
Hochland
Sigis
Араратский коньячный завод
Voith
LEADS
ICS
Changan
Faretti
Polygran
Moscow Business School
Coalco
S.O.S. Dekorace

Наша компания длительное время пользуется услугами ООО «Аудит Плаза» для проведения ежегодного обязательного аудита. В 2022 году сотрудниками ООО «Аудит Плаза» в рамках проверки были даны практические и полезные рекомендации по методологии бухгалтерского и налогового учета с учетом нашей специфики деятельности.

Спасибо исполнителю за внимательное отношение к нашим вопросам и задачам. Услуги всегда оказываются в согласованные по договору сроки и без задержек.

С 2017 года ООО «Аудит Плаза» оказывает нашей компании услуги по проведению аудиторской проверки.

По итогам проведения проверок мы всегда получали отчеты, в которых были подробно описаны порядок и рекомендации по устранению замечаний, выявленных в ходе проверки. При необходимости, исполнители всегда разъясняют информацию, изложенную в отчете.

Спасибо за внимательное отношение к работе и полезные рекомендации.

В этом году в нашей компании появилась необходимость проведения обязательного аудита за 2022 год с детальным изучением корректности перехода на ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» и ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Исполнителем была выбрана ООО «Аудит Плаза», специалисты которой, в лице руководителя аудиторского департамента Ступарь Екатерины и помощника аудитора Ткаченко Дмитрия, детально проверили и разъяснили порядок перехода и методику дальнейшего учета по новым стандартам, а также разъяснили технические вопросы реализации перехода и учета по новым стандартам в нашей учетной программе.

Выражаем благодарность за отлично оказанные услуги.

ООО «ТОГ» выражает свою благодарность ООО «АУДИТ ПЛАЗА» за высокий профессионализм и оказание квалифицированной помощи в организации учета.

Особенно хочется отметить работу Руководителя аудиторского департамента Ступарь Екатерины Александровны и помощника аудитора Ткаченко Дмитрия Викторовича, которые зарекомендовали себя как надежные партнеры, заинтересованные в решении сложных вопросов, возникающих у нас в процессе деятельности.

В течение нескольких лет ООО «АУДИТ ПЛАЗА» проводит в ООО «ТОГ» ежегодный обязательный аудит. Все работы в рамках заключенного договора оказания услуг выполняются оперативно и четко, в согласованные сроки. Качественное…

Сотрудничая с компанией Legal Bridge c 2013 года, мы хотели бы отметить высокий уровень профессиональной подготовки ее сотрудников. Работу специалистов компании отличают квалифицированный подход к делу, гибкость в выполнении поставленных задач, добросовестность, четкая организация и грамотное юридическое оформление.

Опыт совместной работы позволяет с уверенностью рекомендовать компанию Legal Bridge в качестве надежного и компетентного партнера в вопросах бухгалтерского обслуживания и налогового учета.

В 2013 году компания Lega lBridge была выбрана для оказания юридической и налоговой поддержки при открытии и развитии нашей компании в России.

По итогам совместной работы хотим отметить высокую подготовку и опыт специалистов Legal Bridge и рекомендуем эту компанию, как высокопрофессионального поставщика консалтинговых, бухгалтерских и юридических услуг на территории России.

We wish to acknowledge the effective and professional work of the team of the Legal Bridge company.

The service of Legal Bridge is of high quality and provided on timely manner. Special requests are handled with care and solutions provided for them have been comprehensive. Our contact persons in Legal Bridge have always maintained a friendly and professional working relationship with us.

We wish to the Company all the best in their business and many clients!

За время нашего сотрудничества специалистами ГК «Лигал Бридж» для нашей компании были оказаны многочисленные юридические и налоговые консультации, реализован проект по аудиту. В ходе ведения всех проектов сотрудники ГК «Лигал Бридж» показали высокий уровень компетенции, способность быстро находить верные решения спорных вопросов и качественную аргументацию принятых решений.

По итогам совместной работы мы можем отметить высокий уровень подготовки и профессионализма специалистов группы компаний «Лигал Бридж». В ходе работы сотрудники «Лигал Бридж» проявили высокую компетентность, хорошее знание отрасли и квалифицированный подход к работе. ООО «Хохланд Руссланд» выражает благодарность группе компаний «Лигал Бридж» за своевременное и качественное выполнение работ.

Мы рекомендуем группу компаний «Лигал Бридж» как надежного партнера по разработке систем внутреннего контроля, внутренних регламентов и процедур предприятий всем, кто заинтересован в получении качественных консалтинговых услуг.

«Подчеркиваем, что работа компании „Legal-Bridge™“ отличается высоким качеством и своевременностью. Ценовая политика и уровень сервиса Компании также являются важными факторами, влияющими на претворение в жизнь наших планов и проектов»

«Выражаем признательность Компании „Лигал Бридж“ за высокий уровень профессионализма и сервиса. Гибкость и умение работать с клиентами достойны особого уважения.

Рекомендуем Компанию как надежного и добросовестного партнера»

«Выражаем благодарность Компании „Лигал Бридж“ за грамотные консультации, которые способствуют реальному решению задач. Компания ориентирована на интересы клиента и выполняет свою работу профессионально и творчески»

«Благодарим за безупречный профессионализм, высокую оперативность и внимательное отношение при регистрации и перерегистрации дочерних и зависимых юридических лиц ОДО «ГРУППА ИМА»

«Благодарим Вашу компанию за безупречный профессионализм, высокую оперативность и внимательное отношение при юридическом сопровождении наших проектов»

«Настоящим письмом выражаем благодарность Департаменту бухгалтерского обслуживания Компании „Лигал Бридж“ за успешное сотрудничество. Положительный опыт нашей совместной работы подтвердил надежность и высокую квалификацию сотрудников Компании „Лигал Бридж“ как партнера, соблюдающего принятые на себя обстоятельства, ориентированного прежде всего на интересы клиента, профессионально выполняющего работу»

«Работа специалистов компании „Legal-Bridge™“ отличается высоким качеством. Выражаем благодарность Компании за грамотные консультации опытных специалистов и отлично подготовленные документы»

«Выражаем благодарность Компании „Лигал Бридж“ за высокий профессиональный уровень, гибкий творческий подход и эффективный менеджмент»

«Выражаем благодарность Компании „Лигал Бридж“ за умение быстро и профессионально решать поставленные задачи. Заверяем, что Компания действует наиболее эффективными методами в рамках правового поля»

«Благодарим Компанию „Лигал-Бридж“ за безупречный профессионализм, высокую оперативность и внимательное к нам отношение. Рады сотрудничать с вами»

«Рады сотрудничать с вашей компанией. Выражаем благодарность за высокопрофессиональное консультирование, оказывающее реальную помощь нашему бизнесу»