Армения ратифицировала Соглашение об обмене финансовой информацией в 2023 году в рамках CRS обмена (РФ осуществляет обмен с 2018 г.), но обязалась начать обмен в 2025 году (https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/networks/global-forum-tax-transparency/aeoi-commitments.pdf).
Соответственно в 2025 году Армения начнет передавать в налоговые органы РФ информацию за 2024 год о счетах налоговых резидентов РФ, открытых в банках Армении.
Но это не ограничивает налоговые органы РФ, и они могут запросить непосредственно у владельцев счетов, открытых в Армении, информацию за три предыдущих года по этим иностранным счетам. С учетом того, что вероятно налоговые органы РФ начнут фактическую работу по данной информации не ранее 2026 года, то в контур запроса налоговых органов могут попасть 2023 и 2024 годы. 2022 год может быть запрошен налоговым органом, если требование будет направлено налогоплательщику до окончания 2025 года.
Также хотим обратить внимание, что распространенной практикой использования счетов в Армении являлись следующие операции: бенефициары КИК переводили денежные средства со счетов КИК (например, в связи с закрытием счетов в европейских банках) на свои личные счета, открытые в Армении. В этом случае, если документы по этим операциям не были должным образом оформлены (или в назначении платежа фигурировали «дивиденды», просто «трансфер» и т.п.), налоговые органы РФ могут посчитать такие зачисления налогооблагаемым доходом бенефициаров.
Дополнительно отметим, что в CRS обмене участвует Казахстан с 2021 года. Кыргызстан не участвует в CRS обмене, соответственно не передает информацию о счетах налоговых резидентов РФ в налоговые органы РФ.